Северо-западный экономический регион

Северо-западный экономический регион

 

Северо-западный экономический регион

Содержание: 1. СОСТАВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. 2 2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАЙОНА. 2 3. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. 3 1. Нерудные ресурсы: 3 2. Лесные ресурсы: 3 3. Водные ресурсы: 3 4. Топливно-энергетические ресурсы: 3 5. Гидроэнергетические ресурсы: 3 6. Сельскохозяйственные угодья: 4 7. Рекреационные ресурсы: 4 4. НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ. 4 1. ЗАСЕЛЕННОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА 4 2. ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ РАЙОНА: 5 3. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ: 5 4. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, РЫНОК ТРУДА: 5 5. НАРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС 6 I. ОТРАСЛИ РЫНОЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: 6 II. ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 8 III. ИНДУСТРИАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 8 IV. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: 8 V. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: 8 VI. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС: 9 VII. ТРАНСПОРТ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: 9 6. ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ РАЙОНА 10 1. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 10 2. ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 11 3. НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 11 4. ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 12 7. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РАЙОНА. 13 8. ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИКИ СЕВЕРО-ЗАПАДА. 15 9. БИБЛИОГРАФИЯ. 20 1. Состав экономического района. Северо-Западный экономический район включает в себя следующие субъекты: - г. Санкт-Петербург - Ленинградская область - Новгородская область - Псковская область Площадь района составляет 1, 1% от площади России – 196,5 тыс. кв.км 2. Экономико-географическое положение района. Северо-Западный район располагается в северной части Нечерноземной зоны РФ, к северу от 57` с. ш., южная граница района проходит почти на 800 км севернее границы США. Самой яркой чертой Северо-Западного района является несоответствие между исторической ролью района и весьма скромной территорией района. Это несоответствие связано со следующими особенностями: 1. Расположение района на отшибе, удаленность от центра России. Такое положение предотвратило район от татаро-монгольского ига. Как известно, Новгород является колыбелью русской земли, заповедником древнерусской истории и культуры. 2. Район резко выдвинут в сторону Европы. Здесь находятся Псков и Новгород-Великий - самые знатные города, долгое время связанные с Европейскими странами посредством торговли в составе Банзы (средневековый союз прибалтов). 3. Приморское и приграничное положение района. Северо-Западный район уступает большинству экономических районов Российской Федерации по численности населения и территории, поэтому его называют районом одного города – Петербурга. В нем сосредоточено 59% населения региона и 68% его городского населения. В Северо-западном районе, заселенном древними славянскими племенами, получили развитие торговля и ремесла, в Санкт-Петербурге сосредоточились международная торговля, промышленность и квалифицированные кадры, а окраинное положение района способствовало развитию хозяйства. Все эти причины сыграли определенную роль в формировании современного образа района. Район занимает одно из ведущих мест по уровню экономического развития, по масштабам и разнообразию промышленного производства, научно- исследовательской и проектно-конструкторской продукции, подготовке высококвалифицированных специалистов народного хозяйства, темпам формирования рыночных отношений, масштабам участия в мирохозяйственных связях России. Северо-Западный район расположен на Русской равнине. Климат в районе морской, умеренно-континентальный. Воздух имеет высокую влажность, почвы дерново-подзолистые 3. Природные условия и природные ресурсы. 1. Нерудные ресурсы: Район богат высококачественными огнеупорными глинами, имеющими хоро- шую пластичность и исключительно высокую температуру плавления (до 1750): Ленинградская область (Боровическое крупное месторождение – давно эксплуа- тируется, залегание глин на небольшой глубине); большими запасами чистых известняков, используемых в химической, целлюлозно-бумажной, алюминиевой промышленности и сельском хозяйстве: Новгородская область (Окуловское), Ленинградская область (Пикалевское, Сланцевское); бокситами, являющимися важной сырьевой базой алюминиевой промышленности: восток Ленинградской области; фосфоритами (содержание фосфорного ангидрида в руде – 8,5%), имеющими экспортное значение: г. Кингисепп. 2. Лесные ресурсы: Для промышленности района лесные ресурсы имеют небольшое значение. По- крытость территории района лесом – 30%. Леса многослойные, лесистость уменьшается с северо-востока на юго-запад. Эксплуатационные запасы древе- сины не превышают 200 млн. куб. м., несмотря на значительную лесистость района. Большая часть лесных массивов района изъята из промышленного ис- пользования, так как находится в окрестностях крупных городов и имеет боль- шое водо-охранное и рекреационное значение. 3. Водные ресурсы: Северо-Западный район обладает значительными водными ресурсами – подзем- ными и поверхностными. Реки многоводны (Нева, Нарва, Луга, Волхов), имеют суммарный сток в средний год – 124 куб. м. В районе имеется множество круп- ных озер – Ладожское, Чудское, Ильмень, Псковское. Но, несмотря на обилие водных ресурсов, их неравномерное размещение по территории района ограни- чивает развитие в ряде городов водоемких производств. 4. Топливно-энергетические ресурсы: Запасы топливно-энергетических ресурсов района малы – 6 млрд. Т. условного топлива. Львиная доля ресурсов приходится на торф – 3млрд.