Северный экономический район

Северный экономический район

 

Северный экономический район

С О Д Е Р Ж А Н И Е: 1. Введение ……………………………………………………………………………… . 2 2. Общая характеристика Северного экономического района ………………………… 3 3. Инвестиционный рейтинг Северного экономического района 1998-1999г………… 5 4. Природно-ресурсный потенциал ……………………………………………………… 7 5. Население и трудовые ресурсы ………………………………………………………. 11 6. Размещение важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в общероссийском производственном потенциале ………………………… 13 7. Сельское хозяйство ……………………………………………………………………. 20 8. Характеристика транспортной системы Северного экономического района ……… 22 9. Заключение ………………………………………………………………….…………. 25 10. Список использованной литературы …………………………………………… .… 27 Введение Хозяйственная система нашей страны состоит из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания производительных сил - производственно-территориальные комплексы. Каждому экономическому району присуще свое сочетание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в соответствии с природными и экономическими условиями районов, его транспортно-географическим положением. В каждом экономическом районе исторически сложился свой комплекс производств, а проживающее в нем население выработало определенные трудовые навыки. Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. Система экономических районов – основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ. Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность. Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил. Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочие внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями. Общая характеристика Северного экономического района. Северный экономический район принадлежит к районам, развитие которых происходит в сложных природно-климатических условиях. Однако по своему географическому положению, созданному экономическому потенциалу, запасам разведанных природных ресурсов и является важной частью народнохозяйственного комплекса страны. В общероссийском территориальном разделении труда район выступает с продукцией цветной и черной металлургии, топливной, химической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, судостроении , рыбной промышленности. Развитие хозяйственного комплекса Северного экономического района опирается на использование его природно-ресурсного потенциала, выгодное экономико-географического положение по отношению к индустриально-развитым районам страны, районам нового освоения Азиатского Севера и зарубежным торговым партнерам. Северный экономический район охватывает обширное пространство европейской части страны площадью 1500 тыс. км2, выходящее к Баренцеву и Белому морям Северного Ледовитого океана. В его состав входят Архангельская, Мурманская, Вологодская области, Ненецкий автономный округ, Карельская республика и республика Коми. В нем проживает около 6 млн. чел. Выгодное экономико-географическое положение обеспечивается близостью крупнейших индустриальных баз, европейского центрального экономического района, Урала, Северо-Запада. Сложившаяся транспортная сеть и наличие крупного незамерзающего Мурманского порта, побережья Баренцева моря, шельфовой зоны в западной части Кольского полуострова позволяет проводить круглосуточную навигацию, способствует формированию в районе морского хозяйства – судоходства, производств по добыче и переработке морских ресурсов, развитию крупных промышленных узлов, расширению внешнеэкономических и научно-технических связей с зарубежными странами. Ближайшие страны дальнего зарубежья – это Норвегия и Финляндия. Развитие хозяйственного комплекса района сдерживается положением Кольского полуострова в полярных широтах, экстремальностью природно- климатических условий, слабой транспортной освоенностью и заселенностью территории, низким уровнем развития производственной и социальной инфраструктуры, преобладанием экстенсивных методов освоения и использования полезных ископаемых, большой долей использования ручного труда. Это ведет к удорожанию хозяйственной деятельности, что в сочетании с недостаточно рациональными методами, формами и способами хозяйствования обусловливает дотационный характер экономики. Отраслями рыночной специализации Северного экономического района являются: лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, черная и цветная металлургия, топливная промышленность, электроэнергетика, рыбная промышленность и машиностроение. Производственный и технический потенциал района позволяет отнести его к числу индустриально-развитых регионов. Ведущая отрасль хозяйственного района – промышленность, которая производит более 4% всей промышленной продукции России. Район производит 70% фосфатного сырья, более 41% бумаги, более 22% картона, 24% древесно-волокнистых плит, 22% деловой древесины, 15,5% фанеры страны. Здесь добываются 17% рыбы и 10% угля. Экономический район – крупный производитель железной руды, чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений, рыбы, а также значительной части оборудования для целлюлозно-бумажной и лесной промышленности. Важной особенностью Северного района является формирование на его территории Тимано-Печорского территориально - производственного комплекса - крупной топливно-энергетической базы европейской части страны. Инвестиционный рейтинг Северного экономического района 1998-1999г. Россия – государство таких резких межрегиональных экономических и политических контрастов, что, даже невзирая на кризис, каждый инвестор может выбрать себе регион в соответствии со своим пониманием приемлемого риска и прибыли. Ниже представлен рейтинг газеты "Эксперт" № 39 (203) 18.10.1999 - это оценка инвестиционного климата с точки зрения стратегического инвестора. Инвестиции, как известно, характеризуются потенциальной выгодой и риском. В соответствии с этим все российские регионы рассматривались в плоскости «потенциал-риск». В свою очередь, инвестиционный потенциал и риск – это агрегированное представление целой совокупности факторов. Так, при определении инвестиционного потенциала (см. таблицу «Инвестиционный потенциал Северного экономического района») необходимо учесть основные макроэкономические, социально-демографические и другие характеристики региона. Были выделены восемь основных факторов, точнее частных потенциалов: 1. ресурсно-сырьевой - средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов; 2. трудовой- трудовые ресурсы и их образовательный уровень; 3. производственный -результаты деятельности в основных сферах деятельности региона; 4. инновационный -уровень развития НИОКР и их финансирования, внедрение достижений научно-технического прогресса в регионе; 5. институциональный степень развития ведущих институтов рыночной экономики 6. инфраструктурный транспортно-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность; 7. финансовый - объем бюджетных доходов, прибыльность предприятий и доходы населения региона; 8. потребительский -совокупная покупательская способность населения региона. Однако перечисленные виды потенциала опять-таки носят обобщенный характер. Каждый из них рассчитывается как взвешенная сумма ряда статистических показателей (всего в результате корреляционно-регрессионного анализа выделено около сотни наиболее важных первичных показателей). Ну а общий инвестиционный потенциал региона в свою очередь определяется как взвешенная сумма частных потенциалов. Величина инвестиционного риска отражает вероятность потери инвестиций и дохода от них. За единицу принят среднестатистический уровень риска. Расчет риска осуществлялся аналогично расчету инвестиционного потенциала. Улучшить инвестиционный климат в регионе за счет снижения рисков несравнимо проще и дешевле, чем за счет наращивания потенциала. Инвестиционный потенциал Северного экономического района в 1998-1999 гг. Административно- территориальная ед. Показатель Мурман- ская область Вологод- ская область Респуб- лика Коми Архангель- ская область Респуб- лика Карелия Ненецкий автономный округ Рейтинг потенциала 1999 г. 31 41 44 51 62 89 1998г. 28 45 51 47 64 88 Рейтинг риска 1999г. 30 27 67 71 31 26 Доля в общероссийском потенциале '99 г. 0,998 0,807 0,743 0,686 0,537 0,055 Изменение доли в потенциале '99г. к '98 г. -0,081 0,083 0,052 -0,02 0,063 -0,005 Рейтинги составляю щих инвестици онного потенциал а потребительский 28 45 32 48 58 84 трудовой 50 39 42 43 69 88 производственный 37 18 35 45 53 76 инфраструктурный 52 61 74 70 46 88 финансовый 20 21 31 34 49 88 инновационный 47 48 52 55 61 78 институциональный 63 36 44 50 43 85 природно-ресурсный 12 65 24 22 38 75 В таблице стрелками показаны максимальные и минимальные показатели. Природно-ресурсный потенциал Природно-ресурсный потенциал района велик и разнообразен. Район находится в процессе активного хозяйственного освоения. Здесь сосредоточены крупные лесные и минерально-сырьевые ресурсы, удобно расположенные по отношению к основным индустриальным центрам европейской части страны. На территории района, и прежде всего на Кольском полуострове, Полярном Урале и в пределах Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, открыты разнообразные полезные ископаемые. К числу наиболее важных из них в промышленном отношении относятся: каменный уголь Печорского бассейна, запасы природного газа и нефти республики Коми, апатито-нифелиновые, железные, медно-никеливые и редкоземельные руды Кольского полуострова, северо-онежские и вежаю-ворыквинские бокситы, железные руды, мрамор, гранит, поделочные камни и слюда Карелии, кварцевые пески, кирпичные и огнеупорные глины, торф, выявленные в южной части района. Северный экономический район имеет половину всех топливно- энергетических ресурсов европейской части страны. В пределах Тимано-Печорской провинции известно 70 нефтяных, гозовых, газоконденсатных, нефтегазовых месторождений. Нефтегазовые ресурсы сосредоточены в Республике Коми, Архангельской области и в шельфовой зоне Баренцева и Карского морей. Перспективным районом нефтегазодобычи является Ненецкий автономный округ. Средняя нефтегазоносная площадь Северного экономического района составляет 600 тыс. км2. Запасы нефти здесь составляют более 3 млрд. т, а природного газа - 4 трлн. м3. Для того, чтобы разрабатывать эти ресурсы, в 1996 году была утверждена Федеральная целевая программа «Шельф», но реализация ее проходит очень медленно. Освоение природных ресурсов шельфовой зоны требует решения сложных научно-технических задач и осуществления широкого технического перевооружения средств морского бурения. На севере-востоке района расположен Печорский угольный бассейн, площадью 100 тыс. км2. Балансовые запасы углей 210 млрд.т. Угли отличаются высоким качеством и теплотворной способностью 4-7,6 тас.ккал. Около ? запасов приходится на ценные коксующиеся угли. Глубина залегания 170-600 м. Мощность пластов составляет от 0,7 до 1 м. Основная часть запасов и добыча приходятся на Интинское, Воргашорское и Усинское месторождения. Горно- геологические условия добычи сложные вследствие значительной водоносности угленосной толщи и наличия вечной мерзлоты. В районе выявлены запасы горючих сланцев, которые оцениваются в 56 млдр.т. Основные их запасы находятся в пределах республики Коми в месторождениях Сысольского, Ярегского и Ижемского районов. Запасы торфа сосредоточены в республиках Коми, Карелии, Мурманской и Архангельской областях. Основная часть торфа используется в качестве топлива, а также в сельском хозяйстве. Металлорудные полезные ископаемые представлены черными, цветными, редкими и благородными металлами. Балансовые запасы железных руд региона (3,4 млрд.т) составляют около 5% запасов Российской Федерации. Важнейшими месторождениями железной руды являются Оленигорское и Ковдорское (запасы каждого более 0,5 млрд.т), расположенные на Кольском полуострове. В западной Карелии находится крупное Костомукшское месторождение (запасы свыше 1 млрд.т). Среднее содержание железа в рудах 25-32%. Руды хорошо обогащаются, почти не имеют вредных примесей, что позволяет получать высококачественный металл. В Мурманской области имеются месторождения медно-никелевых руд. Руды сравнительно бедны никелем, но содержат также медь, кобальт, селен, благородные металлы. Алюмосодержащее сырьё района представлено бокситами Северо- Онежского, Средне- и Южно-Тиманского, Северо-Уральского бокситных районов, нефелинами Хибинских месторождений и кианитами Мурманской области. В перспективе предполагается организовать разработку крупнобокситного месторождения Средний Тиман республики Коми. Крупнейшие запасы Кианита соредоточены в массиве Кайвы. Редкометалльное сырье сосредоточено в основном в Кольском регионе. Это месторождения тантала, ниобия, лития, цезия, циркония, стронция. Титаносодержащее сырье выявлено в Мурманской области, Республике Коми. Фосфатное сырье представлено уникальными по масштабу и качеству комплексными апатитонефелиновыми рудами Хибинского месторождения и апатитомагнетитовыми рудами Ковдорского месторождения. Общие запасы апатитосодержащих руд превышают 10 млрд.