Аграрный вопрос
Аграрный вопрос
Аграрный вопрос Экономика России была многоукладной, и передовые, в значительной степени имплантированные формы организации промышленности соседствовали в ней с отсталым сельским хозяйством. Отмена крепостного права привела не к улучшению, а к ухудшению экономического положения крестьянского хозяйства. Раздробленная на мелкие надельные полосы поземельно-передельная община тормозила прогресс в земледелии, урожайность полей оставалась низкой. Уровень крестьянского благосостояния не смогли поднять меры, принятые для улучшения крестьянских хозяйств министром финансов Бунге: понижение выкупных платежей, снижение и затем отмена (1886) подушной подати, учреждение Крестьянского поземельного банка для помощи крестьянским обществам и товариществам в покупке частновладельческих земель. Несмотря на периодические голодовки и урожайность втрое ниже с единицы земли, чем в европейских странах, Россия оставалась крупнейшим экспортером хлеба, цены на который на мировом рынке в 1870-1880-е гг. сильно упали. Как цинично выразился преемник Бунге на посту министра финансов академик Вышнеградский -"недоедим, но вывезем". Бедственное положение крестьянства привлекло к себе всеобщее внимание во время засухи, неурожая и голода 1891-1892 гг., "оскудение центра" было признано к концу XIX в. как общественностью, так и правительством. В 1902 г. было учреждено "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности" под председательством Витте. Витте пришел к выводу, что передельная поземельная община тормозит развитие сельского хозяйства. Но практические действия для изменения этой ситуации были сделаны уже другим государственным деятелем - П.А.Столыпиным, председателем кабинета министров в 1906-1911 гг Столыпин решил предоставить русским крестьянам право выхода из общины и закрепления земли в частной собственности. Ему предшествовал ряд других важных актов: отмена выкупных платежей в ноябре 1905 г. и указ 5 октября 1906 г. об уравнении крестьян в гражданских правах: отныне крестьяне могли, не испрашивая разрешения "мира", менять место жительства и свободно избирать род занятий. С января 1907 г. развернулась энергичная работа по "землеустройству": она состояла или в закреплении за отдельными крестьянами их наличных земельных участков (с сохранением чересполосицы), или в выделении укрепляемых участков к одному месту (отруба^; или в образовании отдаленных мелких имений для крестьян, выселявшихся из деревни (хутора^. Годы, последовавшие за столыпинской реформой (1909-1914), были годами крупных успехов в российском сельском хозяйстве. Однако эти успехи в значительной мере были вызваны необычайно высокими урожаями в течение 4 лет из 5 (кроме 1911 г.). Экономика России в годы первой мировой войны. Правительство Николая II, начиная в августе 1914 г. войну под предлогом поддержки православной Сербии, взывая к патриотическим чувствам народа, обещало победу к рождественским праздникам. Однако боевые действия вскоре обнаружили военно-техническую и экономическую неподготовленность России, которой пришлось противостоять совокупной мощи трех империй -Германской, Австро-Венгерской и Оттоманской, причем Германия превосходила Россию по общему уровню военных расходов, а по уровню новейших видов вооружения (аэропланы, пулеметы) - вдвое-втрое. В предвоенное пятилетие в России сложился своеобразный симбиоз казенной и вновь созданной частной военной промышленности. Казенные заводы в России в основном принадлежали морскому (Адмиралтейский, Балтийский, Ижорский, Обуховский, мастерские адмиралтейства и портов) и военному (Тульский, Сестрорецкий, Ижевский оружейные, Пермский орудийный и сталелитейный, патронные, пороховые, трубочные, снарядные, снаря-жательные и т.д.) министерствам, почти исключительно на военные нужды работали уральские горные заводы. Велика была сеть казенных железных дорог. Казна владела миллионами гектаров земли. Получая регулярно военные заказы, казенные заводы то в пожарном порядке расширяли производство, то свертывали его ниже экономически допустимого уровня, но не "прогорали", так как казна не могла допустить их банкротства. Русско-японская война обнаружила неудовлетворительное состояние казенной военной промышленности, но царские чиновники и правые в Государственной Думе продолжали отстаивать дальнейшую поддержку казенных заводов, видя угрозу в процессе образования синдикатов, захватившем и машиностроительные заводы, частично работавшие на оборону. Несмотря на то, что правительство решило отпустить на реконструкцию и новое строительство своих заводов около 200 млн. руб., казенная промышленность не смогла выполнить военные программы, ежегодно утверждавшиеся в 1910-1914 гг Частная военная промышленность была создана в те же годы российскими банками, вложившими в новую отрасль около 100 млн. руб. К началу войны были возведены или находились в стадии строительства стапели для линкоров, эсминцев и подводных лодок, оснащенные новейшим оборудованием, и крупнейшие в Европе артиллерийские, пороховые и снарядные заводы. Однако это не разрешило проблему вооружения армии. Производимых в стране артиллерийских снарядов не хватало для уровня среднемирового (не говоря уже о германском) обеспечения артиллерии. Винтовок (5 млн. штук) не хватало для обеспечения в случае полной мобилизации военнообязанных первой очереди (7 млн. чел.). С самого начала боевых действий русская армия ощущала "снарядный", "ружейный" и т.