ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1. Введение.
В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем “политическая система”. О политической системе или о политической организации общества в разных странах и особенно в России сейчас говорят и пишут не столько специалисты в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые “популисты”. Со страниц академических журналов и других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы популярных и непопулярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя.
Большой интерес был проявлен странами Запада к деятельности М.С. Горбачева. Именно его политические реформы положили начало формированию современной политической системы России.
В развитых капиталистических странах политические системы уже сформированы, но, тем не менее, тема политической системы не закрыта, да и вряд ли будет закрыта, так как невозможно создать идеальную политическую организацию общества и расхождения по этому вопросу просто неизбежны.
Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. “Аристотель упоминает о партиях горы и равнины в рабовладельческой Греции”.[1] В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. “Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества”.[2] Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения. К политической системе общества вообще и к Российской в частности проявляется весьма обостренное и противоречивое внимание. Это следует рассматривать положительно лишь в том случае, когда “ставится цель – понять и объяснить, а не сознательно “затемнить” и исказить настоящее и прошлое, рассуждать на основе глубокого и разностороннего анализа окружающей действительности, а не путем гадания на кофейной гуще.”[3] Этот поход вряд ли возможен без разностороннего понимания того, что представляет собой политическая система, ее природа, содержание, назначение. Как она понимается в западной и марксистской политологии, как понимается и представляется сейчас?
2. Марксистское понимание понятия и структуры политической системы.
2.1 Понятие политической системы.
Обратимся в начале к марксистской трактовке политической системы. Согласно марксистскому представлению политическая система, подобно праву, государству и другим политическим явлениям и институтам, представляет собой объективное явление. Ее существование неразрывно связано с существованием и функционированием классового общества. Она формируется и видоизменяется вместе с ним в силу раскола общества на классы и возникновения классовых противоречий. С развитием классового общества и переходом его в бесклассовое политическая система, согласно марксистским воззрениям, отмирает. На протяжении всего своего существования политическая система неизменно выражает и защищает интересы и волю господствующего класса, а в социалистическом обществе она должна выражать волю и интересы народа. Марксизм – ленинизм понимает под политической системой (организацией) общества “ в широком смысле сеть всех “государственных органов и общественных организаций, участвующих в делах государства”, а под политической организацией в узком смысле – систему “государственных и общественно – политических организаций, а также общественных движений правящего класса и его союзников”.[4] Марксизм, выдвигая в процессе анализа политической системы общества ее классовый характер на первый план, не терял из виду общечеловеческие, групповые, национальные и иные интересы. Концентрируя в себе основное политическое содержание классового общества, политическая система реально выступает как система существующих в его пределах политических организаций. К их числу относятся: государство – политическая организация экономически господствующего класса, политические партии, различные общественные объединения, принимающие какое – либо участие в политической жизни своей страны. Эти организации неразрывно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом в структуре политической системы. “Они никогда не существовали и не могут существовать сами по себе, взятые в “чистом”, изолированном виде”.[5] Политическая система, подвергаясь в процессе своего развития прямому воздействию со стороны явлений идеологии, права и морали, постоянно оказывает на них обратное влияние, что свидетельствует о ее относительной самостоятельности и указывает на ее способность “выступать одновременно в качестве объекта воздействия со стороны других надстроечных явлений и субъекта активного воздействия на окружающую надстроечную среду”.[6] Аналогичные двусторонние связи устанавливаются также между политической системой общества и экономикой, всей материальной базой общества, образующей определенную систему производственных отношений, соответствующих, в первую очередь, господствующему способу производства. Антагонизм экономических интересов противостоящих друг другу основных классов (как то пролетариат и буржуазия) обуславливает в конечном счете антагонизм политических интересов этих классов и образуемых ими организаций. Вследствие этого политическая система общества с данным экономическим строем постоянно остается расколотой на ряд постоянно противостоящих друг другу и противоборствующих друг с другом организаций. Одни из них образуют систему диктатуры господствующего класса, а другие – систему организаций подвластных классов, направленную на противодействие диктату со стороны господствующего класса. Суть взаимосвязи между экономикой и политикой наиболее полно отразил В. И. Ленин в выведенной им классической формуле, согласно которой “политика есть концентрированное выражение экономики”, ее продолжение, развитие и обобщение”.[7] Какова экономика, такова должна быть и политика, а вместе с тем и соответствующие ей институты и учреждения, включая политическую систему классового общества. Марксистские воззрения исходят из того, что в условиях коммунистической общественно-экономической формации, должна складываться относительно непротиворечивая, однотипная экономика, оказывающая определяющее влияние на политику, и тем самым способствующая образованию и развитию на ее основе такой же внутренне непротиворечивой политической системы общества. Неантагонистический характер экономических отношений социалистического общества должен обуславливать существование соответствующих им по своей природе политических отношений, политической жизни и политической системы. Согласно марксистским взглядам, это не будет означать отсутствия в экономической, социальной, духовной и политической системе социалистического общества антагонистических и неантагонистических противоречий. Обратное утверждение означало бы искажение реальной действительности. Понятие политической системы общества – это родовое по отношению к понятию каждой отдельной политической системы, существующей в пределах отдельно взятой страны. Его не следует смешивать с понятием политической организации общества вообще, функционирующей, по мнению некоторых авторов в виде некоей чистой “надклассовой” организации, выражающей и защищающей интересы всех социальных слоев и групп в капиталистическом обществе.
В качестве общих моментов, объединяющих различные политические системы как однопорядковые явления, можно выделить следующие. Во-первых, существование и функционирование их лишь в рамках классового общества, возникновение и развитие с появлением и развитием классов. Во-вторых, охват каждой из них всего классового общества, существующего в пределах той или иной страны. В-третьих, наличие у каждой из них политического характера, выступление данных систем в качестве политических, а не экономических или каких-либо иных по своему характеру образований. В-четвертых, опора каждой политической системы общества на определенный тип экономики, социальной структуры и идеологии. И в-пятых, выступление в качестве структурных элементов любой политической системы различных государственных, партийных и общественных организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны.