В поисках идеального оружия
В поисках идеального оружия
В поисках идеального оружия Вопрос о создании абсолютного или чудо - оружия с давних пор терзает многих людей. Во времена арабской экспансии это был неизвестный в Европе порох. Потом, по мере развития научных знаний и технических возможностей, появились фрегаты, вооруженные пушками, на смену которым пришли более мощные стальные крейсеры. А казавшиеся игрушками и плодами чудачества дирижабли и аэропланы стали наводить ужас на армии неприятеля. И если для бронепоездов требовались еще железные дороги, то его собрату по толщине стального панциря, танку, было уже все равно где проехать: по шоссе или по болоту. Когда появилось атомное, а затем водородное оружие, которое можно доставить в любую точку земного шара, люди, обладающие им, думали, что вот оно "вундерваффе". Но даже ядерный щит, дополненный космическим в виде программы СОИ, не гарантировал ни стопроцентной безопасности от нападения, ни возможности абсолютного выигрыша в случае, если ударить первым. К тому же участь победителя (если все - таки ядерный конфликт произошел бы) было бы выбрать одну из двух ужасных смертей: или умереть в бункере от недостатка пищи, воды, воздуха и солнечно го света, или умереть от радиоактивного облучения. Химическое и биологическое оружия также не являются идеальными как показал опыт войны во Вьетнаме, да и хранить эту "смерть в пробирке" сложнее, чем ядерную. По этим и другим причинам в настоящее время усиленные и активно финансируемые поиски абсолютного оружия идут в других областях. Так, например, в дельфинарии ВМФ, который находится в Казачьей бухте мыса Херсонес проводятся углубленные исследования по "мобилизации" этих млекопитающих на военную службу. Сначала дельфинов учили трем вещам: поиску затонувших предметов (например, торпед) , учили помогать водолазам во время всевозможных подводных работ (подай - при неси) и охране военно-морских баз. Использование дельфинов в качестве торпед не разрабатывается, так как "торпедное" направление американцы уже к началу семидесятых годов сочли неперспективным. К тому же выводу пришли и наши военные. В конце семидесятых годов была разработана система патрулирования военно-морских объектов: по периметру базы примерно в полукилометре друг от друга расставлялись специальные буйки ; доплывая до каждого буйка, дельфин - часовой мог, нажав носом на педаль, получить рыбку. Таким образом, он обходил весь участок. Завидев водолазов диверсантов, дельфин подплывал к ним поближе и отстреливал взрывпакет ; тут же включался датчик с ультразвуковым сигналом "ОПАСНОСТЬ", расшифрованным учеными с языка дельфинов ; "караульный" моментально уплывал, а его подарок диверсантам взрывался. В среднем в дельфинарии обучается около пятидесяти дельфинов. В то же время начались аналогичные тренировки и с морскими котиками. За прошедшие с тех пор годы военные дрессировщики многому могли научить своих " курсантов ". Другим перспективным направлением является создание самолетов - невидимок. Первый испытательный полет такого истребителя состоялся в июне 1981 года. При его постройке широко применялись токопроводящие композиты (сверхпрочные пластики, армированные углеродными волокнами) , поглощающие радиоволны. Сконструирован самолет - невидимка так, что все участки его поверхности " гасят " сигналы радаров (применена специальная ячеистая структура поверхности, благодаря чему радиоволны практически полностью поглощаются ею) . В результате формой самолет напоминает электрического ската, а все это сделало его " невидимым " для систем ПВО противника. Первый самолет - невидимка был изготовлен фирмой " Локхид " и получил обозначение F - 117 A. Программа же по производству самолетов - невидимок носит название " Стелс ". Но " летающих скатов " производит не только " Локхид ", на заводе в Палм дейли, где изготавливаются все невидимки, воплоти ли в металле и пластики бомбардировщик В - 2 фирмы " Нортроп ". " Нортроп " тоже участвует в программе " Стелс ". Но хотя эти модели (F - 117 A и В 2) могут и хорошо защищаться, и нападать (новейшая компьютерная ударно - навигационная система: бортовая РЛС, приборы ночного видения " кошачьи глаза " < различные цели на удалении 12 километров >, сверхточная лазерная система наведения бомб, способность нести все виды тактического вооружения - от управляемых ракет " воздух - воздух " до ядерных зарядов весом 900 кг.) , они являются днем сегодняшним, а может быть и вчерашним. Конструкции завтрашнего дня замечены американскими фермерами в небе штатов Калифорния и Невада. В основном это два типа аппаратов, очень различающихся, но изготовленных оба по технологии " Стелс ". Первый, прозванный " пульсатором " (т.к. его полет сопровождается характерным громким гулом, тембр которого время от времени изменяется, звук пульсирует с низкой частотой около 1 Гц.) появился в июле 1989 года и преодолел за 6 минут расстояние в 560 км, в другой раз его заметили, когда за 20 секунд он переместился по небу на 70 градусов (т.е. скорость является гиперзвуковой 4000 км/ч и более) . Летают " пульсаторы " на большой высоте и резко меняют направление. По мнению экспертов на пульсаторе стоят комбинированные двигатели НАСА для аэрокосмического самолета. В обычном турбореактивном двигателе, прежде чем смешиваться с горючим, воздух сжимается компрессором: полное сгорание повышает мощность и эффективность конструкции. Однако уже при скорости порядка 2 М (две скорости звука) встречное давление воздуха так велико, что компрессор практически не нужен. А при скорости 6 М набегающий поток благодаря ударной волне сжимается в сто раз, то есть можно включать прямоточное устройство. Расчеты показали, что оно сможет разогнать самолет до скорости порядка 16 М! После чего " прямоточка " должна будет уступить место ракетной силовой установке. Однако до сих пор сложной проблемой было зажигание топливно-воздушной смеси. В сверхзвуковом потоке воздух пролетает через камеру сгорания настолько быстро, что химическая реакция воспламенения топлива длится всего одну миллисекунду. Это являлось камнем преткновения " прямоточек ", работающих на керосине или спирте. Использование же охлажденного до жидкого состояния водорода резко меняет ситуацию. КПД двигателя на гремучем газе существенно выше традиционного (именно из-за его использования " пульсаторы " при полете так грохочут) . Уже сейчас проведены успешные испытания этого типа двигателя на скоростях до 7 М, а суперкомпьютеры проиграли его поведение вплоть до 20 М. Другой конструкцией завтрашнего дня, созданной по технологии " Стелс ", является так называемый " летающий треугольник ". Если для " пульсатора " актуален лозунг: быстрее, выше, сильнее, то для " треугольника ": ниже, тише, незаметнее. Впервые их заметили поздним майским вечером 1990 года в районе авиабазы " Эдварс " в штате Невада, когда " летающий треугольник " с большой скоростью, но совершенно бесшумно перемещался в небе. Схема размещения бортовых огней у " треугольников " одиночные янтарно - желтые под законцовками крыльев и красный в носовой части - аналогично примененной на F - 117 A. Бесшумность " летающих треугольников " (что в общем - то заложено в основу программы " Стелс ") по мнению авиаспециалистов связано с применением нового топлива. Поиски абсолютного оружия могут приводить к новым точкам зрения относительно уже, казалось бы, давно известных боевых систем. Пушки в различных разновидностях известны также с древних времен, но идея Жюля Верна об использовании суперпушек для достижения больших высот является актуальной и сегодня. В середине 60-х годов Джеральд Бюлль, являясь директором канадского института космических исследований, заинтересовал этой проблемой канадское и американское правительства и получил от них п