Организация авиачартерных перевозок

Организация авиачартерных перевозок

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"Организация международных авиационных перевозок"

ОРГАНИЗАЦИЯ АВИАЧАРТЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК.

В отличие от регулярных перевозок ( выполняемых на регулярных рейсах) чартерные перевозки являются нерегулярными. Они выполняются на разовой или групповой основе на специально зафрахтованных для этой цели самолетах. Поскольку обязательным условием выполнения чартерных перевозок является фрахтование самолетов на определенный рейс или на определенную перевозку, чартерные перевозки относятся к категории авиафрахтовых перевозок.

Из чартерных перевозок наибольшее распространение получили инклюзив-тур-чартеры (ИТЧ) и эфинити-чартеры (для специализированных групп – ЭФЧ). Авиачартерные перевозки могут быть как пассажирскими, так и грузовыми. По времени фрахтования они делятся на:

- разовые чартеры;

- чартерную цепочку;

- тайм-чартеры.

Основной экономический принцип авиачартерных перевозок заключается в том, что организаторы чартеров предлагают пассажирам или грузоотправителям отказаться от свободы выбора рейса и осуществлять перевозку по более низким тарифам на зафрахтованном ими самолете, как правило, в менее удобное для пассажиров и клиентуры время. Экономическая эффективность авиафрахтовых перевозок при более низких, чем регулярные, ценах достигается за счет максимальной коммерческой загрузки фрахтуемых самолетов ( не менее 80 – 90%), более низкого качества обслуживания и использования устаревшей техники.

Авиачатрерные перевозки фактически отвлекли на себя от регулярных перевозок значительную часть пассажиров, особенно туристов. Чартерные перевозки заинтересовали эту категорию пассажиров главным образом довольно низкой стоимостью авиабилетов.

Чартерные перевозки получили широкое распространение и в международных грузовых перевозках. На грузовых чартерных самолетах перевозятся крупногабаритные и тяжеловесные грузы, живые животные, химикаты, а также другие грузы, перевозка которых не может быть осуществлена на регулярных рейсовых самолетах. Грузовые чартерные перевозки осуществляются также на тех направлениях, где нет регулярных грузовых линий.

Интенсивное развитие чартерных перевозок повлекло за собой образование "независимых" чартерных авиакомпаний, которые образовали Международную ассоциацию авиачартерных перевозчиков ( ИАКА). Также многие регулярные авиакомпании создали "дочерние" компании, специализирующиеся на чартерных перевозках.

Особенности чартерных перевозок накладывают определенный отпечаток на коммерческую работу по организации чартеров. Прежде всего должна быть определена политика авиакомпании в области чартерных перевозок, которая должна сводиться к тому, чтобы чартерные перевозки способствовали укреплению позиций Аэрофлота на данном рынке. Чартерные рейсы должны служить дополнением к регулярным рейсам на линиях, на которых разрешены регулярные полеты Аэрофлота, и давать возможность расширять географию полетов на линиях, по которым пока не выполняются регулярные рейсы.

Основным условием выполнения любого чартерного рейса должно быть определения его экономической эффективности, которая зависит от многих факторов, которые должны учитываться при проведении коммерческой работы по организации чартерных перевозок. К таким факторам относятся, в первую очередь чартерная цена, форма организации чартерных перевозок, маршрут выполнения полетов (с точки зрения валютных расходов), количество холостых прогонов, валюта расчетов за чартерные перевозки и др.

Чартерная цена самолета должна определяться, исходя из себестоимости летного часа данного типа самолета или себестоимости километра (мили) полета.

Кроме себестоимости лётного часа или мили полета, при определении чартерной цены самолёта должны учитываться и существующие нормальные и льготные тарифы, маршрут перевозки избранный заказчиком, срочность перевозки, а также сезон и время суток, условия эксплуатации регулярных авиалиний, если они имеются в этом районе, конъюнктура пассажирского рынка страны, откуда поступила заявка, и возможность конкуренции со стороны других авиакомпаний.

