ВОЗБУЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНОГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРОТЕСТОВ

ВОЗБУЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНОГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРОТЕСТОВ

Министерство образования Российской Федерации

Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского Государственного университета

юриспруденция

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО

ГРАЖДАНСКОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ПРАВУ

ВОЗБУЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО

ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНОГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ

В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРОТЕСТОВ

Выполнил: студентка 5 курса

гр. ЮЗ-982

Пушкина М.М.

Проверил:

г.Новокузнецк – 2003 г.

План:

Введение. 3

1. Сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений в порядке надзора; основания к опротестованию и пересмотру. 4

2. Возбуждение производства по пересмотру судебного постановления в порядке надзора. 10

3. Процессуальный порядок рассмотрения протестов. 24

Заключение. 29

Использованная литература. 31

Введение

В период с 1991 по 2003 г. в России приняты принципиально новые законы: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (первая, вторая, третья части), Арбитражный процессуальный кодекс, Закон о статусе судей и др. В связи с этим возникла объективная необходимость приведения в соответствие с ними гражданского процессуального законодательства. В ГПК РСФСР 1964г. за три десятилетия внесено множество изменений и дополнений, которые, однако, не меняли содержания принципов процессуального права и его основных институтов. Гражданско-процессуальный кодекс РФ принят взамен кодекса 1964 г. и в большей мере призван отвечать современным экономическим, политическим, общественным условиям России.

Значительное число проблем возникало при определении правил надзорного производства. Сохранение института надзора в ГПК РФ объясняется рядом обстоятельств, в частности низким качеством рассмотрения и разрешения дел нижестоящими судами, большим количеством судебных ошибок, допускаемых при рассмотрении и разрешении гражданских дел, необходимостью обеспечения единства судебной практики. Сохранение института надзора вызвано еще и тем, что Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.126 Конституции РФ). Исходя из этого, сохранена глава о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, но в нее внесен целый ряд принципиально новых изменений и дополнений, касающихся действия принципов состязательности и диспозитивности.

Право надзорного опротестования судебных постановлений является правом на возбуждение деятельности суда надзорной инстанции по проверке вступившего в законную силу судебного решения. Надзорное производство является экстраординарной (исключительной) стадией гражданского процесса.

1. Сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений в порядке надзора; основания к опротестованию и пересмотру

Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений - это самостоятельная стадия гражданского процесса, предназначенная для проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу решений. Необходимость такой проверки обусловлена рядом обстоятельств. Судебные постановления, вступившие в законную силу, по разным причинам могут оказаться неправильными и после пересмотра в кассационном порядке. Возможны также случаи, когда неправильным оказывается вступившее в законную силу судебное постановление своевременно не обжалованное в кассационном порядке. Некоторые судебные решения вступают в законную силу немедленно и не могут быть проверены в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не всегда исправляет ошибку судебного решения. Проверка вступивших в законную силу решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Пересмотр в порядке надзора, как стадии процесса, представляет собой совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных постановлений.

Сущность пересмотра дела в порядке надзора заключается в том, что уполномоченные на то суды проверяют законность вступивших в законную силу судебных постановлений по протесту лиц, участвующих в деле, и других лиц, если нарушены их права и законные интересы; должностные лица органов прокуратуры, если в рассмотрении дела участвовал прокурор[1].

Кроме того, важнейшая задача института пересмотра в порядке надзора – направление судебной практики нижестоящих судов, обеспечение ее единообразия.

Объектом пересмотра в порядке судебного надзора могут быть только вступившие в законную силу судебные постановления всех судов РФ.

Не могут быть пересмотрены в порядке надзора постановления Президиума Верховного Суда РФ.

В соответствии со ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Постановление Пленума Верховного Суда[2] обращает внимание судов на то, что в силу ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются не любые нарушения норм материального или процессуального права, а только те, которые признаны существенными. В связи с этим п.6 ч.1 ст.378 ГПК РФ требует указания в надзорной жалобе или представлении прокурора на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона.

Исходя из этого судья, которому в соответствии со ст.379 ГПК РФ переданы на рассмотрение надзорная жалоба или представление прокурора, должен проверять, указано ли в жалобе или представлении, нарушение какого закона допущено судами и в чем состоит существенность нарушения. В случае отсутствия такого указания жалоба или представление прокурора на основании ст.380 ГПК РФ должны быть возвращены лицу, их подавшему, без рассмотрения по существу. Такое же указание должно содержаться и в определении суда надзорной инстанции в случае отмены или изменения судебных постановлений (ст.388, пп.2, 3, 5 ч.1 ст.390 ГПК РФ).

Существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст.364 ГПК РФ, в которой указаны случаи таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений независимо от доводов жалобы или представления (ч.2):

1) дело рассмотрено судом в незаконном составе;

2) дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания;

3) при рассмотрении дела были нарушены правила о языке, на котором ведется судебное производство;

4) суд разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые указаны в решении суда;

6) решение суда принято не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;

7) в деле отсутствует протокол судебного заседания;

8) при принятии решения суда были нарушены правила о тайне совещания судей.

Другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела (ч.1 ст.364 ГПК РФ).

Нарушение норм материального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст.363 ГПК РФ: