Ономастический контекст в постмодернистской литературе (на материале произведений В. Пелевина)

Ономастический контекст в постмодернистской литературе (на материале произведений В. Пелевина)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. На современном этапе развития лингвистики особую актуальность приобретают проблемы ономатопоэтики (литературной поэтической ономастики) — возникшей в 50–60-е гг. XX в. дисциплины, которая изучает специфику употребления имен собственных в художественной речи (работы М.С. Альтмана, Л.И. Андреевой, Л.Н. Волковой, И.Б. Вороновой, С.И. Зинина, Ю.А. Карпенко, Т.Н. Кондратьевой, В.А. Кухаренко, Э.Б. Магазаника, В.Н. Михайлова, Г.А. Силаевой, А.И. Туруты, О.И. Фоняковой и мн. др.).

В художественном произведении каждое имя, как и каждое слово, включено в многообразные связи с окружающим контекстом. Поскольку художественный текст есть функционально–замкнутая система эстетически организованных речевых средств, имя собственное обрастает в нем множеством смысловых связей, сложных ассоциаций и коннотаций, которые образуют его индивидуально–художественную семантику. О суггестивности как общем свойстве семантики имени собственного говорит И.О. Фонякова. Под этим термином она понимает «накопление разного рода коннотаций и семантических компонентов, идущих от ассоциации в тексте и за текстом» (Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте. — Л.: Изд–во Ленингр. гос. ун–та, 1990. — С. 32). Исследователи поэтонимов обращают внимание на участие имен собственных в смыслопорождении текста.

Реферируемое исследование посвящено ономастическому контексту в русской постмодернистской литературе. Это литературное направление зарождается в 60–70–х гг. ХХ века и получает развитие в творчестве таких писателей и поэтов, как Вен. Ерофеев, А. Битов, А. Терц, С. Соколов, Вик. Ерофеев, Д. Галковский, А. Жолковский, В. Пелевин, В. Сорокин, Д. Пригов, Т. Кибиров, Л. Рубинштейн, И. Иртеньев, Вс. Некрасов и мн. др. Писатели–постмодернисты пытаются установить новые мировоззренческие ориентиры, происходит жанровое и стилевое обновление русской литературы вследствие размыкания самой структуры литературного произведения. Это придает ее развитию новое направление, она трансформируется в паралитературу, существующую на границах литературы, философии, лингвистики, культурологи, литературоведения, социологии, психоанализа, использует одновременно и параллельно научные и художественные методы мышления.

Постмодернизм приносит не только новую философию, эстетику и стиль культуры, но и новый язык. Писатели этого литературного направления осуществляют деконструкцию языка массовой культуры. Играя с языком, они стремятся отказаться от его диктата, от борьбы с ним, поэтому активно используют словотворчество (создание окказионализмов), приемы паронимической аттракции (основанной на звуковом сближении слов), корневых повторов, анаграммы, палиндрома и пр. При этом для постмодернистского повествования характерно не изолированное использование приемов языковой игры, а их регулярное взаимодействие и участие в текстообразовании. В творчестве авторов–постмодернистов происходит также деиерархизация оппозиции «нормативная–ненормативная лексика».

Хотя существует большое количество литературоведческих работ, посвященных постмодернизму, можно отметить практическое отсутствие лингвистических исследований, связанных с его языковой спецификой. Имена собственные в литературе этого направления еще не привлекли исследовательского интереса, поэтому выявление особенностей их использования у писателей–постмодернистов представляется нам важной задачей. Необходимость постановки этой проблемы диктуется развитием литературного процесса, практикой использования языка. Имя собственное всегда было важным стилеобразующим компонентом любого литературного текста. Для анализа использования ономастических единиц в условиях новой художественной реальности мы обратились к текстам В. Пелевина. Проза этого современного автора–постмодерниста является наименее изученной с языковой точки зрения. Имена собственные у писателя как наиболее яркий языковой аспект заслуживают пристального внимания.

Объектом данного исследования избран ономастический контекст в произведениях В. Пелевина.

Предметом диссертации является формирование и закономерности развития контекста имени собственного в текстах писателя.

Цель работы состоит в выявлении способов формирования ономастического контекста в русской постмодернистской литературе, а также смыслового потенциала имен собственных, создающих его.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) определить содержание понятия ономастический контекст, установить разновидности ономастических контекстов и их границы в литературе постмодернизма;

2) выявить состав и объем исследуемых ономастических единиц в произведениях В. Пелевина;

3) проанализировать семантические преобразования онимов в контекстах разных видов, установить зависимость употребления и значения имени собственного от контекста произведений постмодернистского направления;

4) определить особенности онимов в произведениях писателя и характерные черты ономастического пространства в идеостиле В. Пелевина.

Методологической базой диссертации служат общеязыковедческие положения о взаимосвязи языка и общества; различии между языком и речью; принцип исследования объекта во всех его связях и отношениях, что предполагает многоаспектное изучение языковых единиц. Данная работа опирается на достижения в области ономастики, литературной ономастики, теории контекста, лингвистического и филологического анализа художественного текста.

Основными методами исследования являются: описательный, представленный совокупностью следующих приемов: наблюдение, сопоставление, обобщение, классификация и комментирование анализируемого материала, а также метод контекстуального анализа. В работе использован прием количественных подсчетов.

Источником языкового материала послужили рассказы, повести и романы В. Пелевина, общим объемом 150 п.л.

Материалом исследования, полученным методом сплошной выборки, является картотека, состоящая из 2365 имен собственных в 12 763 словоупотреблениях.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые определены параметры ономастического контекста и границы его отдельных видов, рассмотрены ономастические характеристики постмодернистского текста, выявлена зависимость употребления имен собственных от их разрядной отнесенности и сюжетных особенностей произведения.

Теоретическая значимость заключается в том, что оно вносит вклад в разработку актуальных для современной литературной ономастики проблем текстообразующей роли имен собственных в постмодернистской литературе, определение видов ономастических контекстов и анализ проблем теории художественного текста.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования ее результатов в спецкурсах по литературной ономастике, стилистике и лингвистике текста, а также в работе над составлением словаря языка писателя.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В литературном произведении имя собственное с наибольшей полнотой раскрывает свой изобразительный потенциал в контексте. Ономастический контекст — это такая глобальная текстообразующая ситуация, при которой в художественном произведении с наибольшей полнотой реализуется смысловой потенциал поэтонима. В литературе постмодернизма существуют следующие типы ономастических контекстов: микроконтекст (обычно равен абзацу), макроконтекст (контекст на уровне всего произведения) и мегаконтекст (выходящий за пределы художественного текста).

2. Среди поэтонимов, которые встречаются в текстах писателя, выделяются ономастические единицы, объединяющие художественное пространство произведений автора (медиаторы). Поэтонимы–медиаторы у писателя представляют собой две группы: а) сквозные антропоэтонимы (возникающие в нескольких произведениях автора), которые позволяют сделать вывод о существовании героев его романов, повестей и рассказов в одной художественной реальности; б) антропонимические единицы с необычным звучанием, связывающие произведения и их центральных персонажей, что помогает читателю проследить эволюцию образа главного героя в творчестве В. Пелевина.