КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
На правах рукописи
Развитие современной науки о языке идёт по пути своеобразного разделения лингвистики на две сферы, которые имеют разные объекты и предметы изучения. Описание и исследование языковой структуры является предметом изучения традиционного языкознания, языковая личность - предмет изучения антропоцентрической лингвистики.
Антропоцентрическая (или антропологическая) лингвистика - это область лингвистической науки, изучающая языковую личность и её коммуникативную деятельность.
Антропоцентрический подход к языку переместил исследовательский интерес с анализа внутренней структуры языка на анализ коммуникативного аспекта языка, его функционирования в процессе речевой деятельности. Коммуникативный и антропоцентрический подходы привели к развитию новых лингвистических направлений в сфере коммуникативного поведения. Сначала в рамках лингвострановедения исследовалось коммуникативное поведение народов, затем получили своё развитие такие самостоятельные направления, как гендерная, профессиональная, возрастная лингвистика.
Существует целый ряд фундаментальных исследований развития детской речи, посвященных лингвистическому описанию последовательности появления в речи ребенка тех или иных языковых фактов (А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин, Н.И. Лепская, Е.И. Исенина, А.М. Шахнарович).
Наряду с работами по онтолингвистике имеется обширная психологическая литература, посвященная функциональному развитию детской речи или развитию речевого общения (Д.Б. Годовикова, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина).
В последние годы появился ряд исследований, описывающих детское коммуникативное поведение в рамках возрастной лингвистики (Е.Б. Чернышова, Н.А. Лемяскина, Е.И. Грищук, Т.И. Полюкова).
Несмотря на разноаспектную тематику психолингвистических работ в области детской речи, следует отметить тот факт, что проблема описания основных черт коммуникативного поведения старших дошкольников не являлась до сих пор предметом специального исследования в лингвистической науке. Вместе с тем коммуникативное поведение старшего дошкольника является компонентом национального коммуникативного поведения и культуры русского народа. Комплексное описание коммуникативного поведения шестилетнего ребенка, представляющее собой коммуникативную деятельность старшего дошкольника как многоаспектный процесс коммуникативного взаимодействия с миром, взрослыми и сверстниками, представляет собой актуальную научную задачу.
Данное исследование посвящено описанию специфики коммуникативного поведения старшего дошкольника.
Предмет исследования: коммуникативное поведение шестилетнего ребенка как проявление возрастного коммуникативного мышления.
Цель исследования: комплексное описание коммуникативного поведения старшего дошкольника и выявление основных особенностей его коммуникативного мышления.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
· определить релевантные черты коммуникативного поведения шестилетнего ребенка;
· разработать модель описания коммуникативного поведения дошкольника;
· разработать принципы и методики изучения и описания коммуникативного поведения;
· осуществить комплексное описание коммуникативного поведения ребенка по разработанной параметрической модели; выявить основные коммуникативные категории и степень сформированности категориального строя коммуникативного мышления шестилетних детей;
· определить уровень развития коммуникативного сознания дошкольников;
· осуществить сопоставительный анализ коммуникативного поведения старших дошкольников, первоклассников и взрослых.
Методика изучения и описания коммуникативного поведения ребёнка
Изучение литературы показало, что лингвистика и психолингвистика обладают фрагментарными сведениями о коммуникативном поведении старшего дошкольника. Кроме того, имеющиеся знания об этом коммуникативном феномене в основном противоречивы. Зачастую теоретические сведения противоречат реальной коммуникативной практике, наблюдения родителей за коммуникативным поведением дошкольников отличаются от наблюдений воспитателей детских садов, реальная коммуникативная деятельность самих детей не соответствует их собственным представлениям о своём коммуникативном поведении.
В целях максимально объективного и системного описания коммуникативного поведения дошкольника нами был использован с некоторыми дополнениями комплекс методик, разработанный Н.А. Лемяскиной (Лемяскина, Стернин, 2000).
Данный комплекс включает в себя:
· методику включённого наблюдения;
· методику опосредованного наблюдения;
· коммуникативное интервьюирование;
· методику наводящей беседы;
· методику констатирующего эксперимента.
Фиксация результатов наблюдения за речевым общением производится посредством магнитофонной записи, невербальное поведение описывается наблюдателем механически.
Коммуникативное интервьюирование с дошкольниками проводится устно с магнитофонной записью ответов и последующей их расшифровкой и обработкой. Интервьюирование взрослых может иметь как устную, так и письменную форму.
Результаты наводящей беседы фиксируются на магнитофонную ленту и в последующем расшифровываются. Такие беседы можно проводить со взрослыми (родителями, воспитателями детских садов) и детьми, как в группе, так и индивидуально.
Взрослым заранее предлагалются опросные листы, содержащие вопросы по коммуникативному поведению детей, ответы на которые они должны были дать после завершения наблюдения.
Специальное создание экспериментатором различных условий для взаимодействия детей, моделирующих в общем виде деловые, познавательные и личностные компоненты общения дошкольников как со взрослыми, так и с ровесниками.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые в отечественной лингвистике коммуникативное поведение шестилетнего ребенка получает целостное, комплексное описание по разработанной параметрической модели; выделены релевантные черты коммуникативного поведения шестилетних детей и проведён сопоставительный анализ доминантных признаков коммуникативного поведения старших дошкольников, первоклассников и взрослых как компонента национального поведения лингвокультурной общности.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов и выводов в учебных курсах по психолингвистике, при подготовке учебных пособий для студентов вузов, методических рекомендаций для учителей, воспитателей детских садов и родителей. Разработаны методика исследования коммуникативного поведения старшего дошкольника, методы и приёмы формирования и развития адекватных коммуникативных навыков шестилетнего ребёнка.
Материал исследования: магнитофонные записи речи старших дошкольников в детских дошкольных учреждениях г. Борисоглебска (в различных речевых ситуациях) с последующей расшифровкой записей (90 часов), письменные ответы родителей и воспитателей на вопросы анкет (675 анкет, из них 615 анкет родителей, 60 анкет воспитателей), уственные ответы детей на вопросы анкет (624 опросных листа, заполненных экспериментатором).
Положения выносимые на защиту.
1. Результаты исследования в таких областях, как социолингвистика и психолингвистика, теория речевой коммуникации, гендерная и возрастная лингвистика позволяют приступить к разработке системного описания основных особенностей коммуникативного поведения человека как комплексного коммуникативного явления. Для этого необходима разработка модели описания коммуникативного поведения, системно отражающей наиболее релевантные его черты.
2. Возрастная специфика коммуникативного поведения старшего дошкольника имеет многочисленные, ярко выраженные признаки, характерные данному возрасту.
3. Разработанная параметрическая модель описания коммуникативного поведения, включающая факторов, параметров и признаков, даёт возможность системно описать не только коммуникативное поведение шестилетних детей, но и коммуникативное поведение других возрастных групп.