т., который ис- пользуется в сельском хозяйстве и в качестве топлива для электростанций. Ме- сторождения разрабатываются вблизи крупных городов. Район имеет запасы горючих сланцев – 1, 8млрд.т. – сырье для химической промышленности и для сельского хозяйства. 5. Гидроэнергетические ресурсы: Гидроэнергетические ресурсы составляют 11,5 млрд. Квт*ч. Но вовлечение в промышленную эксплуатацию гидроэнергетических ресурсов затруднено из-за равнинного и низменного характера рельефа, преобладающего в бассейнах ос- новных рек Северо-запада. От полного запаса энергии рек вырабатывается 41, 2% энергии ежегодно. Значительная часть экономически эффективных гидро- энергоресурсов уже освоена в настоящее время. 6. Сельскохозяйственные угодья: По причине сложных почвенно-климатических условий и больших затрат на окультуривание почв сельскохозяйственные угодья слабо распаханы занимают всего лишь 18% территории района. Они имеют почвенную неоднородность, удаленность отдельных участков от хозяйственных центров, значительную раз- бросанность. Возможность использования сельскохозяйственных угодий огра- ничивает обилие валунов, высокой степени заболоченности и закустаренности земель. Обширные площади сенокосов, пастбищ, высокопродуктивных лугов и других кормовых угодий имеют большое значение для развития животноводст- ва в районе. 7. Рекреационные ресурсы: Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами: выдающиеся памятники истории и архитектуры сочетаются с ценными для ор- ганизации зон отдыха и туризма природными ландшафтами. Зоны отдыха на Карельском перешейке, Валдайской возвышенности, на побережье Финского залива и Старорусский курорт имеют общероссийское значение. Всемирно из- вестны сеть дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга, Пушкин- ский заповедник, города-музеи Новгород и Псков. Необходимо заметить, что природно-ресурсный потенциал Северо-Западного района позволяет использовать сочетание экстенсивных и интенсивных методов экономического роста в течение реально обозримого периода. Кроме Санкт- Петербурга, где полностью исчерпали себя возможности экстенсивного разви- тия. 4. Население и трудовые ресурсы. 1. Заселенность территории района Численность населения Северо-Западного района составляет 7722 тыс. чел. Средняя плотность население колеблется от 75 человек на кв.км. в Ленинград- ской области, без Санкт-Петербурга, до 13 чел в Новгородской области. По уровню урбанизации район занимает одно из первых мест: в городах сосре- доточено более 75% населения. Санкт-Петербург – второй по численности на- селения город в России –здесь проживает 4800000 чел. Людность сельского по- селения мала – примерно 100 человек. По темпам роста численности населения Северо-Западный район долгое время отставал от других районов из за Великой Отечественной войны. Таблица 1: Заселенность территорий района, % Санкт- Петербург Ленинградс. Область Псковская область Новгородск. Область Городское население 100 66,1 64,3 70,5 Жители поселков и ПГТ 100 80,4 38,2 45 2. Динамика населения района: Северо-запад отличается низким естественным приростом населения, поэтому миграционный прирост играет главную роль в увеличении численности населе- ния района. Численность городского населения растет за счет административ- ных преобразований и роста наиболее крупных городов. В динамике численно- сти населения присутствуют и внутрирегиональные различия: для Ленинград- ской области основной источник прироста населения – приток из Псковской и Новгородской областей, а также из других экономических районов. А для об- ластей района характерны низкая рождаемость населения и постоянный отток населения в столицу. Но в последнее время наметилась тенденция стабилизации численности жителей этих областей. В настоящее время наметилась реэмигра- ция населения в сельскую местность в связи с ухудшением экономического по- ложения и притока беженцев и вынужденных переселенцев. Таблица 2: Естественный прирост населения, на 1000 человек Санкт- Петербург Ленинградс. Область Псковская Область Новгородск. Область Смертность на 1000 чел. 15,8 18,1 20,7 19,6 Рождаем-сть на 1000 чел. 7 7,2 7,7 7,9 3. Этнический состав населения: Население района многонационально. Основу населения составляет русское на- селение. А также присутствуют такие этнические группы как: карелы (финогор- ская группа), финны, вепсы, эльменцы. Таблица 3: Этнический состав населения, % Санкт- Петербург Ленинградс. Область Псковская Область Новгородск. Область Доля пришельцев 42,55 48 17,2 21,12 Доля коренн. Населения 87,2 58,6 60,2 63,9 Доля русских 88,9 89,8 94,8 94,5 4. Трудовые ресурсы, рынок труда: Северо-Западный район имеет самые высокие показатели занятости трудоспо- собного населения в России, особенно в крупных городах. Это обусловлено тем, что все субъекты РФ, которые входят в район имеют предпосылки для развития малого бизнеса и для его развития используются специальные программы. За- нятость населения в личных и домашних подсобных хозяйствах низкая и обла- дает низкой трудовой мобильностью, а значительная часть сельского населения занята в несельскохозяйственных отраслях, промышленности и транспорте. В последнее время безработица приобрела повсеместный характер. Таблица 4: Занятость населения Санкт- Петербург Ленинградс. Область Псковская Область Новгородск. Область Численность населения 4,7 1,68 0,81 0,74 Экономич-ки Активное Население 2,6 0,76 0,37 0,36 Численность занятых 2,33 0,67 0,30 0,30 Доля русских 88,9 89,8 94,8 94,5 5. Народохозяйственный комплекс I. Отрасли рыночной специализации: Северо-Западный район специализируется на производстве промышленной продукции, которая требует глубокой специализации в сочетании с многочис- ленными и многообразными связями по внутри- и межотраслевому производст- венному кооперированию и квалифицированного труда. Ведущая роль в специализации принадлежит машиностроительному комплексу: Машиностроительный комплекс – многопрофильный. Исторически развивается без наличия металлургической базы тяжелое машиностроение. Пик развития машиностроительного комплекса пришелся на 30-е годы – 40% машинострое- ния дает Санкт-Петербургский промышленный узел. Машиностроение отлича- ется большой потребностью в труде