КОНЦЕПТЫ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА В РУССКИХ ЛЕТОПИСЯХ
КОНЦЕПТЫ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА В РУССКИХ ЛЕТОПИСЯХ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Изучение отдельных фрагментов языковой картины мира является одним из наиболее перспективных направлений современной лингвистики. Активно изучаются основания концептуальной картины мира и принципы реконструкции отдельных фрагментов языковой картины мира в рамках интенсивно развивающейся антропоцентрической парадигмы в языкознании.
Настоящая работа посвящена изучению фрагментов концептосферы внутреннего мира человека, в частности, ее центральных компонентов – концептов душа, сердце и ум – в национальной картине мира древнерусского периода.
Актуальность предпринятого исследования обусловлена пристальным вниманием современной лингвистики к проблеме концептуализации мира (внешнего и внутреннего), а также особым интересом к проблеме отражения в языке таких культурных концептов, как душа, сердце и ум. Предприняты исследования отдельных концептов внутреннего мира в фольклорных текстах (С.Е. Никитина), на материале современного русского языка (Е.В. Урысон, В.И. Убийко), в сопоставлении русского и французского (М.К. Голованивская), русского и английского (М.В. Пименова), английского и немецкого языков (Е.Б. Яковенко). Проведенные исследования во многом позволили определить национальное своеобразие указанных концептов.
Русскую культуру всегда отличало пристальное внимание к внутренней сущности, скрытой от взгляда, но определяющей ценность человека. Наиболее отчетливо эта особенность сформулирована Н.А. Бердяевым, отметившим, что «в России откровение человека может быть лишь религиозным откровением, лишь раскрытием внутреннего, а не внешнего человека, Христа внутри. Таков абсолютный дух России, в котором все должно идти от внутреннего, а не от внешнего» (Бердяев 1997: 250). Данная мысль не являлась принципиально новой для русской культуры, она лишь логично подытоживала многовековой путь развития национальных представлений, возникновение которых связано с периодом Древней Руси. Так, уже в «Молении» Даниила Заточника сказано: «Господине мои! Не зри на внешняя моя, но возри внутреняя моа. Азъ бо, господине, одениемъ оскуденъ есмь, но разумомъ обиленъ; унъ възрастъ имею, а старъ смыслъ во мне».
Научная новизна работы определяется обращением к древнерусскому материалу. В настоящий момент в концептуальных исследованиях значительно преобладает изучение образа человека (как внешнего, так и внутреннего), отраженного в фольклорных текстах, либо в текстах XIX–XX вв., но практически не изучаются в подобном аспекте древнерусские тексты. Между тем, как отмечает В.В. Колесов, «мы должны понять и т о, ч т о именно и к а к и м о б р а з о м когда-то открывали для себя наши предки, восстановить, хотя бы в общих чертах, картину их познания мира» (Колесов 2000: 8).
Материалом исследования послужили летописи, являющиеся одним из центральных жанров древнерусской литературы. Русские летописи включают в себя образцы всех жанров древнерусской письменности и частично – жанров фольклора (И.П. Еремин, Д.С. Лихачев, А.Н. Робинсон и др.). Соединение разных жанров, широчайший охват событий позволяет назвать летописи своеобразным зеркалом, в котором отражены практически все сферы жизни человека. Представления об устройстве внутреннего мира не являются в летописях предметом специального рассуждения (как в Диоптре, Толковой Палее или религиозно-философских трактатах того времени), следовательно, у авторов не возникает стремления приводить свои высказывания в соответствие со своими осознанными воззрениями, с существовавшими на тот момент научными и философским концепциями. Все это позволяет выявить наименее осознанные, коренящиеся в глубинах языка представления о внутреннем мире. Для исследования были выбраны наиболее значимые в культурном и языковом отношении летописи, охватывающие период XI-XV вв. – Лаврентьевская (Л.л.), Ипатьевская (И.л.), Новгородская первая (Н.л.), Софийская первая (С.л.) летописи и Московский летописный свод (М.л.с.).
Эмпирическая база исследования. Методом сплошной выборки было собрано 3028 конструкций с лексемами душа, сердце, ум и их производными. Распределение на собственные и заимствованные явления в работе не производится, поскольку каждый народ заимствует только родственное ему в ментальном плане, созвучное его мировосприятию; в средневековый период заимствованные символы, образы и метафоры подвергаются ментализации, в результате чего возникает «возможность усиливать смысл слова путем различных метафорических переносов, образец которых дан в исходном символе на примере заимствованной метафоры» (Колесов 2002: 211).
Объектом исследования в настоящей диссертации являются концепты внутреннего мира человека – душа, сердце, ум, предметом – специфика структурирования названных концептов в летописных текстах.
Цель исследования – на основе исследования сочетаемостных свойств лексем, репрезентирующих концепты душа, сердце и ум, выделить признаки, образующие структуры соответствующих концептов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
· выявление и описание биоморфных признаков соответствующих концептов;
· изучение их пространственных признаков;
· анализ признаков концептов душа, сердце и ум в свете наивной анатомии;
· определение основных семантических сфер, являющихся исходной базой для концептуализации внутреннего мира человека;
· установление специфики структурирования концептов внутреннего мира человека.
Методологическая основа диссертации сложилась под воздействием работ ведущих зарубежных и отечественных когнитологов и лингвокультурологов – А.Вежбицкой, Дж. Лакоффа и М. Джонсона, В.В. Воробьева, С.Г. Воркачева, Е.С. Кубряковой, Ю.С. Степанова, И.А. Стернина, В.Н. Телия, А.П. Чудинова, в том числе и занимающихся изучением внутреннего мира человека – Н.Д. Арутюновой, М.К. Голованивской, М.В. Пименовой, Е.В. Урысон, А.Д. Шмелева и др.
Методы исследования. В работе использованыэлементы этимологического анализа,описательный метод, включающий приемы наблюдения, интерпретации, сопоставления, обобщения и типологизации, метод анализа словарных дефиниций, метод семантического дистрибутивного анализа, сопоставительный метод, а также метод концептуального анализа.
Теоретическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы для решения таких теоретических проблем, как соотношение языка и культуры, языка и мышления, языка и наивного мировидения, соотношение научной и наивной картины мира, а также для решения вопроса о роли языка в процессе познания.
Практическая значимость работы определяется возмож-ностью применения материалов исследования в теоретических курсах по общему языкознанию, истории русского языка, исторической лексикологии, лингвокультурологии, спецкурсах, посвященных языковой картине мира, при разработке тематики курсовых и дипломных работ, а также для сопоставления с данными, полученными в результате описания современной концептуальной системы внутреннего мира человека.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры исторического языкознания и славянских языков Кемеровского государственного университета.Основные положения диссертации были изложены в виде докладов на областной (Кемерово 2002), 5 международных (Кемерово 2002, 2003), 3 всероссийских (Новосибирск 2002, Екатеринбург 2003, Томск 2003) научных и научно-практических конференциях, а также на аспирантских семинарах кафедры исторического языкознания и славянских языков КемГУ. Материалы диссертации отражены в 20 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Концепты внутреннего мира актуализируют в летописных текстах устойчивый набор признаков, образующих их концептуальную структуру;
2. Концепты внутреннего мира обладают в древнерусском языке сегментной структурой;
3. Познание внутреннего мира происходит путем выявления его сходства по ряду параметров с вполне материальными объектами. Все объекты, с которыми сопоставляются при концептуализации душа, сердце и ум человека, являются базой для их познания, для выявления наиболее значимых свойств этих недоступных для непосредственного восприятия объектов внутреннего мира человека;