Правовые акты управления

Правовые акты управления

Министерство образования Российской Федерации

Челябинский Государственный Университет

Юридический факультет

Контрольная работа

По дисциплине: Административное право

III вариант

Челябинск, 2001 г.

План:

I. Первая часть задания

Правовые акты управления.

1. Виды актов управления

2. Акты управления федерального Правительства

3. Ведомственные акты управления

4. Акты управления субъекта Российской Федерации

5. Условия эффективности актов управления

6. Прекращение действия акта управления

II. Вторая часть задания

Положение о Федеральной службе налоговой полиции РФ

1. Общие положения (пп.1-6)

2. Основные задачи ФСНП (п. 7)

3. Функции ФСНП России (п. 8)

III. Третья часть задания

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЗАДАНИЯ

Правовые акты управления.

Виды актов управления

В условиях огромного разнообразия рассматриваемых право­вых актов существует множество критериев, позволяющих сгруппи­ровать их по юридически значимым признакам и лучше познать их юридические особенности.

I. По юридическому содержанию следует различать несколь­ко категорий актов.

1. Нормативные акты. Они устанавливают, изменяют или от­меняют юридические нормы, то есть содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата, не обращенные к конкрет­ным лицам, рассчитанные на многократное применение в слу­чаях, предусмотренных их гипотезами. Нормативные акты го­сударственной администрации являются важнейшими источ­никами права. В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них норм они могут быть моноотраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми, источни­ками трудового, земельного права и т. д.) и полиотраслевыми, в которых имеются нормы различных правовых отраслей. Но в них не может быть норм уголовного, уголовно-процессуального, конституционного права. По кругу лиц, на которых распрост­раняются нормы, их источники можно поделить на:

• акты общего значения (федеральные, республиканские, об­ластные, краевые, окружные, городские, районные, поселко­вые, сельские);

• межведомственные акты;

• внутриведомственные (в том числе локальные) акты.

2. Индивидуальные акты — это решения субъектов админис­тративной власти по конкретным вопросам, обращенные к кон­кретным лицам. Будучи в своей основной массе правоприме-нительными актами, они порождают, изменяют, прекращают пра­воотношения. Среди них больше всего правонаделительных, оперативно-распорядительных, а другой разновидностью ин­дивидуальных актов являются правоохранительные, юрисдик-ционные решения (по спорам, жалобам, использованию прину­дительных средств). По юридическим последствиям индиви­дуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими, поощряющими, содержащими отказы'.

3. Общие акты либо содержат общие кратковременные пред­писания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т. д.), либо содержат общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определен­ным категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т. д.), либо разъясняют что-то.

4. В смешанных актах одновременно содержатся нормы пра­ва и правоприменительные решения либо даже еще и общие требования.

II. По форме различают акты письменные, устные, конклюдентные. Письменные являются разновидностью служебных документов. Устные акты широко используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безо­пасности, на транспорте, в воинских частях. Конклюдентные акты нахо­дят внешнее выражение в жестах работника ГИБДД, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.

III. По функциональной роли можно различать акты плано­вые, по финансовым вопросам, методического характера, по кадровым делам, по учету, снабжению и иным общим функци­ям административной деятельности. Довольно часто решения ис­полнительной власти связаны сразу с несколькими функциями адми­нистрации, они полифункциональны.

IV. В зависимости от объема полномочий субъекта власти, его правовой связанности различаются:

• дискреционные АГА, принимаемые в условиях свободы ус­мотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица (например, при приеме на службу). Свободное усмотрение оз­начает возможность выбора в широких пределах, установленных правовыми нормами. В силу недостаточной полноты или конк­ретности правовых норм, наличия в них оценочных понятий, у правоприменителя существует возможность принимать во вни­мание разнообразные факторы, а следовательно, выбирать реше­ние из большого числа возможных и законных вариантов;

• акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из не­скольких названных в норме права вариантов (например, при рассмотрении дела о мелком хулиганстве начальник ОВД впра­ве оштрафовать виновного, направить дело в суд, передать на рассмотрение администрации, общественных организаций по месту работы, учебы гражданина, прекратить дело и ограничиться уст­ным замечанием);

• акты «связанной администрации», принимаемые при отсутствии возможности выбора (прием в вузы по результатам конкурса, назначение пенсий, применение абсолютных санкций и т. д.).

V. По степени сложности решения АГА могут быть про­стыми (рутинными), сложными и уникальными (например, о строи­тельстве атомной электростанции, о выводе войск из Афгани­стана).

VI. В зависимости от даты начала действия нужно различать акты, вступающие в силу:

• немедленно (по общему правилу), с даты подписания, принятия;

• с даты, указанной в самом акте;

• в срок, указанный в другом акте;

• после государственной регистрации и официального опуб­ликования. С этой даты вступают в силу нормативные акты центральных органов Федерации, затрагивающие права граж­дан или носящие межведомственный характер.

VII. В зависимости от порядка принятия различают акты кол­легиальные (принимаемые простым или квалифицированным боль­шинством от общего числа членов коллегиального органа или от чис­ла присутствующих на заседании1) и единоличные. Последних на­много больше, но чаще всего единоличные акты оформляют, придают властный характер мнению большой группы лиц, которые готовили, согласовывали, визировали, предварительно обсуждали проект.

VIII. Если анализировать акты в зависимости от объекта орга­низационного воздействия, то полезно учесть решения по сельс­кому хозяйству, обороне, охране общественного порядка, здра­воохранению, административной опеке и другим вопросам.

Очевидно, что АГА можно группировать по многим другим критериям: субъектам, их издавшим, действию по кругу лиц, времени издания и др.

Акты управления федерального Правительства

В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации, на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Правительство издает постановле­ния и распоряжения.

Правительственные акты обладают следующими отличительны­ми признаками:

• это исполнительные, подзаконные акты, детализирующие и кон­кретизирующие отдельные положения федеральных законов и указов Президента;

• среди них много актов межотраслевого, общерегламентационного характера, комплексно регулирующих различные сферы и области жизни страны;

• это акты, занимающие высшую ступеньку в иерархии актов фе­деральной исполнительной власти, выступающие фундаменталь­ной основой для ведомственных нормативных актов;

• эти акты обязательны к исполнению на всей территории РФ;

• исполнение этих актов обеспечивается системой федеральных органов государственной власти.

Следует различать следующие правовые основания для изда­ния правительственных актов. Во-первых, Правительство издает «инициативные акты» на основе норм о компетенции, управомочи-вающих его осуществлять правовое регулирование той или иной сферы общественной жизни. Во-вторых, Правительство принимает акты во исполнение федеральных законов — в законе может со­держаться бланкетная норма, определяющая, что тот или иной поря­док (деятельности, реализации прав) устанавливается Правитель­ством, или указывается на конкретный правовой акт (положение, правило), который следует утвердить Правительству, либо в статье о введении в действия закона Правительству дается поручение при­вести свои акты в соответствие с ним в определенный срок. В-третьих, обязанность Правительства издать тот или иной правовой акт часто содержится в нормативном указе Президента Российской Феде­рации.