Анализ оптимизации налогообложения
Анализ оптимизации налогообложения
Анализ оптимизации налогообложения.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1. Методика анализа налогообложения. Задачи анализа информационное обеспечение методики………………………………………………………..4
2. Анализ оптимизации налогообложения………………………………8
3. Совершенствование методики анализа налогообложения. Пути её оптимизации…………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………25
Литература…………………………………………………………………….26
Введение
Оптимизация налогообложения - это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений.
Оптимизация налогообложения включает в себя:
1) анализ схем налогообложения;
2) устранение системных ошибок в налоговом учете и обеспечение требуемого качества первичных документов;
3) разработка новой модели уплаты налогов и реформирование договорной базы и учетной политики;
4) экспертные заключения по неурегулированным законодательством или спорным вопросам налогообложения.
Оптимизация налогообложения и минимизация -- не одно и то же. Например, для уменьшения налога на прибыль можно искусственно увеличить валовые расходы включением в них расходов на оплату услуг, фактически не предоставлявшихся: всяческие «маркетинговые исследования», проводимые сторонними организациями, и т.п.
Правильная оптимизация налогообложения и прогнозирования возможных рисков оказывает значительную помощь в создании стабильного положения предприятия, так как позволяет избежать материальных потерь в процессе хозяйственной деятельности. Оптимизация налогообложения должна осуществляться задолго до начала налоговой проверки, а лучше - до создания предприятия, так как будущая система налогообложения определяется уже при регистрации.
1. Методика анализа налогообложения. Задачи анализа информационное обеспечение методики.
Учетная политика организации является важнейшим внутренним документом, определяющим оптимальный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета организации, и, как следствие, ее платежеспособность и финансовую независимость, а также защиту прав налогоплательщика.
Все остальные внутренние организационно-распорядительные документы, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность, должны формироваться именно на основе учетной политики.
Сегодня бухгалтерская учетная политика организации практически не влияет на порядок налогообложения ее хозяйственных операций. В связи с этим центральной задачей формирования учетной политики становится выбор методов учета, благоприятно сказывающихся на результатах анализа бухгалтерской отчетности организации заинтересованными пользователями.
Вне своих налоговых последствий, т.е. вне раздела, который в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь называется «учетная политика для целей налогообложения», учетная политика организации является инструментом моделирования бухгалтерской отчетности.
Под моделированием бухгалтерской отчетности понимается формирование ее показателей с помощью намеренно выбираемых способов бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности.
При формировании учетной политики организации необходимо внимательно отслеживать, какие последствия для отражаемой в бухгалтерской отчетности картины финансового положения организации будет иметь выбор конкретных способов бухгалтерского учета.
Учетная политика организации является одним из основных документов, позволяющих налогоплательщику уменьшить налоговое бремя. Учетная политика -- это определенные принципы, основы, обычаи, правила и практические приемы, принятые организацией для формирования бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Система налогового учета создается исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета одного налогового периода к другому.
При установлении порядка ведения налогового учета организация руководствуется такими основными документами, как Налоговый кодекс Республики Беларусь, законы по налогам и инструкции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, а также приказ руководителя о порядке применения налоговых регистров.
Ответственность за организацию налогового учета, соблюдение законодательства несет руководитель организации.
Актуальным вопросом анализа хозяйственной деятельности является анализ налогообложения предприятия. Предпосылкой выделения анализа налогообложения в отдельный блок финансового анализа явилось выделение в системе бухгалтерского учёта учета налогообложения, называемого налоговым учётом.
Налоговая составляющая финансовых потоков играет существенную роль в формировании финансовой устойчивости субъекта предпринимательства. Это объясняется тем, что, являясь, неотъемлемой частью финансов предприятия, налоговые потоки оказывают значительное воздействие на финансовое состояние, рентабельность, ликвидность. Налоговое влияние настолько велико, что может играть определяющую роль в формировании стратегии и тактики развитии экономики.
Существует ряд проблем значительно усложняющих проведение налогового анализа.
1. Довольно часто результаты анализа налогообложения основываются на недостоверной информации. Такая информация может быть искажена по различным причинам. Например, занижение или сокрытие различными способами полученных доходов и прибыли с целью минимизации налогообложения.