т. Нематаллорудное сырье представлено крупными запасами высококачественной слюды, полевого шпата, высокоуглеродных шкнгитов. Экономический район обеспечен всеми видами минеральных строительных материалов. Во всех областях разведаны месторождения известняков, доломитов, кирпично-черепичных и керамзитовых глин, валуйно-гранитно-песчаных материалов и песков, облицовочных и строительных камней и других строительных материалов. В Архангельской области находится одно из крупнейших месторождений алмазов Ломоносовское. Стоимость промышленных запасов алмазов этого месторождения около 12 млрд. долларов. Затраты на его освоение составляют 750 млн. долларов. Месторождения отличаются сложными гидрогеологическими условиями добычи. В целом минерально-сырьевая база региона характеризуется высокой степенью геолого-географической изученности территории, компактным размещением важнейших видов минерального сырья, дающим возможность многоотраслевой специализации, долговременной обеспеченностью разведанными запасами действующих и проектируемых предприятий. Климат района весьма разнообразен. Обширные пространства Кольского полуострова, Архангельской области и республики Коми расположены за полярным кругом, в пределах вечной мерзлоты. Для большей части территории района характерен короткий вегетационный период, что позволяет выращивать лишь отдельные виды овощей в закрытом грунте. В Вологодской области продолжительность вегетационного периода с температурами выше +5о достигает 120-160 дней и обеспечивает возможность успешно выращивать овощи, лен, пшеницу. Для всей территории района характерна высокая влажность воздуха и слабая испаряемость влаги. Этим определяется огромное количество болот, озер, рек. Запасы водных ресурсов составляют 515 км2. Наиболее крупные озера - Ладожское, Онежское, реки - Печора, Северная Двина, Вычегда. Реки различных морских бассейнов соединены системами искусственных каналов: Северо- Двинская система соединяет Белое море с Каспийским, самая северная в мире Беломорско-Балтийская - Белое с Балтийским. Реки, озера и искусственные водохранилища представляют собой дешевые и удобные транспортные пути. По морям бассейна Северного Ледовитого океана, омывающим территорию района, проходят морские транспортные пути внутреннего и международного значения. Густая речная сеть, а в Карелии, система больших и малых озер благоприятствуют развитию лесоразработок, удобной водной транспортировке древесины к пунктам переработки и отгрузки лесопродукции в лесодефицитные районы европейской части России, а также на экспорт. В пределах Северного экономического района сосредоточено 40% лесных и водных ресурсов европейской части России. С севера на юг на территории района сменяются четыре почвенно-растительные зоны и подзоны: тундра, лесотундра, хвойная тайга и смешанные леса. Запасы древесины составляют в 6,9 млрд. м3. При широком распространении хвойных пород (ель и сосна) значительные площади занимают мелколиственные леса. Леса между Печорой и Уральскими горами включены в список природного мирового наследия ЮНЕСКО – первозданные леса республики Коми. К недостаткам использования лесных ресурсов следует отнести значительные потери древесного сырья при заготовке, транспортировке и переработке, низкие темпы восстановления (50-100 лет из-за малого вегетационного периода, не превышающий 70-80 дней), слабое использование лиственной древесины, недостаточно развитую сеть дорог, невысокий уровень развития и внедрения современных технологий для более рационального использования древесины. Земельный фонд района составляет около 230 млн.га. В тундре и лесотундре почвенный горизонт развит слабо. Основные площади заняты лесами и оленьими пастбищами. На долю сельскохозяйственных угодий приходится лишь 2,2%, что свидетельствует о недостаточной сельскохозяйственной освоенности земельного фонда региона. В пределах других почвенно-растительных зон распространены подзолистые, дерноволуговые и болотные почвы. Поймы рек богаты травами, составляющими естественную кормовую базу животноводства. В перспективе приоритетное значение для развития экономики района будут иметь рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Это связано с тем, что добыча и переработка полезных ископаемых оказали неблагоприятное влияние на окружающую среду: горными работами и отвалами нарушались и отчуждались земли, загрязнялись поверхностные и грунтовые воды, атмосфера и почвы. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются предприятия черной и цветной металлургии, а также предприятия горнопромышленного и лесопромышленного комплексов. Особую важность для района имеет проблема рационального использования и охраны лесных и рыбных ресурсов, на базе которых развиваются отрасли специализации, а их запасы в значительной степени исчерпаны. Широкий круг проблем ландшафтно-экологического характера связан с размещением на территории Новой Земли атомного испытательного полигона, а также с предполагаемым освоением нефтегазовых месторождений на шельфе Баренцева моря и началом эксплуатации месторождений алмазов в Архангельской области. В целях предотвращения нарастания негативных процессов в окружающей среде необходимы реконструкция устаревших и строительство новых очистных сооружений, ускоренное наращивание оборотного водоснабжения и повторного использования сточных вод. Самостоятельное значение имеют развитие и внедрение экологически безвредных способов энергопроизводства, техники и технологии теплоснабжения, а также разработка и внедрение прогрессивных технологий поисков, добычи и комплексной переработки первичного сырья, более полного использования вторичных ресурсов, промышленных отходов. Население и трудовые ресурсы Численность населения района составляет 6 млн. чел., или 4,1% всего населения РФ. Плотность населения невелика 5 чел. на 1 км2 при существенной дифференциации между северными и южными районами. Низкая плотность населения в тундре и Ненецком автономном округе 0,3 чел. на 1 км2. Самая высока плотность на юге района в Вологодской области, южной части республики Коми и Архангельской области 9 чел. на 1 км2. Относительно стабильный характер развития отраслей хозяйства до 1990 г. определял высокую долю естественного прироста в увеличении численности населения района, что связано с активным освоением их природных ресурсов. В настоящее время механический прирост населения имеет тенденцию к снижению. Возросла интенсивность оттока рабочей силы за пределы региона, причиной которого явилось прежде всего понижение преимуществ в оплате труда работников Севера. Удельный вес городского населения – 80%. Это связано как с особенностями промышленного развития, так и с природными условиями ведения народного хозяйства. В южной части района доля сельского населения значительно выше. Например, в расположенной на юге района Вологодской области, где возможности развития сельского хозяйства более благоприятны, удельный вес сельского населения составляет 39%. Среди других северных территорий страны район отличается высокой численностью городских поселений, которых здесь свыше 200 (включая поселки городского типа). Городское население концентрируется главным образом в крупных городах и промышленных центрах (Мурманск, Архангельск, Череповец, Петрозаводск, Северодвинск, Сыктывкар, Воркута, Вологда). Наряду с этим характерной особенностью расселения является проживание почти половины населения района в средних и малых поселках городского типа, средняя людность которых составляет 1,9 тыс. человек. Неоднороден национальный состав населения района. В Мурманской и Вологодской областях в основном проживают русские, 28% населения республики Коми представлено национальностью коми, в Карельской республике проживает 17% карелов, доля ненцев в Ненецком автономном округе составляет 17%; небольшой процент в районе составляют саамы и зыряне. В результате миграции количество коренных народов снижается. Из-за отсутствия достаточно действенного механизма самоуправления и хозяйствования идет процесс замедления социально-экономического развития народов Севера. Производство в топливно-энергетическом, лесопромышленном и металлургическом комплексе падает, что ведет к снижению занятости населения. Этому способствует также неразвитая социальная инфраструктура и сфера подготовки кадров, острый жилищный вопрос, слабое развитие промыслов и производств по переработке продуктов оленеводства, по изготовлению товаров народного потребления, ухудшение экологической обстановки. Характеристика Северного экономического района по плотности населения. Административно- территориальная единица Террито рия тыс. км2 Численность населения тыс. чел. В процентах ко всему населению Плотность населения чел. на 1 км2 город- ское сельс- кое 1 2 3 6 7 8 Вологодская обл. 144 1300 67 33 9 Архангельская обл. 410 1500 74 26 3,6 Мурманская обл. 150 1085 90 10 7,2 Респ. Карелия 172 800 82 18 4,6 Респ. Коми 415 1265 75 25 3 Ненецкий автономный округ 175,3 50 60 40 0,3 По району в целом 1466,3 6000 80 20 5 Размещение важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в общероссийском производственном потенциале. Главные отрасли экономики Северного экономического района связаны с эксплуатацией природных ресурсов, это лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (занимает 22% от всего промышленного производства), черная металлургия (20%), топливная промышленность (10%) и электроэнергетика (13%). Менее развита легкая и пищевая отрасль, машиностроение и металлообработка. Промышленность играет ведущую роль в развитии всего хозяйственного комплекса района, производя более 80% совокупной продукции, концентрируя около 80% основных производственных фондов и 68% численности занятых в основных отраслях материального производства. Ресурсно-сырьевая ориентация хозяйства региона предопределила его индустриальный характер и высокую долю добывающей промышленности. Вместе с тем в последние десятилетия относительно быстрыми темпами развивалась обрабатывающая промышленность. Кризисные явления, развивающиеся в хозяйстве автономных республик Северного района в 1990-1993 гг., обусловили падение производства практически во всех отраслях материальной сферы, усугубили диспропорции в развитии хозяйственного комплекса. Наибольший спад объемов производства в 1991-1993 гг. был характерен для отраслей специализации, входящих в топливно-энергетический (в угольной и нефтяной отраслях) и металлургический комплекс, а также для химической, легкой, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов. Кризис в этих отраслях в значительной мере был обусловлен резким повышением цен на сырье, энергоносители и транспортных тарифов, высокой степенью износа производственного оборудования, недостатком инвестиций, разрывом хозяйственных связей. Спад производства в отраслях специализации усугубился отработкой запасов полезных ископаемых, служащих сырьем для химической промышленности, медленным освоением и вводом в эксплуатацию новых перспективных месторождений и площадей под лесозаготовки, потерей крупных государственных заказов на продукцию оборонного назначения в машиностроении. Другими немаловажными причинами являются разрыв хозяйственных связей и отсутствие средств у предприятий, в результате чего выросло затоваривание предприятии готовой продукцией из-за падения на нее спроса. ЛЕСНАЯ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО- БУМАЖНАЯ отрасли промышленности являются одними из важнейших отраслей хозяйства района. Резервами их дальнейшего развития является вовлечение а эксплуатацию нетронутых лесных массивов на северо-востоке Архангельской области и в центральной части республики Коми, а также полное использование лиственной низкосортной хвойной древесины. Северный район - основной район целлюлозно-бумажной промышленности страны. На территории района расположен целый ряд крупных предприятий отрасли. Почти половину бумаги производит Карелия, где наиболее крупными центрами целлюлозно-бумажной промышленности являются Сегежа и Кондопога. Наиболее развит лесопромышленный, комплекс также в Архангельской области и республике Коми. Главные предприятия лесопиления размещены в Архангельске, Сыктывкаре, Котласе. Фанерное производство сосредоточено в Сортавале (Карелия). Основные центры мебельной промышленности расположены в крупнейших городах района - Архангельске, Петрозаводске, Вологде, Череповце, Сыктывкаре. Производство на стадии глубокой переработки древесины концентрируется на крупных целлюлозно- бумажных комбинатах в Архангельске и Новодвинске, а также в Кондопоге, Сегеже, Катласе, Сыктывкаре, Соколе. В составе комбинатов развивается гидрилизнодрожжевое производство, в г. Череповце находится спичечная фабрика. Дальнейшее развитие отрасли возможно за счет расширения и реконструкции действующих предприятий и строительства новых комбинатов. Важной задачей является расширение использования лиственной древесины и низкокачественных видов сырья, расширение деревообрабатывающих производств, в том числе использующих древесные отходы. Несмотря на истощение сырьевой базы и исчерпание возможностей экстенсивного роста и в связи с этим замедление темпов развития лесопромышленного комплекса (ЛПК) и снижение его доли в промышленном производстве, имеются и позитивные тенденции в развитии ЛПК. Тaк, в результате внедрения ряда технологических новшеств в лесопилении и целлюлозно-бумажном производстве увеличилась доля отраслей по глубокой переработке древесины. В настоящее время существующий уровень производства ЛПК района не обеспечивает потребностей хозяйства района и страны в его продукции, в связи с чем продолжает увеличиваться дефицит лесопродукции. Это связано с недостаточной активностью работы комплекса, высокой степенью ручного труда, меденным внедрением автоматизации производства, прогрессивной техники и технологии, нерешенностью вопросов охраны природы. Преодоление кризиса в ЛПК и дальнейшее развитие лесопромышленного комплекса связано с внедрением рыночных отношений, проведением комплекса мероприятий по лесоустройству, коренному техническому перевооружению отрасли и внедрению новых технологических процессов, повышению комплексности использования и воспроизводства лесных ресурсов, ускорению развития отраслей глубокой переработки сырья, в том числе отходов. ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ Северного района представлена одной из четырех главных металлургических баз страны, включающей Череповецкий металлургический завод АО «Северсталь» и его сырьевую базу - Оленегорское и Ковдорское месторождения железной руды. Топливной базой являются коксующиеся угли Печорского бассейна. Завод введен в эксплуатацию в 1955 г. и последовательно наращивает мощности. В 1982 г. введен в действие Костомукшский горно-обогатительный комбинат, построенный совместно с Финляндией. Его продукция - железорудный концентрат и окатыши – будет поставляться на Череповецкий завод и на экспорт. Развита ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ, особенно медно-никелевая промышленность, представленная объединением "Никель" г. Мончегорск в Мурманской области, использующим сырьевую базу в пределах района и лишь частично перерабатывающим норильское сырье. По масштабам производства оно занимает одно из ведущих мест в стране. В районе расположены также два алюминиевых завода, продукция которых вывозится в другие районы страны. Территория Северного района обладает крупными ресурсами руд, содержащих алюминий, которые рассматриваются как наиболее эффективный источник перспективного развития глиноземного производства. Это Северо- Онежское и Вежаю-Ворыквинское месторождения бокситов и апатито- нефелиновые руды Хибинского массива. В настоящее время частично используются нефелины и североонежские бокситы. В развитии металлургического комплекса наметился ряд негативных тенденций - разрушились сложившиеся хозяйственные связи, сократилось поступление сырья, недостаточны утилизация отходов и попутное извлечение полезных компонентов, медленно ведется техническое перевооружение и реконструкция предприятий, усиливается негативное влияние на окружающую среду, что ведет к повышению загрязнения воздушного, водного бассейнов, земельных ресурсов, уничтожению растительного покрова. В перспективе развитие металлургии связано с совершенствованием методов переработки сырья и утилизации отходов, а также решением экологических проблем. ТОПЛИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ сосредоточена главным образом в республике Коми и представлена нефтяной, газовой и угольной отраслями. На фоне острого дефицита топливных ресурсов европейской части страны Северный экономический район выделяется значительным топливно-энергетическим потенциалом и поставляет топливо в другие районы страны. Ведущей базой угольной промышленности является Печорский бассейн. Удорожающие факторы, связанные с расположением бассейна за полярном кругом, обусловливают неблагоприятные технико-экономические показатели добычи угля в больших масштабах и сдерживают его развитие. Однако ресурсный потенциал бассейна позволяет надежно и с высокой экономичностью обеспечить увеличение добычи угля. Проблема дальнейшего развития угольной промышленности связана с ускорением строительства новых шахт и совершенствованием технического уровня производства. Основным направлением повышения эффективности производства и увеличения объемов добычи угля должны стать освоение новых технологий и оснащение предприятий высокопроизводительной техникой и на этой основе механизация труда. Значительны запасы нефти и газа на континентальной части района, здесь открыто более 20 месторождений нефти и 30 газовых, что обеспечивает стабильную добычу этого ценного углеводородного сырья. Ежегодно здесь добывают более 20 млн. т. нефти и около 20 млрд. м3 газа. Ведутся поиски новых месторождений как на материковой части района, так и на шельфе. Гидроэнергетические ресурсы района обеспечивают (главным образом в Мурманской области и частично в Карельской республике и в республике Коми) благоприятные условия для развития ЭНЕРГЕТИКИ. Широко используются для строительства гидроузел реки. Достаточное количество воды, наличие свободных земельных площадей, низкая степень заселенности -все это создает предпосылки для размещения электростанций. Здесь можно особо отметить Туломскую ГЭС и Польскую АЭС Мурманской области, Кислогубскую ПЭС и ПЭС пос. Полярные Зори. Энергетика Северного района может также развиваться на основе использования энергии ветра и морских приливов на Кольском полуострове. Большое значение имеет соединение Карельской энергосистемы с Ленинградской и Кольской энергосистемами линиями электропередачи напряжением 330 кВт. Следует сказать, что в комплексе мероприятий, обеспечивающих развитие района, энергетике принадлежит ведущее место как важнейшей предпосылке внедрения самых передовых технических решений сокращения трудоемкости производства и повышения уровня жизни населения. ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ включает крупнейшее в стране предприятие по добычи фосфатных руд - АО "Апатит" в Мурманской области, поставляющее около 70 процентов общероссийской добычи фосфатного сырья, направляемого во многие районы страны, включая Сибирь и Дальний Восток, а также на экспорт. Сырьевая база предприятия в настоящее время интенсивно используется. Достаточно сказать, что с начала эксплуатации Хибинского месторождения выработано 300 млн.т. апатитового концентрата. Отрасль представлена также крупным азотно-туковым комбинатом в Череповце, небольшими предприятиями по производству пластических масс и газоперерабатывающим заводом в Сосногорске. Благоприятными предпосылками для развития химической промышленности прежде всего производства полимеров, располагает республика Коми на основе полного использования попутного газа, а также конденсата. Снижение эффективности работы химического комплекса в значительной мере обусловливается прогрессирующим ухудшением горно-геологических условий разработки месторождений и качества руды АО «Апатит», некомплексным использованием сырья, устаревшим оборудованием и технологиями, требующими замены. Дальнейшее повышение эффективности производства возможно за счет использования низкокачественного сырья, комплексного использования сырья из отвалов в хранилищах АО «Апатит», внедрения безотходного технологического процесса для переработки апатитонефелиновых руд и т.д. МАШИНОСТРОЕНИЕ представлено рядом крупных специализированных предприятий, обслуживающих потребности народного хозяйства в машинах и оборудовании. К ним относится завод по производству бумагоделательных машин и оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности и завод трелевочных тракторов в Петрозаводске, предприятия судостроения и ремонта судов в Мурманске, Архангельске, Котласе. Значительное развитие получили металлообработка и ремонт горной техники, тракторного парка лесозаготовительной промышленности. К основным видам продукции отрасли относятся: техника и оборудование для лесного и горно-металлургического комплексов, различные плавсредства, подшипники, измерительные приборы, продукция радиоэлектроники и станкостроения, строительная и дорожная техника; производится ремонт судов. Ведущее место в производстве занимает судостроение, специализирующееся на постройке морских судов и ориентированное на потребности пароходства бассейна Северного Ледовитого океана. Специализация машиностроения еще не в полной мере соответствует региональным потребностям в его продукции. Наряду с тем, что некоторые виды машиностроительной продукции направляются в другие регионы, большое количество аналогичных необходимых региону машин и оборудования, в том числе и для ведущих отраслей, завозятся из европейских районов и с Урала. Особенности развития машиностроения во многом связаны со значительной долей оборонных производств, а также со специализацией многих гражданских предприятий на обслуживающих их функциях. К особенностям машиностроительного комплекса следует отнести и относительно высокую себестоимость изготовления продукции, а также слабую техническую оснащенность действующих предприятий, где довольно высок удельный вес морально и физически устаревшего оборудования. Развитие машиностроительного комплекса района в перспективе связано с переходом на рыночные отношения, осуществлением конверсии, что коренным образом изменит условия формирования спроса на продукцию машиностроения. Приоритет будет принадлежать переориентации машиностроительного комплекса на решение социальных проблем. в частности, особое внимание будет обращено на развитие и укрепление связей машиностроения с непроизводственной сферой, увеличение производства оборудования для легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, сельского хозяйства. Наиболее целесообразным вариантом дополнительной загрузки производственных мощностей машиностроительного комплекса является освоение строительства морских буровых нефтегазодобывающих платформ для Арктического бассейна и для других районов Мирового океана. Производство и поставка на экспорт таких платформ могут дать изготовителю значительные валютные поступления, которые позволят успешно решать задачи социально-экономического развития района. Резервы эффективного развития машиностроения связаны с адаптацией продукции машиностроения на международном рынке. В настоящее время существующая система унификации и стандартизации узлов и деталей не позволяет интегрировать продукцию машиностроения в мировую технологическую систему. Определенную роль в решении этих проблем могут сыграть создание совместных предприятий, а также предоставление самостоятельности предприятиям в вопросах международного сотрудничества. Осуществление данных мероприятий позволит подготовить предприятия машиностроения к переходу на рыночные отношения. ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Северного экономического района занимается переработкой молока, центром которой является Вологодская область. Особое место среди отраслей специализации промышленности занимает РЫБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, представленная океаническим ловом рыбы, опирающаяся на Мурманский и частично Архангельский порты, а также морским рыболовством в Белом море и производств мясных и рыбных консервов (порты Беломорск и Кандалакша). Размещение отраслей промышленности Северного экономического района Отрасль промышленности Административно- территориальная единица Наименование промышленного центра Черная металлургия Вологодская обл. Череповец Цветная металлургия Мурманская обл. Мончегорск, Кандалакша. Республика Карелия Надвоицы Машиностроение Вологодская обл. Череповец, Вологда. Архангельская обл. Архангельск. Республика Коми Инта, Воркута, Сыктывкар, Щельяюр Мурманская обл. Мурманск Республика Карелия Петрозаводск Нефтеперерабатывающая Республика Коми Ухта Химическая Вологодская обл. Череповец Республика Коми Сосногорск Лесная и деревообрабатывающая Мурманская обл. Мурманск, Кандалакша, Умба. Республика Карелия Петрозаводск, Южкозеро, Кестеньга, Кемь. Вологодская обл. Белозерск, Сокол, Великий Устюг. Архангельская обл. Архангельск, Онега, Карпогоры, Котлас, Коноша. республика Коми Сыктывкар, Воркута ,Нарьян- Мар. Целлюлозно-бумажная республика Карелия Суоярви, Кондопога, Питкяранта. Архангельская обл. Кодино, Новодвинск , Коряжма. Рыбная Мурманская обл. Мурманск республика Карелия Беломорск, Петрозаводск Архангельская обл. Архангельск, Мезень, Шойна, Индига Сельское хозяйство Важное место в комплексном развитии Северного района, прежде всего с позиции удовлетворения потребностей его населения в продуктах питания, занимает сельское хозяйство. Для района в целом характерна низкая сельскохозяйственная освоенность территории. Сельскохозяйственные угодья составляют менее 2,3 процентов, в том числе пашня - около 1% площадей района, при неравномерном, вследствие природно-климатических особенностей, распределении по его территории, 95 процентов всех сельскохозяйственных угодий района приходится на Вологодскую и южную часть Архангельской области, где сельское хозяйство получило наибольшее развитие и представлено рядом подотраслей растениеводства и животноводства. На остальной территории Северного района, в Мурманской области, Карельской республике и республике Коми, отрасль представлена местным сельским хозяйством с ограниченной структурой, главным образом овощеводством в закрытом грунте и отдельными видами животноводства. Развитие этих подотраслей сельского хозяйства определяется необходимостью удовлетворить потребности населения в мало транспортабельных и скоропортящихся продуктах питания. Создание, например, близ Мурманска крупного тепличного хозяйства при высокой урожайности выращиваемой продукции позволяет обеспечивать население этого крупного промышленного центра свежими овощами местного производства круглый год. РАСТЕНИЕВОДСТВО Северного района представлено производством зерновых и технических культур, картофеля, овощей в основном на территории Вологодской и Архангельской областей. Из общей посевной площади района, составляющей около 1,3 млн.га., кормовыми культурами занято немногим менее 60%, зерновыми (рожь, ячмень, овес) - 1/3, картофелем и овощами - около 5% и техническими культурами (главным образом льном-долгунцом) – 3%. Низкое естественное плодородие почв, сложные климатические условия не позволяют обеспечить высокую урожайность зерновых культур, в то время как по урожайности картофеля и овощей Вологодская область не уступает средне широтным районам страны. ЖИВОТНОВОДСТВО является ведущей отраслью сельского хозяйства района и обеспечивает более 80 % производства валовой сельскохозяйственной продукцией. Отрасль представлена молочным животноводством, развиты свиноводство и птицеводство. На территории Мурманской и Архангельской областей, республике Коми развито оленеводство. В сельской местности южной части района, главным образом Вологодской области, широкое развитие получили молочные фермы, специализированные свиноводческие и птицеводческие хозяйства на промышленной основе, которые характеризуются высокой продуктивностью и рентабельностью. Современный уровень развития сельского хозяйства Северного района обеспечивает некоторое увеличение производства основных продуктов питания: мяса и мясопродуктов, яиц, рыбы и рыбопродуктов, овощей и бахчевых культур. Однако удовлетворение потребностей населения в соответствии с рациональными нормами питания вызывает необходимость завоза сельскохозяйственной продукции из других районов страны. Из средне широтных и южных районов страны сюда завозят зерно, мясо, картофель, овощи, фрукты, свежее молоко и молочные продукты. Характеристика транспортной системы Северного экономического района Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится свыше 90% грузооборота. Большое развитие получил трубопроводный транспорт. В Ухтинском нефтепромысловом районе функционирует система нефтепроводов, подающая сырую нефть на Ухтинский нефтеперерабатывающий завод. Крупный магистральный нефтепровод Ярославль - Кириши снабжает Киришский нефтеперерабатывающий завод нефтью из Поволжья. По нефтепроводу Уса - Ухта - Ярославль - Москва нефть Усинского месторождения поступает на переработку на Московский НПЗ. Два магистральных газопровода (Белоусово - Санкт-Петербург, Ухта - Вологда -Череповец - Санкт-Петербург) обеспечивают подачу газа Санкт-Петербургскому и Череповецкому промышленным узлам. С вводом в действие в 80-е годы магистрального газопровода Ухта -Рыбинск - Торжок увеличилась подача газа этим промышленным центрам, а также стала возможным часть сибирского газа направить в Финляндию. Этот газопровод, получивший название «Сияние Севера", соединен газопроводом Вуктыл - Пунга - Надым с газовыми месторождениями севера Тюменской области. Перевозки грузов морским транспортом внутри района относительно невелики. Однако велика роль морского транспорта в осуществлении внешнеторговых связей как самого района (вывоз лесоматериалов, апатитов, железной руды), так и других районов страны. Большую роль, особенно во внутрирайонных перевозках, играет речной транспорт. Грузооборот Северного, Беломорско-Онежского и Печорского пароходств составляет около 20 млрд.т*км. Во внутрирайонных перевозках преобладают лесные грузы. Межрайонные связи речным транспортом значительно увеличились после реконструкции в 80-х годах Волго-Балтийского водного пути. Северный район слабо обеспечен благоустроенными автомобильными дорогами. Основная сеть дорог сосредоточена в южной части района, где они играют большую роль в обслуживании внутрирайонных сообщений. Большое значение имеют автомагистрали Санкт-Петербург - Мурманск, Вологда - Архангельск, Вологда - Новая Ладога. Основу транспортной сети района составляют железные дороги, обеспечивающие как регулярную внутреннюю связь, так и связь с другими районами страны. На долю железнодорожного транспорта приходится около 80% грузооборота района. В вывозе преобладают лесные грузы, направляемые на юг и запад европейской части страны, апатиты, продукция цветной и черной металлургии; во ввозе - уголь (из Кузбасса), нефтепродукты (из Поволжья) и хлебные грузы (из южных зерновых баз страны). Архангельская область и республика Коми слабо обеспечены железными дорогами. Многие районы здесь не имеют железнодорожных путей и обслуживаются речным транспортом по рекам Северная Двина, Печора, Сухона и Вычегда. Главными перевалочными пунктами являются Котлас, Архангельск, Сыктывкар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец. Наиболее крупные грузопотоки связаны с лесопромышленным освоением района.Древесина к железнодорожным магистралям поступает из более удаленных лесоэксплуатационных районов по рекам и лесовозным железнодорожным и автомобильным путям. В Архангельске, Котласе, Коряжме, Сыктывкаре и Соколе находятся крупные предприятия по переработке древесины. Погрузка древесины осуществляется на станциях Бакарица, Вычегда, Архангельск, Пукса, Микунь, Исакогорка, Сухона, Вага и Котлас. Лесная продукция вывозится в центральные и южные районы страны. Для печорского направления характерен большой грузопоток воркутинского каменного угля. Крупнейшими станциями погрузки угля являются Инта, Мульда и Воркута. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат (около 10 млн.т в год), в Санкт-Петербург, Архангельск и другие промышленные центры страны. Значительный объем перевозок связан с развозом нефтепродуктов Ухтинского района. Важным условием развития производительных сил Северного экономического района является новое железнодорожное строительство. Здесь построены лесовозные линии Архангельск - Карпогоры и Микунь - Кослан - Ертом. В верховьях Печоры построена линия Сосногорск - Троицко-Печорск. Введены в эксплуатацию новые железнодорожные линии Ядриха - Красавино - Великий Устюг и Сыня - Усинск. Электрифицированы наиболее грузонапряженные участки: Данилов - Вологда, Буй - Вологда -Череповец, Вологда - Коноша. Участок Александров – Ярославль - Буй - Свеча на всей протяженности электрифицирован и специализируется на пропуске пассажирских поездов из Москвы на восток и обратно. Слабое развитие транспорта железных и автомобильных дорог сдерживают развитие Северного экономического района. Поэтому в перспективе есть проект создания Архангельского корридора, который будет включать параллельно расположенные автомобильные и железнодорожные магистрали Архангельск- Финляндия. Жизнь современного общества невозможна без развитого транспорта. Быстро растет грузообмен между различными районами, местностями и городами, растут перевозки пассажиров от места жительства к местам приложения труда и отдыха. Транспорт соединяет между собой различные экономические районы, обеспечивает функционирование современного производства. Размещение транспорта как отрасли материального производства отражает закономерности размещения производительных сил той общественно- экономической формации, потребности которой он обслуживает. Транспорт в своем развитии не только отражает закономерности размещения производительных сил. Как активный фактор процессов общественного воспроизводства транспорт со своей стороны оказывает существенное влияние на размещение производства. Транспорту принадлежит исключительная роль в формировании экономических районов страны. Благодаря транспорту осуществляется географическое разделение труда между районами, специализация их на производствах наиболее выгодных в данных условиях. Заключение Для Северного экономического района из-за специфических природных, экономических условий и своеобразия транспортно-экономического положения важным фактором перехода к рынку являются всемерное улучшение использования природно-ресурсного потенциала, развитие транспортной сети и расширение транзитных экспортных функций, создание международных деловых центров, бирж и других объектов рыночной инфраструктуры. В связи с этим необходимо широкое комплексное освоение, рациональное использование на основе природосберегающих технологий в первую очередь нефтегазовых ресурсов, выявленных в шельфовой зоне Баренцева моря, а также алмазов, апатитонефелиновых, титановых и железных руд, бокситов, лесных ресурсов и др. Специфические региональные предпосылки перехода района к рыночным отношениям заключаются в развитии предпринимательской деятельности, связанной с комплексным освоением разнообразных полезных ископаемых и других природных ресурсов, в том числе ценнейших природных ресурсов, содержащихся в промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких металлов). К резервам развития предпринимательской деятельности относятся также лесные ресурсы, разнообразные древесные отходы и древесина, теряемая при лесосплаве, мелкие месторождения различных строительных материалов, рыбные ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого бизнеса является организация инфраструктурного обслуживания создающихся форм предпринимательства (фермерство, малые предприятия). В условиях перехода к рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на рыночные отношения потребует и новых подходов к решению социально-экономических проблем. Поэтому очень важно широко использовать разнообразные формы хозяйственного развития с широким привлечением зарубежных капиталов, технологий и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами предприятий, в частности эксплуатирующих и перерабатывающих природные ресурсы, создавать разнообразные отраслевые, межотраслевые и региональные свободные экономические зоны. Список литературы: 1. Казанский Н.Н. и др. Экономическая география транспорта. - М.: Транспорт, 1991. 2. Знание - на службу нуждам севера, САПИ-Торг-книга, Якутск, 1997 3. Регионоведение: методические указания, ВЗФЭИ, М.: 1995 4. Географический атлас для 8 класса, М.:1986 5. Региональная экономика: Учебн. пособие для ВУЗов/ под ред. Проф. Т.Г. Морозовой.- М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 6. Российская Федерация, республика и области Северного экономического района в 1992г./ Госкомстат России.-М.,1993 7. Состояние окружающей среды Северо-Западного и Северного регионов России.-СПб.:Наука, 1995 8. газета "Эксперт" № 39 (203) от 18.10.1999г. 1 1