АДАМ СМИТ КАК ОСНОВАТЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
АДАМ СМИТ КАК ОСНОВАТЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Содержание:
Краткий очерк биографии А. Смита. Его главные работы. 4
Значение экономических работ А.Смита. 5
Действие "невидимой руки". 6
Идея децентрализованной конкуренции. 9
Предмет – экономическое развитие. 11
Смитовская трактовка экономических законов. 12
Вывод. 15
Библиография. 16
У А.Смита политическая экономия развивалась
в некоторую целостность, охватываемая ею
область получила до известной степени
законченные очертания…
К.Маркс
Введение.
На мой взгляд, изучать что-то оригинальное и неповторимое (пусть даже
на определенном этапе) – это всегда намного интереснее, чем анализировать
то, о чем многие до тебя уже говорили, писали и дискутировали. Оригинальные
и неповторимые идеи присущи немногим представителям науки, в том числе
экономической. К таким представителям экономической науки можно с полной
уверенностью отнести и А.Смита. Для этого достаточно ознакомиться с его
главным сочинением "Исследование о природе и причинах богатства народов". В
этой работе, по моему мнению, можно найти довольно рациональные идеи с
точки зрения сегодняшнего дня. К таким идеям, например, можно отнести мысль
о том, что, оказывая услуги другим людям, человек преследует, прежде всего,
своекорыстный интерес.
В своих трудах, а особенно в выше упомянутой книге Смит обобщил
столетнее развитие классической школы буржуазной политической экономии,
начавшееся с У.Петти.
Краткий очерк биографии А. Смита. Его главные работы.
Адам Смит родился в апреле 1723г. в городе Керколди в Шотландии. Сын
таможенного чиновника. Получил образование в университетах Глазго (с 1737
по 1740г.) и Оксфорда (с 1740 по 1746г.). В 1748г. начал читать публичные
лекции по литературе и естественному праву в Эдинбурге. В 1751г. занимает
кафедру логики в Глазговском университете, в 1752 г. - там же кафедру
нравственной философии; знакомится с Дэвидом Юмом. Впервые публикуется в
1755г.
Весна 1759г. ознаменовалась выходом в свет в Лондоне книги "Теория
нравственных чувств", заложившей основы известности Смита как философа.
Здесь он в известной мере развивал традиции материализма. С 1759 по 1763
год он усиленно занимается правом, получает степень доктора прав. Тогда же
делает наброски нескольких глав книги "Исследование о природе и причинах
богатства народов". В феврале 1764 г. едет во Францию. Знакомиться с
Вольтером, общается с Гельвецием, Гольбахом, Дидро, Д’Аламбером, развивает
свои экономические и философские взгляды.
Март 1776г. - выход в свет в Лондоне "Исследования о природе и
причинах богатства народов"- главного труда А. Смита.
С 1778г. он - таможенный комиссар в Эдинбурге, а с 1787г. - ректор
университета в Глазго.
В 1786г. А. Смит тяжело заболел. По его требованию душеприказчики
сожгли его рукописи. 17 июля 1790 г. А. Смит умер.
Значение экономических работ А.Смита.
В процессе изучения основного вопроса данного реферата мной было
просмотрено несколько, на мой взгляд, наиболее подходящих источников. В
этих книгах я нашел много часто совершенно противоречивых мнений о роли и
месте учений Смита в экономической науке.
К.Маркс, например, следующим образом характеризовал А.Смита: "С одной
стороны, он прослеживает внутреннюю связь экономических категорий, или
скрытую структуру буржуазной экономической системы. С другой стороны, он
ставит рядом с этим связь, как она дана видимым образом в явлениях
конкуренции…". По мнению Маркса, двойственность методологии Смита (на
которую первым и указал К.Маркс) привела к тому, что в его учении могли
находить подтверждение своих взглядов не только "прогрессивные экономисты,
стремившиеся открыть объективные законы движения капитализма, но и
экономисты-апологеты, пытавшиеся оправдать буржуазный строй, анализируя
внешнюю видимость явлений и процессов".