массовых профессий (энергетика, сельское хозяйство, полиграфическое машиностроение), предприятия машиностроения, ориентированные на высококвалифицированные трудовые кадры, металлоемкие (радиоэлектроника, приборостроение, электроника). Машиностроение в Северо-западном районе имеет следующие стадии: - Производство корпусов машин - Производство узлов и деталей, запчастей - Чугунное и стальное литье - Сборка Ведущие отрасли машиностроения: - судостроение - Электротехническое машиностроение - энергетическое машиностроение - Тракторное машиностроение - Сельскохозяйственное машиностроение - Приборостроение - Станкостроение - Электронная промышленность Основная часть машиностроительных предприятий сосредоточена в Санкт- Петербурге и Ленинградской области. На базе большинства предприятий созда- ны производственные объединения. Крупнейшими машиностроительными предприятиями являются завод «Электросила» (производство мощных генера- торов для тепловых и гидравлических электростанций, Кировский завод (про- изводство мощных тракторов), Адмиралтейский и Выборгский заводы (уни- кальные суда, рыболовные суда, танкеры), Невский металлургический завод (штучные, малосерийные машины, оборудование для АЭС, мощные экскавато- ры). объединение «ЛОМО» (оптико-механическая продукция), «Светлана» (электронное оборудование), а также станкостроительные объединения, заводы точного машиностроения, радиоэлектроники, вычислительной техники и при- боростроения. Значительная роль в специализации района принадлежит химическому ком- плексу: Нефтегазохимический комплекс представлен в районе верхними эта- жами нефтехимического производства, включая переработку сланцев, и зависит от ввоза сырья из других районов. Большое развитие в районе получило производство: - резинотехнических изделий - шин - синтетических смол - удобрений - пластмасс - лакокрасочных изделий - кислот - реактивов - химико-фармацевтических препаратов Горнохимический комплекс расположен вблизи добычи районов добычи и имеет также отдельные цеха на Волховском и Кингисеппском заводе. Производство фосфорных удобрений сосредоточено в Волхове и Санкт- Петербурге, производство фосфоритной муки на основе местных фосфоритов в Кингисеппе, производство азотных удобрений с использованием природного газа на Новгородском комбинате, производство двойного суперфосфата на Волховском комбинате, производство шин, резиновой обуви и других резинотехнических изделий на объединении "Красный треугольник", переработка сланцев в г. Сланцы. Перспективна для развития синтетическая химия в силу того, что ее продукция высокотранспортабельна. В целом химическая промышленность имеет тенденции к сокращению особенно вредных в экологическом отношении производств. Получил развитие в районе лесной комплекс. Потребности комплекса в древесине покрываются как местными лесозаготовками, так и в значительной мере сырьем Карелии и других районов Севера. Он представлен всеми стадиями: - заготовка - лесопиление - деревообработка - переработка древесины и производит: - пиломатериалы - фанеру - древесно-волокнистые плиты - мебель - бумагу и т.д. Производства лесного комплекса сосредоточены во всех областях района, но по большей части в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Крупнейшими комбинатами целлюлозно-бумажной промышленности являются Светлогорский, Советский, Приозерский, расположенные на Карельском перешейке. Основным направлением развития лесного комплекса являются глубокая переработка древесины, повышение качества ее продукции, восстановление лесных массивов. Современная специализация Северо-западного района обусловлена, прежде всего, наличием в регионе крупнейшего промышленного центра – Санкт- Петербурга и во многом определяет темпы научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства России. Ведущее место в комплексе отраслей легкой промышленности занимает текстильная, фарфоро-фаянсовая, кожевенно-обувная промышленность. II. Текстильная промышленность Развитию текстильной промышленности в районе способстовало приморское положение, дающее возможность импорта, большая потребность района в тканях и сосредоточение в Санкт-Петербурге высококвалифицированных кадров. До 90-х годов предприятия тексильной промышленности работали на сырье из Средней Азии и Египта. В районе развито ткачество, отделка, швейная промышленность. Льняная промышленность развита в Пскове (Великолукский завод), обувная промышленность в Санкт-Петербурге, фарфоро-фаянсовая промышленность в Новгородской области. III. Индустриально-строительный комплекс В районе также получил развитие индустриально-строительный комплекс, представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Предприятия индустриально-строительного комплекса расположены во всех крупных городах района. IV. Топливно-энергетический комплекс: Основная часть топливно-энергетического комплекса – теплоэлектростанции., которые работают на привозном топливе – Печорском и Донецком. В энергетическом балансе района приобретает значение атомная энергетика (Сосновоборская АЭС), газоснабжение. Нефть поставляется из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах. Роль ГЭС в районе невелика, станции работают лишь в пиковом режиме (Волховская ГЭС). Для снятия пиковых нагрузок приобретают значение гидроаккумулирующие станции и газотурбинные теплофикационные установки –ГТУ. Энергетика района развивается относительно быстрыми темпами несмотря на слабую базу. V. Металлургический комплекс: Почти весть материал для производства металла, конструкционного литья, проката, стальных и чугунных труб, крепежных изделий, проволоки привозится из других районов. Район обеспечен этими изделиями частично. Развитие цветной металлургии сдерживается бедностью сырьевой базы и напряженностью топливно-энергетического баланса. Добыча и первичная обработка цветных металлов (прежде всего меди и никеля) сосредоточена в Мурманской области, а переработка в Ленинградской области. Глиноземные заводы располагаются в Тихвине, Пикалеве. Волхове. Имеет место производство аллюминия в Ленинградской области, прокат никеля и меди. Предприятия огнеупорных материалов работают на местном