Текстовая ситуация “Социальная защита”: лингвокогнитивный аспект (на материале разностилевых англоязычных текстов)

Текстовая ситуация “Социальная защита”: лингвокогнитивный аспект (на материале разностилевых англоязычных текстов)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Реферированная диссертация посвящена изучению и сравнительному анализу лингвокогнитивных и семантических особенностей ситуации “Социальная защита” в англоязычных текстах официально-делового, публицистического и художественного стилей, которые исследуются в ракурсе осуществляемого ими информационного воздействия.

Результаты исследований, посвященных сопоставлению семантики разностилевых текстов, подтверждают мысль Р.Барта о том, что текст становится понятным только тогда, когда понятной является ситуация, о которой в нем сообщается (Р.Барт). С целью реконструкции ситуаций, воплощенных в тексте, используются разные концептуальные модели, структурирующие текстовую информацию (Ч.Филлмор, Т.А.ван Дейк, Е.С.Кубрякова, R.Jackendoff и др.), в том числе концептуальные (статические) и/ или когнитивные (динамические). При этом анализируются особенности языковой репрезентации определенных ситуаций в тексте (О.П.Воробьёва, С.А.Жаботинская, Л.И.Белехова, О.М.Кагановская, B.Hawkins и др.) и учитывается стилевое варьирование текстовых ситуаций (Л.В.Барба). В настоящее время малоизученной остаётся динамика формирования текстовых ситуаций, их трансформации и взаимодействие между собой – ранее текстовые ситуации изучались лишь в статике, при этом рассматривались ситуация встречи (С.Д.Чугу), ситуация “преступление – ответственность” (Л.В.Барба), “течение болезни” и “лечение болезни” (С.В.Вострова). В то же время вне рамок лингвистических исследований оказался целый ряд социально значимых ситуаций, которые находят свое воплощение в текстах разных стилей и жанров, в том числе и ситуация “Социальная защита”.

Важными составляющими семантики текстовых ситуаций являются концептуальные образы, с помощью которых не только формируется обобщенное представление о ситуации как едином целом (J.Andersоn), но и создается основа для определенного информационного воздействия. Такое информационное воздействие в нашем исследовании связывается с социальным программированием.

Социальное программирование, под которым понимается определенная форма информационного воздействия на человека как члена общества и общество в целом с целью установления и закрепленения общих норм и принципов их сосуществования, частично рассматривалось ранее лишь в социологии и ассоциировалось с понятием социализация (Ю.А.Сорокин). Языковые же средства кодирования целенаправленной социально значимой информации оставались за рамками лингвистического изучения.

Актуальность данной диссертации обусловлена тем, что в ней важные социальные явления изучаются под углом зрения когнитивной лингвистики, одной из задач которой является установление взаимосвязи между концептуальными и языковыми структурами. Рассмотрение социального программирования сквозь призму лингвокогнитивных аспектов текстопостроения является актуальным в плане дальнейших исследований в области функциональной стилистики и лингвистики текста.

Связь работы с научными темами. Диссертационная работа выполнена в рамках коллективной темы кафедры лексикологии и стилистики английского языка Киевского национального лингвистического университета “Основные категории стилистики и лингвистики текста в синхронии и диахронии и лингво-методические аспекты их исследования”. Проблематика диссертации вписывается в круг вопросов, изучаемых в рамках госбюджетной научной темы Министерства образования и науки Украины “Языковые системы. Динамика функционирования фонетических, грамматических и лексических единиц: когнитивный и коммуника­тивно-прагматический аспекты (германские, романские и украинский языки)” (тема утверждена ученым советом КНЛУ, протокол № 5 вот 24 января 2000 года).

Целью диссертации является установление особенностей текстового воплощения референтной ситуации “Социальная защита” путем построения её концептуальных моделей на основе языковых средств их репрезентации в тексте. Достижение поставленной цели предполагает решение таких основных задач:

· уточнить содержание понятия “социальное программирование” и проследить эволюцию его текстовых форм в связи со становлением и развитием жанров;

· определить специфику ситуации “Социальная защита” в ее референтном, концептуальном и текстовом планах;

· построить фреймовые модели текстовой ситуации “Социальная защита” в статике и динамике с учетом специфики анализируемых разностилевых англоязычных текстов;

· определить основные узлы фреймовых структур исследуемой текстовой ситуации и описать их типичное лексическое наполнение в современных англоязычных юридических, публицистических и художественных текстах;

· установить особенности варьирования моделей ситуации “Социальная защита” в разностилевых англоязычных текстах;

· построить типологию концептуальных образов текстовой ситуации “Социальная защита” и описать их языковые свойства в зависимости от стиля изучаемых текстов;

· провести сопоставление языковых особенностей концептуальных образов ситуации “Социальная защита” в их текстовом воплощении с типами социального программирования, основу которого они составляют.

Новизна данного научного исследования состоит в том, что текстовые ситуации впервые изучаются с точки зрения их роли в социальном программировании. Выявлено и описано соотношение концептуальных образов как составляющих ситуации “Социальная защита” с установленными типами социального программирования. Новым является построение типологии фреймовых моделей анализируемой текстовой ситуации, наблюдения и выводы относительно тенденций их варьирования в зависимости от параметра функционального стиля. Новым является и сам объект анализа – текстовая ситуация“Социальная защита”, которая до настоящего времени не подвергалась системному изучению.

Предметом исследования выступают языковые средства воплощения ситуации “Социальная защита” в современных разностилевых англоязычных текстах, рассмотренные в ракурсе лингвокогнитивних основ их информационного воздействия.

Цель и задача исследования обусловили использование семантического, концептуального и интерпретационно-текстового методов анализа. В рамках последнего основной является методика контекстно-ситуативного анализа, которая применяется для вычленения текстовых ситуаций и описания их динамических и статических свойств. В рамках концептуального анализа базовой выступает методика фреймового анализа, в сочетании с методикой ролевой иконографии (по Б.Хокинзу), которые используются для построения концептуальных моделей исследуемой ситуации. Взаимодействие концептуальных образов текстовой ситуации “Социальная защита” описывается сквозь призму концепции “силовой динамики” Л.Телми. Выводы о типичности тех или иных языковых средств, с помощью которых в текстах актуализируются концептуальные образы исследуемой ситуации, основываются на данных количественного анализа.

Теоретическое значение работы определяется тем, что установление особенностей текстовой ситуации “Социальная защита” в динамическом и статическом аспектах является весомым вкладом в исследования семантики текста и дискурса. Предложенная методика анализа этой ситуации, способствующая дальнейшему совершенствованию инструментария концептуального анализа текста, может быть использована при исследовании текстового воплощения других социально значимых ситуаций. Рассмотрение текстового материала в ракурсе обеспечения информационного воздействия позволило уточнить специфику явления социального программирования путем раскрытия его основных форм и типов.

Практическое значениепроведенного исследования обусловлено целесообразностью использования его результатов, положений и выводов в курсе стилистики английского языка (в разделах "Стилистика текста", "Интерпретация текста", “Стилистическая семасиология”), в разработке спецкурсов по интерпре­тации текста, социолингвистике и лингвистике текста, а также на занятиях по практике устной и письменной речи на старших курсах факультетов иностранных языков педагогических институтов и университетов.