Архитектура

Архитектура

Содержание:

Глава 1: «Памятники архитектуры XVIII – первой половины XIX вв.»

Глава 2: «Памятники архитектуры конца XIX – начала XX вв.»

Глава 1: «Памятники архитектуры XVIII – первой половины XIX вв.»

С середины XVIII в. началось заселение лесостепного пространства Прииртышья. Пионеры заселения Сибири, выходцы из северо-восточных уездов Руси, перенесли в Сибирь свой плотницкий опыт, умение использовать лес в качестве основного строительного материала. Первоначально переселенцы рубили небольшие избушки. С устройством хозяйства ставили избы, пятистенки или дома из двух изб с ходом через сени. Позже такие дома стали рубить в одной связи (трехкамерные жилища) и класть печи с дымоходами. В ряде сел Большереченского, Горьковского, Муромцевского, Колосовского, Крутинского районов еще сохранились дома постройки конца XVIII – начала XIX вв. Это памятники деревянного зодчества.

Представление о жилищах сибиряков дает рисунок города Тары, исполненный в 1734 году. На нем преобладают однокамерные жилища, избы. Из 60 строений, контуры которых четко обозначены, лишь пять домов двухкамерные. Большинство строений показаны высокими, пристроенные сени – ниже уровня волоковых окон. Очевидно, избы стояли на подклетях, о чем сообщается и в описаниях. На рисунке Тары лишь на воеводском доме показаны три дымовые трубы. На остальных домах и избах труб не показано, но на всех обозначены по одному или по два волоковых окна под крышей с вырубом в 1 – 2 ряда. Курные избы преобладали в деревнях.

С середины XVIII в. в Таре, а затем и в новой Омской крепости развивается кирпичное производство и начинается возведение каменных строений.

В 1755 году начато строительство Спасской церкви в Таре.

Сибирские церкви не отличались большим разнообразием. Немногие группы строителей, как правило, переходя от объекта к объекту, переносили в очередную стройку черты предыдущей. Но, творчески используя традиции, они в каждое здание вносили новые элементы. Возведенная в Таре тобольскими мастерами Спасская церковь по многим деталям повторяет Михайлоархангельскую, Крестовоздвиженскую и другие тобольские церкви, но вместе с тем в ее оформлении есть оригинальные мотивы.

Спасская церковь - единственный в Омском Прииртышье яркий образец сибирского барокко. Как многие храмы Тобольска и Тюмени, она имеет трехчастную «трапезную» схему композиции кораблем, состоящую из здания основного храма, трапезной и притвора, на котором возведена колокольня. Пропорции основных частей строго выдержаны, трапезная немного уже храма и еще уже четырехгранник притвора, на который поставлен трехъярусный восьмерик колокольни. Здание двухэтажное. Первые этаж, который служил зимней церковью, заканчивается сводчатым потолком. Основной объем церкви составляет кубический четырехугольник двухсветного второго этажа, являвшегося летней церковью. С восточной стороны к храму примыкает алтарь, заканчивающийся полукруглой абсидой с небольшой главкой на уровне окон второго яруса основного объема. Широкие арочные проемы соединяют первый и второй этажи с алтарем и трапезной. Очень выразительный контраст низкого полутемного первого этажа из светлого пространства летней церкви, венчающей сводчатый потолок. Как и в тобольских церквях, купольное завершение Спасской церкви покоится непосредственно на четверике основного объема. Но тарская церковь не имеет фигурных фронтонов, украшающих тобольские и тюменские церкви.

Характерный признак архитектуры сибирского барокко – контрастно убывающие храмовые венчания. Купол тарской церкви увенчан восьмигранной вытянутой главой с луковичным завершением. На четырехграннике притвора – трехъярусный восьмерик колокольни с широкими проемами звонницы с вытянутыми главой и шпилевым завершением.

Особую художественную архитектурную ценность Спасской церкви придает красочное украшение стен наличника с напряженными дуговыми фронтонами. Наличники выложены лекальным кирпичом, что присуще стилю барокко. Они оформлены в виде профильных козырьков на колонках, перехваченных «дыньками», в чем угадываются черты древнерусского членения надоконных козырьков. Орнаментированы кирпичными выступами и стены.

