Проблема ансамбля в архитектуре XVII века (барокко)

Проблема ансамбля в архитектуре XVII века (барокко)

М И Н И С Т Е Р С Т В О О Б Р А З О В А Н И Я И Н А У К И

Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Ульяновский государственный университет

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

Актуальные проблемы зарубежного искусства

«Проблема ансамбля в архитектуре XVII века (барокко)»

Выполнила:

Проверила: КОТОВА

Ирина Геннадьевна

Ульяновск, 2004

Оглавление

Введение 3

1. Барокко в Италии 4

1.1 Джованни Лоренцо Бернини 4

1.2 Франческо Борромини 6

1.3 Пьетро да Кортона 8

1.4 Другие архитектурные произведения итальянского барокко 8

2. Барокко во Франции 9

3. Барокко в Австрии и Германии 10

3.1 Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах 10

3.2 Иоганн Лукас фон Хильдебрандт 11

3.3 Якоб Прандауэр 11

3.4 Семья Динценховер 11

4. Барокко в Англии 12

5. Барокко в Испании 13

Заключение 14

Список литературы 15 Введение

Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков. В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину).

В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения, стиля господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 года и до начала XVIII века. От маньеризма искусство барокко унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в единое новое целое.

Самые характерные черты барокко – броская цветистость и динамичность – соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви.

За пределами Италии стиль пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным.

Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, который был так же и выдающимся скульптором. Его первая крупна работа – балдахин над куполом Святого Петра в Риме.

В каждой стране искусство барокко подпитывалось местными традициями. В одних странах оно становилось более экстравагантным, в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам. 1. Барокко в Италии

Богатство и великолепие архитектуры барокко, в частности в Италии, символизирует пик сласти католической церкви и католических князей вплоть до зарождения идей рационализма и национализма.

Решениями Триентского собора церковь подтвердила свою приверженность своим традиционным догмам и, ослабив строгость первых лет Контрреформации, с невиданным со времен Средневековья рвением попыталась, как можно убедительнее облечь вечные истины и вечные формы. В архитектуре это были введенные первопроходцами итальянского Ренессанса классические формы. В более пластичном и мощном воплощении они создавали динамичные пространственные эффекты, усиленные неведомой даже духу готики разомкнутостью объемов и фантастическим освещением. Готические мастера постоянно обращали внимание на создание «изменчивого образа» и на прозрачность архитектуры, предполагавшую эффект диагональной перспективы. Эти эффекты были усвоены архитекторами барокко, произведения которых, однако, были слишком монументальными, чтобы считаться прозрачными.

Рим был бесспорным центром архитектуры барокко в Италии, однако, другие независимые государства на территории Италии развивали свои собственные направления стиля барокко. Наиболее значимым был Пьемонт со столицей в Турине. В Северной Италии, например, в Генуе стиль барокко не получил такого широкого распространения.

1.1 Джованни Лоренцо Бернини

Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680) был зодчим, в чьем творчестве впервые расцвел стиль барокко. В Риме в 1624 – 1633 гг. этот художник создал памятник, стирающий границу между архитектурой и скульптурой, предвосхитивший тем самым многие произведения барокко: монументальный алтарь над местом захоронения апостола Петра, увенчанный бронзовым балдахином на витых колоннах. В свое время он являлся роскошным жестом победы римско-католической веры. Этим экстравагантным сооружением высотой 29 метров церковь символически отметила свое господство над язычеством и иудаизмом, поскольку бронза колонн частично взята с портика языческого Пантеона, а ее спиралевидные колонны воспроизводят колонны главного алтаря старого собора Св. Петра, который, как предполагалось, был привезен из Иерусалимского храма в Рим.

Бернини родился в Неаполе в семье неаполитанки и флорентийца, который был скульптором и работал в стиле позднего маньеризма. Примерно в 1605 году семья переехала в Рим, где Бернини сделал свою профессиональную карьеру. Как и Микеланджело, он считал себя, прежде всего, скульптором, хотя был и архитектором, художником, поэтом, усердным и увлеченным работником и человеком глубочайшей католической набожности. Как и Микеланджело, Бернини получил свои важнейшие заказы благодаря папскому покровительству, поскольку увлеченными меценатами, полными решимости придать Риму облик пышной торжественности, были его близкий друг Маттео Барберини, находившийся на папском престоле с 1623 по 1644 гг. под именем папы Урбана VIII, и Фабио Киджи, правивший с 1655 по 1667 гг. под именем папы Александра VII.

При папе Александре VII оформляется Кафедра апостола Петра (1657 – 1665), почитаемая как престол Св. Петра. Бернини украсил престол великолепным бронзовым троном, который несли фигуры в два человеческих роста, изображающие четырех отцов Церкви. Сверху престол был погружен в сверкающий золотой свет, льющийся из овального стеклянного окна с изображением голубя – символа Святого Духа – божественного источника папской непогрешимости. От изображения голубя во все стороны отходят золотые лучи и пронизывают набухающие облака, населенные ангелочками.

Это пластически оформленный синтез фантазии и реальности, естественного скрытого и искусственного света Бернини в театральной капелле Корнаро для Санта Мария Виттория в Риме.

Начатые Бернини в 1656 г. знаменитые колоннады перед собором Св. Петра, заключающие в объятия просторную овальную площадь, были столь же красноречивым символом всеобъемлющей сласти церкви, как и Балдахин и Кафедра Св. Петра. Сам Бернини описал проект своих колоннад языком, характерным для католической риторики большинства произведений барокко, как «материнский жест защиты веры, необходимый, чтобы воссоединить еретиков с церковью и привести к истинной вере неверующих». Хотя колоннады следуют динамичному движению, которое является существенным выразительным признаком стиля барокко, выделение свободно стоящий несущих колонн скорее соответствует духу греческого храма, чем романскому стилю или стиля архитектуры Ренессанса, предпочитающим оформлять массив стены.

Скала Реджиа (1663 – 1666) – лестница, ведущая от колоннады к папским покоям, принадлежит к самым замечательным проектам Бернини. Здесь художник воспользовался непараллельностью стен, между которыми должны были находиться ведущие вверх ступени, и подчеркнул существующую перспективу, сводя ионические колонны по обе стороны лестницы по направлению друг к другу и постепенно уменьшая высоту колонн по мере подъема.

Фигура папы на верхней площадке кажется большей, чем на самом деле. Композиция освещалась источником света, скрытым в середине лестницы, и окном над ее нижней частью. У подножия лестницы Бернини установил скульптурное конное изображение императора Константина в момент его обращения в христианство. Его взгляд с изумлением направлен вверх на золотой крест над входной аркой.

Такое превращение архитектурного оформления в драматическое действие отличает архитектуру церкви Сант Андреа али Квиринале (1658 – 1670) – прекраснейшую из трех церквей, для которых Бернини выбрал центрический проект, а именно: овал (эллипс) для церкви Сант Андреа, греческий крест для Кастельгандольфо и круг для Арричи.