МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В ДИСКУРСЕ КАМПАНИИ ПО ВЫБОРАМ ПРЕЗИДЕНТА В США И РОССИИ

МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В ДИСКУРСЕ КАМПАНИИ ПО ВЫБОРАМ ПРЕЗИДЕНТА В США И РОССИИ

Общая характеристика работы

Реферируемая диссертация посвящена когнитивному сопоставительному исследованию оценочных метафор, использованных в дискурсе президентских выборов 2004 года в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки.

Рассмотрение метафорических оценочных словоупотреблений в предвыборных дискурсах двух стран позволило систематизировать различные типы вербальных оценок кандидатов в президенты, разработать единую частнооценочную типологию, выявить оценочный потенциал метафорических моделей, а также обозначить взаимосвязь между доминантными типами оценок и успешностью кандидата на выборах. В работе использовались основные достижения в области теории языковой оценки (Н. Д. Арутюнова, М. М. Бахтин, А. Вежбицка, Т. И. Вендина, Е. М. Вольф, А. А. Ивин, Ю. Н. Караулова, Т. В. Маркелова, В. Н. Телия, G. H. von Wright, L. Wittgenstein) и функционирования концептуальной метафоры в политическом дискурсе (А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов, А. А. Каслова, И. М. Кобозева, Е. С. Кубрякова, Т. Г. Скребцова, Ю. Б. Феденева, А. П. Чудинов, Е. И. Шейгал, Е. А. Шудегова, R. D. Anderson, J. Charteris-Black, P. Chilton, G. Fauconnier, M. Johnson, G. Lakoff, T. Rohrer, E. Semino, M. Turner) в целях исследования метафорической оценки политического лидера в дискурсе кампании по выборам президента в США и России.

Актуальность когнитивного сопоставительного исследования системы оценочных метафор и словоупотреблений в обозначенном дискурсе обусловлена следующими причинами:

– важностью политического дискурса как части социолингвистики и прагматики языка, а также как сферы особого интереса для философов, психологов и социологов;

– перспективностью и большим потенциалом применения теории концептуальной метафоры к исследованию политического дискурса;

– необходимостью углубленного исследования феномена метафорической оценки в политическом дискурсе;

– востребованностью в сфере политики результатов изучения коммуникативных тактик и метафорических оценок в качестве важного компонента проведения действенной выборной кампании;

– эффективностью использования сопоставительного подхода к исследованию политического дискурса для выделения общего и индивидуального в картине мира российского и американского народов.

Объект исследования в настоящей диссертации – метафорическая оценка политических лидеров в дискурсе кампаний по выборам президентов США и России в 2004 году.

Предмет исследования – специфика использования метафорических моделей с оценочным компонентом в ситуации выборов глав государств США и России в 2004 году.

Материалом для исследования послужили политические тексты общенациональных изданий с массовыми тиражами (Аргументы и факты, Комсомольская правда, Московский комсомолец, Труд; Newsweek, The New York Times, Time, The Washington Post). В настоящей работе не рассматривались партийные и радикальные издания в силу сугубо пропагандистского характера материалов, а также региональные и малотиражные издания в связи с относительно небольшим числом адресатов. Всего было отобрано и проанализировано 3042 метафорических оценочных словоупотребления, представленных в 827 текстах (количество российских и американских источников примерно одинаковое). Данная выборка охватывает период с момента официальной регистрации политического лидера в качестве кандидата в президенты и до дня голосования.

Цель настоящей диссертации – сопоставительное исследование типов, характера и частотности метафорических словоупотреблений, актуализируемых в текстах средств массовой информации в период проведения предвыборной кампании, а также выявление взаимосвязи между особенностями оценочных портретов кандидатов и результатами президентских выборов.

Реализация поставленной цели вызвала необходимость решения следующих задач:

– уточнить теоретические основы и методику исследования языковой оценки и концептуальной метафоры в текстах политического дискурса;

– представить метафорические оценочные портреты наиболее часто оцениваемых кандидатов в президенты;

– обозначить градацию значимости личных, профессиональных и других качеств кандидата, релевантных для американского и российского менталитетов в ситуации принятия электорального решения;

– выявить когнитивный потенциал метафоры, используемой СМИ при оценивании кандидата в президенты;

– охарактеризовать высокочастотные, среднечастотные и малочастотные метафорические модели;

– выявить количественные и качественные характеристики метафорических оценок в предвыборном дискурсе;

– провести сопоставительный анализ особенностей использования оценочных метафор в российской и американской кампаниях по выборам президента как фактора, отражающего универсальный способ осмысления сферы политики.

Методологической базой исследования послужили основные положения теории метафорического моделирования действительности (Дж. Лакофф, М. Джонсон, Ф. Джонсон-Лэрд, А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов, И. М. Кобозева, Т. Г. Скребцова, Ю. Б. Феденева, А. П. Чудинов и др.).

Применяемые в работе методы исследования обусловлены многоаспектным характером подхода к проблеме. Это когнитивно-дискурсивный анализ, моделирование, классификация, статистический метод, сопоставительный анализ с учетом лингвокультурной парадигмы и национальных особенностей соответствующих языков и культур. Применяемая в работе методика анализа оценочных метафор не предполагает анализа жанра и авторской позиции в тексте.

Научная новизна диссертации заключается в сопоставительном комплексном описании типов метафорических оценок, актуализированных в ситуации выборов глав государств США и России 2004 года. В работе выявлены доминантные качества, которые чаще других акцентировались при создании метафорических оценочных портретов избиравшихся кандидатов, детально охарактеризованы высокочастотные, среднечастотные и малочастотные метафорические модели. В специальных разделах детально охарактеризованы особенности метафорических оценочных портретов президентов В. В. Путина и Дж. Буша, а также их менее удачливых политических конкурентов И. П. Рыбкина, И. М. Хакамады и Джона Керри.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в развитии методики сопоставительного когнитивного исследования оценочных метафор в рамках агитационно-политического дискурса, а также в выявлении взаимосвязи между предлагаемой средствами массовой информации оценкой кандидата и выбором электората. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях по общей теории оценки, проблемам когнитивной метафоры, а также при сопоставительном исследовании лингвокультурных особенностей политических картин мира.

Практическая значимость настоящего исследования определяется тем, что оно может представлять интерес для специалистов по избирательным кампаниям при выборе эффективной тактики ведения предвыборной агитации. В сфере образования данное исследование может быть применено в практике преподавания иностранного языка студентам, специализирующимся в теории перевода, политологии, межкультурной коммуникации, связям с общественностью, а также при разработке элективных курсов «Политическая лингвистика», «Политическая метафора» и, кроме того, при самостоятельной работе студентов-лингвистов по написанию курсовых и дипломных работ. Материалы диссертации могут использоваться в лексикографической практике при подготовке частотного словаря политических метафор.

Апробация материалов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры риторики и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета, заседаниях кафедры английского и французского языков Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, а также на международных, общероссийских и региональных конференциях в Екатеринбурге («Современная политическая лингвистика», 2003; «Лингвистика XXI века», 2004; «Новая Россия: Новые явления в языке и в науке о языке», 2005) и Нижнем Тагиле («Межкультурная коммуникация: современные тенденции и опыт», 2003; «Система и среда: Язык. Человек. Общество», 2005).