Административно-территориальный портрет России
Административно-территориальный портрет России
Содержание
Введение.
Глава I. История России с древности и до наших дней.
1. Создание Древнерусского государства.
2. Татаро-монгольское нашествие и его последствия.
3. Москва – собирательница русских земель.
4. «Покорение» Сибири и дальневосточная экспансия.
5. Династия Романовых и расширение границ на западе и юге.
6. СССР – как географический портрет мира.
7. Распад СССР и его последствия.
Глава II. Административно-территориальный портрет России.
1. Административное устройство царской России.
2. Эволюция административного деления в СССР.
3. Политико-административная реформа в новой России.
Глава III. Оренбуржье – история родного края.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение:
Множество факторов влияет на ход исторических событий: природно-климатические, экономические, внешнеполитические, духовно-психологические, социальные, этнические и другие. Абсолютизация одного из них ведет к искаженному представлению о развитии народа, неверным оценкам современных и прошлых событий и прогнозам на будущее.
Когда я только начала изучать историю России, больше всего меня заинтересовал вопрос образования Древнерусского государства. Я считаю эту тему очень интересной и увлекательной, может быть, потому что хочу узнать, какие же предпосылки и истоки были для его возникновения.
Я уверена, что вопрос: Как же возникло наше государство? - волнует не только меня, но и очень многих людей, а в особенности ученых.
Мне кажется, что эта тема занимала и занимает одно из первых мест в числе точно неизвестных фактов истории и является одним из “камней преткновения” между учеными, писателями, историками и другими людьми нашего государства.
Первыми письменными источниками по истории нашего отечества являются летописи. “Откуда есть пошла Русская земля?”- с этого вопроса восемь с половиной веков назад начинал свой обзор отечественной истории древнерусский летописец Нестор (XI- начало XII вв.), автор первой редакции “Повести временных лет”. Шли века, менялись поколения летописцев, создавались общерусские летописные своды и писались областные летописи, содержащие огромный материал о сотнях исторических деятелей, описания сражений, битв и испытаний, обрушившихся на княжества, на народ, и все это было выражением закономерности развития русской истории - преодоления раздробленности, единения русских земель, завершившегося созданием централизованного государства.
Русское государство, в котором мы живем, ведет свое начало от IX века от Рождества Христова. Русские же племена, образовавшие это государство, существовали еще ранее.
Но раньше, чем начать рассказ о начале русского государства, необходимо ознакомиться с тем, как жили племена русских славян до возникновения у них государственного порядка. Так как эти племена не были первыми и единственными “насельниками” нашей страны, то надобно узнать, кто жил здесь ранее славян и кого застали славяне в своем соседстве, когда поселились на Днепре и Ильмене.
Когда мы узнаем обстановку, в какой пришлось жить нашим далеким предкам, мы яснее поймем причины возникновения у них государства, и лучше представим себе особенности общественного и государственного их устройства.
Глава I. История России с древности и до наших дней.
1. Создание Древнерусского государства
Современная наука утверждает: не бывает исконных территорий. Все известные народы когда-то откуда-то пришли или распространились в места, где их застает внимание хрониста, летописца, путешественника или завоевателя. Более того, не бывает и вечных народов, как бы ни вводили в заблуждение исследователя давно существующие этнонимы.
В создании Древнерусского государства и формировании его первоначальных рубежей принимали участие различные народы. О происхождении русского народа как крупнейшего этноса, его культуры, менталитета и даже этнического имени-прозвища «Русь» существует множество теорий, подчас резко противоречащих одна другой и порой взаимоисключающих друг друга.
Согласно одной из них – словенской, племена словен-дуоничей между VIII и IX веками переместились на русскую территорию и этим самым якобы положили начало истории земли Русской.
В соответствии с другой теорией – шведской, появившейся в первой половине XVIII века, начало русской государственности положили варяги (они же шведы) – князь Рюрик, Синеус и Трувор, призванные словенами Новгорода совместно с кривичами, мерей, весью и чудью. Утверждается, что князья увлекли за собой свое племя по имени «русь», объединившее под властью Рюрика все местные племена и давшее новому государству свое имя «Русь».
Со «шведской» теорией весьма близко перекликается «датская» теория (более известная как – «норманнская»), согласно которой Рюрик был вовсе не швед, а уже «дан-фриз» по имени Рорех, потомок одного из северогерманских племен.
Определенной популярностью среди ученых пользуется точка зрения, согласно которой начало Русской Земли целиком связывается с Киевом. Утверждается, что князь Кий (именем которого назван Киев) был вовсе не вымышленным персонажем, а истинным собирателем древнерусских племен.
Наконец, существует еще один взгляд на историю русского государства, в соответствии с которым Киевская Русь – это лишь этап в истории формирования Руси, и подобных этапов было много.
Все это свидетельствует о том, что «седая» старина русского народа и государства не представляет собой свод бесспорных истин.
Процесс державного строительства Руси в первые века второго тысячелетия тормозился вторжением врагов как с Востока, так и с Запада. Сопротивление Золотой Орде и западным рыцарским войскам положили начало многовековому формированию геополитического евразийского пространства, ставшего твердыней на пути завоевателей как с Востока, так и с Запада. Принципиально новая историческая ситуация для Руси возникла после битв на Неве (1240 г.) и Чудском озере (1242 г.), где шведы и немцы потерпели поражение. В случае поражения русских судьба Новгородской земли могла бы сложиться иначе, а вся Северо-Восточная Русь могла быть поставлена на край пропасти.
Весьма неоднозначно в исторической науке роль так называемого татаро-монгольского нашествия (XIII – XIV). С одной стороны, оно традиционно ассоциируется с «игом», неисчислимыми бедами славянских народов.
С другой стороны, все чаще высказывается мнение, что заученная нами еще в школе «легенда» о татаро-монгольском нашествии возникла в России около трехсот лет назад. Именно тогда, когда в Петровскую эпоху русские люди стали активно и регулярно посещать Западную Европу. Там они видели комфорт, благополучие и спокойствие: каждый голландский плотник ел суп из своей тарелки, на окнах его дома в горшках росли цветы, в его стране развивались науки, процветало искусство, культивировались публичные зрелища под названием «феатр». Невольные сравнения были не в пользу России. И это вызывало желание понять и объяснить эту разницу, эту отсталость. Удовлетворившее всех объяснение русской «отсталости» нашлось очень быстро. Оказывается все дело в трехсотлетнем татаро-монгольском иге, которое непосильным бременем легло на плечи русского народа и, таким образом, затормозило развитие буквально всех сторон его жизни.
Моментом освобождения Руси от так называемого татаро-монгольского ига считается Куликовская битва. При этом как-то забывается, что это было сражение не столько с Ордой, сколько с мятежником Мамаем, для которого Чингизиды были смертельными врагами. Историческое значение Куликовской битвы велико. Но значение это, по Л.Н.Гумилеву, не в освобождении от «ига», а в том, что на поле боя пришли суздальцы, ростовчане, владимирцы, псковичи, рязанцы, москвичи и ярославцы, а ушли – русские. Поэтому в этнической истории России Куликовская битва считается той рубежной датой, после которой Московская Русь выступила реальностью всемирно-исторического значения.