УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

Р Е Ф Е Р А Т

КУРС: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Тема: УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

АУДИЕНТ:

г.Кишинев

2006 г.

ВВЕДЕНИЕ

В Республике Молдова государственная служба регулируется особым законодательным актом – «Законом о государственной службе» № 443 от 04 мая 1995 года. Данный Закон регламентирует правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок поступления на государственную службу и порядок ее прохождения, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения государственной службы и другие вопросы, связанные с организацией государственной службы в Республике Молдова. Закон распространяется на бо́льшую часть лиц, осуществляющих свою деятельность в государственных органах, за исключением выборных лиц и чиновников, занимающих высшие государственные посты, деятельность которых подзаконна другим законодательным и нормативным актам, например, Президент, Депутаты Парламента, члены Правительства и др.

Согласно определения, данного в статье 1 «Закона о государственной службе», государственный служащий – это «лицо, занимающее оплачиваемую государственную должность и имеющее ранги и чины, установленные в соответствии с принципами, определенными настоящим законом». Или другими словами, это профессиональный работник, занимающий должность в государственном аппарате, наделенный особыми полномочиями для выполнения возложенных на него функции, направленные на достижение основных целей государства – развития экономики, культуры, социальной сферы, защиты прав, свобод и законных интересов граждан, охраны общественного порядка, обеспечения национальной безопасности, осуществления внешней политики государства и др.

ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И ОГРАНИЧЕНИЯ.

Учитывая то, что государственные служащие являются законными представителями органов публичного управления, деятельность которых направлена в первую очередь на оказание услуг гражданам, и поскольку они наделены определенными полномочиями и правами, то на них возложены и дополнительные обязанности, ответственность и ограничения.

Так, например, на всех государственных служащих возложены следующие обязанности:

- исполнять решения органов публичной власти по вопросам, входящим в его компетенцию, качественно и в срок;

- проявлять инициативу и настойчивость, добиваться наиболее полного выполнения поставленных перед ним задач;

- руководствоваться действующим законодательством при выполнении своих обязанностей;

- не допускать волокиты и бюрократизма;

- быть объективным и беспристрастным;

- изучать и учитывать в своей работе общественное мнение;

- соблюдать права и свободы граждан;

- своевременно рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, относящихся к сфере его служебной деятельности;

- хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

- не разглашать и не передавать третьим лицам конфиденциальные сведения о гражданах, ставшие ему известными в связи с исполнением своих служебных обязанностей;

- постоянно повышать свой профессиональный уровень и квалификацию.

С другой стороны, государственный служащий не имеет права:

- занимать государственную должность, находящуюся в отношении подчиненности или подконтрольности с должностями, занимаемыми его близкими родственниками или свойственниками (родителями, детьми, братьями, сестрами, супругами, а также братьями, сестрами или родителями супругов).

- занимать другую должность или выполнять работу по совместительству в органах публичной власти;

- занимать другую должность или выполнять работу по совместительству, по договору или контракту в иностранных или совместных предприятиях и организациях;

- занимать другую должность или выполнять работу по совместительству, по договору или контракту на предприятиях, деятельность которых подконтрольна, подотчетна или иным образом связана с компетенцией органа, в котором он состоит на службе (исключение может составлять научная, преподавательская и творческая деятельность);

- быть поверенным третьих лиц в органе публичной власти, в котором он состоит на службе;

- заниматься предпринимательской деятельностью или содействовать физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности с получением за это вознаграждения, услуг, льгот или других преимуществ;

- иметь незадекларированные счета в иностранных банках;

- выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц;

- принимать подарки и услуги за выполнение своих служебных обязанностей (исключением могут быть символические знаки внимания и гостеприимства);

- принимать участие в забастовках, нарушающих функционирование соответствующего органа публичной власти, от деятельности которого зависит обеспечение общества жизненно важными благами и услугами;

- совершать действия, которые запрещены статьей 8 Закона о борьбе с коррупцией и протекционизмом.

В связи с высокими требованиями, предъявляемыми к государственным служащим, становится ясно, что при поступлении на работу в государственные органы кандидат должен соответствовать определенным требованиям, предоставить необходимые документы. Поэтому порядок и условия поступления на государственную службу также четко прописаны в «Законе о государственной службе».

ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ.

Любой гражданин Республики Молдова, постоянно проживающий в республике, владеющий государственным языком, имеющий соответствующее образование и пригодное состояние здоровья, и не подпадающий под ограничения, предусмотренные статьей 11 «Закона о государственной службе», имеет право поступить на государственную службу, не зависимо от расы, национальности, пола и пр.

Замещение государственных должностей осуществляется путем зачисления, назначения вышестоящим органом публичной власти или уполномоченным должностным лицом, избрания или на конкурсной основе.

Для замещения государственной должности кандидат должен иметь необходимый для этого классный чин. В случае, если лицо при поступлении на государственную службу не имеет соответствующего классного чина, устанавливается испытательный срок. При этом вопрос о соответствии занимаемой должности и присвоении классного чина рассматривается аттестационной комиссией.

При первом поступлении на государственную службу в качестве должностного лица гражданин должен в присутствии коллектива соответствующего подразделения органа публичной власти принести присягу следующего содержания:

"Сознавая ответственность, возлагаемую на меня государственной службой в качестве должностного лица, торжественно клянусь верно служить государству и народу Республики Молдова, соблюдать Конституцию и законы страны, защищать интересы и авторитет государства, права, свободы и законные интересы граждан, достойно нести звание государственного служащего, добросовестно исполнять свои обязанности. Если я нарушу эту присягу, то готов нести ответственность по всей строгости закона" (Статья 15 «Закона о государственной службе»).

Присяга приносится перед символами государства в 10-дневный срок после замещения должности. После чего должностное лицо подписывает текст присяги, который хранится в его личном деле. Присяга приносится один раз и при переходе на службу в другой орган публичной власти вторично не приносится.

При поступлении на государственную службу путем зачисления или назначения с целью проверки лица на соответствие занимаемой должности по соглашению сторон может быть установлен испытательный срок (не более шести месяцев) и условия испытания. При этом, если испытательный срок истек, а государственный служащий продолжает выполнять свои обязанности, то он считается выдержавшим испытание. В этом случае должностное лицо, выдержавшее испытание, не позднее 10 дней по истечении испытательного срока приносит присягу.