КОНЦЕПТ «ДЕНЬГИ» КАК ФРАГМЕНТ АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА

КОНЦЕПТ «ДЕНЬГИ» КАК ФРАГМЕНТ АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА

КОНЦЕПТ «ДЕНЬГИ» КАК ФРАГМЕНТ АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА (на материале американского варианта английского языка)

Целью работы является комплексное когнитивное описание языковых средств объективации фрагмента концептуальной картины мира носителей английского языка - концепта MONEY. Предпринята попытка выявить национальную специфику культурологически значимого содержания названного концепта.

Объектом исследования явилась совокупность альтернативных имен для денег, а также все возможные языковые средства онтологизации концепта в английском языке, т.е. совокупность лексико-фразеологических и паремических средств.

Актуальность исследования определяется общетеоретическими задачами современной лингвистики и прежде всего необходимостью: а) изучить формы представления знаний в языке в неразрывной связи с когнитивной деятельностью человека; б) проанализировать языковые способы концептуальной организации знаний; в) установить характер соотношения, существующего между лингвистическими и экстралингвистическими знаниями.

Научная новизна работы заключается в том, что в качестве объекта исследования выбран концепт, имеющий отношение к области материальной сферы. Впервые комплексно исследуется наивная модель конкретного фрагмента действительности с ориентацией на раскрытие специфики его "языкового видения": выявляется вся совокупность средств выражения концепта MONEY в системе английского языка, исследуются различные когнитивные модели, лежащие в основе семантики имен денег, предлагается описание структуры концепта. Новизна также заключается в применении к выделенному фрагменту лексики исследовательских приемов концептуального анализа, характерных для современных когнитивных исследований.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что вносится вклад в теорию когнитивной структуры слова и, в частности, тех аспектов, которые связаны с моделированием мыслительных процессов при образовании метафорических значений. Исследование позволяет показать специфическое видение фрагмента мира, именуемого money, которое присуще американскому языковому сообществу. Описание данного фрагмента действительности является составной частью общего описания системы языка.

Практическая ценность исследования заключается в том, что материалы диссертации могут найти применение при написании учебных пособий, в лекционных курсах по лексикологии английского языка, спецкурсах, а также в практике преподавания английского языка на факультетах иностранных языков и филологических факультетах университетов. Представленный в диссертации материал и результаты его анализа могут быть использованы в качестве информации по культурологии.

Постановка цели исследования обусловила обращение к активно развивающейся в настоящее время методологии лингвистических исследований - когнитивной парадигме. В рамках когнитивного подхода к языку ключевой выступает категория знания, а сам язык рассматривается как некая "упаковка" знаний, объединяющий знания о мире и знания о языковой системе, и мыслительного содержания, передаваемого в процессе коммуникации. При этом возникает проблема исследования форм и способов "кодирования" знаний с помощью языковых средств, которая непосредственно соотносима с задачами изучения слова. При таком подходе встает вопрос о том, каковы языковые механизмы, обеспечивающие представление в слове знаний о стоящей за ним референтной области.

Для достижения общей цели исследования в работе решаются следующие задачи:

1 - выявление фрагмента мира, зафиксированного языковыми синонимическими средствами с общим значением деньги;

2 - классификационное распределение выделенных лексем;

3 - анализ группы слов с общим значением деньги, учитывающий процесс отражения деятельности когнитивных структур в семантике имен;

4 - определение совокупности средств фразеологии, репрезентирующих концепт MONEY в английском языке;

5 - выявление особенностей функционирования лексемы money в тексте, экспликация гештальтов и составных компонентов концепта;

6 - определение закономерностей осмысления и оязыковления концепта MONEY.

В работе использовались следующие методы: метод компонентного анализа; метод анализа словарных дефиниций; прием лингвистической интроспекции (концептуальный анализ); метод непосредственного наблюдения и описания; классификационный подход; прием когнитивной и культурно-фоновой интерпретации; элементы свободного ассоциативного эксперимента (анкетирование и опрос информантов).

Материалом для исследования послужили данные авторитетных англоязычных толковых, энциклопедических, этимологических, синонимических, фразеологических, ассоциативных словарей, словарей пословиц, а также примеры речевой актуализации концепта MONEY в прямом и косвенном выражении, полученных из произведений художественной литературы, периодической печати.

В исследовании мы опираемся на положение о том, что когнитивные и языковые категории практически неразделимы. Изучение языковых форм будет заведомо неполным без обращения к когнитивным структурам. При обращении к когнитивной сфере противопоставление лингвистического и экстралингвистического знания является нерелевантным (Дж. Лакофф, А.Вежбицкая, Е.С.Кубрякова, А.Н.Баранов, Д.О.Добровольский).

Полученные результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие основные положения, которые выносятся на защиту:

1. Содержание концепта ДЕНЬГИ объемнее одноименной поверхностной языковой сущности, так как объективируется в значительном количестве языковых средств и может быть структурировано.

2. Выявляемая в работе структура концепта ДЕНЬГИ обусловлена спецификой процесса познания, которая предопределена возможностью и способностью человека соотносить информацию с прошлым опытом и знанием о деньгах, накопленных данным социумом.

3. Специфика представления культурного концепта ДЕНЬГИ в английском языке может быть выявлена посредством картирования соответствующих лексических и фразеологических единиц, сопоставления ценностных суждений, вытекающих из стереотипов поведения, зафиксированных в значениях слов, устойчивых выражений, текстов.

Апробация работы. Основные положения исследования в виде докладов и сообщений излагались на ежегодных международных научно-практических конференциях для аспирантов и преподавателей "Лингвистические парадигмы и лингводидактика", проходивших в Центре языковой подготовки Иркутской государственной экономической академии (июнь 1998, 1999, 2000), с последующей публикацией тезисов и статей, на Межвузовской конференции молодых ученых в Иркутском государственном лингвистическом университете (1999), а также на семинарах в ИГЛУ и заседаниях Центра языковой подготовки ИГЭА.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и списка словарей.

Во введении выделяется объект исследования, обосновывается выбор темы диссертации, формулируется цель, задачи и методы исследования, определяется актуальность работы, ее научная новизна, практическая ценность и теоретическая значимость, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе - "Теоретические предпосылки исследования" - рассматриваются современные точки зрения на понимание природы концепта, концептуального анализа как нового метода когнитивно-ориентированных исследований, описывается взаимодействие концептуальной и языковой картин мира.

Во второй главе - "Языковые средства онтологизации концепта MONEY " - дается краткий экскурс в историю денег, выделяются лексические и фразеологические средства репрезентации концепта в английском языке, осуществляется классификация выделенных синонимических средств для номинации денег, выявляются когнитивные аспекты значения этих имен.

В третьей главе — "Концептуальная структура слова MONEY в английской языковой картине мира" — описывается ассоциативное поле концепта MONEY, определяются особенности функционирования слова money в английском языке, выявляются гештальты и составные компоненты концепта MONEY, дается его примерная структура.