Источники конфликтов в сфере исполнительной власти

Источники конфликтов в сфере исполнительной власти

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ

Дисциплина: административная юстиция

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Тема: «Источники конфликтов в сфере исполнительной власти»

Студентка: Криницына Анастасия Александровна, 3 курс.

Студенческий билет № 1032006505

Шифр ЮЮ_06_33с_012

г.Березники

2003 г.

П Л А Н

1. Виды конфликтов в сфере исполнительной власти

2. Конфликт по вине физического или юридического лица

3. Конфликт по вине органа исполнительной власти, должностного лица.

Виды конфликтов в сфере исполнительной власти

Прежде чем выделить виды конфликтов в сфере исполнительной власти необходимо определить из каких отношений они возникают. К этим отношениям относятся административно-правовые.

Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности.

Важнейшие из них следующие:

· обязанности и права сторон этих отношений связаны с деятельностью государственной администрации;

· в этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

· данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

· в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

· разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке (хотя за последние годы все больше и больше таких споров рассматривается судами).

Существует значительное разнообразие административных правоотношений. В зависимости от целей деятельности отношения могут быть регулятивными или охранительными; наиболее известная разновидность последних – деликтные.

Большая часть административных правоотношений – это властеотношения (вертикальные), но в некоторых из них элемент власти не присутствует (горизонтальные). Разновидностями горизонтальных отношений могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.

В реальной жизни отношения между должностным лицом (органом исполнительной власти) и гражданином, юридическим лицом строятся не всегда по модели, предусмотренной правовыми нормами и могут приводить к конфликтным ситуациям.

Есть два вида конфликтных правоотношений "должностное лицо – гражданин, юридическое лицо".

Первое возникает в результате совершения гражданином либо юридическим лицом правонарушения - административного, дисциплинарного, уголовного, гражданско-правового. Мелкое хулиганство, приход на работу в нетрезвом состоянии, грабеж, убийство другого человека, нарушение организацией норм законодательства - эти деяния гражданина, организации нарушают как интересы отдельных людей, так и общее благо, публичный, государственный интерес.

Второй вид конфликтной ситуации возникает когда нарушения вызваны действиями органов исполнительной власти, которые могут быть выражены в незаконных действиях или бездействии органов исполнительной власти либо конкретных должностных лиц.

Конфликт по вине физического или юридического лица

В случаях если лицом совершено правонарушение государство борется с такими нарушениями по собственной инициативе, в силу собственной обязанности, не дожидаясь чьей-либо жалобы. В таком случае возникает поименное по субъектам правоотношение "должностное лицо (орган исполнительной или судебной власти) - гражданин" конфликтного характера.

Это правоотношение - вертикальное, представляющее отношение власти и подчинения.

В этом случае источником конфликта является нарушением правовых норм за которое лицо привлекается к ответственности. Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, - административное нарушение (административный деликт). Оно может быть совершено виновно и невиновно.

Действующее законодательство закрепляет принцип, что индивидуальные субъекты (граждане, должностные лица) несут ответственность только за виновные действия – административное правонарушение. Что же касается организаций, то они отвечают за ряд административных нарушений независимо оттого, виновны ли они. Субъекты, решающие вопросы об их ответственности, не обязаны выяснять, доказывать наличие вины. Организации в таких случаях несут ответственность за то, что правило нарушено, за то, что произошло. Это называется объективным вменением.

Источником конфликта по вине физического или юридического лица является проступок. Проступок – факт реальной действительности.

Объектом административного проступка являются общественные отношения. Определенные деяния потому признаются антиобщественными и запрещаются под угрозой применения административных взысканий, поскольку они причиняют вред существующим общественным отношениям. Объектом административного проступка, а следовательно и источником, считается не всякое, а лишь такое общественное отношение, которое охраняется административным взысканием.

Административный проступок причиняет вред какому-то конкретному общественному отношению, охраняемому административной санкцией, - непосредственному объекту проступка. Законодательство в ряде случаев признает непосредственным объектом предмет посягательства как элемент конкретного общественного отношения (телефон-автомат, домашнее животное, посевы и т.д.).

Конфликт по вине органа исполнительной власти, должностного лица

Не редко источником конфликта в сфере исполнительной власти служат нарушения вызванные действиями органов исполнительной власти, которые могут быть выражены в незаконных действиях или бездействии органов исполнительной власти либо конкретных должностных лиц.

Такой конфликт можно назвать (в отличие от конституционного, трудового и др.) административным конфликтом. Он имел место на протяжении всей истории существования административной власти. Административный конфликт имеет сущностные черты и вызывается, с одной стороны, злоупотреблением властью и попранием прав зависимого человека со стороны должностного лица, с другой стороны - обидчивой природой человека, его природной неспособностью быть в постоянной гармонии с другими людьми и особенно с начальством.

Однако, чтение Н. Макиавелли, этого величайшего наблюдателя управленческой действительности, позволяет придти к выводу, что административные конфликты чаще всего провоцируются сверху (Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. М., 1996).

Поводов для административных конфликтов бывает много.

Часто они возникают по вине должностных лиц, злоупотребляющих властью. Нередко поводом для таких конфликтов бывает неправильное понимание гражданами своих прав, полагающих, что должностные лица действуют незаконно, и ошибочно оценивающих ситуацию. Конфликты должностных лиц и граждан могут возникать на основе конфликта правовых норм, содержащихся в законе и подзаконном акте.

Административный конфликт возникает и развивается в административно-правовом отношении, которое является длящимся. Сначала это правоотношение выступает как коллизионное на основе претензии гражданина на определенное социальное благо (помощь, поддержку, признание права), которое должностное лицо отказывается признать. Иначе говоря, в коллизионном правоотношении налицо отказ должностного лица удовлетворить притязание гражданина. Правами обладают обе стороны. Возникшая коллизия может быть преодолена с помощью переговорного процесса.

Административное правоотношение "должностное лицо - гражданин" складывается на этом этапе пока как отношения сотрудничества, как горизонтальные отношения. Коллизионное правоотношение "должностное лицо - гражданин" переходит в конфликтное, когда стороны не приходят к согласию и каждая из сторон продолжает оказывать другой противодействие. Наконец, одна из сторон, а именно гражданин либо организация, принимает решение просить помощи и вмешательства третьей стороны, которая сможет разобраться в конфликте и принять по нему справедливое решение.