АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АНГЛОЯЗЫЧНОГО ДИАЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АНГЛОЯЗЫЧНОГО ДИАЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Реферируемая диссертация посвящена исследованию особенностей выражения и реализации оценочного значения в англоязычном диалогическом дискурсе. Значительный интерес к оценочности в коммуникации, усиленный антропоцентрическим характером современных лингвистических студий, позволяет раскрыть когнитивные механизмы и дискурсивную специфику процесса оценивания. Интерпретация мироощущения, социального статуса, мышления, воплощенная в речи индивида, связана, прежде всего, с его способностью анализировать и порождать суждения и оценки в соответствии с собственной картиной мира (Н.Д.Арутюнова, Е.М.Вольф, Т.А.Космеда, Н.И.Сукаленко). В диссертационной работе рассматривается разновидность оценки, связанная с ценностным восприятием говорящим объектов окружающей действительности, – аксиологическая оценка (Н.Д.Арутюнова, А.В.Зубов, С.Н.Колесник, Т.А.Космеда, Н.Н.Миронова, Е.Н.Старикова, В.Н.Телия, О.В.Яшенкова).

Лингвистические исследования отечественных и зарубежных языковедов были посвящены изучению различных аспектов оценочного значения, а именно: лексико-семантических (А.В.Зубов, Е.М.Вольф, В.Н.Кириллова, Л.М.Киричук, Г.Г.Кошель, М.А.Минина, J.Channell, A.Wierzbicka) и прагматических характеристик оценки (Н.Д.Арутюнова, С.Ю.Ильина, Й.Сипко, Е.И.Федотова), оценочности в фразеологии (А.В.Кунин, Л.Г.Заятуева), в высказываниях определенного типа (И.А.Беляева, Т.А.Крысанова), в минимальных диалогических единствах (О.В.Яшенкова), оценочного значения как компонента текста (S.Hunston, G.Thompson). В рамках дискурсивной парадигмы осуществлен анализ типов дискурса, в частности, политического (А.Д.Белова, О.Е.Поляк, О.С.Фоменко), аргументативного (А.Д.Белова, Т.А.Мирончук, F.H.van Eemeren, R.Grootendorst, A.Fisher), побудительного (Т.Н.Никульшина, Л.Г.Ряполова, S.Jacobs, S.Jackson), делового (О.С.Сыщиков), журналистского и юридического (A.Fakhri), разговорного (А.Н.Баранов, Г.Е.Крейдлин, D.Tannen, H.Sacks, E.A.Schegloff, G.A.Jefferson), комического (M.Versteeg). В лингвистической литературе имеются также работы, посвященные оценочному дискурсу на материале текстов рецензий и рекламы в немецком языке (Н.Н.Миронова) и эмотивно-оценочному дискурсу в русском языке (Т.А.Трипольская). Несмотря на многочисленность работ, в которых исследо­вались разные аспекты оценочного значения, аксиологическая оценка как неотъемлемый компонент речи индивида, актуализированная в дискурсе, не получила всестороннего освещения. Недостаточно исследованным также остается анализ особенностей построения диалогического дискурса с точки зрения аксиологической тактико-стратегической деятельности коммуникантов, обуслов­ленной оценочным восприятием действительности. Таким образом, детальное комплексное исследование аксиологической оценки с учетом ее логико-семантических, прагматических и коммуникативных особенностей в англоязычном диалогическом дискурсе в рамках дискурс-анализа до настоящего времени не проводилось, что и определило выбор темы данной диссертационной работы.

Актуальность диссертации обусловлена общей направленностью современной лингвопрагматики на комплексный подход к раскрытию механизмов продуцирования дискурса и специфики его построения. Исследование логико-семантических и прагматических особенностей оценочного значения сквозь призму его коммуникативной реализации способствует также конкретизации признаков и основных составляющих диалогического дискурса.