Аэрофлот, как правило, устанавливает чартерную цену самолета еще и в зависимости от того, кто является заказчиком, т.е. в каком виде валюты производится оплата.

При определении чартерной цены самолета должен учитываться также коэффициент валютной эффективности той валюты, в которой производится оплата перевозки. Минимальными являются коэффициенты валютной эффективности : 0,5 – при оплате перевозок в свободно конвертируемой валюте ; 0,65 – при оплате чартерных перевозок в замкнутой валюте капиталистических стран ; 0,75 – при расчете в переводных (клиринговых) рублях.

Для определения оптовой чартерной цены перевозки расчетное время полета умножается на коэффициент валютной эффективности и на себестоимость летного часа. Полученная сумма сравнивается с суммой, которую можно было бы получить за выполнение этого рейса по самому низкому льготному тарифу. Кроме того определяются расходы по выполнению рейса и комиссионные агентам по продаже перевозок, если они привлекались. Исходя из всех этих факторов, устанавливается предварительная оптовая цена одного места в чартерном самолете, которая не объявляется клиентуре и является расчетным показателем.

Чартерная цена самолета после согласования с заказчиком указывается в чартерном соглашении между авиакомпанией и заказчиком. Как правило, она указывается также в разовой заявке на выполнение чартерных рейсов авиакомпаний на территории других стран.

В случае продажи для чартерной перевозки не всей емкости самолета, а части мест на рейсовом самолете (блок-чартер) устанавливается количество мест, продаваемых по чартерной цене (блок-мест), и цена одного места в блоке (блок-чартерный тариф). Блок-чартерные тарифы являются самыми низкими тарифами. Они устанавливаются конфиденциально конкретно для каждой фирмы, представляющей пассажиров к перевозке, конкретно в каждом случае, в зависимости от количества пассажиров, которое турфирма или организация обязуется представить к перевозке.

При определении чартерных и блок-чартерных цен необходимо учитывать наличие пула на авиалиниях, по которым выполняются чартерные перевозки, а также особенности внесения в пул и распределения из пула доходов от чартерных перевозок.

При определении чартерной цены необходимо учитывать также форму организации чартерных перевозок, предлагаемую тем или иным заказчикам. Наиболее распространенными на международных линиях являются три формы организации чартерных операций:

1) разовая перевозка или перевозка "туда и обратно";

2) чартерная цепочка;

3) "тайм-чартер".

Разовая перевозка или перевозка "туда и обратно" – это такой вид чартерной перевозки, при которой заказчик фрахтует самолет для перевозки одной или нескольких групп пассажиров, родственных по виду занятий и интересов, в определенное время. Разовая перевозка может осуществляться в одну сторону или "туда и обратно". В этом случае в промежутке между чартерными рейсами авиакомпания, сдающая самолет во фрахт, может использовать этот самолет для своих нужд. Перевозка "в одну сторону" , как правило, осуществляется только на грузовых чартерных самолетах. Пролет в обратную сторону является холостым прогоном. Для повышения эффективности этого вида чартерных операций необходимо изыскивать загрузку холостых прогонов.

Целевая перевозка большого количества пассажиров в пункт назначения и обратно может осуществляться в виде чартерной цепочки. При чартерной цепочке полеты совершаются многократно "туда и обратно" по челночной форме. Эта серия ЭФЧ или ИТЧ, выполняемых перевозчиком по особому контракту с одним и тем же заказчиком. При хорошей организации "цепочки" турфирма - заказчик может одну из своих групп туристов заслать заранее в пункт, где проводится тур, с тем чтобы к моменту начала чартерной цепочки тур этой группы закончился и ее можно было перевозить чартерным рейсом в обратном направлении. В противном случае перевозчик будет вынужден выполнять холостой прогон за группой. При чартерной цепочке в любом случае сокращается число холостых прогонов и повышается экономическая эффективность перевозки.