Правовой нигилизм
Правовой нигилизм
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России
Правовой нигилизм
Автор: Хуснутдинов Р.С.
Научный руководитель: Михеев Д.Ю.
Содержание
Введение
. Исторический аспект
. Сущность и значение сегодня
. Пути преодоления
Заключение
Список литературы
Введение
По причинам органическим
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим,
Сим исчадием сатаны.
Широки натуры русские:
Нашей правды идеал
Не влезает в штаны узкие
Юридических начал.
(К.С. Аксаков-мл.)
Конституция определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это говорит о социально-правовой ориентации внутренней политики государства, выражающейся в признании главной ценностью прав и свобод человека и гражданина, верховенства закона и равенства перед ним. Но, как только ещё формирующееся государство, Российская Федерация сталкивается с побочными эффектами правового развития, в числе которых особое место занимает правовой нигилизм.
Проблема правового нигилизма выведена на государственный уровень. Президент Медведев неоднократно подчёркивал, что одной из целей его правления является борьба с правовым нигилизмом. В 2011 году Дмитрий Анатольевич подписал доктрину «Основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», которая предусматривает за счет бюджета оплачивать юридическое образование для госслужащих, транслировать по телевидению социальную рекламу и телепередачи, «пропагандирующие законопослушание», а также предоставлять гранты неправительственным организациям, которые оказывают простым людям юридическую помощь. Кремлёвские авторы подписанной Медведевым доктрины признают, что российские законы надо делать более понятными для людей.
Можно с уверенностью говорить о том, что уже предпринимаются усиленные меры по формированию высокого уровня правовой культуры среди населения. Вопрос лишь в том, будут ли они работать, или им суждено пасть жертвой произвола чиновников и юридической безграмотности населения.
Актуальность данной темы заключается не только в том, что ею заинтересовались первые лица государства. Проблема оказывает огромное негативное влияние на систему взаимоотношений в российском обществе: социальная напряженность, экономические неурядицы, региональный сепаратизм, дезинтеграция, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое - результат невостребованности права, отрицательного к нему отношения.
Несмотря на то, что правовой нигилизм есть явление закономерное и постоянное, то есть преодолеть его невозможно, необходимо снижать его уровень, так как это способствует установлению гражданского общества и правового государства - того, к чему мы стремимся.
Исторический аспект
Термин нигилизм ввел еще блаженный Августин для обозначения людей неверующих; в средние века словом nihilista называли ложно верующих или еретиков. В дальнейшем распространению данного термина способствовали немецкие философы и писатели.
Впервые определение понятию нигилизм дал Фридрих Ницше, являющийся автором философской теории нигилизма: «Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность… нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?»»
По предположению Л.С. Франка, нигилизм - это отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей.
Освальд Шпенглер в своём труде «Закат Европы» утверждал: «Нигилизм есть чисто практическое миронастроение жителей большого города, у которых за спиной законченная культура и ничего впереди». «Перед нами, - пишет Шпенглер, - три формы нигилизма. Вчерашние идеалы, великие религиозные, государственные, художественные формы изжиты, и только этот последний акт культуры - её самоотрицание - ещё раз служит выражением пра-символа всего её существования… Стоицизм имеет в виду способ держать себя, отдельного человека, его статуеобразное, сосредоточенное в одном настоящем, существование, без всякого отношения к будущему или прошедшему. Социализм есть динамичное трактование той же темы».
С точки зрения Кьеркегора, нигилизм зарождается на индивидуалььном уровне. «Каждый человек, счастлив он или не счастлив, болен или здоров, благополучен или неблагополучен, несёт в себе отчаяние, ибо человек как существо духовное постоянно находится в критическом состоянии, состоянии поиска путей и способов реализации своего «Я» и этот подсознательный поиск производен от творческой природы человека, перманентен».
Но, несмотря на огромный вклад зарубежных исследователей в дело изучения нигилизма, неверно считать данное явление присущим только западноевропейской части, оно свойственно также и российскому обществу. Разница между отечественным и зарубежным пониманием важности права велика. Если в европейских странах право ставили во главу угла и одним из столпов общества считали правосудие, то в нашем государстве царило скептическое отношение к данному институту. Герцен в этом вопросе придерживался следующего мнения: «Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины законов научила его ненавидеть другую, он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нём всякое уважение к законности»
В дореволюционной истории России наиболее видным исследователем проблемы нигилизма являлся Иван Алексеевич Ильин, ученик Павла Ивановича Новгородцева. По мнению Ильина, европейский кризис правосознания XVIII- второй половины XX вв. оказал наиболее губительное влияние на Россию. После Великой октябрьской революции «монархическому» правосознанию не нашлось места, а «республиканское» - не прижилось. В изучении данной проблемы Ильин опирался на теорию «географического детерминизма»и выделял следующие факторы развития правового нигилизма в России: большая территория, низкая плотность населения, неоднородный национально-этнический и религиозный состав, особенности государственных и хозяйственных задач.
Отмечая принципиальное несходство исторических судеб России и Запада, славянофилы считали, что России свойственно строить свою жизнь на началах религиозности и нравственности. Православие внушало идею обязанности, а не права; как отмечает Н.А. Бердяев, «обязанности не исполнялись по греховности, право же не считалось добродетелью», Русь стремилась скорее «к справедливости, чем к законности», к «правде, чем к праву».
В России в отличие от Западной Европы никогда не было протестантской этики, которая считала труд и частную собственность благом и на первое место ставила отстаивание личностью своих прав и свобод. С.Н. Булгаков писал: «…Православие не стоит на страже частной собственности как таковой даже в той степени, в какой это делает католическая церковь, видящая в ней установление естественного права… православие не может защищать капиталистическую систему хозяйства как таковую, ибо она основана на эксплуатации наёмного труда, хотя и до времени могло мириться с ним в виду его заслуг в поднятии производительности труда и его общей производительной энергии… православие превозносит свободный аскетический труд… стремление к нестяжанию и бедности… оно объявляет труд правом и обязанностью, проповедует послушание и смирение в противоположность отстаиванию личностью прав и свобод»
Прошло много веков, но ситуация в государстве российском не изменилась. Идея «насилия ради благополучия» до сих пор находит отклик в сердцах миллионов наших сограждан. И потому, наверное, совсем неудивительны происходящие нелигитимные процессы во всех сферах жизнедеятельности общества, во всех ветвях власти.
Сущность и значение сегодня
В понимании современной юридической науки правовой нигилизм является разновидностью нигилизма социального, сущность которого - в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Некоторые исследователи считают правовой нигилизм чем-то вроде национальной черты русского народа. По мнению американского ученого А. Валицкого, «право в России отвергалось по самым разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства».