Анализ факторов цнообразования на примере конкретного предприятия

Анализ факторов цнообразования на примере конкретного предприятия

Реферат

Анализ факторов ценообразования на примере конкретного товара

(телевизор 51 CTV – 678 C – 27 По “Горизонт”)

Курсовая робота / Жук В.Н. гр. Ма-15-1 – Брест: 2004 - *** с.: 3 табл.,

в ист.…

Ключевые слова: потребительские свойства товара, внутренние и внешние

факторы, аналогичные и дополняющие товары, анализ цен.

Данная курсовая робота содержит анализ внешних и внутренних факторов

ценообразования на примере конкретного товара, также рассмотрены примеры

аналогичных и дополняющих товаров с указанием их розничных на предприятиях

торговли различных форм собственности, а также проведен сравнительный

анализ цен исследуемого и аналогичных товаров.

Содержание

Стр.

Введение

Потребительские свойства исследуемого товара

Анализ внутренних факторов ценообразования

Анализ внешних факторов ценообразования

Примеры аналогичных товаров с указанием их розничных цен на

предприятиях торговли различных форм собственности

Примеры дополняющих товаров с указанием их розничных цен на

предприятиях различных форм собственности

Сравнительный анализ цен исследуемого и аналогичных товаров

Заключение

Литератера

Введение.

О

дним из ключевых элементов рыночной экономики является цена,

ценообразование, ценовая политика.

Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму

денег, за которую продавец хочет продавать, а покупатель готов купить

товар. В ней фокусируются почти все основные экономические отношения в

обществе.

Ценообразование – процесс формирования цены на товары и услуги.

Перед всеми коммерческими и другими организациями в качестве одной из

основных проблем встает определение цены на свой товар и услуги. В условиях

рынка ценообразования предоставляет множество сложностей участникам рынка.

Каждая фирма подходит к задачам ценообразования по-своему. В мелких

фирмах цены устанавливают главные руководители. В крупных компаниях

проблемами ценообразования занимаются управляющие среднего уровня. Но и

здесь высшее руководство дает общие установки, формулирует цели политики

цен, утверждает цены.

На решение руководства фирмы в области ценообразования оказывают

влияние многие внешние и внутренние факторы. Маркетинговые цели и издержки

фирмы служат лишь примерными ориентирами для определения цены. Прежде чем

установить окончательную цену, фирма учитывает степень государственного

регулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности

населения.

Система ценообразования должна стимулировать ускорение научно-

технического процесса, способствовать ресурсосбережению и структурной

перестройке человека, способствовать созданию условий для повышения

благосостояния населения.

В данной курсовой работе мы рассмотрим все внешние и внутренние

факторы, наиболее влияющие на формирования цены на исследуемый товар. Также

познакомимся с потребительскими свойствами радиоэлектронной аппаратуры и

приведем примеры аналогичных и дополняющих товаров с указанием их розничных

цен на различных предприятиях торговли с различной формой собственности.

1. Потребительские свойства.

В соответствии с ГОСТ 1819-89 “Приемники телевизионные. Общие

технические условия” телевизоры на группы сложности не подразделяются.

Стандарт классифицирует телевизоры на:

1. стационарные (размер кинескопа по диагонали не менее 40 см);

2. переносные (размер кинескопа не более 45 см);

В основу классификации положено деление телевизоров на черно – белые и

цветные. Кроме того, их подразделяют по виду питания:

1. универсальные (автономные источники питания);

2. сетевые (питание от сети);

Также телевизоры подразделяются по применяемым в микросхеме элементом

питания:

1. лампово-полупроводниковые;

2. полупроводниковые;

3. полупроводниково – интегральные;

В станах СНГ и в нашей республики выпускаются телевизоры, у которых

каждый кадр телевизионного изображения содержит 625 строк, а в секунду

меняется 25 кадров. Телевизионное вещание ведется как и метровом диапазоне

так и дециметровом диапазонах.

Телевизор состоит из ряда функциональных блоков и модулей,

предназначенных для преобразования комплексного телевизионного сигнала,

принимаемого из эфира, в визуальную информацию на экране кинескопа и

звуковую – в его акустическом тракте. Прием электромагнитных колебаний

осуществляется с помощью антенны. Далее сигнал поступает в селектор

каналов, где производится частотная селекция, выбирается нужная программа.

В следующих блоках телевизора происходит усиление и преобразование сигнала,

выделение видео и звуковой составляющих, распознание сигналов цветности.

Управлением движения электронного луча по экрану кинескопа осуществляется

блоками строчной (по горизонтали) и кадровой (по вертикали) разверток.

Тракт звукового сопровождения телевизора построен подобно

радиоприемнику с УКВ – диапазоном.

Современный ассортимент телевизоров, выпускаемых в Беларуси,

представлен телевизорами пятого и шестого поколения. Они основаны на

принципиально новой элементной базе и имеют кассетно-модульную конструкцию

на основе микрочипа с пятью модулями (радиоканал, модуль цветности,

строчная развертка, кадровая развертка, питание). В них применяется

кинескоп с самосведением лучей и углом отклонения 110є, что обеспечивает

автоматическую фокусировку лучей и высокую четкость изображения.

Использование микропроцессоров позволяет применять цифровую индикацию,

дециметровый встроенный диапазон воли, безтрансформаторный блок питания,

сенсорное устройство выбора программ, беспроводное дистанционное управление

на инфракрасных лучах. Кроме того, современных в моделях с помощью

специальных разъемов (скарт) обеспечивается работа совместно с персональным

компьютером или в системе информационного обеспечения “видео текст”,

“телетекст”, а так же подключения компьютерных видео приставок, телеигр,

магнитофонов, видеомагнитофонов.

Микроминиатюризация, цифровые методы передачи и воспроизведения

телевизионного изображения, спутниковое телевидение, телевидения высокой

чистоты, внедрение больших телевизионных экранов, бытовой видеотехники,

много целевых систем связи на базе кабельного телевидения,

стереотелевидение коренным образом преобразует телевидение, значительно

расширяют его практические возможности.

В последние годы в нашей стране и за рубежом все больше внимания

уделяется цифровому телевидению. Это область телевизионной техники, в

которой операции обработки, консервации, и передачи телевизионного сигнала

связаны с его преобразованием в цифровую форму.

Система цифрового телевидения могут быть двух типов в системе первого

типа аналоговый сигнал превращается в цифровую форму только для цифровой

обработки сигнала, для консервации сигналов телевизионных программ или

передачи их по каналам связи, а за тем снова приобретает аналоговую форму.

Система второго типа предполагает преобразование передаваемого изображения

в цифровой сигнал и цифрового сигнала в изображении на экране

непосредственно в преобразователи “свет-сигнал” и “сигнал-свет”. Во всех

практиках в этой системе телевизионная информация передается полностью в

цифровой форме.

В настоящее время находят применение цифровые системы первого типа. В

перспективе преимущественная развития получат цифровые системы второго

типа.

Потребительские свойства радио электронной аппаратуры (РЭА)

складываются из функциональных, эргономических, эстетических свойств, а

также надежности и безопасности.

Функциональные свойства подразделяются на общие и специфические,

характерные для отдельных видов РЭА. К общим функциям (функционально) РЭА

относятся: верность воспроизведение звука и видимость, верность

воспроизведение электрических сигналов звуковой частоты, четкость и частота

изображения, громкость воспроизводимого звука, дистанционное управление,

эксплуатация при ношении.

Для телевизоров среди важнейших специфических свойств можно выделить

следующее количество принимаемых сигналов (в современных моделях их может

быть 90 и более), размер экрана по диагонали (от 8 до 67 сантиметров, а в

импортных моделях и более), возможность приема удаленных телепередатчиков,

возможность воспроизведение цветного изображения, качество воспроизведение

изображения.

Эргономические свойства характеризуются соответствием изделия

антропометрическим, физиологическим и другим требованием. Их можно

подразделить на показатели удобства обращения с изделием; удобство

обращение в управлении и контроля, легкости освоения необходимых навыков

работы с прибором. Эти свойства зависят от конструкции всех узлов

телевизора, уровня комфортности изделия.

Эстетические свойства включают информационную выразительность,

рациональность форм, целостность композиции и совершенство

производственного исполнения. В настоящее время большое внимание уделяется

дизайну телевизора.

Свойства безопасности является крайне важным для телевизора. Оно

характеризует степень защищенности человека от вредных опасных факторов, в

частности и от высокого напряжения.

Крупнейшим производителем телевизоров в нашей республики является

минское ПО “Горизонт”, выпускающий следующие модели: “Горизонт 51 CTV-519”,

“Горизонт 54 CTV-525”,”Горизонт CT-518”,”Горизонт 51 CTV-540”,”Горизонт 54

CTV-655”,”Горизонт 61 CTV-520D”,”Горизонт 51 CTV 655”,”Горизонт 655 TIS”.

Витебское ПО “Витязь” выпускает следующие модели: “Витязь 54 ТЦ-

6010/6020/6411/6421”,”Витязь 51 ТЦ-6010/6020/6411”,”Витязь 54 CTV-

6741/6751”,”Витязь 37 CTV/6611”,”Витязь 35/6010-1”.

Переносные черно-белые телевизоры выпускают гомельский радиозавод

(“Град”), Новолукомльский завод (“Этон”), Гродненское ПО “Волна” и

Витебское ПО “Витязь”.

Рассмотрим маркировку, транспортировку и упаковку телевизоров.

Телевизоры маркируют с указанием торгового наименование, товарного

знака завода – изготовителя, даты выпуска и номера ГОСТа, также порядкового

номера изделия. Товар снабжается паспортом и руководством по эксплуатации.

Номер телевизора указывается в паспорте и на корпусе. Упаковка представляет

собой коробку с амортизационными прокладками. На картонную упаковку наносят

наименование изделия, товарный знак завода – изготовителя, дату

изготовления, предостерегающие надписи при транспортировки: “верх”, ”не

бросать” и условные знаки (рюмка, зонт и т.п.).

2. Анализ внутренних факторов ценообразования.

