В наше время весьма актуальна тема исторического исследования малых городов России, ведь именно в глубинке России, в ее сердце, находится “золотое наследие наших предков.
Задача любого человека сохранить его и передать новому поколению.
Широко мыслящие, в чем-то заглядывающие вперед, талантливые ученые и писатели, поэты и журналисты, художники и краеведы, народные мастера и политические деятели . сберегли и передали своим потомкам традиции, обычаи, свою культуру. Для этой цели они создавали книги, картины, памятники архитектуры и искусства.
Создавая этот реферат, яиспользовал их труды: книги, архивы.
Из научной литературы мною использовались работы Авдусина Д.А., Воропаева Р.Н., Памабугина В.К. , Дубова И.В. и др.
Из архивных документов и литературы это Кожухов Н., Мироненко А. и др.
В материалах статистики использовалась литература Риденгера А.Н. Назарова Е.И.
В работе исследуется история развития малых городов России на примере города “Елец”.
Тысячу лет стоит Елец на берегах быстрой сосны. Основанный предположительно в 986 году при киевском князе Владимире Святославовиче, город как существующий впервые упомянут в Никоновской летописи за 1146 год: “ Князь же Святослав Ольгович иде в Резань и быв во Мченске, и в Туле, и в Елце , и в Пронске и приде в Резань на Оку.”
Положение на юго-восточных окраинах русских земель, на границе с "Диким полем" на несколько веков определило судьбу города:" бысть .защита земле Рустей". Набеги половцев, нашествия татаро-монголов, вторжение крымских и ордынских полчищ не раз приводили город к запустению, но он вновь отстраивался и поднимался.
Кого только не повидала за много веков под своими стенами елецкая крепость! Сколько раз бил на ее дозорной вестовой башне набатный колокол, чтобы всполошить округу до прихода неприятеля!
И.А.Бунин, учившийся в елецкой гимназии, писал о Ельце: " город тоже гордился своей древностью и имел на то полное право: он и впрямь был одним из самых древних русских городов, лежал среди великих черноземных полей Подстепья на той роковой черте, за которой некогда простирались " земли дикие, незнаемые" ,а во времена княжеств Суздальского и Рязанского принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по слову и дело заходивших над нею, первые видели зарево страшных ночных и дневных пожарищ, ими запаляемых, первыми давали знать Москве о грядущей беде и первыми ложились костьми за нее".
С середины XVII века Елец развивался как город ремесленников и торговцев. Обозы с хлебом, гурты скота, подводы с кожевенными и шорными товарами направляются к Туле и Москве, на далекую Ниже-городскую ярмарку. Особую славу ему принесло неувядаемое мастерство елецких кружевниц. Елец - единственный город Липецкой области включенный в список городов Российской федерации, которые располагают ценными памятниками культуры, истории и архитектуры. Вместе с Тулой и Ясной Поляной, Мценском и Спасским-Лутовиновом, Орлом, Ливнами, Куликовым летописцев, первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то полем, Пронском и Рязанью, он может стать жемчужиной туристского Серебрянного кольца России. Здесь на перекрестке автомобильных и железных дорог есть для того все условия: отличный краеведческий музей, знаменитый кружевной промысел , великолепный ландшафт, интересные уголки природы.
Все большее внимание растущего потока туристов привлекает культурное и художественное наследие города, целое литературное гнездо в елецкой округе. Здесь Озерки Бунинские, Кропотово-Лермонтово -родовое имение отца великого поэта, Хрущево- родина М.М. Пришвина, Екатериновка- родное село М.Вовчок, Пальна-Михайловка - имение Стаховичей.
Архитектурное наследие Ельца насчитывает несколько десятков замечательных памятников. Невольно привлекает внимание громада Вознесенского собора архитектора К.А. Тона в историческом центре на Красной площади. Запоминаются стены Знаменского монастыря, ритм куполов и колоколен в силуэте города. Теплое чувство вызывают чудесные домики с деревянным кружевом карнизов и наличников на уютных улочках городского ядра, имеющего уникальную планировку XVIII века, куда, по счастью, не дошел бульдозер реконструкции.
ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ.
Елец стоит на великой Русской равнине, в ее черноземной полосе, в дубравной лесостепи. Его географические координаты: 52°37' северной широты и 38°29' восточной долготы. Старое городское ядро раскинулось на нагорном левом берегу Быстрой Сосны при впадении в нее реки Елец или Ельчик.
Древний город окружен пригородами и слободами, вошедшими в черту современного Ельца, но все еще живых в бытующих названиях: Затон, Аргамач, слободы: Ламская, Черная, Монастырская, Александровская, Ямская, Каменья. Благоприятные природные условия лесостепи для жизни людей в елецком крае издревле привлекали сюда различные племена. Свидетельством тому - многочисленные городища в окрестностях и на территории города и архиологические находки, подтверждающие, что здесь люди живут уже несколько лет. Экспедиция Воронежского университета, а также экспедиция Ленинградского отделения института археологии АН СССР и Липецкого областного краеведческого музея в 1960-1961 годах выявили ряд городищ борщёвской культуры в непосредственной близости от Ельца по реке Воргол. Эта археологическая культура, получившая свое название от села Борщёва на Дону под Воронежем, открыла ряд новых страниц в истории восточных славян VII-XI веков. Один из раскопов, давший находки X-XI веков,был заложен научным сотрудником ВГУ А.Д.Пряхиным почти в центре села Нижний Воргол, находящегося в четырех километрах от границы современного города. В нижней части культурного слоя здесь обнаружены материалы эпохи бронзы , а в верхней - керамика борщёвского типа.
Верхнедонская экспедиция Института археологии АН СССР в 1972-1973 годах также обнаружила в ряде мест в бассейне Быстрой Сосны подтверждения давнего заселения елецкого края. У села Талица найдены фрагменты славянских сосудов XIV века, фрагменты сосудов эпохи бронзы и стенки епных сосудов городецкой культуры. Керамика абашевской культуры эпохи бронзы обнаружена археологами на мысу , образованном Б.Сосной и Доном.
Есть упоминание о городище и в "Геометрическом специальном плане" Ельца 1779 года. Земли на северо- запад от Александровской слободы, примыкающие к старой городской черте на участке от Ельчика до дороги на Новосиль , обозначены на плане как "деревня под Хмелевым лесом на городище владение Ивана Федорова , сына Бунина, с прочими владельцы".
Обследуя этот район, архитектор Новосельцев А.В. обнаружил следы древнего городища в 250 метрах восточнее санаторно-лесной школы, на крутом правом берегу, с трех сторон омываемых Ельчиком. Городище очень хорошо защищено с севера и востока каньоном Ельчика, с юга - глубоким оврагом, с запада со стороны Чернигова ведет легко прослеживаемая дорога.
Здесь хорошо просматриваются земляные валы, почва под слоем дерна содержит многочисленные остатки древней керамики. На распаханной под дачи прилегающей к городищу территории Александр Васильевич собрал несколько килограммов обломков керамической посуды, которые переданы краеведческому музею.
По предварительным данным, полученным от ученых института археологии СССР, находки относятся к "городецкой культуре", к V веку.
Сплошное обследование территории города и его округи в радиусе примерно 15 км выявило более 60 неизвестных ранее памятников археологии. Теперь их общее число превысило цифру 90, начиная от V-III веков до н.э. городецкой культуры до 50 древнерусских памятников XII-XV веков, подтверждающих историческую достоверность письменных источников о Ельце.
В зоне лиственных лесов за несколько веков- до нашей эры жили угро-финские племена охотников и рыболовов. Они соприкасались со степными кочевниками и оседлыми киммерийцами, затем со скифами и сарматами. В лесостепи жили славяне на Верхней Оке - вятичи, по Сейму - северяне. В начале X века с юго-востока по степи прошли печенеги и торки, а в XI веке на их место явились кочевья половцев. Уже в XII веке вятичи совместно с северянами продвинулись вниз по Оке и основали Рязанское княжество. Верховье Дона было границей этого движения славян на северо-восток. Вятичи занимались земледелием и охотой, бобровыми гонами в верховьях Оки и Быстрой Сосны. Большое хозяйственное значение для наших предков имели липовые "бортные" леса. В дуплах старых деревьев селились дикие пчелы. Сбор меда и воска - бортничество - было важнейшим промыслом.