Анализ доходов бюджета г. Новосибирска за 2005–2007 годы
Анализ доходов бюджета г. Новосибирска за 2005–2007 годы
2
1. Анализ доходов бюджета г. Новосибирска за 2005 - 2007 год
Данные после проведения горизонтального и вертикального анализа доходов бюджета г. Новосибирска представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Анализ доходов бюджета г. Новосибирска за 2005 - 2007 год.
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
Абсолютные изменения, тыс. руб. |
Темп роста,% |
||||||
тыс. руб |
структура |
тыс. руб. |
структура |
тыс. руб |
структура |
2006 / 2005 |
2007 / 2006 |
2006 / 2005 |
2007 / 2006 |
||
Налоговые доходы |
3 463 494 |
31,11 |
5 236 900 |
34,42 |
8 126 588 |
42,24 |
1 773 406 |
2 889 688 |
151,2 |
155,18 |
|
Неналоговые доходы |
3 190 421 |
28,66 |
4 798 873 |
31,54 |
4 581 935 |
23,82 |
1 608 452 |
-216 938 |
150,42 |
95,48 |
|
Безвозмездные перечисления |
3 534 131 |
31,74 |
40 740,25 |
26,77 |
5 706 591 |
29,66 |
-3 493 390,75 |
1 632 566 |
1,15 |
140,07 |
|
Доходы от предпринимательской и иной деятельности |
945 287 |
8,49 |
1 106 068 |
7,27 |
824 440 |
4,29 |
160 781 |
-281 628 |
117,01 |
74,4 |
|
Итого доходы бюджета |
11 133 333 |
100 |
15 215 866 |
100 |
19 239 554 |
100 |
4 082 533 |
4 023 688 |
136,67 |
126,44 |
Рассматривая период за три года с 2005 - 2007, очевидно, что наибольший рост доходов отмечается в 2006 году - 4 082 533 тыс. руб. или 36,67%, тогда как в 2007 году рост доходов от уровня 2006 года составлял 126,44% (4 023 688 тыс. руб). Анализ доходов бюджета Новосибирска также показал, что рост доходов в 2006 году произошел практически в равной степени за счёт увеличения налоговых и неналоговых доходов - 1 773 406 тыс. руб. и 1 608 452 тыс. руб. соответственно., при этом их доля в структуре доходов составляла - 34,42% и 31,54% соответсвенно. Увеличение налоговых доходов как связано с ростом инфляции, так и некотором экономическим ростом города. В бюджете 2005 года значительная часть доходов состояла из безвозмездных перечислений, большая часть которых производилась из бюджетов других уровней. Можно особенно отметить резкое уменьшение в 2006 году доли безвозмездных поступлений в доходную часть бюджета, что говорит о приобретении некоторой самостоятельности бюджета города от бюджетов других уровней., однако в 2007 году наблюдался рост безвозмездных поступлений. Так же важно отметить уменьшении доли неналоговых доходов и доходов от предпринимательской и иной деятельности в бюджете 2007 как в абсолютных показателях, так и в структуре доходов. Возможно это было связано с небольшим экономическим спадом. В целом же в доходной части бюджета отмечается ежегодный рост.
2. Анализ расходов бюджета города Новосибирска за 2005 - 2007 год
Данные после проведения горизонтального и вертикального анализа расходов бюджета г. Новосибирска представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Анализ расходов бюджета города Новосибирска за 2005 - 2007 год.
Статьи расходов |
2005 |
2006 |
2007 |
Абсолютные изменения, тыс. руб. |
Темп роста,% |
||||||
тыс. руб |
структура |
тыс. руб |
структура |
тыс. руб |
структура |
2006 / 2005 |
2007 / 2006 |
2006 / 2005 |
2007 / 2006 |
||
Общегосударственные вопросы |
1670572,0 |
13,72 |
1780237,0 |
10,71 |
2165155,1 |
5,39 |
109665 |
384918,1 |
106,56 |
121,62 |
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
238157,0 |
1,96 |
380797,0 |
2,29 |
468572 |
1,17 |
142640 |
87775 |
159,89 |
123,05 |
|
Национальная экономика |
456845,0 |
3,75 |
1351935,0 |
8,13 |
1308217 |
53,06 |
895090 |
19956282 |
295,93 |
1576,13 |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
2884503,0 |
23,69 |
3636342,0 |
21,87 |
4594640,7 |
11,44 |
751839 |
958298,7 |
126,06 |
126,35 |
|
Охрана окружающей среды |
14315,0 |
0,12 |
7060,0 |
0,04 |
5375,0 |
0,01 |
-7255 |
-1685 |
49,32 |
76,13 |
|
Образование |
3987255,0 |
32,75 |
5685846,0 |
34, 19 |
7062320,7 |
17,59 |
1698591 |
1376474,7 |
142,6 |
124,21 |
|
Культура, кинематография и средства массовой информации |
277788,0 |
2,23 |
399458,0 |
2,4 |
451950,3 |
1,13 |
121670 |
52492,3 |
143,8 |
113,14 |
|
Здравоохранение и спорт |
2122110,0 |
17,43 |
2763368,0 |
16,62 |
3304101 |
8,23 |
641258 |
540733 |
130,22 |
119,57 |
|
Социальная политика |
523112,0 |
4,3 |
624597,0 |
3,76 |
795898 |
1,98 |
101485 |
171301 |
119,4 |
127,43 |
|
Итого расходов |
12174657 |
100 |
16629640 |
100 |
40156229,8 |
100 |
4454983 |
23526589,8 |
136,59 |
241,47 |
Рассматривая период за три года с 2005 - 2007, очевидно, что наибольший рост расходов отмечается в 2007 году - 23 526 589,8 тыс. руб. или 241,47% в сравнении с расходами 2006 года, тогда как в 2006 году рост расходов от уровня 2005 года представлялся гораздо менее значительным и составлял 136,59% (4 454 983 тыс. руб). Анализ расходов бюджета Новосибирска также показал, что рост доходов в 2007 году произошел за счёт увеличения расходов на национальную экономику, большая часть которых пришлась на увеличение расходов в сфере транспорта, при этом доля расходов на национальную экономику в структуре расходов составляла 53,06%. Большая часть транспортных расходов, как видно из структуры бюджета города приходилась на дорожное хозяйство, поскольку проблема "плохих" дорог для Новосибирска представляется очень важной. Очень маленький процент в структуре расходов бюджета города в 2005 - 2007 годах составляют расходы на социальную политику, что свидетельствует о низкой социальной направленности бюджетов, к тому же с за исследуемые три года наблюдается снижение доли этих расходов в структуре бюджета. То же самое можно сказать и о затратах на культурное развитие города, развитие образования и развитие жилищно-коммунального хозяйства. В целом ежегодно затраты по всем эти отраслям имеют тенденцию к росту, однако рост их незначителен, особенно в сравнении с ростом затрат на национальную экономику. Хочется отметить ежегодное снижение расходов на охрану окружающей среды, в целом это единственная статья в расходных частях бюджетов, где наблюдается снижение расходов. В заключении хотелось бы отметить, что исходя из структуры расходов бюджетов Новосибирска 2005 - 2007 годов, наиболее важными и проблемными отраслями города являются отрасли национальной экономики - транспорт, региональные целевые программы и государственная поддержка малого предпринимательства.