Внутренние факторы оказывают влияние на цену на микроуровне, т.е. на

уровне предприятия. К ним относятся:

. Стоимость производства;

. Способ производства (серийность товара);

. Мобильность производства;

. Особые свойства товара;

. Ориентация на рыночный сегмент;

. Длительность товародвижения;

. Жизненный цикл товара;

. Организация сервиса;

. Репутация фирмы;

. Реклама;

А теперь подробно рассмотрим их:

Стоимость производства

Другими словами стоимость производства – это воплощение в товаре труда

и материальных ресурсов.

Рассмотрим статьи затрат и других составных частей цены:

1. Сырье и материалы;

2. Тепло и энергоресурсы;

3. Прочие расходы (погашение кредита, уплата процентов);

4. Чрезвычайный Чернобыльский налог (4% от з/п);

5. Заработная плата рабочим и служащим;

6. Отчисление на социальное страхование (35% от з/п);

7. Отчисления в фонд занятости и другие социальные нужды (1% от з/п);

8. Балансовая прибыль, планируемая предприятием;

9. Общепроизводственные расходы;

10. Общехозяйственные расходы;

11. Налог на прибыль (30% от балансовой стоимости);

12. Отчисления в республиканский фонд

Основную стоимость производства телевизоров составляют затраты на

закупку сырья, а также основных агрегатов (кинескопов) и узлов (различны

радио электронные схемы и платы). Парадокс заключается в том, что основу

телевизора составляет кинескоп, который ПО “Горизонт” покупает для своей

продукции за рубежом, естественно, за большие деньги.

Способ производства.

Способ производства определяет серийность выпуска продукции. Как

правило, продукция массового производства имеет более низкую себестоимость.

Именно поэтому товары мелкосерийного и индивидуального производства

благодаря высоким издержкам предлагаются по высоким ценам.

В основе производства телевизоров ПО "Горизонт" лежит конвейерная

сборка. Понятно, что ПО "Горизонт" носит серийный производственный

характер. Вследствие чего телевизоры “Горизонт” предлагаются по

относительно низким ценам, я даже сказал бы низким ценам относительно с

зарубежной продукцией.

Мобильность производства.

Говоря о мобильности производства телевизоров "Горизонт" можно сказать,

что технология его производства сохраняет свое относительное постоянство

(не считая различных мелких усовершенствований моделей телевизоров). С

другой стороны, частота смены производственных технологий требует

привлечение огромнейших дополнительных материальных средств, идущих на

разработку инноваций. Все эти затраты, конечно, учтутся при формировании

цены на товар, в следствии чего цена заметно вырастает. Так как ПО

"Горизонт" находится в постоянной погоне за зарубежными предприятиями по

изготовлению аналогичной продукции, то инновационная деятельность является

целесообразной.

Особые свойства товара.

Товар, характеризующийся особыми свойствами, уникальными достоинствами,

непременно будет иметь высокую цену, отражающую его качество, технический

уровень.

Эффект уникальности заключается в том, что чем более товар уникален по

своим свойствам, тем менее покупатели буду чувствительны к его цене, когда

будут его сравнивать его с альтернативными товарами.

Именно поэтому ПО "Горизонт" вынужден тратить большие средства придание

своей продукции уникальных свойств, таких как: “двойная картинка,

телетекст, видеотекст, подключение игровых приставок, спутниковых антенн,

видеомагнитофонов и т.д.”; благодаря которым продукция может встать на одну

ступень с продукцией зарубежных производителей. Но не следует

останавливаться на придании продукции уникальных свойств, потому что еще

надо осведомить, а потом и убедить покупателя в том, что придание

уникальности товару значительно прибавит качество и новые функции товару.

Уникализация телевизоров ПО "Горизонт" позволяет снизить

чувствительность покупателей к уровню цен и за счет такого особого фактора,

как переход от одной модификации к другой, что приводит к дополнительным

затратам, потому что иначе использовать новую модификацию столь же

эффективно, как старую, не удается. В этом и заключается эффект затрат на

переключение, т.е. чем существеннее затраты, связанные с организацией

использования специфической модификации товара, тем менее покупатель будет

чувствителен к цене, когда будет решать, что из альтернативных товаров

приобрести.

ПО "Горизонт" постоянно приходится совершенствовать свою продукцию,

потому что потребители будут просто покупать зарубежную высококачественную

продукцию.

Ориентация на рыночный сегмент.

Сегментирование рынка включает в себя:

а) сегментирование по географическому принципу. Оно предполагает

разбивку рынка на разные географические единицы: государства, штаты,

регионы, округа, города, общины. Фирма может принять решение действовать:

1. в одном или нескольких географических регионах;

2. во всех регионах, но с учетом различий в нуждах и предпочтениях,

определяемых географией;

б) Сегментирование по демографическому принципу заключается в разбивке

рынка на группы на основе демографических переменных, как пол, возраст,

размер семьи, этап жизненного цикла семьи, уровень доходов, род занятий,

образование, религиозные убеждения, раса и национальность. Демографические

– самые популярные факторы, служащие основой для различия групп

потребителей.

в) При психологическом сегментировании показателей подразделяют на

группы по признакам принадлежности и общественному классу, образа жизни и

характеристик личности. У представителей одной и той же демографической

группы могут быть совершенно разные психологические профили.

г) При сегментировании но основе поведенческих особенностей показателей

делят на группы в зависимости от их знаний, отношений, характера

использования товара и реакции на этот товар. Многие деятели считают

поведенческие поведения наиболее подходящей основой для формирования

сегментов рынка.

Таким образом ориентация на рыночный сегмент подразумевает

необходимость дифференциации цен, приспособлении их к различным категориям

покупателей.

Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и

тот же набор побудительных стимулов маркетинга. Фирма может решать выйти ей

на один или несколько сегментов конкретного рынка. Существует несколько

путей входа предприятия на рынок:

. Концентрация на рынок;

. Ориентация на покупательскую потребность;

. Ориентация на группу потребителей;

. Охват всего рынка.

При выходе на новый рынок большинство фирм начинают с обслуживания

одного сегмента и, если начало оказалось успешным, то постепенно охватывают

и другие.

В нашем случае ПО "Горизонт" выпускает продукцию ориентированную на

потребителя со средним и высоким материальным достатком. Следовательно,

любой покупатель решивший приобрести телевизор, может выбрать нужную ему

модификацию ПО "Горизонт" по подходящей цене.

Длительность товародвижения.

Товародвижения – деятельность по планированию, претворению в жизнь и

контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от места

их происхождения к месту использования с целью удовлетворения нужд

потребителей и с выгодой для себя.

Существуют многоуровневые (Производитель – посредник – потребитель) и

одноуровневые (Производитель – потребитель) каналы товародвижения, а так же

трехуровневый и нулевой каналы товародвижения.

Предположим, компания – производитель определила свой целевой рынок.

Теперь ей предстоит решить, какое число посредников будет использовано на

каждом уровне. Существует три подхода к решению этой проблемы:

1. Интенсивное распределение. Производители товаров повседневного

спроса, как правило, стремятся наладить их интенсивное

распространение.

2. Распределение на правах исключительности. Некоторые производители

намерено ограничивают число посредников, торгующих их товаром,

когда ограниченному числу дилеров предоставляют права на

распределение товаров фирмы в рамках их сбытовых территорий. При

этом часто ставится условие исключительного дилерства, когда

требует, чтобы дилеры не торговали товарами конкурентов.

3. Селективное распределение. Этот метод представляет собой нечто

среднее между методами интенсивного распределения и распределение

на правах исключительности. В этом случае число привлекаемых

посредников больше одного, но меньше общего числа готовых заняться

продажей товара. Фиме не нужно распылять свои усилия по множеству

торговых точек. Это распределение дает возможность производителю

добиваться охвата рынка при более жестком контроле и с меньшими

издержками с его стороны.

Чем больше длительность товародвижения, тем дороже товар. При движении

товара от производителя к потребителю через оптовых покупателей и различных

продавцов, каждый из которых старается получить выгоду, поэтому и

происходит естественное увеличение цен за счет торговых надбавок. Как видим

цена сильно зависит от количества посредников.

Товародвижение не следует рассматривать как источник издержек, так как

оно еще является потенциальным орудием создания спроса. За счет

совершенствования системы товародвижения можно предложить лучшее

обслуживание, привлекая тем самым дополнительных клиентов.

Потребителей интересуют:

а) своевременная доставка товара;

б) готовность поставщика удовлетворить экстренные нужды клиента.

в) аккуратность обращения с товаром;

г) гарантийность товара и т.д.

Все это осуществляется на различных торговых предприятиях,

Если новинка удовлетворяет интересы рынка, то сбыт на нее начинает

существенно расти. Предложение товара с новыми свойствами позволяет

расширить рынок. Рост числа конкурентов приведет к резкому росту продаж с

завода, чтобы насытить каналы распределения.

Цены на этапе роста становятся прежними или слегка снижаются по мере

роста спроса. Затраты фирмы на стимулирование сбыта сохраняются теми же или

слегка увеличиваются, чтобы противодействовать конкурентам.

Прибыли на этом этапе растут: поскольку издержки на стимулирование

сбыта приходят уже на большей объем продаж при одновременно сокращение

издержек производства.

Стратегические подходы для расширение рынка:

Повышение качества;

???????????? в новые сегменты рынка;

использование новых каналов распределения;

своевременное снижение цен для привлечения потребителей;

переориентация части на стимулирование его приобретения с

распространением осведомленности.

Организация сервиса.

Одним из важнейших элементов товарной политики является служба сервиса

для клиентов. Сервис может быть незначительным, а может играть для товара

определенную роль. При налаживании сервисной службы деятелю рынка предстоит

принять три решения:

Какие услуги включить в рамки сервиса. Например:

а) надежность поставок;

б) возможность получение технических консультаций;

в) предоставление скидок;

г) послепродажное обслуживание;

д) масштабы торговой сети;

е) гарантия замены товара;

ж) широкие производственные возможности поставщика;

з) возможность предоставления кредита;

и) наличие оборудования при испытании и механической обработки и т.д.

Решение об уровне сервиса.

Потребителя интересуют не только определенные услуги, но и их объем и

количество;

Решение о форме сервисного обслуживания . Т.е. в каких формах будет

предоставляться различные услуги и какие расценки будут устанавливаться на

них.

Учитывая важность сервисного обслуживания в качестве орудия

конкуренции, многие фирмы используют у себя внушительные отделы, которые

работают с жалобами и замечаниями клиентов.

