Управление внутренними делами

Управление внутренними делами

Московская Государственная Юридическая Академия

МДФ

III курс, 13 группа        

КУРСОВАЯ РАБОТА  

ДИСЦИПЛИНА: Административное право

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Куншина

ТЕМА: Управление внутренними делами

ИСПОЛНИТЕЛЬ: Коровникова Е. А.

Москва

2002г.

Система МВД России, её задачи и функции. В истории России такая государственная структура, как Министерство внутренних дел (МВД), всегда занимала значи­мое место в системе государственной власти, оказывая замет­ное влияние на общественно-политическую ситуацию в стране. Не является исключением в этом отношении и нынешний пе­риод исторического развития. МВД России находится под при­стальным вниманием властных структур, политических сил са­мого различного спектра, общественности, рядовых граждан. Это объясняется в первую очередь характером функций и наз­начением МВД, его широкими возможностями по применению комплекса мер для конструирования системы обще­ственной безопасности и обеспечения ее эффективного функ­ционирования, а также тем, что в современ­ных реалиях МВД России является одной из ведущих структур кризисного и антикризисного управления.

Повышение роли МВД России обусловлено, в первую оче­редь, нарастанием негативных явлений в оперативной обста­новке. Кризисные ситуации в экономике и политике не могли не сказаться на уровне общественного порядка и обществен­ной безопасности, вызвав резкое усиление криминальных угроз. Ошибки, допущенные при реформировании экономической, военной, правоохранительной и других сфер государственной деятельности, ослабление системы государственного регулиро­вания и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной социальной политики, снижение ду­ховно-нравственного уровня общества являются на сегодняш­ний день объективными факторами, способствующими сохра­нению, расширенному воспроизводству и нарастанию преступ­ности и коррупции.

Последствия названных просчетов проявляются в ослабле­нии правового контроля за ситуацией в стране, сращивании исполнительной и законодательной власти с криминальными элементами и структурами, проникновении их в сферу управле­ния банковским бизнесом, крупными производствами, торговы­ми организациями и товаропроводящими сетями. Преступный мир бросил по существу вызов государству, вступив с ним в открытую конфронтацию и конкуренцию. Поэтому борьба с преступностью и коррупцией носит не только правовой, но и политический характер.

Роль и место МВД в системе органов государственной вла­сти. МВД России непосредственно реализуюет основные направления деятельности органов внутренних дел (ОВД) и внутренних войск (ВВ). Такова достаточно сложная правовая конструкция, использованная для определения назна­чения миссии МВД в системе органов власти.

Согласно Положению о Министерстве Внутренних Дел Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 06.09.97 №993)[1] Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Министерство в своей деятельности руководствуется: Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации. Деятельность Министерства осуществляется на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Единую систему исполнительной власти в Российской Феде­рации возглавляет коллегиальный орган—Правительство РФ. Оно, согласно закону[2], решает следующие вопросы в сфере обес­печения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступ­ностью:

— участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, обще­ства и государства;

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и другими общественно опас­ными явлениями;

— разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы право­охранительных органов.

Министр внутренних дел (федеральный министр) является членом Правительства РФ и правомочен участвовать с правом решающего голоса в его заседаниях. Он принимает участие в выработке и реализации политики Правительства РФ. в целом.

Закон предъявляет к министру как члену Правительства РФ ряд специальных требований и налагает определенные ог­раничения. Так, министр не вправе:

— быть депутатом любого органа представительной власти;

— занимать другие должности в органах власти и общест­венных объединениях;

— заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

— заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой;

— быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органах государственной власти;

— использовать в неслужебных целях информацию, средст­ва материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятель­ности;

— получать гонорары за публикации и выступления в каче­стве члена правительства;

— получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федераль­ным законодательством ссуды, подарки, денежное вознаграж­дение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

— принимать без разрешения Президента Российской Фе­дерации почетные и специальные звания, награды, иные знаки отличия иностранных государств;

— выезжать в служебные командировки за пределы России за счет физических и юридических лиц, за исключением слу­жебных командировок, осуществляемых по международной до­говоренности.

МВД России принадлежит к числу так называемых «прези­дентских структур». Введение в обиход такого понятия означает результат серьезных политических столкновений в борьбе за утверждение нынешнего государственного строя — президент­ской республики. Правовой констатацией победы в этой борьбе сторонников президентской республики стал Закон от 25 де­кабря 1997 г., которым введена новая редакция ст. 32 Закона о Правительстве РФ. Теперь она звучит так: «Президент Рос­сийской Федерации . руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвраще­ния чрезвычайных ситуаций»[3]. Кроме того, b декабре 1998 г. непосредственно Президенту РФ переподчинены Минюст РФ и Федеральная служба налоговой полиции.

Президент РФ утверждает положения об этих министерст­вах, назначает их руководителей, включая заместителей мини­стра, определяет состав коллегии, утверждает штатную числен­ность центрального аппарата, руководит внутренними войска­ми, утверждает их состав, численность и структуру, принимает решения о дислокации и передислокации ВВ, принимает решения о привлечении ВВ для участия совместно с ОВД в обеспе­чении режима чрезвычайного положения, назначает военнослу­жащих на должности, подлежащие замещению высшими офи­церами, утверждает положение о Главкомате внутренних войск. Президент реализует в отношении МВД иные полномочия, в том числе и как Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

За Правительством РФ закреплена функция координации деятельности «силовых министерств». Вокруг вопроса об орга­низационном обеспечение этой функции, путях и методах ее осуществления продолжаются оживленные дискуссии в кори­дорах власти, однако на этом направлении нет ни устоявшей­ся практики, ни максимально конкретной правовой регламента­ции.