ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТИВАЦИИ КОНЦЕПТА МЕЧТА В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТИВАЦИИ КОНЦЕПТА МЕЧТА В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

Общая характеристика работы

Объектом исследования в настоящей работе является концепт мечта, представляющий один из фрагментов сферы внутреннего мира человека; предметом – специфика структурирования названного концепта в языковой картине мира: признаки концепта и языковые средства их объективации.

Актуальность предпринятого исследования определяется общетеоретическими целями лингвистики на современном этапе, в частности, пристальным вниманием к проблеме концептуализации мира, в том числе и внутреннего мира человека. Предпринятые исследования отдельных концептов приоткрыли тайны многих сфер жизни человека, тем не менее, нельзя сказать, что эта область изучена до конца, поскольку сфера внутреннего мира является одной из наиболее сложных и глубоких и может, без сомнения, служить ключом к пониманию ментальности народа – носителя языка.

Целью исследования является описание структуры концепта мечта в его языковом выражении. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить и описать мотивирующие и понятийные признаки концепта мечта.

2. Определить и описать образные признаки, формирующие структуру концепта мечта; выделенные признаки дифференцировать, описать и представить в таблицах.

3. Охарактеризовать основные когнитивные модели и концептуальные метафоры, с помощью которых выражаются признаки данного концепта в языке.

4. Представить концепт мечта в виде сценария с последовательным членением и описанием его основных компонентов.

Материалом исследования послужили конструкции, содержащие языковые репрезентанты концепта мечта и объективирующие тот или иной признак анализируемого концепта. Фактологическую базу составили более 3000 конструкций, собранных методом сплошной выборки из произведений русской литературы к. XVIII – н. XXI вв., а также различных словарей русского языка. Конструкции, отмеченные в словарях, содержат закрепленное узусом словоупотребление, а следовательно, отражают определенные знания о мире и человеке, менталитет и духовное наследие русского народа. Словарное толкование дает возможность «вплотную увидеть характер обозначенного словом концепта, выявить когнитивную семантику лексемы» (Бабушкин, 1996).

Исследуются контекстные реализации языкового воплощения данного концепта. Исходя из положения о том, что выбор окружения номинанта концепта, специфика употребления соответствующей лексемы не случайны, а культурно обусловлены, поэтому исследование контекстных реализаций открывает доступ к «реконструкции» концепта через его языковую оформленность.

Научная новизна работы определяется обращением к одному из значимых составляющих концептосферы внутреннего мира человека – концепту мечта, который до этого времени был обделен вниманием со стороны исследователей.

Методы исследования. В работе использованы элементы этимологического анализа, метод концептуального анализа, заключающийся в выявлении признаков, формирующих структуру концепта, их классификации, интеграции и интерпретации; метод компонентного анализа, с помощью которого осуществляется выявление семантических компонентов (сем) языковой единицы; метод лингвокультурологического моделирования сценария, количественный прием статистического метода.

Теоретическая значимость работы определяется её вкладом в изучение русской языковой картины внутреннего мира человека. Данное исследование расширяет описанную часть сферы внутреннего мира человека. Результаты исследования могут быть использованы для решения таких проблем, как соотношение языка и культуры, языка и мышления, языка и наивного мировидения, а также для решения вопроса о роли языка в процессе познания.

Практическая значимость работы определяется возможностью применения результатов исследования в теоретических курсах по общему языкознанию, лингвокультурологии, спецкурсах, посвященных языковой картине мира и концептуальным исследованиям, при разработке тематики курсовых и дипломных работ, а также для сопоставления с данными, полученными в результате описания концептуальных систем внутреннего мира человека в других языках.

Методологическая основа диссертации сложилась под воздействием работ известных зарубежных и отечественных когнитологов и лингвокультурологов: А. Вежбицкой, С. Г. Воркачева, В. В. Воробьева, М. Джонсона, В. И. Карасика, Е. С. Кубряковой, Дж. Лакоффа, З. Д. Поповой, Ю. С. Степанова, И. А. Стернина, В. Η. Телия, А. П. Чудинова, в том числе и занимающихся изучением внутреннего мира человека: Н. Д. Арутюновой, Н. А. Красавского, М. П. Одинцовой, Е. А. Пименова, М. В. Пименовой, Е. В. Урысон, А. Д. Шмелева и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Концептуальная сфера «внутренний мир человека» отличается многокомпонентностью и культурной обусловленностью. Одним из фрагментов этой системы является концепт мечта.

2. Концепт мечта имеет сложную сегментную структуру, состоящую из различных групп признаков: мотивирующих, понятийных, разнообразных подгрупп образных признаков, которые отображают прототипические способы описания фрагментов внутреннего мира.

3. Концепт мечта относится к числу абстрактных концептов, что определяет специфику его содержания – особой значимостью образной группы признаков. Все объекты, через сопоставление с которыми происходит актуализация образных признаков данного концепта, являются базовыми для его познания, для выявления конституирующих свойств этого недоступного для непосредственного восприятия фрагмента внутреннего мира человека.

4. Реализация признаков концепта в языке происходит с помощью достаточно устойчивой и в то же время лабильной системы концептуальных метафор.

5. Одним из способов описания концепта мечта является моделирование его в виде сценария с определенным количеством необходимых и взаимообусловленных компонентов, позволяющих представить ситуацию мечтания как событие, разворачиваемое во времени и пространстве.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры общего языкознания и славянских языков Кемеровского государственного университета (2005 г.). Основные положения диссертации были изложены в виде докладов на 4-х региональных (Кемерово, 2002-2005), 4-х международных (Кемерово, 2004; Новосибирск, 2003, 2004; Иркутск, 2005), 2-х всероссийских (Томск, 2005; Тюмень 2005) научных и научно-практических конференциях, а также на аспирантских семинарах кафедры общего языкознания и славянских языков КемГУ. По теме диссертации опубликовано 9 работ общим объемом 3.9 п.л.

Структура работы. Работа состоит из введения; двух глав (теоретической и исследовательской), заключения, списка используемой научной литературы, Списка словарей и энциклопедий, списка источников иллюстративного материала, приложения.

Краткое содержание работы

Во введении определяются объект, предмет, цель, задачи, материал и методы исследования, обозначаются актуальность, научная новизна, теоретическая значимость, практическая ценность и апробация работы, формулируются положения, выносимые на защиту, описывается структура и содержание работы.

Глава первая «Основные вопросы концептуальных исследований» представляет собой описание теоретической базы исследования и состоит из четырех параграфов.

В параграфе первом «Языковая картина мира» рассматривается история возникновения и различные подходы к определению данного термина. Акцентируется внимание на том, что антропоцентрическая установка на изучение языка является развитием и аккумулированием ранее высказанных идей таких выдающихся философов языка, как В. фон Гумбольдт, Л. Вайсгербер, Л. Витгенштейн, А. А. Потебня, Э. Сепир, Б. Уорф и др., и предполагает решение вопроса о том, как человек влияет на язык, и как язык влияет на человека.