Примечательна оценка трудов Смита, которую дают Ш.Жид и Ш.Рист. Она
заключается в следующем. Смит заимствовал у своих предшественников все
важные идеи, чтобы "перелить" их в "более общую систему". Опередив их, он
сделал их бесполезными, так как на место их отрывочных взглядов Смит
поставил истинную социальную и экономическую философию. Таким образом, эти
взгляды получают в его книге совершенно новую ценность. Вместо того чтобы
оставаться изолированными, они служат иллюстрацией общей концепции. От нее
они, в свою очередь, заимствуют больше света. Как почти все великие
"писатели", А.Смит, не утрачивая своей оригинальности, мог многое
заимствовать у своих предшественников…
А наиболее интересное мнение о работах Смита, на мой взгляд,
опубликовал Блауг М.: "Не надо изображать Адама Смита основателем
политической экономии. Этой чести с гораздо большим основанием могут быть
удостоены Кантильон, Кенэ и Тюрго. Однако "Эссе" Кантильона, статьи Кенэ,
"Размышления" Тюрго – это в лучшем случае пространные брошюры, генеральные
репетиции науки, но еще не сама наука. "Исследование о природе и причинах
богатства народов" – это первый в экономической науке полноценный труд,
излагающий общую основу науки – теорию производства и распределения, затем
анализ действия этих абстрактных принципов на историческом материале и,
наконец, ряд примеров их применения в экономической политике, причем весь
этот труд проникнут высокой идеей "очевидной и простой системы естественной
свободы", к которой, как казалось Адаму Смиту, идет вест мир".
Действие "невидимой руки".
Центральный мотив – душа "Богатства народов" – это действие "невидимой
руки". Сама идея, по-моему, является довольно оригинально для XVIII в. и не
могла быть не замечена современниками Смита. Тем не менее, уже в XVIII в.
имела место идея природного равенства людей: каждому человеку, независимо
от рождения и положения, должно быть предоставлено равное право
преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все общество.
Адам Смит развил эту идею и применил ее к политической экономии.
Созданное ученым представление о природе человека и соотношении человека и
общества легло в основу взглядов классической школы. Понятие "homo
oeconomicus" ("экономический человек") возникло несколько позже, но его
изобретатели опирались на Смита. Знаменитая формулировка о "невидимой
руке", может быть, является чаще всего цитируемым местом из "Богатства
народов". Адам Смит сумел угадать ту плодотворнейшую мысль, что при
определенных общественных условиях, которые мы в наши дни описываем
термином "работающая конкуренция", частные интересы действительно могут
гармонически сочетаться с интересами общества.
Ход мыслей Смита можно представить себе так. Главным мотивом
хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес. Но
преследовать свой интерес человек может, только оказывая услуги другим
людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Так развивается
разделение труда. Люди помогают друг другу и одновременно способствуют
развитию общества, хотя каждый из них - "эгоист" и печется только о своих
интересах. Естественное стремление людей улучшить свое метериальное
положение – это такой мощный стимул, что, если ему предоставить действовать
без помех, он сам собой способен привести общество к благосостоянию.
Смит резко выступает против меркантилизма, ограничивающего
"естественную свободу" человека – свободу продавать и покупать, нанимать и
наниматься…
"Невидимая рука" – это стихийное действие объективных экономических
законов. Эти законы действуют помимо воли людей. Введя в такой форме в
науку понятие об экономическом законе, Смит сделал важный шаг вперед. Этим
он, по существу, поставил политическую экономию на научную основу. Условия,
при которых наиболее эффективно осуществляется благотворное действие
своекорыстного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит
называл естественным порядком. У Смита и у последующих поколений политико-
экономов это понятие имеет как бы двойной смысл. С одной стороны, это
принцип и цель экономической политики, то есть политики laissez faire (или,
как выражается Смит, естественной свободы), с другой – это теоретическая
конструкция, "модель" для изучения экономической действительности.
Подобно тому, как в физике были смоделированы "идеальные" газы и
жидкости, Смит вводит в экономику понятие "экономического человека" и
свободной (совершенной) конкуренции. Реальный человек не может быть сведен
к своекорыстному интересу. Точно также при капитализме никогда не было и
може быть абсолютно свободной конкуренции. Однако наука не смогла бы
изучать "массовидные" экономические явления и процессы, если бы она не
делала известных допущений, которые упрощают, моделируют бесконечно сложную
и разнообразную действительность, выделяют в ней важнейшие черты. С этой
точки зрения абстракция "экономического человека" и свободной конкуренции
была вполне оправданной и сыграла важнейшую роль в экономической науке (в
особенности она соответствовала реальности XVIII – XIX столетий).
Примечательна также следующая мысль. Рыночная экономика, не
управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не
менее следует строгим правилам поведения. Влияние на рыночную ситуацию
действий отдельного человека, одного из множества, может быть неощутимо. И
в самом деле, он платит те цены, которые с него запрашивают, и может
выбирать только количество товара по этим ценам, исходя из своей наибольшей
выгоды. Но совокупность всех этих отдельных действий устанавливает цены;
каждый отдельный покупатель подчиняется, а сами цены подчиняются
совокупности индивидуальных реакций. Таким образом, "невидимая рука" рынка
обеспечивает результат, не зависящий от воли и намерения индивида.
Идея децентрализованной конкуренции.
В XVIII в. был широко распространен предрассудок, согласно которому
любое действие, совершаемое ради частного интереса, по одной этой причине
идет вразрез с интересами общества. Даже сегодня некоторые представители
идей социализма утверждают, что свободная рыночная экономика не может
служить интересам общества. Смит снял с себя бремя доказательств и создал
постулат: децентрализованная, атомистическая конкуренция в определенном
смысле обеспечивает "максимальное удовлетворение потребностей". Несомненно,
Смит не дал полного и удовлетвортельного объяснения своему постулату.
Иногда даже может показаться, что этот постулат держится только на
соображении о том, что степени удовлетворения индивидуальных потребностей
поддаются фрифметическому сложению: если, имея полную свободу, каждый
добивается полного удовлетворения индивидуальных потребностей, то общий
режим максимальной свободы обеспечит максимальное удовлетворение
потребностей общества.
Но на самом деле, пишет М.Блауг, Смит дал гораздо более глубокое
обоснование своей доктрины "максимального удовлетворения потребностей". В
седьмой главе книги I он показал, что свободная конкуренция стремится
приравнивать цены к издержкам производства, оптимизируя распределение
ресурсов внутри отраслей. В десятой главе книги I он показал, что свободная
конкуренция на рынках факторов производства стремится уравнивать "чистые
преимущества этих факторов во всех отраслях и тем самым устанавливает
оптимальное распределение ресурсов между отраслями. Он не говорил о том,
что различные факторы будут в оптимальных пропорциях сочетаться в
производстве или что товары будут оптимально распределяться между
потребителями. Он не говорил и о том, что экономия от масштаба и побочные
эффекты производства нередко мешают достижению конкурентного оптимума, хотя
существо этого явления отражено в рассуждениях об общественных работах. Но
он действительно сделал первый шаг к теории оптимального распределения
данных ресурсов в условиях совершенной конкуренции, что особенно интересно
в свете рассматриваемого нами вопроса.
Справедливости ради следует заметить, что его собственная вера в
преимущества "невидимой руки" меньше всего связана с соображениями об
эффективности распределения ресурсов в статических условиях совершенной
конкуренции. Децентрализованную систему цен он считал желательной потому,
что она дает результаты в динамике: расширяет масштабы рынка, умножает
преимущества, умножает преимущества, связанные с разделением труда, –
короче, работает, как мощный мотор, обеспечивающий накопление капитала и
рост доходов.
Предмет – экономическое развитие.
Полное название книги Смита – "Исследование о природе и причинах
богатства народов" – не оставляет сомнения в том, что главным ее предметом
является экономическое развитие. Это ясно видно и из того, как он
разграничивает производительный и непроизводительный труд, как он
выстраивает иерархию производительности отраслей – и больше всего из того,
как он рассуждает о направлениях экономической политики, ее воздействии на
экономический рост в прошлом, равно как и на развитие экономики различных
стран при его жизни.
Но что отличает теорию экономического развития Смита, так это то, как
он часто обращается к особенностям социальных условий, которыми
определяются материальные интересы. Смит, которого так часто обвиняют в
приверженности вульгарной доктрине стихийного согласования интересов,
подчеркивает, что мощная побудительная сила личного интереса действует в
согласии с интересами общества только в совершенно определенных
институциональных условиях.
Чтобы показать это, достаточно будет рассмотреть одно из его
рассуждений об услугах государства и (или) об образовательных учреждениях.
Примечательна его унижающая критика английского университетского
образования, которая сосредоточена на том, в университетах Оксфорда и
Кембриджа отсутствует какая бы то ни было "оплата по результатам": колледжи
получают огромные пожертвования, управляются самими преподавателями, доход
большинства преподавателей выплачивается из фондов пожертвований,
присутствие студентов на занятиях большей частью принудительное, а в
результате доход преподавателей никак не связан с их профессиональными
качествами педагогов или ученых. В государственных школах положение много
лучше преимущественно оттого, что "вознаграждение школьного учителя в
основном, а в некоторых случаях целиком зависит от оплаты, вносимой его
учениками". Он приветствовал помощь государства в предоставлении школьных
зданий, но предпочетал, чтобы труд преподавателей оплачивался гонорарами
частных лиц плюс – как дополнение – небольшой фиксированной суммой в виде
стипендии. Его мысль состояла в том, что, получая фиксированное жалование,
учитель никогда не будет работать с полным напряжением сил.
Смитовская трактовка экономических законов.
А.Смит внес существенный вклад в анализ экономических законов
капитализма. Вклад Смита в разработку экономических законов состоит, прежде
всего, в обосновании и активном проведении идеи "естественного порядка" в
развитии общественного производства, идеи обусловленности общественного
производства материальными факторами. Можно без преувеличения сказать, что
для Смита все экономические процессы и категории были проявлением
"естественного порядка". Уже во вступлении к "Богатству народов" он писал:
"Годичный труд каждого народа представляет собой первоначальный фонд,
который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни
продукты…". Отсюда видно, что автор в целом материалистически понимает
богаство народов – важнейшую категорию своей системы. Его возникновение и
рост выводятся не из чего-либо идеального, а из материального фактора –
общественного труда.
