ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ И КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ЧАСТНЫХ ГАЗЕТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ

ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ И КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ЧАСТНЫХ ГАЗЕТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ

Гусар Мальвина Викторовна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Реферированная диссертация посвящается исследованию лингвокогнитивного и коммуникативно-прагматического аспектов частных газетных объявлений (ЧГО) в современной британской периодике.

Обращение к текстам ЧГО, или классифайдов (от англ. classified advertisements, classified ads, classifieds) частного характера объясняется их распространенностью в сфере информационной деятельности общества. Газетные объявления, напечатанные в англоязычной прессе, уже рассматривались с точки зрения их лингвотекстовых (В.И. Провоторов), лексико-синтаксических (П. Брутто, Б. Насырова) и культурно-языковых особенностей (Е.А. Курченкова).

Выбор лингвокогнитивного и коммуникативно-прагматического аспектов ЧГО как предмета исследования обусловлен тенденциями развития современной лингвистической мысли. Одна из них – тенденция к разработке когнитивного направления изучения языковых явлений (Н.Н. Болдырев, Е.С. Кубрякова, В.В. Демьянков), связанная с решением вопросов моделирования семантики языковых единиц (С.А. Жаботинская, Р.Ленекер, Ч. Филлмор) и дискурса (Ж. Фоконье, Т.А. ван Дейк). Второе направление – коммуникативное, направленное на решение проблем теории коммуникации, касающихся определения условий успешности общения (Г.П. Грайс, В.В. Красных, Дж. Лич, М.Л. Макаров, Г.Г. Почепцов), выявления стратегий и тактик речегого поведения коммуникантов (Е.С. Иссерс, С.А. Сухих). Осознание факта, что в коммуникативном процессе задание его участников состоит не только в реализации определенных интенций, но и в адекватной передачи собственных понятий, суждений и умозаключений, порождает необходимость многоаспектного анализа языковых явлений, при котором когнитивные параметры изучаются в тесной связи с коммуникативными (А.Э. Левицкий, И.П. Сусов, С.А. Аристов, Я.О. Бондаренко). При этом центральным объектом лингвистических исследований выступает текст (О.П. Воробьева, И.М. Колегаева, Е.В. Анопина, А.П. Апалат, Л.С. Винарская, Т.И. Ямчинская) как превращенная форма общения (Е.Ф. Тарасов), как продукт и результат умственно-речевой деятельности индивидов (Т.М. Дридзе), как единица, которая несет когнитивную, информационную, психологическую и социальную нагрузку общения (Г.В. Колшанский).

Таким образом, актуальность избранной темы диссертации определяется направленностью современных языковедческих студий на изучение текста в взаимосвязи его коммуникативно-прагматического и лингвокогнитивного аспектов, а также тенденцией к углубленному изучению разных типов текстов и их функциональных особенностей.

Связь работы с научными темами. Диссертация выполнена в рамках научного направления Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова “Исследование проблем гуманитарных наук” и согласована с проблематикой работ кафедры английской филологии “Лингвальный анализ”, утвержденной ученым советом Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова 21 декабря 2001 года (протокол №5).

Цель исследования состоит в установлении способов организации, распределения и передачи информации в англоязычных ЧГО путем раскрытия их семантико-когнитивных и коммуникативно-прагматических особенностей. Достижение поставленной цели предусматривает решения следующих задач:

- определить жанровые характеристики ЧГО

- установить дискурс, который порождает ЧГО, и коммуникативную структуру этого дискурса;

- выявить семантические особенности ЧГО в современной британской периодике;

- раскрыть особенности композиционной структуры англоязычных ЧГО;

- установить интенциональное содержание ЧГО, раскрыв его основные иллокутивные силы;

- определить основные коммуникативные стратегии и тактики адресанта ЧГО в современной британской периодике;

- выяснить факторы успешности ЧГО в англоязычной прессе.

Объектом исследования являются ЧГО, печатающиеся в британских газетах за определенным стандартом последних и размещающиеся в рубриках соответственно теме сообщения.

Предмет изучения составляют лингвокогнитивные и коммуникативно-прагматические особенности ЧГО в современной британской периодике.

Материалом исследования служили 700 частных объявлений, напечатанных в британских газетах “The Daily Telegraph” (DT) за 1999 год,“The Sunday Times” (ST), “The Times” (T), “The Bargain Pages” (BP), “Rugby Advertiser” (RA), изданных в 2002 – 2003 годах.

Исследовательские методы. Цель и задания исследования обусловили использование методов концептуального, акторечевого, контекстуального, прагмасемантического и количественного анализа.

Для выявления семантических особенностей ЧГО в современной британской периодике, раскрытия его семантической структуры использовалась методика фреймового моделирования. Метод акторечевого анализа позволил установить интенциональное содержание ЧГО и раскрыть коммуникативно-прагматические особенности его составляющих. Методы контекстуального и прагмасемантического анализа были задействованы для установления коммуникативных стратегий и тактик. Для удостоверения результатов исследования применялись элементы количественного анализа.

Научная новизна полученных результатов состоит в том, что ЧГО рассмотрен как составляющая особого типа дискурса – потребительско-информационного. Раскрыто вторичную природу ЧГО, которая состоит в наличии вторичного адресанта – редактора газеты. Впервые рассмотрен лингвокогнитивный аспект ЧГО в современной британской периодике, что позволило раскрыть семантическую структуру текстов ЧГО и построить их семантическую классификацию. Новым является также установление коммуникативных стратегий и тактик построения ЧГО.

Теоретическое значение проведенного исследования состоит в том, что выявление жанрово-дискурсивных особенностей ЧГО в современной британской периодике является вкладом в разработку вопросов теории текста и дискурса. Определение основных семантических, композиционных и коммуникативно-прагматических особенностей ЧГО, а именно, раскрытие его семантической структуры, интенционального содержания, установление коммуникативных стратегий и тактик построения ЧГО способствует дальнейшему развитию теории коммуникации.

Практическое значение работы состоит в возможности применения ее основных результатов и выводов в курсах теоретической грамматики (разделы “Прагматика текста”, “Теория речевых актов”), стилистики английского языка (раздел “Стилистика текста”), в спецкурсах по теории дискурса, когнитивной лингвистике, теории речевой коммуникации, при проведении дальнейших научных исследований в области английской филологии.

Апробация результатов диссертации состоялась на научно-практической конференции Киевского национального лингвистического университета “Языки и культуры в современном мире” (Киев, 2003) и отчетно-научной конференции молодых ученых Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова (Киев, 2003).

Публикации. Основные положения и результаты исследования отображены в четырех научных статьях автора, опубликованных в специализированных изданиях.

Структура работы. Диссертация общим объемом 230 страниц (объем текста диссертации составляет 166 страниц) состоит из вступления, трех разделов с выводами по каждому из них, общих выводов, списка использованной научной литературы, источников иллюстративного материала и приложений, содержащих примеры анализируемых текстов.

Во вступлении обоснованы выбор темы исследования и ее актуальность, определены его цель и задачи, объект и предмет; описано методы исследования; сформулированы положения, выносимые на защиту; освещаются научная новизна новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов.

В первом разделе рассматриваются основные этапы и направления в развитии теории текста, послужившие предпосылкой для формирования понятия текста как объекта, порожденного в дискурсе, изучается история появления и развития ЧГО в британской прессе, дается определение понятию “частное газетное объявление”; изучаются особенности коммуникативной структуры потребительско-информационного дискурса, к которому принадлежит ЧГО.