АВТОРИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ДИСКУРСА: КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (на материале англоязычных статей современных европейских и американских лингвистов)

АВТОРИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ДИСКУРСА: КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (на материале англоязычных статей современных европейских и американских лингвистов)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Реферированная диссертация посвящается исследованию коммуникативно-прагматических особенностей англоязычного научного дискурса в ракурсе авторизации на материале статей современных европейских и американских лингвистов.

На протяжении последних десятилетий категория авторизации находится в центре внимания функционально ориентированных студий, в частности, в области функциональной стилистики (М.Н.Кожина, М.П.Котюрова, Л.М.Лапп), прагмалингвистики (Е.А.Барляева, М.В.Максимова, С.О.Турунтаева), этнолингвистики (И.Л.Барыш). Всестороннее изучение речевой деятельности субъектов научного познания предусматривает интегрирование функционально-семантического (Г.Н.Иванова, М.П.Котюрова), структурного и семантического (Г.Г.Почепцов, Г.Г.Лилова), системно-деятельностного (А.И.Варшавская, Е.И.Варгина, Н.Б.Мальцева), сравнительного (С.А.Жаботинская, Т.В.Матвеева) подходов к ее исследованию. Однако в лингвистическом обращении отсутствует однозначная трактовка категории авторизации, что свидетельствует о незавершённости ее гносеологического становления. Недостаточно изученным остаётся также вопрос метакоммуникативной природы научного дискурса, что наряду со спецификой сложной семантической структуры категории авторизации обусловило выбор темы исследования. Фокус данной работы составляет речевая деятельность автора англоязычного научного лингвистического дискурса (АНЛД), что обуславливает ее рассмотрение сквозь призму коммуникативно-прагматического подхода с учётом наработок в областях лингвостилистики, психолингвистики и теории речевой коммуникации.

Актуальность диссертационной темы определяется общей направленностью современного функционального языковедения на выявление взаимосвязи языка и мышления, что позволяет выяснить, как основные свойства современного гуманитарного мышления – полифония, диалогичность и интерсубъективность – объективируются в англоязычном научном лингвистическом дискурсе. Актуальность поставленной проблемы также обусловлена необходимостью дальнейшего развития теории дискурса в аспекте определения характера осуществления межсубъектного взаимодействия с учётом социокультурных параметров научной коммуникации; утверждением в коммуникативной лингвистике эгоцентричной парадигмы, нацеленной на установление закономерностей построения и функционирования авторитарного / неавторитарного типов научного дискурса.

Связь работы с научными темами. Диссертация выполнена в соответствие с планом научно-исследовательской работы кафедры грамматики и истории английского языка Киевского национального лингвистического университета. Проблематика диссертации входит в круг вопросов, исследуемых в рамках госбюджетной научной темы Министерства образования и науки Украины “Языковые системы. Динамика функционирования фонетических, грамматических и лексических единиц: когнитивный и коммуникативно-прагматический аспекты (германские, романские и украинский языки)” (тема утверждена ученым советом Киевского государственного лингвистического университета, протокол № 5 от 24 января 2000 года).

Цель диссертации – выявление коммуникативно-прагматических особенностей АНЛД путём раскрытия семантической структуры категории авторизации и установления закономерностей осуществления межсубъектного речевого взаимодействия.

Достижение поставленной цели требует решения конкретных задач:

– очертить жанрово-стилевые параметры дискурса англоязычной научной статьи по лингвистике в ракурсе обеспечения его композиционно-структурной и семантической организации;

– уточнить содержание представленной в АНЛД категории авторизации путём выявления и описания её семантической структуры;

– раскрыть метакоммуникативную природу англоязычного научного лингвистического дискурса;

– выделить коммуникативно-прагматичекские типы АНЛД на основе анализа языковых средств авторизации;

– создать шкалу языковых средств авторизации в аспекте выявления градуального характера их иллокутивно-утверждающего потенциала;

– выявить психолингвистические характеристики языковой личности автора с учётом соблюдения / несоблюдения риторических норм англоязычной научной коммуникации;

– установить речевые стратегии и тактики автора с целью выяснить закономерности построения и функционирования авторитарного / неавторитарного типов АНЛД.