сырье. Развитие отраслей металлургии требует решения проблем охраны окружающей среды, повышения надежности работы нейтрализационных установок биологической очистки, внедрения новых способов электротехнической очистки. VI. Агропромышленный комплекс: Сельское хозяйство занимает центральное место в АПК района и имеет подчиненную роль промышленности. Главная роль сельского хозяйства – удовлетворение протребности своего населения и легкой промышленности в сырье. Это обусловило территориальную организацию сельского хозяйства: вблизи городов сконцентрированы молочные, свиноводческие, птичеводческие и овощные хозяйства, а в пригородных зонах – картофелеводство, льноводство (Псковская и Новгородская область) . Основные доля посевов зерновых культур (льноводство) и животноводства приходится на Псковскую область. До революции в сельском хозяйстве района значительную роль играло производство скоропортящихся овощей и фруктов, мясопродукции, свеже- и кисломолочной продукции, а также производство серых хлебов – ржи, ячменя и овса. В АПК Северо-западного района рост производства связан с: - укреплением межрегиональных связей - развитием предпринимательства на селе - многообразием форм собственности - созданием сети перерабатывающих предприятий малого и среднего бизнеса. VII. Транспорт и экономические связи: Район владеет всеми видами современного транспорта. На долю района приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург – 1 из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он находится "в теле" крупного города. Расчетная мощность Петербургского порта после его расширения составляет 25-30 млн. т. грузооборота в год, что не удовлетворяет потребности России в Северо- западном районе 100-120 млн. т. В связи с этим предполагается расширение уже существующих портов в Выборге и Высоцке и строительство новых крупных портов в устье р. Луки и в районе г. Ломоносова. Основной вид транспорта – железнодорожный, плотность железнодорожной сети велика: от Санкт- Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и Украину. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем и топливом. Вывозится продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозо-бумажной промышленности, а ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, продовольствие и стройматериалы. Доля ввоза преобладает над вывозом, что является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности. Особое значение железные дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой. В настоящее время в районе намечается строительство высокоскоростной магистрали "Москва-Скандинавия" через Санкт-Петербург и модернизация Октябрьской магистрали. Планируется сооружение кольцевой автомобильной магистрали вокруг Петербурга, создание нового аэропорта и реконструкция старого (Пулково). В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт (Введен трубопровод "Сияние Севера", планируется сооружение трубопровода от Киришского НПЗ). Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты экономические связи с Центральным районом. 6. Внутрирегиональные различия района 1. Санкт-Петербург Санкт-Петербург - город федерального значения, важнейший после Москвы промышленный, культурный и научный центр, крупнейший транспортный узел страны, морской и речной порт. Санкт-Петербург был основан 27 мая (по новому стилю) 1703 года как крепость, вокруг которой и близ домика Петра Первого начал формироваться город. С ав- густа 1914 года он назывался Петроград, с января 1924 года - Ленинград. Ука- зом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 сентября 1991 года городу воз- вращено его первоначальное наименование - Санкт-Петербург. Город расположен в самой восточной оконечности Финского залива в устье ре- ки Невы, на островах ее дельты. Главная водная артерия города - река Нева, ее протяженность в черте города - 32 км, общая протяженность - 74 км. По обилию вод городу принадлежит одно из первых мест в мире - в пределах его границ насчитывается 40 рек, рукавов, каналов общей протяженностью более 200 км. В черте города находится более 100 водоемов. Водная поверхность занимает бо- лее 10% площади Санкт-Петербурга. Расстояние от Санкт-Петербурга до Моск- вы - 651 км. Территория Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 85,9 тыс. км2, плот- ность населения - 75,4 человека на 1 км2. Санкт-Петербург занимает четвертое место в Европе по численности населения (после Лондона, Москвы и Парижа). В нем проживает 4,8 млн. человек. На тер- ритории города проживает (по переписи 1989 г.) население более 120 нацио- нальностей. Основная часть населения - русские (89,1%). Здесь живут также ук- раинцы (1,9%), евреи (2,1%), белорусы (1,9%), татары (0,9%) и др. Санкт- Петербург разделен на 13 административных районов. Кроме того, в его подчи- нении находятся 8 городов: Колпино, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Пет- родворец, Пушкин, Сестрорецк и Зеленогорск. Средний возраст населения - 38,5 года. Санкт-Петербург - важнейший культурный и научный центр. Здесь находятся всемирно известный Эрмитаж, Исаакиевский собор, ансамбль Дворцовой пло- щади, Академия художеств, Александро-Невская лавра, Биржа на Стрелке Ва- сильевского острова и другие шедевры архитектуры. Российская наука организационно сложилась на берегах Невы. Именно здесь была основана Российская Академия Наук и только в 1934 г. ее штаб был пере- несен в Москву. Санкт-Петербург является и крупным центром образования. В городе действует более 40 высших учебных заведений и более 80 - средних специальных. Отраслевая структура промышленности весьма многообразна: машиностроение, судостроение, электротехника, атомная энергетика, легкая промышленность. Возросла роль города как транспортного центра. Это единственный крупный морской порт России на европейском направлении. 