В церковных архивах год окончания строительства Спасской церкви указывается 1776. В этих же архивах начало службы помечено 1760 годом. Вероятно, первый этаж был закончен и в нем начали службу. Окончание же колокольни, штукатурку и роспись иконостаса могли завершить в 1776 году. И средства собираемые с прихожан, не позволяли весть интенсивные работы.

Спасская церковь Тары – капитальное сооружение. Она сложена из большемерного кирпича на известковом растворе. Толщина стен первого этажа 165 см, второго – 133 см. Общая высота более 40 метров. Церковь простояла более 220 лет. Ее кладка и штукатурка хорошо сохранились. Лишь в последние десятилетия нанесен некоторый урон внешнему оформлению здания.

Кроме Спасской, в Таре были построены: в 1776 году Богородская, в 1783 – Николаевская, в 1789 – Тихвинская, в 1792 – Успенская и в 1831 – Парасковеевская. Лицо городов в XVIII – XIX вв. определяла культовая архитектура. Высокие и нарядные церковные здания украшали города. В Таре на высоком увале и берегу Аркарки стояло четыре церкви.

Первым каменным строением Омска стало здание крепостного Воскресенского собора. По проекту, составленному в 1764 году И. Малмом, собор в новой крепости должен был разместиться вдоль улицы, идущей от Тарских ворот к центральному плацу, т.е. с севера на юг. Присланный из Тобольска на строительство собора как «знающий в архитектуре каменного строительства» Иван Черепанов обнаружил не правильность в постановке собора на плане крепости. Собор алтарем обращался на юг, а не на восток, как этого требовали церковные правила. Ошибку исправили. Из-под Семипалатинска был доставлен камень для фундамента и заложено основание здания. После этого работу продолжал Козьма Черепанов «столько же в каменном строении знающий, как и его брат».

В оформлении Воскресенского собора уже нет излишеств барокко, заметны черты более строгого стиля.

В отличие от Спасской церкви Воскресенский собор не имел аналогов с тобольскими постройками и являлся оригинальным строением. Его основной корпус составлял единое целое с трапезной и более напоминал здание гражданской архитектуры. Толщина стен – 165 см. Собор стал главным сооружением крепости. Высокий с двумя ярусами окон центральный объем, завершенный обитыми белой жестью пятью главами и трехъярусной колокольней с шатром доминировал над окружающей местностью. Архангелы на куполе были изображены в казацких папахах. В центральной фигуре угадывались черты легендарного атамана Ермака. Воскресенский собор до наших дней не сохранился.

Существовавшая в старой крепости деревянная церковь Сергия Радонежского после возведения Воскресенского собора была разобрана и перевезена в село Горнокулачинское. Позднее на месте Спасских ворот старой крепости была поставлена Ильинская церковь, простоявшая до середины тридцатых годов нашего столетия.

В 1792 году на восточной стороне крепостного плаца возле генералитетского дома была построена каменная лютеранская кирха, сохранившаяся до наших дней. Это – одноэтажное здание, с восточной стороны к нему пристроена полукруглая абсида алтаря. На главном фасаде – небольшой выступ, завершающийся треугольным фронтоном, на котором укреплена чугунная плита с датой постройки здания. В первоначальном виде здание венчало по центру небольшая барочная восьмигранная башенка с остроконечным шпилем. В начале XX в ее перенесли на южную сторону здания, в последствии она была разобрана.

Примечателен декор памятника. Он выдержан в стиле барокко. Окна имеют простые прямоугольные сандрики и криволинейные обрамления. Углы здания округлены и раскрепованы пилястрами.

В Омске сохранился еще один памятник храмового строительства – казачья Никольская церковь, образец русского классицизма первой половины XIX в. Чертежи церкви были выполнены выдающимся русским архитектором В. П. Стасовым.

Строительство Никольской церкви началось в 1833 году и завершилось в 1840 году. Фасад притвора украшают полуколонны и разетки между ними. Южный и северный фасады основного храма прикрывают мощные порталы со строгими фронтонами над ними. Колонны портиков слегка сужаются кверху, что еще больше усиливает их монументальность.