На предприятиях торговли различной форм собственности, торгующих

телевизорами ПО “Горизонт”, продавцы предоставляют полную информацию о

свойствах и функциях товара. При покупке телевизора происходит проверка

его функционирования. Дается информация о правилах эксплуатации, также

выдается гарантийный талон сроком до 36 месяцев и производится бесплатная

доставка телевизора. А при желании покупателя специальный служащий может

подключить и настроить телевизор на месте его эксплуатации (дом, квартира и

т.п.)

Репутация

Производственное объединение “Горизонт”, расположенное в городе Минске,

вот уже около 20лет выпускает продукцию, на которую постоянно имеется

спрос. Ежедневно с конвейера сходит примерно 3000 телевизоров различных

модификаций. На данный момент ПО “Горизонт” закупает за рубежом кинескопы

высокого качества, что делает продукцию ПО “Горизонт” конкурентоспособной с

импортной.

Продукцию ПО “Горизонт” по статистике можно встретить в каждой пятой

семье нашей республики, и примерно, в каждой двадцатой семье в России. Это

говорит об огромнейшем спросе, а следовательно, и о распространяемой

репутации.

Зайдя в магазин, торгующий телевизорами разных производителей , мы

убедимся, что продукция ПО “Горизонт” почти ни чем не отличается от

импортной, а по цене даже превосходящую над телевизорами зарубежных

модификаций.

Реклама

“Реклама – двигатель торговли”

Это один из самых лучших способов представить товар с лучшей стороны

преподнести его в “лучших красках”, т.е. убедить покупателя приобрести

именно эту продукцию.

Основные средства распространения рекламы:

Газеты, журналы;

Телевидение;

Прямая почтовая рассылка информационных материалов;

Радио;

Плакаты и световые установки;

Витрины;

Упаковки;

Надписи на некоторых потребительских товарах и многое другое.

Во всем мире огромные средства идут на рекламную программу. Расход на

рекламу полностью окупается за счет роста продаж. Чем больше рекламируется

товар тем выше его цена.

Что касается нашего товара то, его рекламную деятельность можно увидеть

практически в любой газете или журнале, в промежуточных рекламных роликов

по телевидению, радио, так же мы наблюдаем его рекламный знак ПО “Горизонт”

на различных стендах, витринах, вывесках; не говоря уже об надписях на

обычных шариковых ручках, карандашах, канцелярских товарах и т.п.

3. Анализ внешних факторов ценообразования.

Внешние факторы оказывают влияние на цену товара на макроуровне, т.е.

на уровне всего государства. К ним относятся:

1. Политическая стабильность в стране;

2. Обеспеченность страны основными ресурсами;

3. Государственное регулирование экономики и цен;

4. Уровень инфляции;

5. Характер спроса;

6. Уровень конкуренции;

7. Налоговая политика;

8. Внешнеэкономическая политика государства.

А теперь подробно их рассмотрим:

Политическая стабильность в стране.

Политическая стабильность создает предприятиям предпосылки роботы на

перспективу. Хотя многие предприятия работают практически при полном

отсутствии основных природных ресурсов, а закупают их за огромные средства.

Беларусь в настоящее время окончательно оформила свою государственность

и приобрела реальный суверенитет. Успешно функционируют исполнительная

власть и судебная система. В 2000 году закреплена положительная динамика в

экономике и социальной сфере.

Ведущей отраслью реального сектора экономики была и остается

промышленность, а главной предпосылкой решения стоящих перед ней задач –

активное обновление производственного потенциала на базе внедрения

прогрессивной техники и новейших технологий.

Теперь понятно, что стабильность страны определяется прежде всего

надежностью и устойчивостью ее законодательной базы.

Только в этом случае производитель может эффективно планировать и

осуществлять свою деятельность в долгосрочном периоде. Устойчивость

законодательной базы снижает вероятность риска для производителей и

продавцов, что в конечном результате не может благоприятно не отразится на

всех аспектах экономической деятельности.

В настоящее время в РБ сложилась политическая стабильная ситуация,

поэтому данный фактор не оказывает ни какого влияния на цены и ценовую

политику.

Обеспечение страны основными ресурсами.

Отсутствие на рынке каких-либо ресурсов ставит предприятие в большую

зависимость от импортеров.

Использование собственных ресурсов, естественно, более дешевых по

сравнению с импортными, позволяет установить сравнительно не высокую цену

на производимую продукцию. Республика Беларусь расположена в западной

Европе. Республика Беларусь обладает большим объемом промышленности,

производит электроэнергию 36,6 млрд. кВт. ч. (1993г.). Ведущие отрасли

промышленности:

1. автостроение и тракторостроение;

2. станкостроение;

3. сельскохозяйственное машиностроение;

4. радиоэлектроника;

5. электротехника;

6. приборостроение.

Существует так же и химическая промышленность. Развиты пищевая и

деревообрабатывающая промышленности.

В нашей республике добывают калийные соли (Солигорск), нефть (в

основном юго-восточная область республики). Лесная и деревообрабатывающая

промышленность представлена лесозаготовителями, лесопилками, мебельными

предприятиями, производством деревянных строительных деталей, фанерой,

спичечными отраслями (Бобруйск, Мозырь, Могилев, Пинск).

