РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОГО НАМЕРЕНИЯ В ЖАНРЕ ТЕЛЕИНТЕРВЬЮ

РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОГО НАМЕРЕНИЯ В ЖАНРЕ ТЕЛЕИНТЕРВЬЮ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Данное исследование посвящено одной из недостаточно разработанных проблем теории речевого общения – речевым средствам реализации авторского намерения в устном публичном диалоге (в жанре телеинтервью).

Большой исследовательский материал, посвященный диалогу, свидетельствует о сложности и многоаспектности этого явления, поскольку диалог предстает как конкретное воплощение языка в его специфических средствах, как форма речевого общения, сфера проявления речевой деятельности человека и – шире – форма существования языка. Аспекты исследования диалога оказываются тесно связанными между собой и находят отражение в значительном числе исследований, посвященных изучению столь сложного явления.

Основы теории диалога в отечественном языкознании были заложены в трудах В.В.Виноградова, М.М.Бахтина (В.Н.Волошинова), Л.В.Щербы, Л.П.Якубинского, Г.О.Винокура, Н.Ю.Шведовой, Е.М.Галкиной–Федорук и многих других.

Нисколько не преуменьшая значения этих работ, необходимо, однако, отметить, что многие важные вопросы все еще остаются без ответа. Основными недостатками большинства работ, появившихся в 40–60–е годы ХХ века, являются полное или почти полное игнорирование экстралингвистических факторов в речевом взаимодействии, поиски главной причины речевого воздействия в системе языка, исследование текста вне структуры той деятельности, в которой он возник. Речевое же произведение (текст) возникает в процессе общения как один из его продуктов, и, следовательно, может быть адекватно исследован только при восстановлении связи текста с процессом общения и деятельностью, ради которой он был порожден.

Большие возможности для дальнейшего изучения диалогической речи открывает новый подход, который развивается в рамках теории речевых актов (Дж. Остин, Дж. Серль, П. Стросон, Г. Грайс и др.). Преимуществом данной теории является то, что она предлагает свою оригинальную модель коммуникативного акта, где наряду с такими компонентами, как говорящий, слушающий, сообщение, без которых не обходится ни одна модель общения, включаются также цель и результат речевого акта. Подход к речевому акту как к способу достижения адресантом определенной цели и рассмотрение под этим углом зрения используемых языковых средств – главная особенность теории речевых актов, которая может способствовать изучению механизма употребления языка для достижения многообразных целей, возникающих в ходе речевого общения.

Объектом нашего исследования является устная публичная телевизионная речь, а предметом – структурные и лексико–фразеологические особенности проявления авторского намерения в наиболее распространенной разновидности публичного диалога – жанре телеинтервью.

Цель исследования – проанализировать структурные и языковые средства реализации речевого намерения говорящего в жанре телеинтервью. Данная цель определила следующие задачи работы:

1) осветить аспекты изучения диалогической речи в отечественной и зарубежной лингвистике ХХ века;

2) определить структурно–композиционные параметры исследуемых интервью–диалогов;

3) произвести классификацию типов публичного интервью с учетом предмета речи, авторской интенции, характера беседы и особенностей партнеров по общению;

4) проанализировать структуру речевого обмена путем выявления специфики диалогических интенций собеседников и их влияния на организацию дискурса;

5) провести анализ лексико–фразеологических особенностей речевого поведения телеведущих с точки зрения реализации в них авторского намерения.

Поставленные задачи определили следующие научные методы работы: метод наблюдения над речевым материалом с точки зрения системного анализа, описательный, психосемантический, статистический, а также метод сопоставления и лингвистического комментирования.

Исследование проведено на материале регулярных телевизионных программ, построенных в жанре телеинтервью: «Мужчина и женщина» К.Прошутинской и «Момент истины» А.Караулова (объем исследуемого материала – 14 программ), записанных в период 1997–2000 годов и расшифрованных с учетом наложения реплик, пауз и других особенностей устной формы [Ср.: Русская разговорная речь: Тексты, 1978; Живая речь уральского города: Тексты, 1995]. Выбор для исследования именно этих программ обусловлен тем, что обе программы авторские; оба автора выбирают для диалога очень яркие персоналии (интервьюируемые известны и интересны широкой публике как активные политические и государственные деятели, деятели науки, искусства, представляющие разные стороны «спектра» современной общественной жизни); оба интервьюера имеют особые речевые тактики; а кроме того, каждая из рассматриваемых программ имеет свой, особый стиль, который включает в себя эстетику организации пространства в студии, разные формы речевого поведения адресанта, создание «имиджа» ведущего (как внешнего, так и речевого).

Актуальность исследования определяется значимостью анализа публичного диалога с целью выявления наиболее эффективных средств воздействия в ходе речевого общения и специфики использования этих средств разными говорящими.

Недостаточная изученность публичного диалога в прагматическом аспекте обусловила научную новизну настоящего исследования.

Теоретическая значимость работы состоит в системном описании структурных и семантических средств реализации авторского намерения говорящего, что способствует более глубокому изучению особенностей публичной речи.

Практическая ценность диссертации заключается в возможности использования материалов работы при чтении лекций, проведении практических занятий по стилистике русского языка, в курсах коммуникативно–речевых дисциплин, спецкурсах и спецсеминарах по изучению устной публичной речи.

Апробация работы. Материалы работы обсуждались на Международных научных конференциях в Москве (1998, 2000), внутривузовских конференциях молодых ученых, проведенных на базе ЯГПУ им. К.Д.Ушинского (1999, 2000). Основные положения и результаты диссертации отражены в 11 опубликованных работах.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, представляющего собой семь расшифровок видеозаписей анализируемых телевизионных интервью.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дано обоснование избранной темы, сформулированы цель и основные задачи работы, охарактеризованы методы исследования, актуальность, научная новизна и практическая ценность работы.

Первая глава – «Теоретические основы исследования речевого жанра телеинтервью» – посвящена обзору отечественных и зарубежных исследований, направленных на анализ разных аспектов диалогической речи.

В первом параграфе этой главы автор обращается к классическим трудам по теории диалога Л.П.Якубинского, Л.В.Щербы, Е.Д.Поливанова, М.М.Бахтина, а также к последним изысканиям исследователей в области теории речевого общения, связанным с определением механизмов диалогического взаимодействия, в особенности взаимодействия интенций коммуникантов.

Второй параграф посвящен проблеме интенциональности в современной лингвистике, поскольку понятие интенции и интенциональности как основополагающей стороны речевого механизма и продуцируемой им речи является путем для решения различных теоретических трудностей во многих областях современной науки: теорий речевых актов, коммуникативного дискурса, психолингвистики и психологии речи и др.

В третьем параграфе данной главы авторы исследуемых программ К.Прошутинская и А.Караулов представлены как носители определенного типа речевой культуры (В.Е.Гольдин, О.Б.Сиротинина), который, в свою очередь, определяет их индивидуальное речевое поведение и всю языковую и психологическую среду их программ, провоцируя соответствующее речевое поведение собеседников. Типы речевого поведения отражают прежде всего уровни коммуникативной компетенции, которая является качественной характеристикой языковой личности.

Поскольку языковая личность является важным текстообразующим фактором диалогической речи, в работе рассмотрены и проанализированы «личностные комплексы» (К.Ф.Седов) обоих ведущих, включающие в себя набор признаков по степени убывания: доминанту, субдоминанту и субстрат. Вслед за К.Ф.Седовым выделяются три типа речевых стратегий в коммуникативном конфликте и на их основе – три типа языковой личности: инвективный (связанный с пониженной семиотичностью речевого поведения), куртуазный и рационально–эвристический.