Объектом исследования является англоязычный лингвистический дискурс, представленный жанром научной статьи.

Предметом исследования являются коммуникативно-прагматические особенности АНЛД в ракурсе авторизации.

Материалом исследования послужили англоязычные научные статьи современных европейских и американских лингвистов. Количество проанализированных источников – 240 статей (общим объёмом ~ 3696 стр.), в которых путём сплошной выборки было выделено 430 дискурсивных сегментов.

Методы исследования. Цель и задачи диссертационной работы обусловили использование комплексной методики прагмасемантического анализа с привлечением таких методов: анализа речевых актов – для выяснения прагматической направленности АНЛД, дистрибутивного анализа – для выявления окружения, в котором используются предикаты эпистемической модальности, компонентного – для раскрытия семантической структуры категории авторизации, функционального – для определения функций категорической / некатегорической утверждающей авторизации, контекстно-ситуативного и интерпретационного – для установления речевых стратегий и тактик построения авторитарного / неавторитарного типов АНЛД.

Научная новизна данного исследования определяется тем, что в ней впервые осуществлён анализ семантической структуры категории авторизации в единстве её метакоммуникативного, оценочного и коммуникативно-прагматического компонентов. Очерчена специфика структурно-композиционной и смысловой организации АНЛД с учётом его жанрово-стилевых, риторических и метакоммуникативных особенностей. Выявлена и описана специфика реализации иллокутивно-утверждающего потенциала АНЛД с учётом соблюдения / несоблюдения автором риторических норм англоязычной научной коммуникации. Новым является выделение речевых стратегий и тактик построения авторитарного / неавторитарного АНЛД, а также выводы относительно тенденций их использования в плане повышения эффективности научного общения.

Теоретическое значение диссертации состоит в дальнейшем развитии теории дискурса посредством выявления специфики авторизации АНЛД в аспекте её статики и динамики – путём раскрытия семантической структуры данной категории на основе анализа языковых средств её реализации. Определённым вкладом в область прагмалингвистики является установление речевых стратегий и тактик построения авторитарного / неавторитарного АНЛД с учётом характера языковой личности автора. Определение языковых и неязыковых факторов авторизации АНЛД сквозь призму современных теорий дискурса расширяет возможности типологического исследования последнего на материале других языков мира, что способствует дальнейшему развитию коммуникативно-прагматического подхода к изучению языковых явлений.

Практическое значение работы усматривается в использовании выводов и результатов диссертации в курсах теоретической грамматики (разделы “Прагматический аспект предложения”, “Прагматика текста”) и стилистики современного английского языка (разделы “Стилистика научного текста”, “Интерпретация текста”, “Речевые жанры”); в создании спецкурсов по интерпретации научного текста, культуре устной и письменной научной речи; при написании курсовых, дипломных и магистерских работ.

Апробация результатов исследования осуществлялась на 12 конференциях, в том числе трёх международных: “Текст в лингвистической теории и в методике преподавания филологических дисциплин” (Мозырь, 2001 г.), “Форма, значение и функции единиц языка и речи” (Минск, 2002.), “Социокультурные аспекты обучения иностранным языкам” (Тернополь, 2004); трёх национальных: The 6th National TESOL Ukraine Conference “The Way Forward to English Language and ESP Teaching in the Third Millennium” (Київ, 2001 р.), The 7th National TESOL Ukraine Conference “Exploring EFL Challenges with TESOL Community” (Чернигов, 2002), The 8th National TESOL Ukraine Conference “TEFL Innovations and Challenges” (Винница, 2003 р.); II Всеукраинской научной конференции “Актуальные проблемы менталингвистики” (Черкассы, 2001); ІV региональной научно-практической конференции “Языки в открытом обществе” (Чернигов, 2003); четырёх межвузовских: научно-практической конференции “Язык – образование – культура: научные парадигмы и современный мир” (Киев, 2001); научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой 85-летию ЧГПУ имени Т.Г.Шевченка (Чернигов, 2001); на VII научно-практической конференции молодых учёных и студентов (Чернигов, 2004), на VIII научно-практической конференции молодых учёных и студентов (Чернигов, 2005).