СТИМУЛИРОВАНИЕ ЗНАЧАЩИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ СРЕДСТВАМИ ТЕКСТА
СТИМУЛИРОВАНИЕ ЗНАЧАЩИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ СРЕДСТВАМИ ТЕКСТА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В диссертационной работе поставлена актуальная научная задача, состоящая в описании места значащих переживаний в смыслообразовании при рецепции художественного текста. Предпринята попытка рассмотреть феномен значащего переживания как ипостаси смысла и как вида смысла (смысл-переживание). На многочисленных текстовых примерах показано, как протекание значащего переживания влияет на смыслообразование и, наоборот, неусмотрение, непоявление значащего переживания приводит к искажению процессуальности понимания вплоть до невыхода к смыслу.
Актуальность исследования обусловлена анализом взаимообусловленности значащего переживания и смысла как явлений деятельности, их места и роли в процессах образования при опоре на деятельностную онтологию герменевтического типа. Предполагается, что это позволит вывести новый ракурс проблем понимания и построения текстов культуры. Делается попытка предложить некоторые уточняющие дополнения понятийно-терминологической системы, что представляется необходимым для передачи усмотрения роли и места значащих переживаний в процессе смыслообразования с целью построения и дальнейшей разработки форматов (техник), обеспечивающих оптимальное рефлектирование продуцента и реципиента.
Целью исследования является описание роли и места значащих переживаний в процессах смыслообразования, техник действования продуцента и реципиента, создающих условия для наиболее оптимального осуществления рефлективных процессов, выводящих продуцента к опредмечиванию значащих переживаний в средствах текста, а реципиента - к наиболее продуктивному распредмечиванию смыслов, опредмеченных текстовыми средствами.
Сделана попытка описать оптимальные условия для протекания значащего переживания и обусловливающих его процессов - типов фиксации рефлексии, протекания ноэзиса, интендирования и т.д. Соответственно выстраивается ряд предположений и высказываются рекомендации по созданию необходимых условий для протекания этих процессов при расширении рефлективных готовностей в процессе обучения.
Методы исследования определены спецификой изучаемого предмета и поставленными задачами с опорой на системомыследеятельностную методологию, разработанную Г.П. Щедровицким. В качестве основного используется дедуктивно - гипотетический метод. При анализе текстов применяются также стилистический и герменевтический анализ, фронтальная интерпретация текста. Рефлективная техника герменевтического круга используется как для выполнения примеров интерпретации различных текстов, так и в качестве объекта исследования.
Объектом исследования в качестве теоретического базиса послужили работы философов и филологов XIX и XX века. В качестве примеров использованы отрывки из художественной прозы классики и современности. Примеры герменевтического анализа текстов различных жанров иллюстрируют действие текстовых средств по стимулированию возникновения значащих переживаний как плана образования и формы протекания смысла. Примеры использованы для иллюстрации отдельных аспектов или их комплекса из ведущегося рассуждения. При использовании примеров из иноязычных произведений привлекается готовый перевод, или он выполняется нами с целью использования как средства, так и объекта исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Среди инвентаря смыслов, описываемых как “смысл-…”, “смысл-переживание” занимает важнейшее место. Неусмотрение, равно как и отсутствие значащих переживаний активно препятствует пониманию смысла.
2. Обучение и самообучение рефлектированию, выработка рефлективных готовностей значительно оптимизируется, если в этом процессе направленно учитывать смыслообразующее действие значащего переживания. Трактовка рефлексии связана с её сущностью как, до определённой степени, потока значащих переживаний, с её бытием - как бытованием этого потока.
3. Существует возможность создания техник оптимизации протекания значащих переживаний и оптимальных условий для рефлектирования над процессом их развёртывания. Они представляют собой выработку внимательного отношения к своему рефлексивному метазнанию, готовностей переоформления содержания различных поясов мыследеятельности.
4. Следует тщательно разграничивать значащее переживание как филологически релевантное явление с переживанием в психологических науках: одно является элементом феноменологического и филологического инструментария, а другое принадлежит психологии и терминологическому комплексу естествознания.
5. Ведущая техника, позволяющая усмотреть значащие переживания, есть техника распредмечивания. Умение усматривать те или иные текстовые средства является необходимым условием адекватного распредмечивания значащего переживания и выхода к смыслу с возможностью последующей категоризации и интерпретации.
Научная новизна данного исследования заключается в постановке вопроса — роли и места значащего переживания в смыслообразовании, его отношения со смыслом и в установлении той степени, до которой их можно отождествить, поскольку вопрос о переживаемости смысла в настоящее время остаётся открытым. Иначе говоря, новизна данного исследования заключается в целенаправленном феноменологическом подходе к проблеме значащего переживания в филологическом аспекте.
Практическая ценность работы определяется тем, что её результаты могут найти применение в спецкурсах по филологической герменевтике, риторике и теории текста, при обучении аналитическому чтению на старших курсах факультетов русского языка и иностранных языков, стилистике, методике преподавания литературы в средней школе и ВУЗе. Эти результаты могут быть широко использованы в учебно-методических разработках, посвящённых широкому спектру вопросов работы с текстом, начиная от уровня школы и заканчивая литературной критикой. Полученные результаты могут быть полезны для интерпретационной работы в системах научно-исследовательской, педагогической и редакционной деятельности в средствах массовой информации. Представляется возможным использовать эти результаты в дальнейших педагогических разработках способов формирования готовностей к пониманию.
Реализация результатов и апробация работы. Материалы исследования докладывались на III, V, VI и VII Тверских международных герменевтических конференциях (май 1993, 1996, 1998 и 2000 г.), на ежегодных научных конференциях в Калужском Государственном Педагогическом Университете в период с 1992 по 1997 год. Они также легли в основу разработки факультативного курса "Филологическая герменевтика" для филологического факультета КГПУ и курса "Теория и практика перевода" для Калужского филиала Северо-Западной академии государственной службы. Интерпретационные аспекты, рассматривающиеся в данной работе теоретически, широко применялись при построении "Сборника текстов и упражнений по английскому языку", использующемуся в качестве учебного пособия в Калужском филиале Российской правовой академии Министерства юстиции Российской федерации.
Методологические особенности подхода к проблеме понимания через смыслообразующее переживание были отражены в докладе на II-м Международном симпозиуме, проводившемся центром "Человек: язык, культура, понимание" (г. Кривой Рог, апрель 1997.) Более подробно аспекты этого подхода были освещены в статье "Метод рефлексивного подъёма в психотерапии", опубликованного в электронном журнале "Герменевтика в России", 4/97.
О философско - филологическом содержании термина "значащее переживание" докладывалось на Международном симпозиуме "Актуальные проблемы современного естествознания" (INTERNAS и INTERNAS’2000), проводившегося в г. Калуга, в КГПУ, в 1997 и 2000 гг., в сборниках этих симпозиумов опубликованы тезисы трёх докладов.
Материалы, относящиеся к проблеме понимания и интерпретации текста, нашли применение в практике обучения английскому языку в работе с текстом и с аудио- и видеоматериалами на межфакультетской кафедре иностранных языков КГПУ и на кафедре иностранных языков филиала СЗАГС в г. Калуга в плане реализации деятельностного подхода по Г.П.Щедровицкому с выходом в рефлективную позицию.