Гражданско-процессуальный порядок (форма) защиты прав и законных интересов граждан и организаций
Гражданско-процессуальный порядок (форма) защиты прав и законных интересов граждан и организаций
Киевский институт внутренних дел
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Предмет: Гражданский процесс
Тема: Гражданско-процессуальный порядок (форма) защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
Преподаватель: Королевич Николай Степанович.
Студента 42 группы, IV курса факультета хозрасчетной заочной формы обучения.
Малик Андрея Игоревича
№ зачетной книжки 3Х-95/311 №
дом. адрес: 252151 Киев-151 Мишина 2-38
тел. (044) 271-22-84
Киев 1999 г.
План.
1. Введение.
2. Компетенция судов, призванных осуществлять защиту прав и законных интересов граждан и организаций.
3. Процессуальный порядок (формы) защиты прав и законных интересов граждан и организаций
4. Заключение.
5. Литература.
Переход Украины к рыночным отношениям, демократизация общества выдвинули на первый план права и интересы граждан. Демократическое общество характеризуется широким спектром личных и имущественных прав и свобод. Но что значат права и свободы без закрепления их в высшем государственном правовом акте – Конституции, без их правового обеспечения, а также обеспечения их соблюдения и защиты от нарушений.
В Украине на современном этапе ее развития происходит усовершенствование правовой базы, которой закреплено правовое положение граждан и организаций и установлены гарантии реализации и защиты их прав и свобод, определенных Конституцией и другими законами Украины. Конституционные нормы, в которых закреплены эти права и интересы, выступают основой для детализации их в отраслевом законодательстве, регулирования всех аспектов их действий и для определения юридических гарантий реализации, а также для установления процессуального порядка защиты субъективных имущественных и личных неимущественных (гражданских) прав, охраняемых законом интересов и свобод, в том числе также средствами гражданского процессуального права.
В частности, ст. 55 Конституции Украины гласит:
Права и свободы человека и гражданина защищаются судом.
Каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.
Каждый имеет право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека.
Каждый имеет право после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина.
Каждый имеет право любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств.
Международный пакт о гражданских и политических правах обязывает государство обеспечить любому лицу эффективное средство правовой защиты в случае нарушения его прав и свобод. Право на защиту для любого лица, которое в ней нуждается, обеспечивается государством, его компетентными судебными, административными или законодательными властями.
Среди этих средств защиты субъективных прав и свобод человека и гражданина особо ответственная и эффективная роль принадлежит суду. Демократические принципы судопроизводства становятся защитой от некомпетентности или возможной предвзятости соответствующих лиц. К примеру, в гражданско-процессуальном законодательстве предусмотрено, что любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Стороны в суде – истец и ответчик имеют равные процессуальные права, независимо от того, что истцом может быть гражданин, а ответчиком орган государственной власти в лице его представителя.
Защита гражданских прав осуществляется в установленном порядке судом, арбитражным или третейским судом, товарищескими судами, профсоюзными и другими общественными организациями, а в случаях, отдельно предусмотренных законом, защита гражданских прав осуществляется в административном порядке (ст. 6 Гражданского кодекса Украины). Суды рассматривают :
¨ дела по спорам, которые возникают из гражданских, семейных, трудовых и кооперативных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, за исключением случаев, когда решение таких споров отнесено законом к ведению других органов;
¨ дела, которые возникают из административно-правовых отношений, перечисленных в ст. 236 Гражданского процессуального кодекса (некоторые нарушения закона о выборах, жалобы на действия должностных лиц и др.);
¨ дела особого производства, перечисленные в ст. 254 Гражданского процессуального кодекса (признание гражданина без вести отсутствующим или умершим, усыновление детей, установление фактов, которые имеют юридическое значение и др.).
Суды также рассматривают дела, в которых принимают участие иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные предприятия и организации (ст. 24 Гражданского процессуального кодекса).
На арбитражный суд возложено решение всех хозяйственных споров, которые возникают между юридическими лицами, государственными и другими органами (ст. 1 Закона «Об арбитражном суде»), в частности, при заключении, изменении, прекращении и выполнении хозяйственных договоров и на других основаниях, а также в спорах о признании недействительными актов ненормативного характера (ст. 12 Арбитражного процессуального кодекса Украины).
Защита прав, которые возникают из брачно-семейных отношений, осуществляется судом, органами опеки и попечительства и органами записи актов гражданского состояния, а также товарищескими судами, трудовыми коллективами, профсоюзными и другими общественными организациями в случаях и порядке, установленном законодательством (ст. 6-2 Кодекса о браке и семье Украины).
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и районными (городскими) судами (ст. 221 Кодекса законов о труде Украины), при этом комиссии по трудовым спорам являются первичным органом рассмотрения трудовых споров, которые возникают на предприятиях, учреждениях, организациях, кроме незначительных случаев (ст. 224 Кодекса законов о труде Украины).
Земельные споры рассматриваются исполкомами сельских, поселковых, городских советов, созданной ими согласительной комиссией, судом, арбитражным или третейским судом в порядке, установленном Земельным кодексом и другими актами законодательства Украины (ст. 103 Земельного кодекса Украины, ст. 33 Закона «О местном самоуправлении в Украине»).
Товарищеские суды рассматривают некоторые дела граждан по трудовым правоотношениям (нарушение трудовой дисциплины), семейным правоотношениям (невыполнение родителями, попечителями и опекунами обязанности по воспитанию детей), жилищным правоотношениям (использование вспомогательных помещений) гражданским и другим правоотношениям (ст. 7 Положения о товарищеских судах).
Третейские суды решают переданные на их рассмотрение гражданами какие-либо споры, которые возникли между ними, за исключением споров по трудовым и семейным отношениям (ст. 1 Положения о третейском суде).
Дела об административных правонарушениях рассматриваются (ст. 213 Кодекса об административных правонарушениях Украины):
¨ административными комиссиями при исполкомах местных советов;
¨ исполкомами сельских, поселковых советов;
¨ районными (городскими) судами (судьями);
¨ органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на это законодательством Украины.
Возможность применения судебной власти для защиты прав, законных интересов и свобод граждан и организаций постоянно расширяется, о чем свидетельствует установленная подведомственность суду дел по трудовым, земельным, государственным, административным, финансовым правоотношениям.