ПРИОРИТЕТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

ПРИОРИТЕТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Международный Банк Реконструкции и Развития - крупнейший

межгосударственный инвестиционный институт. За 47 лет своей ак-

тивной деятельности Банк предоставил кредитов на сумму 235 млрд.

долларов. Учитывая, что кредиты МБРР покрывают в среднем около

30% общей стоимости кредитуемых объектов, можно представить, нас-

колько велико влияние Банка на экономику, политику, социальную

жизнь стран-получателей кредитов. Об этом уже сказано и написано

немало. Меньше известно о влиянии Банка на экологическую обста-

новку в данных странах. Влияние это не однозначно.

В первые десятилетия своего существования Банк ориентировал-

ся на финансирование преимущественно гигантских проектов, многие

из которых были связаны со значительным вмешательством в природ-

ную среду(строительство водохранишищ и плотин, строительство ав-

тодорог, сооружение ирригационных систем, гидроэлектростанций и

т.п.). Природоохранным мероприятиям при этом уделялось мини-

мальное внимание. Не рассматривались практически альтернативные,

природосберагающие варианты достижения тех или иных экономичес-

ких и социальных целей. Во второй половине 70-х годов МБРР стал

активно подвергаться критике со стороны ряда правительств, мно-

гих общественных организаций, ученых и политических деятелей за

свою природоразрушительную деятельность. Критика не осталась без

ответа. С начала 80-х годов Банк начал перестраивать свою работу

с учетом новой экологической обстановки в мире.

ПРИОРИТЕТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В формировании экологического направления деятельности МБРР

можно выделить два этапа.

ПЕРВЫЙ приходится на 80-е годы и характеризуется тем, что

экологизация деятельности Банка носила преимущественно фор-

мальный характер. Декларации преобладали над практическими дей-

ствиями. Так, в начале 80-х годов было издано первое руководство

Банка по охране окружаюшей среды. Однако в реальной кредитно-ин-

вестиционной деятельности рекомендации этого руководства учитыва-

лись слабо.

ВТОРОЙ этап начался в конце 80-х - начале 90-х годов,он ха-

рактеризуется осуществлением практических шагов в области охраны

окружающей среды, причем сразу по нескольким направлениям. Только

за один 1991 финансовый год МБРР увеличил объем финансирования

экологических программ и проектов в 4 раза. В начале 90-х годов

уже более 50% проектов , получивших одобрение руководства Банка,

были подвергнуты полной или частичной экологической оценке. Начи-

ная с 1990 года Банк стал публиковать ежегодные отчеты о своей

экологической деятельности. В конце 80-х - начале 90-х годов Бан-

ком подготовлен целый ряд документов по вопросам,имеющим отноше-

ние к охране окружающей среды и рациональному использованию при-

родных ресурсов: по лесным ресурсам; по использованию сельскохо-

зяйственных пестицилов; по экологической политике в отношении

проектов строительства плотин и водохранилищ; по учету интересов

местного населения и национальных меньшинств при реализации

проектов; по вынужденному перемещению населения в связи с осущес-

твлением проектов; по управлению водными ресурсами; по диким

участкам природы.

Экологизация деятельности Банка проявилась и в появлении

специаллизированных структурных подразделений, ориентированных на

вопросы охраны окружающей среды. В штаб-квартире МБРР в Вашингто-

не был создан департамент окружающей среды -- ДОС. Он и находит-

ся под кураторством вице-президента по вопросам секторальной и

операционной политики. ДОС работает в тесном взаимодействии с де-

партементом по правовым вопросам и техническими департаментами

Банка. Под крышей ДОС действует администратор Глобального эколо-

гического фонда и аппарат координатора операций .

В рамках четырех региональных технических департаментов дей-

ствуют управления по окружающей среде - УОС. Постоянно происхо-

дит экологизация деятельности страновых департаментов - в некото-

рых из них появились отделы по окружающей среде - ООС. В рамках

департамента по правовым вопросам также создан ООС. Департамент

по внешним связям МБРР, хотя и не имеет специализированных струк-

турных единиц по вопросам окружающей среды, осуществляет тем не

менее большой объем работы по экологической проблематике: плани-

рует и организует участие МБРР в международных экологических фо-

румах, поддерживает контакты с ЮНЕСКО и другими международными

организациями , ответственными за охрану окружающей среды. Сле-

дует упомянуть и департамент оценки операций: он осуществляет вы-

борочную экологическую оценку отдельных экологических проектов и

направлений деятельности МБРР. В 1992 году, например, этот депар-

тамент подготовил доклад-исследование об экологических аспектах

деятельности МБРР в Бразилии. Анализ был осуществлен по четырем

направлениям, связанным с рядом проектов МБРР:

1) управление окружающей средой и контроль за промышленными

загрязнениями в штате Сан-Пауло;

2) влияние железнодорожного, автодорожного и портового

строительства в районе ведениия горных работ Карахас на окружаю-

щую среду и местное индейское населиние;

3) влияние проектов в области дорожного строителства и

сельского хозяйства на тропические леса и другие экологические

ресурсы северо-западного региона Амазонки;

4) хозяйственное использование водных ресурсов и вынужден-

ное перемещение местного населения в долине реки Святого Францис-

ка.

Данный доклад-исследование сыграл немалую роль в выявлениии

экологических ошибок и просчетов Банка в процессе осуществления

операций в 80-е годы, позволил уточнить приоритеты и скоректиро-

вать механизм экологической политики МБРР. Среди рекомендаций и

выводов доклада наиболее существенными являююся следующие: о

необходимости укрепления институциональной и правовой базы в об-

ласти охраны окружающей среды в странах-получателях кредитов; о

целесообразности более широкого привлечения местного населения к

обсуждению проектов и о необходимости максимально полного инфор-

мирования его о ходе разработки и реализации проектов; о созда-

нии более действенных экологических стимулов для инвестиций в ох-

рану окружающей среды. Было также рекомендовано осуществлять

оценку воздействия на окружающую среду на уровне не только от-

дельных проектов, но и отраслевых и региональных программ, а так-

же применительно ко всей макроэкологической политике. Разарботчи-

ки доклада обратили внимание и на то, что Банк огриничивается

экологическими оценками проектов на стадии их подготовки. Необхо-

димо распространить процедуры экологических оценок и на стадии

реализации проектов, усилитьнадзор Банка за строительством и эк-

сплуатацией объектов. Был также поднят вопрос о гарантиях, обес-

печивающих защиту природной среды и местного населения после то-

го, когда завершается срок действия кредитного соглашения между

МБРР и страной-получателем кредита.

Важным этапом в развитии экологического направления дея-

тельности МБРР явилась Конферанция ООН по окружающей среде и раз-

витию в Рио-де-Жанейро(июнь 1992 года). Банк был представлен на

этом форуме представительной делегацией. Документы, принятые не

конференции, по признанию руководства МБРР, привели к определен-

ным коррекритовкам приоритетов и механизмов реализиции экологи-

ческой политики Банка, ориентации на обеспечение в странах-чле-

нах модели устойчивого социально-экономического развития.

На сегодняшний день можно выделить следующие приоритетные

цели экологической политики Банка:

1. Помощь старанам-членам МБРР в определении приоритетов на-

циональных экологических политик; создание эффективной институ-

циональной, информационной, кадровой инфраструктуры, в ракмках

которой должна формироваться и реализовываться национальная эко-