Дворцово-парковый ансамбль Гатчины
Дворцово-парковый ансамбль Гатчины
Дворцово-парковый ансамбль Гатчина.
Комплекс гатчинских парков (Дворцовый, Сильвия, Зверинец) представляет собой совершенно самобытное творение паркостроительного искусства - уникальное триединство, объединенное руслами рек Гатчинки и Колпанки и цепью связанных с ними озер. К нему примыкает Приоратский парк, основной водной магистралью которого служит Приоратский водовод.
Главное композиционное звено комплекса, Дворцовый парк - средоточие основных озер, множества островов, а также дворца и созвездия малых архитектурных форм.
По своей объемно-пространственной структуре Дворцовый парк отличается от родственных ему произведений садового искусства пейзажного стиля XVIII века. Дворцовый парк в Гатчине распланирован в системе прихотливо переплетенных двух речек и нескольких озер. Эта специфическая топографическая основа продиктовала не только общий строй композиционного решения, но и планировку отдельных районов и малых садов, предопределила выбор мест для возведения дворца, мостов, ворот, прокладки аллей и устройства видовых просек.
Вытянутость территории, занятой Дворцовым парком, резкие перепады высот между как бы западающими прудами и вздымающимися грядами островов и прибрежных частей, стали тем природным мотивом, который получил разработку как естественные кулисы, закрывающие или распахивающие обзор на парковый пейзаж и его архитектурные акценты.
Изначальная ярусность рельефа подсказала зодчим необходимость возведения дворцовых башен, высоко расположенных террас, смотровых площадок на воротах и возвышенностях. Это позволило ввести элемент многократного панорамного обзора парка с высотных точек, почти с птичьего полета, каких не имеется ни в одном из пригородных ленинградских ансамблей.
Озера в системе парка также стали своеобразной ареной осмотра его пейзажей. С судов "потешной флотилии" в XVIII-XIX веках развертывались увиденные снизу панорамы живописных берегов, картинно изогнутые мосты и прибрежные строения.
Таким образом, Дворцовый парк можно воспринимать в самых различных уровнях: с глади прудов, с береговых аллей, насыпных горок и террас, с площадок на кровле Березовых ворот и, наконец, с башен дворца.
Оригинальной особенностью композиции гатчинского Дворцового парка является соотношение зеленого массива и водного пространства. Из 143 гектаров общей площади почти 36 занимают озера, что составляет четвертую часть всей территории. При этом водное зеркало находится не на периферии, а включено в самую сердцевину планировки, как композиционная и образная доминанта.
Планировка Дворцового парка построена на скрещении двух умозрительных осей. Одна ось (короткая) - в направлении юг-север - проходит по центру плаца и дворца, через Белое озеро к павильону Венеры, до Березовых ворот. Вторая (длинная) идет с востока на запад - от Адмиралтейских ворот через Длинный остров до средних ворот в Зверинец. Этот планировочный прием предопределяет наиболее интересные пути осмотра парка. Если двигаться с юга, сначала предстанет монументальная кулиса-заставка - дворец, затем гряда и зеленая стена Длинного острова и далее - террасы Ботанических садов. Второе направление осмотра - от Адмиралтейских ворот - построено на панорамном раскрытии перспектив на всю глубину пространства Белого озера. Эти два основных аспекта обзора дополняются и обогащаются обходом по береговым аллеям и вторящим им дорогам в глубине парка, а также поперечными перспективами с одного берега озера на другой.
Собственный сад устроен на насыпной террасе с каменной подпорной стенкой. Сад примыкает к Арсенальному каре и Часовой башне дворца, в него можно было попасть из личных комнат Павла I на первом этаже Главного корпуса. Сад нес на себе типичные черты регулярных садов: здесь были деревья с кронами правильной геометрической формы, боскеты, трельяжи, увитые цветами, система аллей; установили четырнадцать мраморных статуй, в центре – статуя Флоры работы итальянского мастера Фабио Медико, окруженная гермами (скульптурный бюст, венчающий четырехугольный столб, сатиров и вакханок. Возле центрального корпуса дворца расположена терраса, перед ней ранее стояли два крылатых сфинкса, высеченных из местного пудостского камня. Нижний сад распланировали по образцу голландских садов с цветочными партерами, окаймленными низко подстриженным кустарником, и тремя привезенными из Италии мраморными статуями (копия с «Амазонки» Поликлета, «Молодой сатир» и «Марс»). В конце XIX века партеры сада засадили кустами лиловой сирени, она росла еще в 1950-е годы, затем начались работы по восстановлению участка в первоначальном виде. В Верхнем Голландском саду, куда ведет каменная лестница из Нижнего, на круглой площадке в центре стояла статуя Афины (итальянский мастер, XVIII век). Широкая каменная лестница спускается к Карпину пруду. Липовый сад раскинулся вдоль Екатеринвердерского проспекта и отделяется от Голландских садов рвом. Здесь ростут по краям дорожек аллейные липы, а также шпалерные (подстриженные, в ряду с кустарником) и штамбовые, стоящие отдельно на газонах. Ботанический сад создавался под наблюдением мастера Ф. Гельмгольца. Он предполагался как питомник различных растений, там находились каменные оранжереи и теплицы, позднее разрушенные (на месте этих оранжерей сейчас находится типография), вдоль центральной аллеи были вырыты пруды – Круглый и Восьмигранный, землю использовали для насыпки Цветочной горки. На трех ее ярусах в XVIII веке выставлялись экзотические южные растения. Еще в 1950 годах на Цветочной горке выращивалась замечательная коллекция георгин и других цветов. На дорожках Ботанического сада были высажены деревья, необычные для северного климата, – вяз, тис, бук и другие, замененные потом липами и дубами.
На Длинном острове по проекту В. Бренны, находится павильон Орла (Темпль-храм) в виде круглой ротонды, перекрытой полусферическим куполом (по преданию, на том месте, откуда Павел I сделал меткий выстрел в орла).
Горбатый мост состоит из трех основных частей - двух мощных береговых устоев и крутого арочного пролета шириной девять и высотой более трех метров. Устой производят впечатление прочности и незыблемости. Эти качества подчеркнуты в трактовке их оснований, сложенных из двух рядов крупных каменных блоков. Над ними поднимаются наклонные стены из пяти рядов каменной кладки. При этом связка между островами и мостом решена в виде низких ступенчатых контрфорсов, а начало устоев отмечено на всю высоту фасадных сторон контрфорсом в виде удлиненной пирамиды, вершина которой заменена массивной тумбой, ограничивающей балюстраду. В среднюю часть каждого из устоев вписана полусферическая ниша с сильно профилированным архивольтом и крупным замковым камнем, который акцентирован веерной фигурной выкладкой. Ниши подчеркивают монолитность устоев и вводят дополнительный динамический мотив в арочную опору.