ОСОБЕННОСТИ СТЕРЕОТИПНОГО РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛИСТОВ

ОСОБЕННОСТИ СТЕРЕОТИПНОГО РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛИСТОВ

В данной диссертации исследуются особенности стереотипного речевого поведения журналистов. В работе предпринята попытка диагностирования некоторых личностных и профессиональных качеств авторов экономических публицистических статей на основе выбора ими речевых стереотипов.

Актуальность исследования. К числу важных задач современной лингвистической науки относится изучение речевого поведения представителей различных социальных и профессиональных групп людей. Вследствие этого следует признать целесообразным анализ речевого поведения авторов публицистических текстов. Публицистический текст является одним из средств массовой информации. С развитием средств массовой информации и необходимостью повышения эффективности воздействия этих средств на массового получателя проблема выбора авторами речевых единиц, способствующих достижению желаемого результата в процессе коммуникации, становится особенно актуальной. Исследование проведено в интенсивно развивающемся в настоящее время прагмалингвистическом направлении, центром которого стала личность, изучаемая на стыке таких наук как психология, социология и лингвистика.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в работе впервые проведено исследование речевых стереотипов с точки зрения скрытой прагмалингвистики. Впервые были изучены особенности функционирования и закономерности выбора определенных речевых стереотипов коммуникантами с целью воздействия друг на друга, что позволило разработать прагмалингвистическую классификацию речевых стереотипов. С учетом этой классификации осуществлена попытка изучения письменной экономической публицистической речи и анализа речевого поведения журналистов по выбору ими речевых стереотипов. В ходе проведенного прагмалингвистического исследования впервые установлена зависимость выбора речевых стереотипов от индивидуальных качеств автора и осуществлена диагностика некоторых личностных и профессиональных качеств журналистов по выбору ими речевых стереотипов.

Материалом исследования послужили экономические публицистические тексты на немецком языке, опубликованные в журнале «Маркт» в течение последних пяти лет издательством Гете-института. Всего было проанализировано 4922 малых синтаксических групп (МСГ), извлеченных из текстов 16 авторов.

Целью данной диссертационной работы является диагностирование некоторых личностных и профессиональных качеств журналистов, авторов экономических статей, по анализу их речевого поведения.

Гипотеза данного исследования состоит в следующем: речевые стереотипы могут оказывать положительное, нейтральное или отрицательное воздействие на получателя текста. Актуализируя свое речевое поведение, автор выбирает определенные речевые стереотипы. Существует связь между выбором того или иного речевого стереотипа и индивидуальностью автора.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в работе решаются следующие задачи:

- изучить роль стереотипа социального в процессе познания и в межличностном взаимодействии людей;

- изучить особенности функционирования и подходы к классификации речевых стереотипов;

- определить понятие и разработать классификацию речевых стереотипов с точки зрения прагмалингвистики;

- исследовать особенности выбора автором речевых стереотипов при создании им экономических публицистических текстов;

- провести прагмалингвистический анализ по изучению стереотипного речевого поведения журналистов журнала «Маркт»;

- диагностировать личностные и профессиональные качества авторов экономических статей и особенности их проявления в публицистических текстах.

Для решения поставленных задач применялись методы: количественный подсчет, объективный прагмалингвистический и контекстуальный анализ.

Объектом нашего исследования является стереотипное речевое поведение немецких журналистов. Под стереотипным речевым поведением понимается выработанная человеком в результате жизненного опыта потребность автоматически актуализировать в типичных ситуациях привычное для подобных ситуаций речевое поведение. Речевое поведение – это лишенное осознанной мотивировки, автоматизированное речевое проявление в силу типичной прикрепленности такого проявления к типичной часто повторяющейся ситуации общения.

Предметом исследования являются речевые стереотипы, функционирующие в экономических текстах публицистического стиля под влиянием прагмалингвистических факторов.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

1. Исследование речевых стереотипов в прагмалингвистическом аспекте позволяет дать новую, связанную с «человеческим фактором», классификацию речевых стереотипов. Мы классифицируем речевые стереотипы по их способности формировать у получателя текста положительное, нейтральное или отрицательное отношение к речевому событию.

2. Выбирая те или иные речевые стереотипы, авторы экономических публицистических статей актуализируют свое речевое поведение. Выбор автором речевых стереотипов при создании экономических публицистических текстов обладает диагностирующей силой и позволяет идентифицировать индивидуальные качества личности автора.

3. Выбор автором большого количества речевых стереотипов, вызывающих положительное отношение у читателя, характеризует его как человека эмоционального, положительно настроенного, оптимиста. Выбор автором большого количества речевых стереотипов, вызывающих нейтральное отношение у читателя, характеризует его как человека уравновешенного, образованного, знающего, опытного, рационального. Если же автор часто использует в своей речи речевые стереотипы, которые вызывают отрицательное отношение у читателей, то, скорее всего, этот человек – пессимист, плохо владеет вопросом, о котором пишет, неуравновешен, неуверен в себе.

4. Выбор положительных или отрицательных речевых стереотипов характерен для молодых авторов. Предпочтительный выбор нейтральных речевых стереотипов характерен для пожилых авторов.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты способствуют выявлению механизмов функционирования речевых единиц, а также определению прагматических закономерностей, влияющих на выбор автором речевых стереотипов в экономических публицистических текстах. Таким образом, данное исследование имеет выход в семантику, прагматику, социолингвистику и лингвистику текста, а также способствует дальнейшей разработке феномена речевого поведения коммуникантов и актуализации определяющих ее стратегий.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при чтении курсов по функциональной стилистике, лингвистике текста, прагмалингвистике, в литературоведении при работе над текстами и анализе творчества писателей, при написании курсовых и дипломных работ, посвященных данной проблематике, на занятиях по практике письменной и устной речи немецкого языка. Выводы работы применимы также в прикладных сферах, где необходимо проведение идентификации личности через порождаемые ею тексты.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации отражены в шести публикациях. Их содержание изложено на всероссийских, межрегиональных научно-практических конференциях в Ростовском государственном педагогическом университете, в Ростовском государственном экономическом университете, в Донском юридическом университете, на заседаниях кафедры иностранных языков РГПУ, на научно-практических семинарах кафедры общеобразовательных дисциплин Гуковского института экономики и права РГЭУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной теоретической литературы, списка цитируемых источников на русском языке, списка источников цитируемого и исследуемого материала на немецком языке, приложения.

Во Введении обосновывается актуальность, научная новизна темы, излагается цель, задачи, решаемые в диссертации, определяется объект, предмет, материал и методы исследования, раскрываются теоретическая значимость и практическая ценность работы.