ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ СЛОВА

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ СЛОВА

Исследование процессов идентификации слова как достояния индивида предполагает моделирование операций, обеспечивающих восприятие слова, поиск в памяти его значения, решение ряда когнитивных задач. Основная тенденция, которая прослеживается в отечественных и зарубежных публикациях по вопросам значения слова и его поиска в ментальном лексиконе в процессах производства и восприятия речи, отражает необходимость интегративного подхода к решению самых разных задач, стоящих перед исследователями в области языка и речи. Наметившийся прогресс в сравнительно молодых когнитивных науках способствовал развитию психолингвистики через взаимодействие с такими дисциплинами, как лингвистика, математическая логика, философия, психология, теория искусственного интеллекта и нейронауки. Сегодняшняя психолингвистика, которая изучает язык как неотъемлемый компонент сознания (и подсознания) человека, объединяет методы и теоретические основы вышеназванных и других наук.

Актуальность исследования процесса идентификации значения слова как достояния индивида обусловлена тем, что на современном этапе развития мировой науки первостепенное значение приобретает решение вопросов о том, как происходит функционирование языковой способности человека, какие механизмы лежат в основе использования индивидом языковых единиц и структур знания, увязываемых с ними в его памяти. Разработка психолингвистической теории идентификации значения слова важна, с одной стороны, потому, что назрела необходимость интегрирования знаний, накопленных в рамках когнитивных наук, лингвистики, логики, философии, психологии, теории искусственного интеллекта, нейронаук и построения на их основе единой интегративной теории идентификации слова, а также теоретического обоснования имеющихся экспериментальных данных. С другой стороны, создание такой теории необходимо, поскольку исследование процессов идентификации слова может пролить свет на актуальные в наше время проблемы функционирования слова в индивидуальном лексиконе.

Целью данной работы явилось формулирование основ психолингвистической теории идентификации слова, способной учесть и объяснить противоречия в существующих представлениях о данном феномене. Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

· обобщить опыт теоретических исследований процессов распознавания слова и доступа к его значению;

· сопоставить разные подходы к изучению процессов доступа к значению слова и объяснить имеющиеся в них противоречия;

· обобщить опыт моделирования процессов доступа к слову и критически его проанализировать с позиций трактовки значения слова как совокупности продуктов процессов оперирования знаниями разных типов;

· на основании анализа результатов многолетнего экспериментального исследования, выполненного на материале новых слов, выявить стратегии и опоры идентификации слова индивидом;

· на основании обобщения теоретических и экспериментальных данных разработать психолингвистическую трактовку процесса идентификации слова как достояния индивида.

Материалом исследования послужили: 1) результаты анализа моделей процессов идентификации слова, предложенных в разное время и с разными теоретическими установками; 2) разнообразный фактический (экспериментальный) материал, полученный в многоэтапном экспериментальном исследовании; 3) результаты исследований других авторов по разным языкам (русскому, английскому, французскому, немецкому и другим).

В качестве методов исследования использовались теоретический анализ интегративного типа и обобщение фактов, полученных через наблюдение и эксперимент (ассоциативный эксперимент, субъективное шкалирование, метод свободных дефиниций и ряд коммуникативных знаний).

В результате проведенного исследования сформулированы и выносятся на защиту следующие теоретические положения.

1. В процессе идентификации слова как достояния индивида доступ к структурам памяти осуществляется с опорой на множественные источники информации, которые могут находиться по отношению друг к другу в состоянии разной степени согласованности или конфликта. При доступе к слову опоры (ключи) интегрируются таким образом, что процессы обработки информации “снизу - вверх” и “сверху - вниз” взаимодействуют, обеспечивая распознавание слова. Под интеграцией понимается некая комбинация репрезентаций, полученных в процессе оценки стимула. Процесс принятия решения представляет собой отображение результата интеграции на соответствующие структуры, хранящиеся в памяти.

2. Процессы идентификации слова как достояния индивида имеют стратегическую природу. Стратегии идентификации слова функционируют на разных уровнях осознавания; в результате функционирования различных стратегий конструируется ментальная репрезентация воспринимаемого сообщения, при этом в конструировании репрезентации участвует не только текущая информация, но и знания, хранящиеся в памяти.

3. В условиях идентификации новых прилагательных носителями русского языка в зависимости от характера опоры, направляющей идентификацию слова, используются две основные стратегии: стратегия опоры на формальные мотивирующие элементы и стратегия опоры на ситуацию. Эти стратегии реализуются в следующих моделях идентификации: а) опознание мотивирующего слова и/или его основы; б) опознание словообразовательной модели слова; в) приписывание признака его потенциальному носителю; г) прямая дефиниция значения слова; д) конкретизация слова через синоним/симиляр; е) реакция по сходству звуко-буквенного комплекса; ж) прагматическое осмысление; з) реакция координированным членом категории; и) отказ от реакции.

4. В качестве опор идентификации значения слова индивидом выступают формальные и семантические признаки слова. К формальным опорам отнесены фонетический/фонологический образ слова, графический образ слова и морфологический образ слова. Семантический опорой признается частично вербализованый фрагмент индивидуального знания человека, активизированный в процессе идентификации слова.

5. При выполнении разнообразных заданий с написанным словом фонетическая/фонологическая репрезентация активируется практически сразу после визуального предъявления написанного слова: значения слов могут активироваться посредством фонетической репрезентации целого слова, которая хранится в памяти и активируется путем прямого доступа, или они активируются фонологическими репрезентациями. Характер фонетической/фонологической репрезентации и степень ее участия в процессе идентификации слова может изменяться в зависимости от задания и контекста.

6. Наличие в ментальном лексиконе орфографической репрезентации слова обеспечивает возможность восприятия визуально предъявляемых слов, процесс осознания которых не может быть обеспечен применением правил графемно-фонемной конверсии. Это касается всех случаев орфографии слов, в которых не соблюдаются правила графемно-фонемного соответствия, что характерно для многих языков. Доступ к слову путем фонемно-графемных преобразований и доступ к слову путем установления соответствия графического образа слова и его орфографической репрезентации, который представляет собой чисто визуальный процесс, обеспечивается функционированием разных стратегий.

7. Установление морфологической структуры нового слова в процессе его идентификации осуществляется посредством использования дистрибутивных свойств единиц ментального лексикона, организация которого предполагает, что полиморфемные слова репрезентированы в составляющих их морфемах. Для слов высокой частотности возможны пути прямого доступа к значению, посредством адресации целого слова, минуя стадию декомпозиции и поиска репрезентаций морфем.

8. Идентификация значения нового слова осуществляется посредством соотнесения языковой информации со схемами знаний, убеждениями и представлениями человека о мире, которые определенным образом упорядочены для осуществления быстрого доступа к значениям в процессе восприятия и интерпретации сообщения и формируют основу внутреннего контекста идентификации. В процессе идентификации происходит постоянное осознаваемое и неосознаваемое сопоставление текущей информации с продуктами предшествующего опыта индивида, которое охватывает все многообразие увязываемых со словом чувственных впечатлений и переживаний.