Задачи административного права как отрасли права

Задачи административного права как отрасли права

Задачи административного права как отрасли права.

Административное право – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.

Нормы АП:

1. Устанавливают формы и методы государственного управления.

2. Регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами.

3. Определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления.

4. Регулируют общественные отношения в социально-политической, культурной и экономической сферах.

Задачи АП как отрасти права:

1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.

2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.

3. Защита граждан и общества от административного произвола.

Дисциплина курса «Административное право» — систе­ма обучения, которая строится исходя из учета отрасли и науки административного права. В дисциплине курса изучаются основ­ные понятия, положения, институты, принципы и задачи науки административного права, а также система норм отрасли пра­ва, правоприменительная практика и эффективность действия этих норм, а также основные понятия, положения, термины (пра­вовые дефиниции), позволяющие глубже изучить дисциплину.

Административное право как учебная дисциплина изучает­ся в высших юридических учебных заведениях. Построение си­стемы курса во многом зависит от профиля вуза, где изучается дисциплина административного права.

Дисциплина имеет свои особенности, которые отражаются прежде всего в построении институтов системы курса. К числу ее особенностей следует отнести прежде всего комплексность и объемность предмета и объекта регулирования управленчес­ких отношений, без которых не может существовать ни одно государство и общество, так как эта публичная отрасль права регламентирует отношения в сфере государственного управле­ния и охраняет нормы других отраслей права.

Предмет и метод административного права.

Предметом АП – является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Методы АП:

1. Предписание – установление определённого порядка действий, предусмотренного соответствующей административно-правовой нормой.

2. Запрет определённых действий под страхом применения юридических средств воздействия.

3. Дозволение - предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные соответствующей административно-правовой нормой.

Понятие и содержание управления, социального и государственного управления. Управление – организующая деятельность людей для достижения определённых целей. Управление обусловлено наличием субъекта и объекта управления, между которыми существует прямая (команда) и обратная (информация о выполнении или невыполнении команды) связь.

Социальное управление – упорядочивающее воздействие на совместную деятельность людей, основанное на соподчинённости воли участников управленческих отношений.

Государственное управление (разновидность социального управления) исполнительная деятельность по организации социальных процессов в обществе.

Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями.

Объекты государственного управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность.

.Особенности и признаки государственного управления.

Государственное управление (разновидность социального управления) – исполнительная деятельность по организации социальных процессов в обществе.

Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями.

Объекты государственного управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность.

Признаки государственного управления - организационно-распорядительная деятельность, реализующая функции государства, осуществляемая уполномоченными субъектами.

Функции государственного управления.

1. Разработка и реализация государственной политики.

2. Установление организационных основ хозяйственной жизни.

3. Управление государственными учреждениями.

4. Регулирование функционирования негосударственных учреждений.

5. Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц.

6. Осуществление государственного контроля и надзора в процессе управления.

Виды, признаки, понятие органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти – организация, которая является частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, наделена правом осуществлять руководство и выступать по поручению государства.

Признаки органов исполнительной власти:

1. Наличие административной правоспособности и дееспособности (возникают с момента образования, прекращается с моментом упразднения).

2. Порядок образования, деятельности и компетенция закреплены в соответствующих законах.

3. Осуществляют организационно-распорядительную деятельность.

4. Образуются и подотчётные вышестоящим органам.

Органы исполнительной власти делятся:

1. В соответствии с федеративным государственным устройством на федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов.

2. По характеру компетенции на органы общей и специальной компетенции (осуществляют отраслевое, межотраслевое и смешанное управление)

3. В соответствии с организационно-правовой формой на правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы и т.д.

4. По порядку разрешения подведомственных вопросов на единоначальные и коллегиальные.

Понятие, признаки и структура административно-правовых норм.

Административно-правовая норма – норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Признаки норм административного права.

Нормы административного права устанавливают компетенцию, регулируют и регламентируют деятельность исполнительной власти, а так же определяют порядок взаимодействия между субъектами управления.

Структура административно-правовой нормы:

1. Гипотеза – условия действия.

2. Диспозиция – предписания, дозволения и запреты.

3. Санкция – меры воздействия.

Виды административно-правовых норм.

Административно-правовые нормы делятся:

1. По содержанию и регулированию общественных отношений на общие (все сферы отношений)и специальные (конкретные отношения).

2. По предмету регулирования на материальные (права, обязанности и ответственность участников регулируемых отношений)и процессуальные (способы, порядок, процедуры реализации государственного управления).

3. По предмету воздействия на субъектов на обязывающие, запрещающие, дозволительные, поощрительные и рекомендательные.

4. По территории действия на территориальные (один субъект РФ) и межтерриториальные (несколько субъектов РФ).

5. По времени действия на срочные и бессрочные.

6. По кругу лиц на действующие на всех либо действующие на отдельные группы юридических или физических лиц.