Из отраслей легкой промышленности, т.е. того, что функционирует на

территории Республики Беларусь можно сделать вывод, что наша республика

обеспечена основными ресурсами лишь, по-моему, на 20%. Потому что мы

полностью зависим от российского потенциала основных ресурсов: газ, нефть,

электроэнергия.

Государственное регулирование экономики и цен.

10 мая 1999 года Президентом подписан “Закон о ценообразовании”. Он

устанавливает правовые основы государства, точнее государственной политики

в области ценообразования, устанавливает сферу свободных и регулируемых

цен.

Экономика Республики Беларусь находится на стадии кризиса, но имеется

тенденция к постепенному переходу к рыночной. Экономика подвержена

государственному вмешательству, цены регулируются верхними и нижними

пределами. Это ограничивает возможности предприятия при формировании цен на

свою продукцию. Но с другой стороны государство защищает национальный рынок

от воздействия монополистов, а также от насыщенности рынка зарубежной

продукцией. Но стоит нам зайти на рынок, как мы увидим, что около 50% всей

продукции носят марку зарубежного изготовителя.

Государство ограничивает ценовую политику ПО "Горизонт" как напрямую

(устанавливает предельные уровни цен и предельные нормы рентабельности),

так и косвенно (через налоговые законодательства и прочие нормативные акты,

которые могут влиять на издержки и на окончательную цену товара). Также

государством вводится поквартальные предельные индексы изменяя отпускных

цен.

ПО "Горизонт", также как и примерно 70% предприятий в Беларуси,

устанавливает цену на свою продукцию так, чтобы покрыть издержки и получить

нормальную прибыль.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что значительную роль в

формировании цены на исследуемый товар играет государство.

Уровень инфляции.

Инфляция – это обесценивание единицы национальной валюты и

соответственно рост товарных цен.

Главное негативное ее последствие – перераспределение ресурсов

посредством так называемого инфляционного налога в пользу коммерческих

банков и бюджета. В этом случае потери несут государство и население.

Большинство предприятий промышленности в республике являются

монополистами, цены на продукцию которых, а следовательно, и издержки

производства у потребителей имеют тенденцию роста, в общем же объеме сырья

и материалов преобладают импортируемые, цены на которые так же неуклонно

растут. Рост издержек характерен для инфляции предложения, при которой

резкое сжатие денежной массы приводит к спаду производства и обострению

кризиса платежей.

В нашей республики инфляция равна 50% за 2001 году. Конечно, ведутся

разнообразные ценовые и неценовые методы борьбы с ней. Инфляция

препятствует нормальному функционированию предприятия, установлению

стабильных отношений с иностранными партнерами из-за низкой инвестиционной

привлекательности.

Характер спроса

Определяет величину спроса на наш товар, фирма должна провести его

оценку при разных ценах и попытаться выяснить причину его изменения.

. На величину спроса влияют следующие факторы:

. Потребность в товаре;

. Отсутствие конкурентов;

. Платежеспособность покупателя;

. Покупательские привычки;

. Мода.

Исследуемый товар пользуется небольшим спросом. Это можно объяснить

большим количеством аналогичных товаров отечественного и зарубежного

производства в магазинах и рынках. Выпуск телевизора данной модели

рассчитан на потребителя со средним и высоким уровнем дохода.

Спрос на телевизор является эластичным, т.е. значительное изменение

цены повлечет за собой и изменение спроса на нее. Это вызвано так же

насыщенностью ранка аналогичными высококачественными товарами.

Уровень конкуренции.

Основными конкурентами ПО "Горизонт" являются:

. Витебское ПО “Витязь”

. Российское ПО “Сокол”, “Рубин”

. Зарубежные фирмы “AKAI”, ””, ”PHILIPS”, ”SAMSUNG”, ”LG”, “JVC”,

“SONY”, “SIEMENS”, “THOMSON” и многое другое.

Конкуренция на рынке просто огромная. Предприятия соперничают друг с

другом, пытаются “выжить” 6 тех тяжелых условий, которое создает им

государство. Однако ПО "Горизонт" и “Витязь” находятся в одинаковых

условиях, поскольку не могут установить цену выше той, которую диктует им

государство, а привлечь покупателей за счет снижение невозможно, поскольку

цена на исследуемый товар практически ровна его себестоимости, а иногда и

не покрывает по предварительным расчетам всех затрат предприятия на

производство.

Налоговая политика.

Налоговое законодательство Беларуси по многим вопросам оставляет желать

лучшего, а налоговый пресс не дает развернуться предприятиям в полную силу.

В Республике Беларусь очень большой перечень налогов, которые мешают

нормальному развитию предприятия и их росту. К таким налогам относят: НДС,

таможенные пошлины, налог на экологию, подоходный налог, налог на экспорт и

импорт и т.д.

Рассмотрим их более точную структуру:

1) Прямые налоги.

. Подоходный налог;

. На прибыль предприятия;

. На ценные бумаги.

2) Косвенные налоги (товары и услуги, включены в их цену и тариф)

. Акцизы;

. Фискальные налоги;

. Таможенные пошлины.

Также различают налоги в зависимости от органов взимания:

государственные и местные налоги.

Внешнеэкономическая политика государства.

Наше государство проводит ряд мероприятий для поддержания наших

производителей, для этого и проводится антидемпинговая политика, т.е.

государство через систему таможенных сборов и пошлин защищает рынок

отечественных товаров от аналогичных импортных. Также государство проводит

политику поддержки производителей экспортной продукции. Надо отметить, что

около 40-50% продукции ПО "Горизонт" экспортируется в Россию.

Таким образом, устойчивый экономический рост может быть обеспечен

только при увеличении производства и экспорта товаров и услуг, а также

использованием прогрессивных форм поддержки экспортной деятельности,

совершенствование механизма ведение бизнеса.

Сейчас очень выгодно сотрудничество с Россией. Создание единого

таможенного пространства с Россией облегчает роботу на российском рынке.

В Республике Беларусь нет как таковой экономической стабильности, и это

практически не привлекает иностранных партнеров. И именно поэтому,

продукцию ПО "Горизонт" мы можем приобрести только на белорусском и

российском рынках.

4. Примеры аналогичных товаров с указанием их розничных цен на

предприятиях торговли различных форм собственности.

Для анализа различных цен на аналогичные товары были собранны следующие

данные, которые были объединены в следующую таблицу:

|Предприятие |Форма |Наименование товара |Страна |Цена, |

|торговли |собственности | |изготовитель |руб. |

|Фирменный |ЧП |ТВ "SONY" CT-54-w7 |Япония |547000 |

|магазин | | | | |

|"Samsung" | | | | |

| | |ТВ "PHILIPS" CTV 54-w-46|ФРГ |496000 |

| | |ТВ "PANASONIC" 51 |Россия |482000 |

| | |TC-6430 | | |

|Магазин |Государ- |ТВ "Витязь" 51 CTV-6741 |РБ |298800 |

|"Виктория" |ственный | | | |

| | |ТВ "JVC" 56 TV-KX33 |Корея |537000 |

| | |ТВ "SMSUNG" 54 TV-WW2 |Япония |629000 |

|Торговый дом |ОАО (фирма) |ТВ "Витязь" 51 CTV-6010 |РБ |269300 |

|"Восточный" |ЦУМа | | | |

| | |ТВ "Рубин" 54 TV-ВС643 |Россия |319900 |

| | |ТВ "Сокол" 51 CTV-i-14 |Россия |307000 |

|ЦУМ |ОАО |ТВ "Витязь" 51 CTV-8020 |РБ |270000 |

| | |ТВ "Рубин" 51 TV-RV673 |Россия |319000 |

| | |ТВ "Сокол" 51 CTV-i-14 |Россия |307000 |

| | |ТВ "DEO" CTV-QZ6262 |Корея |502000 |

Как видим ассортимент аналогичных товаров очень велик и разнообразен,

большинство моделей телевизоров можно встретить во всех больших магазинах и

рынках, независимо от формы собственности; и доступен любому классу

потребителей (среднему и высокому).

Проанализировав собранные данные, можно отметить что цена телевизоры

определенной модели колеблется от 269 тысяч рублей до 629 тысяч рублей за

одну штуку. Конечно же, цена на аналогичные товары зависит от форм

собственности предприятия торговли и от страны изготовителя. Высокие цены

на зарубежную продукцию объясняются следующим: высоким качеством,

таможенные и импортные пошлины, а также транспортированием и хранением.

Но все-таки цена является приемлемой для людей со средним и высоким

уровнем дохода. Поэтому телевизоры, являются товаром, на который имеется

спрос, зависящий также и от многих других факторов.

5. Примеры дополняющих товаров с указанием их розничных цен на

предприятиях торговли различных форм собственности.

Дополняющими товарами для телевизора являются видеомагнитофон,

спутниковая антенна, розетка и т.п. для анализа цен на эти дополняющие

товары сформируем в следующую таблицу:

|Форма |Наименование товара |Страна |Цена, |

|собственности | |изготовитель |руб. |

|ЧП |Видеомагнитофон "AKAI" VS-R11|Япония |195000|

| |Розетка (двойная) |РП |1350 |

| |Спутниковая антенна "PHILIPS"|Германия |638000|

| |SS-A15 | | |

|Государ- |Розетка (одинарная) |РБ |405 |

|ственный | | | |

| |Розетка (двойная) |РБ |605 |

| |Розетка (тройная) |РБ |805 |

| |Видеомагнитофон TOSHIBA |Корея |243600|

| |VS-T302 | | |

|ОАО (фирма) |Видеомагнитофон SAMSUNG |Япония |308000|

|ЦУМа |SS-LS6555 | | |

| |Спутниковая антенна SAMSUNG |Япония |692000|

| |SS-LQ4081 | | |

| |Видеомагнитофон PANASONIC |Германия |270000|

| |VS-V403 | | |

|ОАО |Розетка (двойная) |Россия |720 |

| |Розетка (двойная) |Россия |1030 |

| |Розетка (тройная) |Россия |1670 |

Ассортимент дополняющих товаров для телевизора 51CTV-678-i-27 ПО "Горизонт"

очень велик и разнообразен. Цена на них колеблется:

. на видеомагнитофон от 195000 до 308000 рублей

. розетку от 405 до 1670 рублей.