д. голод. Кроме того, почти половина солдат были элементарно неграмотны (исследование, проведенное в 1911 г., показало - в русской армии на 1000 новобранцев приходилось свыше 700 неграмотных, в германской - 1). Милитаризованное (свыше 70 %) хозяйство испытывало острый ресурсный голод: потребность в стали и цветных металлах была вчетверо больше их выплавки. Чувствительным ударом для экономики стали захват немцами Домбровского угольного района и блокирование доставки английского угля в Петербург. Транспортная система России оказалась не в состоянии выдерживать военные перегрузки и стала деградировать. 1916 год был голодным для центра России, в то время как на Дону, на Урале, в Сибири скопились значительные запасы продовольствия; Донбасс был завален невывезенным углем, а столицы мерзли из-за нехватки топлива. Поглощение военной необходимостью почти половины трудоспособных мужчин и почти четверти лошадей нанесло ощутимый урон сельскому хозяйству. Развалилась финансовая система. Количество денег в обращении к началу 1917 г. увеличилось в 6 раз, бюджетный дефицит возрос втрое, рубль обесценился почти вчетверо, цены на хлеб возросли в 5, на масло - в 8, на промтовары - в 4 - 6 раз. Для предотвращения экономической разрухи царизм создал в 1915 г. специальные органы государственного регулирования - Особые совещания по топливу, продовольствию, перевозкам, устройству беженцев и т.д. С целью мобилизации крупной промышленности для военно-хозяйственных нужд были созданы Военно-промышленные комитеты из представителей деловых кругов, а на Всероссийский союз земств и городов была возложена задача организации среди кустарей производства одежды, обуви, сбруи и некоторых боеприпасов для армии. Председателем Центрального военно-промышленного комитета стал потомственный московский фабрикант, председатель 3-й Государственной Думы, лидер партии октябристов А.И.Гучков. Наконец, была создана Комиссия Академии наук по изучению естественных производительных сил , России (КЕПС) под председательством акад. В.И.Вернадского с участием таких крупных ученых, как химики Н.С.Курнаков, Л.А.Чугаев, агрохимик Д.Н.Прянишников, минералог А.Е. Ферсман, геолог В.А. Обручев, экономико-географ В.П.Семенов-Тян-Шанский и др. Война двояким образом повлияла на российское предпринимательство -происходила политическая консолидация деловых кругов, буржуазных партий с целью давления на правительство. Крупнейшими буржуазными партиями были "Союз 17 октября" (октябристы) и Прогрессивная партия во главе с П.П.Рябушинским. Официальным лидером московских деловых кругов стал с 1915 г. П.П.Рябушинский - новый председатель Московского биржевого комитета и председатель Московского Военно-промышленного комитета. Он призывал деловые круги "вступить на путь полного захвата в свои руки исполнительной и законодательной власти". Рябушинский и его окружение пытались склонить к соглашательству резко оживившее рабочее движение. Однако, созданные при ЦВПК рабочие комитеты не пользовались влиянием, а попытка в 1916 г. созвать беспартийный рабочий съезд под лозунгом единства всех национальных сил окончилась неудачей. Летом 1915 г. оформился Думский прогрессивный блок. Он избрал тактику давления на правительство с целью ограничения власти самодержавия. Позднее лидеры буржуазных партий пытались организовать дворцовый переворот, рассчитывая избавиться от Николая II и предотвратить нараставший революционный взрыв. Однако эти попытки не увенчались успехом. В состав Временного правительства после Февральской революции вошли А.И. Гучков как военный и морской министр, а также ближайший соратник П.П. Рябушинского А.И. Коновалов как министр торговли и промышленности. В марте 1917 г. состоялся Первый Всероссийский Торгово-промышленный Съезд, учредивший новую организацию - Всероссийский Торгово-промышленный Союз, председателем был избран Рябушинский. Характерно, что он в публичных выступлениях о необходимости "организаторов промышленности" ссылался на авторитет . К. Маркса и Ф.Энгельса. Лето 1917 г. показало иллюзорность надежд на установление социального мира в стране. Временное правительство оказалось неспособным предотвратить развал экономической жизни. В условиях "полевения" Временного правительства (социалистический кабинет А.Ф.Керенского) политические лидеры российских деловых кругов поддержали попытку установления военной диктатуры генерала Корнилова. Но и эта попытка оказалась неудачной. К власти в России пришли большевики, провозглашавшие антивоенные и антибуржуазные лозунги.