Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развития

Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развития

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.П.ОГАРЕВА

Факультет юридический

Кафедра гражданского

права и процесса

УТВЕРЖДАЮ

Зав.кафедрой _З.А.Кардакова

Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

Российское экологическое законодательство:

современное состояние и перспективы развития

Автор дипломной работы Н.А.Голышев

Обозначение дипломной работы ДР-2069965-0211-10-97 гр.504

Специальность 0211 Юриспруденция

Руководитель работы канд.юрид.наук В.В.Никишин

Нормоконтролер

Рецензент докт.юрид.наук, профессор

М.С.Букин

Саранск 1997

С О Д Е Р Ж А Н И Е

С.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 5

2. СООТНОШЕНИЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ

ФЕДЕРАЦИИ 31

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА . 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63

.

В В Е Д Е Н И Е

Деятельностью государства по внесению организованности, упо-

рядоченности в различные сферы жизни человеческого общества яв-

ляется их правовое регулирование, стержнем и основой которого

служит законодательство.

Общественные отношения в области взаимодействия общества и

природы регулируются экологическим законодательством.

Интерес к проблемам экологического законодательства не слу-

чаен. На сегодняшний момент стоит вопрос не о процветании, а о

выживании людей в окружающей природной среде. Ведь жизнь и здо-

ровье человека - показатель, характеризующий среду его обитания.

Выбор темы исследования связан также с особенностью нашего

государства как Федеративного. Так, наряду с федеральным эколо-

гическим законодательством существует и экологическое законода-

тельство субъектов РФ.

Два уровня правовой системы в РФ развиваются не вполне сог-

ласованно. В связи с этим интересным представляется современное

состояние экологического законодательства на примере Республики

Мордовия.

Об актуальности данной работы свидетельствуют тенденции раз-

вития экологического законодательства. Необходимо решить пробле-

му повышения его эффективности, т.е. улучшение механизма приме-

нения и использования эколого-правовых норм.

Один из наиболее важных аспектов исследования - структура

экологического законодательства. Определение места каждого нор-

мативно-правового акта в этой структуре позволяет построить

стройную иерархическую пирамиду, во главе с Конституцией РФ.

4

Рассматривая перспективы развития экологического законода-

тельства, предполагается показать научный взгляд на проблему со-

вершенствования данной отрасли законодательства, особенно в ны-

нешних условиях правовой реформы, проводимой в Российской Феде-

рации.

Отсутствие единой концепции развития экологического законо-

дательства затрудняет законотворческую деятельность в этой об-

ласти. В связи с этим особе место в работе отводится механизму

проведения экспертизы законопроектов.

Целями данного исследования являются: вопросы, связанные с

определением общих и специальных факторов, воздействующих на

экологическое законодательство; выделение тенденций развития

экологического законодательства в субъектах РФ.

В ходе работы над дипломным проектом использовались следую-

щие методы: диалектический, логический, сравнительно-правовой,

исторический, социологический и др.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения

и списка использованных источников.

Рассматриваемая проблема нашла свое отражение в трудах: Ба-

жайкина А.Л. "Сравнительный анализ природноресурсового законода-

тельства РФ и Удмуртской Республики", Бакуниной Т.С. "Обсуждение

проблем национальной экологической политики РФ", Боголюбова С.А.

"Государственно-правовые проблемы экологической экспертизы",

Бринчука М.М. "Охранять окружающую среду или обеспечивать эколо-

гическую безопасность", Голиченков А.К. "Экологический контроль:

теория, практика правового регулирования", Малой Т.Н. "Право

собственности на животный мир", Шемшученко Ю.С. "Правовые проб-

лемы экологии" и других ученых.

5

1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Экологическое право - одна из отраслей системы российского

права, призванная регулировать общественные отношения в области

взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей сре-

ды, рационального использования природных ресурсов, жизни и здо-

ровья людей. Основные признаки этой отрасли права, по мнению

Н.И.Опилат, характеризуются через предмет, объекты, принципы и

источники 1.

Рассмотрение вопроса о понятии экологического законодатель-

ства целесообразно начать с уяснения понятия законодательства

вообще.

В юридической литературе данному вопросу отводится значи-

тельное место. Понятие законодательства берет начало из такой

научной категории как источник права. Однако, при внимательном

рассмотрении можно заметить, что ни один из ученых не дает чет-

кого и лаконичного понятия источника права, а рассматривает его

в различных смысловых значениях. Так под источником права в ма-

териальном смысле, по мнению В.В.Петрова, понимается воля наро-

да, выраженная путем опроса, референдума, по поводу того или

иного документа 2, примером которого может служить Конституция

Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 де-

кабря 1993 года 3.

Особое, в том числе и практическое значение имеет юридичес-

кий или формально-юридический смысл источников права. В рамках

данного смыслового значения под ними понимаются формы права, в

---------------

1 Опилат Н.И. Источники экологического права // Вестн. Моск.

ун-та. Сер.11, Право. 1991. N 1. С.71.

2 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.80.

3 Российская газета. 1993. 25 декабря.

6

которых содержатся общие правила поведения, именуемые нормами

права. И именно совокупность таких нормативных правовых форм об-

разует законодательство. При этом нормативно-правовыми формами

являются нормативно-правовые акты 1. Исходя из этого под законо-

дательством понимается комплексная система издаваемых уполномо-

ченными правотворческими органами нормативных правовых актов.

Кроме того, законодательство является внешним выражением права,

т.к. именно через эту совокупность правовых норм происходит ре-

гуляция общественных отношений в целом или их отдельных видов.

Рассматривая систему права, следует говорить о ней как и о

внутренней форме права. Система законодательства, как уже упоми-

налось, образует внешнюю форму права и представлена в виде сис-

темы нормативно-правовых актов, в которых отрасли и институты

права выражены. При этом внешняя и внутренняя формы неразрывно

связаны и не существуют друг без друга.

Несомненно то, что каждая отрасль права выражена в опреде-

ленной системе нормативно-правовых актов, однако по мнению С.А.

Комарова, "системы нормативно-правовых актов выражают не только

распределение норм права по отраслям, но и комплексирование норм

различной правоотраслевой принадлежности в межотраслевые связи,

причем в самых многообразным модификациях". Поэтому систему пра-

ва и систему законодательства не следует ни противопоставлять,

ни отождествлять, т.к. они диалектически связаны 2.

Основная социальная функция права - быть регулятором общест-

венных отношений. Но осуществление правом своей роли в обществе

связано с его нормативным характером. Так, А.Ф.Шебанов пишет,

---------------

1 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.80.

2 Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск,

1994. С.197.

7