2. Ленинградская область Ленинградская область образована 1 августа 1927 года из 5 губерний - Ленин- градской, Мурманской, Новгородской, Псковской и Череповецкой. С 1935 по 1940 год граница области изменялась еще четыре раза. В современных границах Ленинградская область оформилась в ноябре 1944 года, когда из ее состава вы- шли территории, на которых были образованы Новгородская и Псковская об- ласти, а вошли три района Карело-Финской ССР и территория, ранее принадле- жавшая по Тартусскому договору 1920 года Эстонии. Расстояние от областного центра - Санкт-Петербурга до Москвы - 651 км. Территория Ленинградской области и Санкт-Петербурга - 85,9 тыс. км2, плот- ность населения -75,4 человека на 1 км2. На начало 1996 г. в области проживало 1,7 млн. человек. На территории области проживает (по переписи 1989 г.) насе- ление около 70 национальностей. Основная часть населения - русские (90,9%). Здесь живут также украинцы (3%), белорусы (2%), финны (0,7%), татары (0,5%), вепсы (0,3%), и др. Средний возраст населения - 37,3 года. На территории области расположено 29 городов. Из запасов полезных ископаемых наибольшее значение имеют торф, бокситы, горючие сланцы и фосфориты, гранит, диабаз, известняки. На территории области находятся самые крупные озера Европы - Ладожское и Онежское и более 1800 мелких озер. Главная река области - Луга. Ленинградская область отличается развитой промышленностью, на долю кото- рой приходится большая часть общего объема прибыли, получаемой от всех ви- дов хозяйственной деятельности. Основными отраслями являются топливная промышленность, электроэнергетика, машиностроение, лесная, деревообраба- тывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Свыше 85% продукции, выпускаемой предприятиями Ленинградской области, приходится на продук- цию производственно-технического назначения. На территории области разме- щается одна из 9 российских атомных станций. Сельское хозяйство области носит пригородный характер и специализируется на мясо-молочном животноводстве, птицеводстве и овощеводстве. Ведущей от- раслью является животноводство, на его долю приходится около 75% общего объема сельскохозяйственного производства области. В области сравнительно развиты железнодорожные и автомобильные коммуни- кации, внутренние судоходные пути. Посредством трех отделений Октябрьской железной дороги (Санкт-Петербургское, Витебское, Волховстроевское) осуще- ствляется связь области с другими регионами России, зарубежными странами. 3. Новгородская область Новгородская область образована 5 июля 1944 года. Территория области - 55,3 тыс. км2. Численность населения на начало 1996 г. составила 742,6 тыс. человек, из которых 526,6 тыс. (70,9%) проживали в город- ских поселениях, 216,0 тыс. (29,1%) - в сельской местности. Плотность населе- ния - 13,4 человека на 1 км2. На территории области проживает (по переписи 1989 г.) население более 60 национальностей. Основная часть населения - рус- ские (94,7%).3десь живут также украинцы (1,9%), белорусы (0,9%), цыгане (0,4%), татары (0,3%) и др. Средний возраст населения 38,1 года. В составе об- ласти 21 район, 10 городов, 22 поселка городского типа, 272 сельсовета. Область располагает уникальным природным потенциалом: 3615 тыс. га заняты реками и 543 тыс. га - болотами, на ее территории расположено озеро Ильмень, река Волхов, минеральные источники, лечебные грязи, радоновые источники. Основное богатство области - лес. Почти неограниченные возможности имеют- ся в увеличении добычи торфа. Административным и индустриальным центром области является город Новго- род. Ведущие направления развития города - туризм и радиоэлектронная про- мышленность. Основной объем валовой продукции области (87%) создается в отраслях мате- риального производства, в том числе в промышленности - 48%, строительстве - 11, сельском хозяйстве -10, торговле - 5%. Основные отрасли промышленности: химическая, машиностроение и металло- обработка, электроэнергетика. Площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях хозяйств составляет 838,9 тыс. га, из них 511,5 тыс. га (61%) - пашня. В области развиты растение- водство, в частности льноводство, молочное скотоводство. Основным видом транспорта в области является автомобильный, железнодо- рожный транспорт занимает 8% в объеме перевозок пассажиров и 26% в объеме перевозок грузов. Авиарейсы на постоянной основе осуществляются с Москвой. В области развита дорожно-транспортная инфраструктура. Протяженность ав- томобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные) составляет 9,7 тыс. км (95% от общей протяженности). Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования -1,2 тыс. км. 4. Псковская область Псковская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 августа 1944 года. Протяженность территории с севера на юг 380 км, с запада на восток 260 км. Расстояние от Пскова до Москвы - 689 км. Территория области - 55,3 тыс. км2 (0,3% территории Российской Федерации), из которых 2,1 тыс. км2 приходится на озера. Численность населения на 1 января 1996 года составляла 832,3 тыс. человек (0,6% населения России). Плотность населения - 15,1 человека на 1 км2. На тер- ритории области проживает (по переписи 1989 г.) население более 60 нацио- нальностей. Основная часть населения - русские (94,3%). Здесь живут также ук- раинцы (1,8%), белорусы (1,5%), цыгане (0,4%), эстонцы (0,3%), евреи (0,2%) и др. Средний возраст населения 38,8 года. Всего в области 14 городов. Наиболее крупные из них: областной центр г. Псков (207,1 тыс. человек), г. Великие Луки (116,2 тыс.), г. Остров (29,9 тыс.). Основные природные ресурсы области: лес (общие запасы 310 млн. м3), торф, песок, бутовый камень. Основные отрасли промышленности: электроэнергетика, машиностроение, пи- щевая. Две трети производства промышленной продукции сосредоточено в крупных городах области: Пскове, Великих Луках, Острове. Среди районов Российской Федерации значительна доля области в производстве электродвига- телей малой мощности. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 28% всех земель области, из них пашня занимает 57%. В сельском хозяйстве преобладает молочное жи- вотноводство, развито льноводство, на севере области - рыболовство. На долю сельскохозяйственных предприятий, сохранивших государственную форму собственности, приходится 3% угодий. Остальное принадлежит товари- ществам и акционерным обществам различных типов, ассоциациям крестьян- ских хозяйств и др. В области развита транспортная инфраструктура. Эксплуатационная длина же- лезнодорожных путей общего пользования - 1,1 тыс. км, протяженность авто- мобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные) - 12,3 тыс. км (92% от общей протяженности). Речной порт ежегодно перерабатывает 313 тыс. т строительного песка. С декабря 1994 года аэропорт г. Пскова приобрел статус международного. В на- стоящее время область связана воздушными линиями с 4 городами России. 7. Основные проблемы развития района. Высокая освоенность территории Северо-Западного района обусловила значи- тельную антропогенную нагрузку на природную среду, что требует расширения природоохранительных мероприятий. Интенсивное водопотребление создало во многих городах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и воздушного бассейна. Таблица 5: Экологические показатели Санкт- Петербург Ленинград. Область Псковская Область Новгородск. Область Сброс загр-й В сточ. Воды 1991г. 1562,9 518,2 90,4 130,1 Сброс загр-й В сточ. Воды 1996г. 1336,1 368,01 75,28 111,75 Выброс в ат- мосферу загр- ний от Стац. Ис-ков 1991г. 159,4 565 41,3 77,5 Выброс в ат- мосферу загр- ний от Стац. Ис-ков 1996г. 70,8 247,5 18 51 Доля экол-х Преступл-ий 1996г. 5 5 61 34 В настоящее время в районе большое внимание уделяется вопросам охраны ок- ружающей среды, проводятся природоохранные мероприятия. В настоящее время сельское хозяйство региона осталось практически без госу- дарственной поддержки, в том числе без достаточной поддержки региональных органов государственной власти. Развитие товарного индивидуального хозяйст- ва нереально при достигнутом уровне производительности сельскохозяйствен- ного труда, если не будет оказана долгосрочная значительная государственная помощь, которая позволит создать в районе реальное фермерство. Развитие сельского хозяйства в Северо-Западном районе должно осуществляться на ос- нове его всесторонней интенсификации учетом местных природных условий, сельского расселения, инженерной и транспортной инфраструктуры и др. Для района может оказаться эффективным товарное крестьянское хозяйство ( в т.ч. разнообразные товарищества, кооперативы). В связи с тем, что в настоящее время район стал практически единственным вы- ходом России в западную сферу мирового рынка, выяснилось что этот выход недостаточно обустроен для этой цели. Сформировать полноценный морской выход России в Европу – это задача не только для Ленинградской области и Санкт-Петербурга, но и для всей России. Для высвобождения ресурсов для создания и развития Северо-Западной кон- тактной зоны необходимо решить задачи: 1. Целенаправленное и последовательное ослабление индустриального крена в экономике не только Петербурга, но и Ленинградской и Новгородской об- ластей. 2. Стимулирование развития ряда относительно тех отраслей хозяйства, кото- рые являются или могут стать конкурентоспособными в условиях рыночной экономики. 3. Обеспечение на современном уровне и в нужных масштабах развития всей региональной инфраструктуры. 4. Ускорение развития ряда относительно новых отраслей экономики региона, способных играть роль «локомотива». Необходимо всестороннее развитие непроизводственной сферы. При решении этой проблемы необходимо осмыслить социально-экономическую функцию этой сферы. Ряд отраслей непроизводственной сферы могут стать реальными отраслями региональной специализации, и кроме того, непроизводственная сфера является полем для развития малого и среднего бизнеса. Важнейшие направления экономического и социального развития Северо- Западного экономического района в условиях перехода к рынку в значительной мере определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия пред- приятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного ту- ризма, увеличение пропускной способности транспорта, в первую очередь мор- ского, создание современной инфраструктуры связи. 8. Проблемы энергетики Северо-Запада. Богатый природными ресурсами край, имеющий выход к нескольким морям, океанам и даже в космос через космодром в Плесецке, до последнего времени все же был обделен вниманием тех, кто не только разведывает, но и разрабаты- вает углеводородные природные ресурсы. Отчасти это происходило оттого, что неплохо освоенная Западная Сибирь давала нефти и газа, сколько требовалось, и даже с избытком. Но настали иные времена, когда кризис заставляет заду- маться уже о проблемах энергетической безопасности страны, и невольно госу- дарство должно было обратить самое пристальное внимание на Северо-Запад. К такой позиции Москву в последние годы настоятельно подталкивали и регио- нальные власти. Без преувеличения можно сказать, что почти все субъекты северных районов Российской Федерации ежегодно испытывают или находятся на грани топлив- но-энергетического зимнего кризиса. Этот кризис в первую очередь связан с не- обходимостью выделения огромных финансовых ресурсов для приобретения и доставки топлива в регионы. Так, потребности Мурманской области в отопи- тельный сезон 1995 г. составили 2,2 млн т мазута. В ценах 1994 г. на приобрете- ние и доставку такого количества топлива потребовалось около 1,5 трлн руб. В течение 1996 г. цены на топливно-энергетические ресурсы увеличились на 187%, более чем на 150% подорожали транспортные услуги, почти в 1,5 раза выросла стоимость услуг контрагентов. А нужда в топливе не уменьшается, а растет. Так, в 1998 г. потребность Мурманской области в нефтепродуктах со- ставила 3,5 млн т. Этого типичного примера достаточно для того, чтобы прийти к постановке во- проса о государственном регулировании цен на топливо, на поставки последне- го без контрагентов, так как большая армия посредников существенно повыша- ет цены. Настало время подумать о введении государственного заказа на по- ставки нефтепродуктов в ресурсозависимые регионы и содействовать нормали- зации транспортных тарифов. Республика Коми, Ненецкий автономный округ (НАО) и Калининградская область являются самодостаточными в обеспечении их внутренних потребно- стей в топливно-энергетическом сырье. В Архангельской, Мурманской, Псков- ской областях и Карелии топливно-энергетическое обеспечение зиждется на привозном сырье, которого явно недостаточно. Все это поставило перед геоло- гами и разработчиками, по крайней мере, две задачи. Первая - попытаться найти, пусть и небольшие, месторождения углеводородов в пределах территорий, которые ранее относились к малоперспективным и даже бесперспективным. Вторая - обеспечить открытие новых месторождений в районах с развитой ин- фраструктурой. Территории большинства субъектов Федерации Северо-Западного региона (за исключением Мезенской синеклизы в пределах Архангельской области) отно- сятся к землям либо малоперспективным на нефть и газ, либо к землям с неяс- ными перспективами, где открытия небольших по запасам месторождений воз- можны, но эти открытия не смогут полностью решить сегодняшние, текущие проблемы энергетики каждого взятого в отдельности субъекта Федерации. Так, даже введение в эксплуатацию открытого в Кировской области Золотаревского месторождения нефти не в состоянии решить проблему обеспечения нефтепро- дуктами самой области. Ее потребность составляет порядка 920 тыс. т нефте- продуктов, а проектные цифры ежегодной добычи нефти составляют 20 тыс. т. Из этого следует, что в районах с низкими плотностями ресурсов, а тем более с еще не открытыми месторождениями, решать задачи текущего нефте- и газо- обеспечения можно и нужно только за счет поступления нефтепродуктов из других субъектов Федерации. Работы же по поискам месторождений нефти и газа в регионах, где еще таковые не открыты, следует рассматривать как задачи перспективного нефтегазообеспечения. Анализ топливно-энергетической базы всего Северо-Западного региона Рос- сии показал, что топливно-энергетические ресурсы этого региона достаточны для обеспечения потребностей в нефтепродуктах всех входящих в данный реги- он субъектов Федерации на ближайшую и более дальнюю перспективу, но при условии существенного повышения объемов поисково-разведочных работ на нефть и газ, опережающей подготовки объектов для поисков новых месторож- дений углеводородов. В настоящее время наметилась устойчивая тенденция резкого уменьшения (до 10 раз!) объемов глубокого поискового бурения и сейсморазведочных работ. Решаемые задачи обеспечения регионов Северо-Запада топливо- энергетическими ресурсами можно расположить по времени их решения на те- кущие, ближайшего будущего и перспективные. По интересам, масштабу - на задачи федерального, межрегионального и регионального уровней. При этом важно ориентироваться на создание энергетических резервов разных уровней, аналогично тому, как это сделано в ряде высокоразвитых стран. Так, в США в условиях принятого и эффективно действующего закона об энергетической по- литике и экономии энергии выделяются следующие резервы: стратегические (в подземных емкостях), федеральные (на законсервированных, неразрабатывае- мых месторождениях) и частные (в резервах частных компаний). Вероятно, и применительно к Северо-Западному региону следует подходить с этих же пози- ций. Очевидно, что должно быть разработано и положение о создании таких ре- зервов и о финансировании соответствующих работ. Уровень решаемых задач определяет ранг промышленных предприятий, источ- ники их финансирования и подходы к их приватизации. Очевидно, что осново- полагающий, федеральный ранг предприятия исключает его приватизацию и, как минимум, допускает акционирование при сохранении государственной при- надлежности контрольного пакета акций, обязательном сохранении профиля предприятия и его работы на условиях, аналогичных тем, что принимаются при соглашениях о разделе продукции. Из этого следует, что в соответствии с приоритетами федерального, межрегио- нального и регионального масштабов должна быть разработана политика при- ватизации предприятий, обеспечивающих существование и развитие нефтегазо- вого комплекса. Как правило, приватизация предприятий осуществлялась без учета интересов национального суверенитета и безопасности России. По суще- ству, нередко не принимались во внимание принципы, аналогичные заложен- ным в соглашениях о разделе продукции, что приводило и приводит к измене- нию профиля предприятий, важных для государства и нефтегазодобывающей промышленности, особенно в преддверии выхода работ в море по освоению ме- сторождений нефти и газа. Важным представляется расширение возможностей Северо-Западного ре- гиона в плане создания объектов транспортировки и переработки нефти и газа. Это будет способствовать наполнению бюджета всех уровней, появлению но- вых рабочих мест, возрождению отечественного торгового и нефтеналивного флота и, что главное, уже сейчас отвечает геополитическим интересам России в Балтийском и Баренцевоморских регионах. Подготовленные проекты портов в Приморске, Батарейной, Ломоносове и Печенге предполагают транспортировку нефти и конденсата по Северному морскому пути (до Печенги) и по Балтийской трубопроводной системе. Их реализация требует больших инвестиций, которые в условиях финансового кризиса отсутствуют. Что делать в подобной ситуации? Консервировать проекты или, пересмотрев тактику, все-таки осуществлять их реализацию? Нам представляется более правильным второе. Но сами проекты должны быть пересмотрены! Дело в том, что они разрабатывались в предполо- жении, что добыча и экспорт нефти будут расти, и цены на нефть останутся не- изменными. О том, какова сегодня ситуация с ценами, известно всем. Несомненно, при таком положении не может быть и речи об увеличении добы- чи нефти в целом по России. Если в течение последних четырех лет добыча ста- билизировалась на уровне около 300 млн т, то в современных условиях следует ожидать ее падения до уровня 280-290 млн т. Но если эта тенденция сохранится, то неминуемо сокращение экспорта нефти, так как увеличение или даже удер- жание экспорта на прежнем уровне в условиях падающей добычи чревато соз- данием нефтяного дефицита внутри страны и, как следствие, появлением опас- ности энергетического голода. В подобных остросюжетных финансовых ситуациях выходом из создавшегося положения может быть только борьба за снижение себестоимости получения нефти. Невозможно при этом обойтись и без определенных налоговых льгот, которые должны устанавливаться на федеральном и региональном уровнях. Но даже если бы не наступил финансовый кризис и не имело место падение цен на нефть, то, тем не менее, нельзя не обратить внимания, что мощности терми- налов не были полностью сбалансированы с возможностями поставщиков. Так, по самым оптимистическим оценкам, все "источники" поступления нефти и конденсата могут обеспечить для транспортировки в порт Печенга не более 40- 45 млн т в год, предназначенных только на экспорт. Но при таком подходе на- лицо дефицит сырой нефти для создаваемых в порту нефтеперерабатывающих заводов. Аналогичная ситуация и с портом-терминалом в Приморске, рассчи- танным на нефть из Тимано-Печорской провинции и Западной Сибири. Велика вероятность (по этому вопросу идет острая дискуссия), что львиная доля нефти из НАО пойдет по Северному морскому пути. В этом случае нефти, добываемой в настоящее время в Республике Коми в объеме 9,3 млн т, явно недостаточно даже для мощностей самой республики. Вероятно, в ближайшем будущем потребуется принятие решения по ограниче- нию экспорта российской нефти через Вентспилс, а это уже политический вопрос федерального уровня, и поднимать его может и должна Ассоциация "Се- веро-Запад". Экономические соображения о том, что через Вентспилс транспор- тировка тонны нефти на 3-5 долларов может быть ниже, чем через наши порты, вряд ли могут считаться достаточно убедительными с позиций государствен- ных. Да, дешевле, но деньги за транспортировку российской нефти остаются в соседнем государстве. Целесообразнее направлять нефть через российские порты, создав определенные послабления для экспортеров. То, что это выгодно для России, очевидно. Итак, совершенно ясно, что целесообразность и очередность строительства но- вых морских терминалов, магистральных нефте-, газо- и продуктопроводов должна определяться с учетом добычных возможностей регионов, а также сло- жившейся и прогнозируемой конъюнктуры. Достаточно сложной представляется ситуация, когда для строительства газо- провода со Штокмановского месторождения отсутствуют инвестиции. Не ис- ключено, что для освоения газовых ресурсов северных морей России потребует- ся создание целой инфраструктуры газопроводов для снабжения стран Юго- Восточной Азии с тем, чтобы расширить круг потенциальных инвесторов. Из этого следует, что в современных, крайне сложных финансовых условиях со строительством терминалов, о которых шла речь выше, следует сделать некото- рую передышку, паузу, во время которой необходимо провести скорейшую ре- визию имеющихся проектов. Но то, что строительство важно, что порты и тер- миналы представляют большое значение для геополитических интересов, на- циональной безопасности России, совершенно очевидно. Как очевидно и то, что если думать о будущем, то задачи этого будущего мы должны не только ста- вить, но и решать уже сегодня. Анализ имеющихся мощностей НПЗ Северо-Западного региона показывает, что Ухтинский и Киришский НПЗ являются объектами межрегионального, фе- дерального значения. Строительство новых НПЗ, кроме завода в порту Печенга, в ближайшей перспективе представляется избыточным. На данном этапе более рациональным решением может быть модернизация имеющихся нефтеперера- батывающих мощностей и реализация проектов, требующих существенно меньших затрат, чем строительство новых портов, но крайне необходимых для энергетического обеспечения сразу нескольких регионов (например, строитель- ство газопровода Обозерский-Мурманск для опережающей подачи газа в Мур- манскую область с юга от Нюксеницы Вологодской области через Архангель- скую область и через Карелию строительство минизаводов). Хочу коротко коснуться опыта Норвегии по освоению нефтегазовых ресур- сов шельфа морей, позволившего в сжатые сроки добиться повышения эффек- тивности экономики страны и выйти на шестое место в мире по добыче нефти и на второе по ее экспорту. Главное в Норвегии - это защита национальных инте- ресов, жесткий государственный контроль и государственное регулирование, забота о национальном производителе и, в связи с этим, ориентация в обеспече- нии нефтегазовой отрасли на техническую продукцию, производимую преиму- щественно норвежскими компаниями. Важным представляется и проведение политики умеренных темпов освоения ресурсов. Интересно, что норвежские нефтяные компании ратуют за предоставление льгот по уплате налогов и акцизов, но только в целях стимулирования инвести- ций в охрану окружающей среды. Анализ топливно-энергетической ресурсной базы показал, что Северо- Западный регион обладает колоссальными запасами как нефти, так и газа. Од- нако их освоение требует больших средств. Настало время, когда нельзя упо- вать только на иностранного инвестора, у которого интересы могут идти вразрез с интересами субъектов, всего региона и Российской Федерации в целом. Регионам надо объединить свои усилия для решения межрегиональных задач, а для решения общефедеральных - объединять усилия с государством как с юри- дическим лицом. Сложившаяся ситуация с обеспечением нефтепродуктами субъектов Северо- Западного региона Российской Федерации, не имеющих в настоящее время сво- их собственных ресурсов углеводородов, вызвана отсутствием как в каждом от- дельно взятом субъекте Федерации, так и по Северо-Западному региону, единой целенаправленной политики формирования достаточного энергетического ре- зерва. Например, путем создания различного рода хранилищ, в первую очередь подземных. Другой причиной кризиса в обеспечении субъектов Федерации нефтепродуктами является отказ от государственного заказа на поставки топли- ва для объектов социальной сферы. Именно отсутствие такого заказа приводит к неоправданно резкому (в два и более раз) повышению цены на поставляемое топливо. 9. Библиография. 1. Региональная экономика. Учебное пособие для вузов/Под редакцией проф. Морозовой Т.Г. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995г. 2. Регионоведение. Учебник для вузов/ Под редакцией проф. Морозовой Т.Г. – М: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1998г. 3. География промышленности. Хрущев А.Т. 4. Статистический сборник. 10 1