Гражданское общество. Формирование теории гражданского общества

Гражданское общество. Формирование теории гражданского общества

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

Курсовая работа.

НА ТЕМУ: “Гражданское общество.

Формирование теории гражданского общества.”

Работу выполнил студент

Научный руководитель:

Нижний Новгород

1999 год

План:

1. Введение.

2. Генезис понятия.

2.1. Попытки "развести" государство и гражданское общество.

2.1.1. Платон.

2.1.2. Аристотеля.

2.1.3. Никколо Макиавелли.

2.2. Примат гражданского общества перед государством Локка.

2.3. Разделение понятий "государство" и "гражданское общество" Гоббсом.

2.4. Важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры. Общество вражды людей друг с другом.

2.5. Общественный договор Руссо. Формулирование понятия.

2.6. Эммануил Кант.

2.7. Гражданское общество и государство как самостоятельные институты.

2.8. Марксизм и гражданское общество.

2.8.1. Карл Маркс.

2.8.2. А. Грамши.

2.9. Гражданское общество и анархизма.

2.10. Представлений о гражданском обществе 60-80-х годов.

2.11. Радикальная концепция Т. Пейна.

2.12. Алексис де Токвиль.

3. Современные представления о гражданском обществе.

4. Заключение.

5. Список литературы.

Введение.

Понятие "гражданское общество" – одно из ключевых понятий современной политологии. Актуальность теоретических и практических аспектов этого понятия обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества — экономической, политической, социальной, духовной. Широко известны успехи общественных организаций и движений людей доброй воли в области разрядки международной напряженности, в оказании помощи народам, пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф и других социальных невзгод. В основе этих успехов — развитие и активизация деятельности гражданского общества, высокая активность граждан и их добровольных объединений. Это достижимо только при достаточно развитом гражданском обществе. Успех приходит там, где повышается деловая активность граждан и создаваемыхими негосударственных структур, где ограничивается государственное вмешательство в экономическую, социальную и духовную жизнь граждан, то есть где развивается и совершенствуется гражданское общество.

Генезис понятия.

Считается, что понятие "гражданское общество" столь же древнее, как и политическая наука: нельзя разделить и отдельно изучать диалектически противоречивое единство "аполитичного" гражданского общества и созданной им самим политической организации общества, в том числе государства. Редкий крупный мыслитель, анализируя общественные процессы, не рассматривал или хотя бы не упоминал понятие "гражданское общество".

В трудах ученых прошлого и современности вот уже более двух тысячелетий гражданское общество рассматривается, анализируется и описывается все более всесторонне, конкретно и достоверно. Соответственно понятие "гражданское общество", вбирая в себя различные общечеловеческие ценности, приобретает все большую смысловую многовариантность.

Попытки "развести" государство

и гражданское общество.

В числе первых мыслителей, "заметивших" гражданское общество как самостоятельную субстанцию, обычно называется древнегреческий философ Платон (427-347 до н.э.). Его рассуждения о естественных социальных потребностях, присущих людям от рождения, о главных добродетелях — мудрости, мужестве и просветленном эмоциональном состоянии, об идеальном человеческом обществе, его жесточайшая, хотя и непоследовательная, критика государственной власти объективно приводят к мысли о том, что кроме государственно-организованной есть и другие формы жизнедеятельности общества.

Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями и к идее полиса Аристотеля (koinoia politike - гражданское общество), societas civilis Цицерона и идеям естественного права. Быть членом politike обозначало быть гражданином – членом государства и , тем самым, обязанным жить и действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам. По Аристотелю (384-322 до н.э.) человек — существо общественное, политическое, а государство — естественный продукт развития общества политических граждан. Вместе с тем, Аристотель анализировал жизнь граждан и в других сферах жизнедеятельности общества: экономической, брачно-семейной, духовной, нравственной, научной, религиозной, где госвмешательство до определенного уровня развития производительных сил и отношений просто не требовалось. Поэтому будет справедливым отметить в трудах Аристотеля определенное разделение государства и гражданского общества. Поныне актуальны рассуждения Аристотеля о роли собственности в гражданском обществе: кто обладает собственностью, тот обладает добродетелью. Многим нынешним митинговым радетелям за народ полезно помнить, что прежде чем что-либо распределять, необходимо это произвести.

Никколо Макиавелли (1469-1527), отдавая дань времени, считал, что высшим проявлением человеческого духа является государство, а смыслом и счастьем жизни — служение ему. Одновременно он полагал, что государь, имеющий возможность и право управлять подданными с помощью страха и насилия, не будет этим злоупотреблять, не будет нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы не возбудить их ненависть. Речь, таким образом, идет о сфере, отличной от подданнических функций человека, по существу о признаках гражданского общества. В работе "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия" Макиавелли пишет о стремлении государства обессилить и подорвать всякую деятельность общества, чтобы самому возвыситься. Здесь уже очевидно различение автором государства и гражданского общества, политической и гражданской сфер. Наиболее явственно различает Макиавелли государство и гражданское общество в рассуждениях о соотношении политики и нравственности. По Макиавелли, политическая власть и политическая деятельность безнравственны, ибо безнравственна сама природа политических отношений.

Немало мыслей высказано им о таких негосударственных и неполитических сферах жизнедеятельности человеческого общества, как труд, семья, любовь, удовлетворение личных потребностей, не попадающих под бесцеремонное вмешательство в жизнь людей. И здесь по существу речь идет о гражданском обществе.

Так, Платон, Аристотель, Макиавелли как бы нащупали в сложном переплетении экономических, политических, социальных и духовных отношений государственно-организованного общества наличие гражданского общества. Они предприняли не всегда осознанные, но достаточно успешные попытки "развести" государство и гражданское общество, показали современникам, что кроме государства есть нечто самостоятельное, живущее по своим законам и не во всем государству подвластное, то есть гражданское общество.

Разделение понятий "государство" и

"гражданское общество" Гоббсом.

Томас Гоббс (1588-1679) уже использует понятие "гражданское общество" в прямой постановке, хотя и непоследовательно: в одних случаях гражданское общество он как бы отождествляет с государством, в других — разъединяет.

С одной стороны, Гоббс утверждает, что государство не связано с гражданскими законами и правом. Оно как бы отделено от гражданского общества. "Вне государства владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество .", — пишет Гоббс в своей работе "О гражданине". С другой стороны, Гоббс считает, что государство, подобно библейскому чудовищу Левиафану, подчиняет себе все и вся и через понятие "гражданское общество".

Замечания Гоббса о несовершенстве ряда государственных установлений и ложности некоторых учений также свидетельствуют о разделении им понятий "государство" и "гражданское общество".