РПС Туркменистана

РПС Туркменистана

 

РПС Туркменистана

Министерство просвещения Украины Государственный Торгово-Экономический Университет Кафедра Внешнеэкономических связей Курсовая работа по РПС: На тему: «Размещение Продуктивных Сил Туркменистана» Студента I курса 9 группы ФЭМП Дневной формы обучения Серого Е. В. Научный консультант профессор Мазараки А.А. Киев 1999 г План Введение 4 Общая характеристика страны. 5 Полезные ископаемые. 5 Демографические условия и население. 7 Сельское хозяйство. 9 Промышленность. Топливно-энергетический комплекс. 11 Машиностроение. 13 Материалопроизводящий комплекс. 14 Производство товаров народного потребления. 16 Транспортная инфраструктура. 19 Экономико-географическое районирование. 22 Влияние экономического кризиса переходного периода на производительные силы Туркменистана. 34 Внешнеэкономические связи. 35 Литература. Введение. Туркменистан является бывшей республикой СССР, и также как в Украине его производительные силы имеют две экономические оценки: в условиях планово-централизованной экономики (до 91г.), в условиях рыночного реформирования (1992-1996гг.). Оценка и анализ производительных сил в переходный период затруднены по нескольким причинам: 1. процесс еще далеко не закончен и тенденции, объективный экономический уровень показателей еще не сформированы и будут значительно меняться; 2. на сегодняшнее состояние экономики Туркменистан а, как и Украины, оказывают влияние в большей степени субъективные факторы чем объективные: несформированность эффективных владельцев предприятий; отсутствие рыночно грамотных руководителей предприятий (государственных и недавно приватизированных), допускающих грубые ошибки в управлении предприятиями; ошибки в государственном регулировании экономики. Результатом объективных и субъективных причин современного экономического кризиса в Туркменистане является недоиспользование производительных сил, которые были созданы к 1988-1989гг. Недогрузка или даже остановка части предприятий означает один из двух вариантов: 1. предприятие не вписалось в новые рыночные условия вследствие того, что его продукция действительно не имеет объективного спроса и рыночного признания. 2. предприятие неэффективно управляется и не вписывается в те конкурентные условия, которые диктует рынок. Но при более профессиональном управлении предприятие может работать и производить конкурентоспособную продукцию. В первом случае убыточное предприятие не следует относить к производительным силам, во втором – следует. Точного разделения: какая часть снижения производства какими вызвана причинами не может сделать сейчас никто, тем более официальная статистика. На этот вопрос ответит время. Для данной же работы принят следующий подход к оценке производительных сил Туркменистана. Дан развернутый анализ производительных сил, сформированных и реально действовавших к 1987-1989 годам (максимальные объемы производства для всех республик СССР). Все предприятия, создававшие основу экономического потенциала Туркменистана в 1989 г существуют и к 1996 г. Даже если не работают и потенциально могут быть отнесены к производительным силам страны. Принцип оценки производительных сил по их максимальному проявлению в 1988 - 1989 гг. Использован в данной работе. В специальном разделе в завершении работы показаны результаты экономического спада и пропорции снижения реальных производств в том числе по основным видам продукции. Практически, это дает оценку реального использования потенциала Туркменистана 1988 - 1989 годов. Иными словами, в работе реализован принцип описания фактического потенциала 1988-1989 гг. и оценки степени его снижения в результате экономического кризиса. Общая характеристика страны. Туркменистан находится в южно-западной части Центральной Азии. Протяженность с запада на восток – 1100 км, с севера на юг – 650 км. На западе страна омывается водами Каспийского моря. На северо-западе Туркменистан граничит с Казахстаном, на севере, северо-востоке и на востоке – с Узбекистаном, на юге – с Афганистаном и Ираном. Площадь страны - 488,1 тыс. кв. км. Площадь пустынь – 375 тыс. кв. км. Столица – Ашгабат (450 тыс. жителей). По официальным данным, на февраль 1999 года, население Туркменистана составило 5 млн. человек. Титульная нация - туркмены - составляет около 90 процентов населения. Из-за сильной миграции (эмиграции) населения, настоящее соотношение оценить трудно. Государственный язык - туркменский. Административное деление. Унаследовано от административного деления времен СССР. Введены новые названия административных единиц, бывшей "области" соответствует "велаят", "району" – "этрап": Ашхабадская область – Ахалский велаят; Марыйская область – Марыйский велаят; Чаржоуская область – Лепабский велаят; Красноводская область – Балканский велаят; Ташаузкая область – Дашховузский велаят. Независимость Туркменистана была провозглашена в октябре 1991 года по результатам проведенного в Республике референдума. Конституция принята 18 мая 1992 года XIV сессией Верховного Совета (Меджлиса) Туркменистана. В соответствие с ней Туркменистан является демократическим, правовым, светским государством с президентской формой правления. Президентом с 1990 года (в то время Туркменской Советской Социалистической Республики) является Сапармурат Ниязов, до этого - первый секретарь ЦК Коммунистической партии Туркменистана. В соответствие с действующим законодательством, Президент назначает практически всех высших чиновников как исполнительной, так и судебной власти, а также одобряет кандидатов для выборов в Парламент. Прецедентов альтернативных выборов в Туркменистане не существует. Все выборы – Президента, Парламента, органов местного самоуправления проводились на безальтернативной основе. На выборах в декабре 1994 года население могло выбирать 50 депутатов из 50 кандидатов. Власть на местах осуществляют хякимы (главы местной исполнительной власти). В соответствии с Конституцией они являются представителями главы государства и, назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики и ему подотчетны. Экономическое положение Туркмении, как и во всех республиках бывшего СССР, достаточно сложное. Ситуация усугубляется отсутствием серьезных реформ в этой области и сохранением административно- командной системы управления. Республика прекратила свое сотрудничество с МВФ и Всемирным банком реконструкции и развития. Приватизация коснулась лишь крайне незначительной части предприятий. Основная масса финансовых поступлений в бюджет идет от экспорта газа. Провозглашены основные права и свободы человека и гражданина в Конституции Туркменистана, ратифицированы основополагающие международные документы в этой сфере (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах), однако, о признании и соблюдении прав человека говорить пока рано. Нарушение прав СМИ и журналистов - всего лишь одно из проявлений общей политики, направленной на ограничение прав личности, подавление всякого инакомыслия и осуществления тотального контроля над обществом. Власти идут по проторенному ещё в советский период пути: формально Туркменистан "осознавая всю полноту ответственности по обеспечению и защите основных прав и свобод человека … основываясь на Конституции и общепризнанных нормах международного права; подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава ООН и Всеобщей Декларации прав человека … обеспечивает каждому человеку права и свободы, закрепленные в Конституции, законах и общепризнанных нормах международного права…", однако на практике основополагающие права человека не только не соблюдаются, но и факты нарушений не позволено предавать гласности (по крайней мере, на тер