. спутниковую антенну от 638000 до 692000 рублей.

Надо отметить, что основное большинство дополняющих товаров зарубежного

производства и это вынуждает отечественных потребителей покупать их по

огромной цене.

В магазинах представлены дополняющие товары нашего и зарубежного

производства. Однако следует отметить, что цена на дополняющие производства

РБ значительно ниже. Если б у нас в республике производились

видеомагнитофоны, спутниковые системы, одинаково качества с зарубежной

продукцией, то они стоили значительно бы дешевле, т.к. в цену импортной

продукции включены транспортные издержки, таможенные и импортные пошлины.

6. Сравнительный анализ цен исследуемого и аналогичных товаров.

Для сравнительного анализа цен исследуемого и аналогичного товаров

составим следующую таблицу:

|Предприятие |Товар |Наименование |Предприятие |Страна |Цена, |

|торговли | |товара |торговли |изготовитель|руб. |

|Фирменный |Исследуемый |51 |ОАО ЦУМ |РБ |322000|

|магазин |товар |CTV-678-i-27 | | | |

|"Samsung" | | | | | |

| | | |Торговый дом|РБ |334200|

| | | |"Восточный" | | |

| | | |Магазин |РБ |337600|

| | | |"Виктория" | | |

| | | |"Горизонт" |РБ |320000|

| | | |фирменный | | |

| | | |магазин | | |

|Магазин |Аналогичный |"Витязь" 54 |ОАО ЦУМ |РБ |214000|

|"Виктория" |товар |CTV-6741-1 | | | |

| | | |Торговый дом|РБ |214700|

| | | |"Восточный" | | |

| | | |Магазин |РБ |229000|

| | | |"Виктория" | | |

| | |"SONY" |Магазин |Япония |730000|

| | |TC-W547 |"Самсунг" | | |

| | | |магазин |Япония |715000|

| | | |"Виктория" | | |

| | | |Торговые |Япония |747000|

| | | |ряды ОАО | | |

| | | |ЦУМа | | |

| | | |Вещевой |Япония |762000|

| | | |рынок ЧП №37| | |

| | |"PHILIPS" |магазин |ФРГ |408000|

| | |CTV-221-70 |"Самсунг" | | |

| | | |Магазин |ФРГ |412000|

| | | |"Виктория" | | |

| | | |магазин |ФРГ |402600|

| | | |"Филипс" | | |

| | | |Торговые |ФРГ |428000|

| | | |ряды ОАО | | |

| | | |ЦУМа | | |

| | | |Вещевой |ФРГ |43000 |

| | | |рынок ЧП №37| | |

Сравнивая цены исследуемого и аналогичных товаров на торговых

предприятиях различных форм собственности, мы видим, что исследуемая модель

телевизора ПО "Горизонт" имеет значительную разницу в ценах с другими

моделями других фирм.

Это объясняется тем, что цена телевизора зависит от его комплектующего

состава.

Различие в ценах на одну и туже продукцию в различных предприятиях

торговли объясняется тем, что владельцы частных стараясь получить прибыль

повышают или снижают цены, чего не могут сделать продавцы государственных

магазинов.

Также отметим, что зарубежная продукция продается по более высоким

ценам, т.к. во-первых, продукция отличается качеством; а, во-вторых, что

цены этих товаров включают транспортные расходы, импортные и таможенные

пошлины и наценка на торговых предприятиях.

Заключение

Цена – первая вещь, на которую обращает внимание покупатель.

Все больше фирм при расчете цены начинают походить из ощущаемой

ценности своих товаров. Основным фактором ценообразования они считают не

издержки товара, а покупательское восприятие. Для формирования в сознание

потребителя представлений о ценности товара используются ценовые комплексы

воздействия. Цена в этом случае должна соответствовать ощущаемой ценностной

значимости товара. Именно на этот путь вышло ПО "Горизонт" для привлечения

большого числа потребителей.

Проанализировав внешние и внутренние факторы ценообразования, попробуем

выяснить какие факторы в большей степени влияют на цены. По-моему, внешние

факторы оказывают в несколько раз большее влияние на цены товара. Т.к.

обеспеченность страны основными ресурсами, уровень конкуренции,

государственное регулирование цен и экономики, налоговая политика, уровень

инфляции оказывают огромное влияние на цену продукции ПО "Горизонт".

Необеспеченность основанными ресурсами РБ ставит ее “на колени” перед

зарубежьем. Инфляция отпугивает иностранных инвесторов; с уровнем

конкуренции, по-моему, уже и невозможно бороться, налоговая политика не

дает “раскрутиться”.

Так что, если мы хотим увидеть низкие, стабильные цены, то надо

совершенствовать, а некоторые кардинально изменять внешние факторы

ценообразования.

Литература

1. Справочник товароведения непродовольственных товаров. Т1 – м.:

Экономика, 1992г.

2. Товароведение не продовольственных товаров под.ред. Сыцко В.К. –

Мн.: 1999г.

3. Уткин Э.А. Цены, ценообразование и ценовая политика – М.: 1997г.

4. Денисова И.П. Цены и ценообразование – М.: 1998г.

5. Акулич И.Л. Ценовая политика. Основы маркетинга – М.: 1998г.