Право муниципальной собственности как самостоятельной формы собственности

Право муниципальной собственности как самостоятельной формы собственности

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Хабаровская государственная академия экономики и права

Кафедра гражданского права и процесса

Курсовая работа

по предмету: Гражданское право

Тема 4: «Право муниципальной собственности как самостоятельной формы собственности»

Хабаровск, 2002

ВВЕДЕНИЕ

1. История формирования муниципальной собственности Российской Федерации

2. Содержание права муниципальной собственности. Порядок правового регулирования института муниципальной собственности Российской Федерации.

3. Основные составляющие права муниципальной собственности

3.1. Субъекты права муниципальной собственности

3.2. Объект права муниципальной собственности

4. Основания возникновения права муниципальной собственности. Порядок передачи объектов их государственной собственности в муниципальную и наоборот.

5. Особенности прекращения права муниципальной собственности в результате приватизации муниципального имущества в частную собственность.

6. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления как формы осуществления права муниципальной собственности.

7. Устав г. Биробиджана о регулировании отношений муниципальной собственности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных материалов

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление[1].

Деятельность всякой власти, реализация ее политики должны быть обеспечены собственными материальными и финансовыми ресурсами. Тем более это актуально для совре­менного периода, когда одной из основных функций власти становится оказание общественно значимых услуг населению. К местному самоуправлению это относится в еще большей ме­ре, чем к государственной власти, так как к задачам местного самоуправления в первую очередь относится удовлетворение основных жизненных потребностей населения.

Принцип соответствия ресурсов местного самоуправления исполняемым функциям нашел отражение в положениях Ев­ропейской Хартии местного самоуправления[2] и закреплен Конституцией Российской Федерации, в соответствии с кото­рой муниципальная собственность признана наряду с государ­ственной, частной и другими формами собственности[3].

Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяет экономические условия местного самоуправления. Это находит свое выражение прежде всего:

þ в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8 Конституции РФ);

þ в праве органов местного самоуправления самостоятельно уп­равлять муниципальной собственностью (ст. 132 Конституции РФ).

Муниципальная собственность является определяющей частью финансово-экономической базы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики. Она охватывает умелое использование и распоряжение:

’ имеющимися в собственности муниципального образования денежными средствами,

’ муниципальными предприятиями и организациями,

’ зданиями и сооружениями как производственного, так и непроизводственного назначения,

’ муниципальным жилым фондом и нежилыми помещениями,

’ а также другим движимым и недвижимым имуществом.

Согласно статье 1 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” муниципальная собственность наряду с местным бюджетом и выборными органами местного самоуправления является существенным признаком понятия “муниципальное образование”.

Итак, объектом данной курсовой работы является муниципальная собственность Российской Федерации

Цель исследования – изучить право муниципальной собственности, как самостоятельной формы собственности.

Задачи исследования:

’ изучить вопрос формирования муниципальной собственности в Российской Федерации,

’ выявить содержание,

’ назвать субъекты и объекты права муниципальной собственности,

’ определить основания возникновения и прекращения права муниципальной собственности

’ рассмотреть вопрос регулирования отношений муниципальной собственности на примере Устава г. Биробиджана.

Для решения поставленных задач использовался анализ учебной и научной литературы по гражданскому и муниципальному праву.

1. История формирования муниципальной собственности Российской Федерации

Понятие «муниципальная собственность» было введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», утратившим силу после введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Феде­рации с 1 января 1995 года.

Формирование муниципальной собственности началось еще до новой Конституции Российской Федерации с принятием Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР»[4].

Порядок ее формирования был уста­новлен постановлением Верховного Сонета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собст­венность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»[5].

В развитие названного выше постановления Президент Рос­сийской Федерации своим Распоряжением от 18 марта 1992 г. утвердил Положение об определении пообъектного состава феде­ральной, государственной и муниципальной собственности и по­рядке оформления прав собственности[6]. Указанное Положение установило порядок составления и утверждения перечня объек­тов, передаваемых в муниципальную собственность, а также по­рядок оформления прав собственности. Муниципальное имуще­ство подлежит пообъектной регистрации в соответствующем ре­естре муниципальной собственности. Согласно Положению право и обязанность ведения реестра по объектам, переданным в муниципальную собственность, принадлежат комитетам по уп­равлению имуществом городов и районов.

Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»[7] было установлено, что передача объектов, относя­щихся к муниципальной собственности, в государственную соб­ственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного само­управления либо по решению суда.

На формирование муниципальной собственности существен­ным образом влиял и процесс приватизации, на который, однако, органы местного самоуправления (прежде всего небольших рай­онных городов, поселков, сельских населенных пунктов) практически не оказывали какого-либо заметного влияния.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется на основе Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»[8], а также Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Рос­сийской Федерации от 24 декабря 1993 г.[9], местных программ приватизации, которые разрабатываются комитетами по управле­нию имуществом субъектов Российской Федерации, а также комитетами по управлению имуществом городов и районов и принимаются соответствующими органами местного самоуправ­ления.

В связи с тем, что многие приватизируемые государственные предприятия имеют в своем ведении объекты социально-культур­ного и коммунально-бытового назначения, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издали ряд нормативных правовых актов, определяющих порядок дальней­шего функционирования этих объектов. К этим актам относятся:

’ Указ Президента Российской Федерации «Об использовании объ­ектов социально-культурного и коммунально-бытового назначе­ния приватизируемых предприятий» от 10 января 1993 г.[10];