Связь работы с научными темами. Диссертация выполнена в соответствии с планом научно-исследовательской работы кафедры грамматики и истории английского языка Киевского национального лингвистического университета. Проблематика диссертации вписывается в круг проблем, которые исследуются согласно госбюджетной научной теме “Типология и функцио­нирование языковых единиц фонетической, грамматической и лексической систем германских и романских языков: когнитивный, коммуникативный и прагматический аспекты” (Тема утверждена ученым советом Киевского государственного лингвистического университета, протокол № 5 от 27 января 1997 года).

Дляанализа дискурсивной модели реализации оценочного значения в исследовании была сформулирована рабочая гипотеза, основанная на предположении, что комбинация оценочных компонентов с коммуникативными средствами их реализации – стратегиями, тактиками и речевыми ходами образуют устойчивую целостную структуру диалогического дискурса, наличие которой позволяет говорить о его аксиологической направленности.

Цель настоящего диссертационного исследования состоит в определении аксиологической структуры англоязычного диалогического дискурса путем выявления логико-семантических, прагматических и дискурсивных особенностей средств выражения оценки и условий реализации оценочного значения.

Изучение проблемы показало, что достижение поставленной в данной работе цели предполагает решение следующих задач:

· выявить совокупные языковые и внеязыковые факторы, способствующие реализации оценочного значения в дискурсе;

· уточнить понятие диалогического дискурса, его основные характеристики и параметры с учетом аксиологических тактик и стратегий коммуникантов;

· установить критерии разграничения оценочного дискурса как самостоятельного типа дискурса и оценочного субдискурса как подчиненного элемента дискурса другого типа;

· определить типы оценочного значения, которые реализуются в англоязычном диалогическом дискурсе;

· выделить грамматические и прагматические средства реализации оценки;

· исследовать основные составляющие аксиологической структуры англоязычного диалогического дискурса;

· сконструировать и описать дискурсивную модель актуализации оценочного значения.

Объектом диссертационного исследования выступает аксиологическая структура диалогического дискурса современного английского языка.

Предметом исследования является логико-семантические, прагматические и дискурсивные особенности реализации оценки в диалогическом дискурсе.

Материалом исследования послужили диалогические дискурсы персонажей художественной прозы британских и американских авторов второй половины ХХ века. Методом сплошной выборки было отобрано и проанализировано 200 фрагментов дискурсов, в которых было найдено 3670 аксиологических единиц разных языковых уровней.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в рамках дискурс-анализа было осуществлено комплексное исследование феномена оценки в дискурсе с учетом внеязыковых особенностей поведения коммуникантов на материале современного английского языка. Новым является также выявление аксиологической структуры диалогического дискурса с выделением типологии тактик и номенклатуры стратегий, использующихся в нем, а также построения оценочной модели в коммуникации; определение статуса оценочного дискурса и оценочного субдискурса. В рамках данного исследования впервые получила разрешение проблема существования косвенной и имплицитной оценки как отдельных лингвистических явлений, отличающихся своими прагматическими характеристиками.

Теоретическое значение работы состоит в новом подходе к анализу языковых единиц с пополнением знаний о лингвистическом статусе аксиологической оценки как с позиций лингвопрагматики, так и с позиций дискурс-анализа. В диссертации углублены теоретические основы вопросов классификации типов дискурса и его содержательных характеристик путем выделения и типологизации тактик и стратегий, которые используются в англоязычном дискурсе. Таким образом, работа является вкладом в общую теорию дискурса. В диссертационном исследовании также уточняются положения семантики и прагматики относительно пресуппозиций, импликаций и явления косвенности в тексте.

Практическая ценность диссертации заключается в возможности применения полученных результатов в курсах теоретической грамматики (разделы “Теория речевых актов”, “Анализ дискурса”), стилистики английского языка (разделы “Стилистический синтаксис”, “Интерпретация текста”), практики перевода. Результаты исследования могут также использоваться в спецкурсах по лингвистике текста, основ теории речевой коммуникации и речевого взаимодействия, на занятиях по практике устной и письменной речи, при проведении научных исследований по английской филологии.