Подобным же образом характеризовал ученый природу разделения труда. Он
подчеркивал: "Разделение труда, приводящее к таким выгодам, отнюдь не
является результатом чьей-либо мудрости, предвидевшей и осознавшей то общее
благосостояние, которое будет порождено им…". В основном материалистически
объяснялись происхождение и сущность денег и многих других экономических
категорий. Более того, материалистический в целом взгляд Адама Смита на
развитие общественного производства подкреплялся его резко отрицательным
отношением к религии. Он не только причислял священников к
непроизводительным слоям населения, но и пренебрежительно относил их к
одной из самых легкомысленных профессий.
Смит внес в разработку экономических законов "углубление научных
абстракций" при анализе общественного производства. Углубление и расширение
метода научной абстракции позволило А.Смиту увидеть и исследовать целый ряд
существенных связей общественного производства. Это весомый вклад великого
ученого в разработку экономических законов. Развивая трудовую теорию
стоимости, А.Смит фактически обосновал закон стоимости. Он, например,
утверждал: "Таким образом, один труд… является единственно действительным
мерилом, при помощи которого во все времена и во всех местах можно
расценивать и сравнивать стоимость всех товаров".
Огромная заслуга автора "Богатства народов" заключается не только в
том, что он признавал неизбежность обмена товаров в соответствии с их
стоимостью. Он попытался раскрыть и механизм действия закона стоимости
через колебания рыночных цен вокруг стоимости (вокруг "естественной цены").
"Фактическая цена, за которую обычно продается товар, – писал он, –
называется его рыночной ценой. Она может или превышать его естественную
цену, или быть ниже ее, или же в точности совпадать с нею". Причем
выясняется и основная причина подобных колебаний – соотношение между
спросом на товары и их предложением.
Примечательно, что А.Смит пытается показать принципиальную разницу
между прибылью и заработной платой. Он определенно не согласен считать
прибыль на капитал платой за труд предпринимателя по надзору и управлению.
Он вполне уверен, что "эта прибыль… устанавливается совсем на иных началах
и не стоит ни в каком соответствии с количеством, тяжестью или сложностью
этого предполагаемого труда по надзору и управлению". Прибыль и в своей
динамике вступает в противоречие с заработной платой: "Возрастание
капитала, увеличивающее заработную плату, ведет к понижению прибыли". По
мнению К.Маркса, "Смит уловил истинное происхождение прибавочной
стоимости", установил закон ее происхождения.
Исследуя рыночную конкуренцию, шотландский экономист прозорливо увидел
также устойчивую зависимость рыночных цен от взаимодействия между спросом
на товары и их предложением. "Рыночная цена каждого отдельного товара, –
читаем мы, – определяется отношением между количеством фактически
доставленным на рынок, и спросом на него…". Далее специально
рассматривается абсолютный спрос и действительный спрос, на примерах
показывается существенная разница между ними. Все это означает, что А.Смит
определенно нащупал действие закона спроса и предложения.
А.Смит внес определенный вклад в разработку многих других
экономических законов. И этот вклад, несомненно, огромен. Но стоит, на мой
взгляд, отметить общее: своеобразное трактование и рассмотрение различных
экономических законом Смитом в определенной степени способствовало их
дальнейшему развитию в экономической науке.
Вывод.
Не смотря на то, что некоторые ученые-экономисты утверждают, что "не
надо изображать Адама Смита основателем политической экономии", я считаю,
что он достоин высокого звания основателя экономической науки и заслуженно
носит звание великого ученого, о котором даже поэты упоминали в своих
произведениях.
Воздавая должное Адаму Смиту или любому другому экономисту, мы всегда
должны понимать, что умение блестяще справляться с чисто аналитическими
задачами – это совсем не то, что твердо следовать глубинной логике
экономических связей. Прекрасная техника далеко не всегда подразумевает
прекрасное же понимание экономической сущности явлений, и наоборот. Если
судить Смита по стандартам аналитических приемов, он не самый великий
экономист XVIII в. Но Смиту нет равных ни в XVIII, ни даже в XIX в. по
глубокому и точному проникновению в сущность экономического процесса, по
экономической мудрости, а не по теоретической элегантности.
Библиография.
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994.
Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: "СВОБОДА". 1918. – 464 с.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 1962.
Экономическая Энциклопедия. Политическая экономия. Гл. ред. А.М.Румянцев. –
М.: "Советская Энциклопедия", т3, Н – Социологическая школа. 1979. – 624
с., ил.
Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. – 4-е изд. –
М.: Политиздат, 1985. – 367 с., ил.