2. Детализация методики анализа налогов и других обязательных платежей в бюджет обусловила разработку, расчет и поверхностное использование избыточного количества коэффициентов. При этом на практике анализ налогообложения довольно часто сводится к упрощенной методике - расчетам структурных соотношений, темпов изменения показателей, значений рассчитываемых коэффициентов. В этом случае глубина исследования ограничивается констатацией тенденции "улучшения" или "ухудшения". Поэтому сделать выводы и обосновать конкретные рекомендации на основании такого анализа крайне затруднительно.
3. Сравнительный анализ налогообложения смежных отраслей национальной экономики практически не возможен из-за отсутствия взаимоувязки показателей, содержащихся в бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, и сопоставимых среднеотраслевых показателей.
Переход к рыночной экономике требует от руководителей и менеджеров предприятий повышения эффективности использования экономического потенциала, оптимальных форм хозяйствования, достижения наилучших результатов при минимальных затратах труда и средств.
Значительный вклад в развитие методологии и методик учёта и анализа налогообложения внесли такие учёные как Ермолович Л.Л., Кравченко Л.И., Михалкевич А.П., Панков Д.А., Папковская П.Я., Савицкая Г.В. и др.
Анализ налогообложения - это процесс комплексного изучения и оценки налогообложения субъектов предпринимательства с целью выявления возможных и прогнозных резервов оптимизации налоговой нагрузки.
Объектом анализа налогообложения субъекта хозяйствования является действующая система налогов и сборов, уплачиваемых предприятием. Анализ налогообложения позволяет изучить систему налогообложения, а также измерить влияние налогообложения на результаты хозяйствования предприятия.
Главной целью анализа налогообложения является разработка рекомендаций по оптимизации в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Методика анализа налогообложения.
1. Анализ абсолютной налоговой нагрузки:
1) факторный анализ обязательных платежей в бюджет;
2) анализ и оценка на его основе динамики налогов и других обязательных платежей в бюджет;
3) анализ информационно-пространственного налогового поля.
2. Анализ относительной налоговой нагрузки:
1) оценка величины средней интегральной налоговой нагрузки;
2) анализ и оценка соотношений абсолютной налоговой нагрузки и добавленной стоимости;
3) анализ и оценка частных аналитических коэффициентов, специфичных для конкретных отраслей национальной экономики;
4) анализ и оценка общих аналитических коэффициентов относительной налоговой нагрузки.
3. Анализ и оценка налоговых стимулов:
1) анализ и оценка отдельных видов налогового стимулирования;
2) анализ и оценка общей величины налоговых стимулов.
4. Анализ задолженности по налогам и другим обязательным платежам:
1) анализ и оценка соотношения задолженности и суммы обязательных платежей в бюджет;
2) анализ и оценка соотношения задолженности по налогам и сборам и добавленной стоимости;
3) факторный анализ задолженности по налогам и сборам;
4) анализ и оценка структуры задолженности перед бюджетом по видам задолженности;
5) анализ и оценка структуры задолженности по видам обязательных платежей в бюджет;
6) анализ и оценка динамики задолженности по обязательным платежам в бюджет.
5. Комплексная оценка налогообложения:
1) анализ оптимальности налогообложения.
6. Обобщение резервов оптимизации налогообложения:
1) выявление и подсчёт внешних резервов;
2) выявление и подсчёт внутренних резервов.
2. Анализ оптимизации налогообложения.
На первом этапе анализа важно проверить правильность определения объекта налогообложения, налогооблагаемую базу и её составляющие элементы:
1) установить случаи и причины занижения объектов налогообложения, виновных лиц, допустивших искажение налогооблагаемых баз;
2) определить экономические санкции, потери и убытки для предприятия; правильно отразить налоги и др. обязательные платежи в бухгалтерском и налоговом учёте; выявить случаи, причины и виновников, допустивших несвоевременную уплату налогов в бюджет и суммы финансовых санкций за несвоевременность выплат в бюджет;
3) разработать меры по улучшению расчётно-платёжной дисциплины и другой экономической работы по налогообложению.
Следует отметить, что отсутствие системного подхода к исследованию различных факторов на налоги и сборы не позволяет проводить комплексный и глубокий анализ налогообложения. При проведении факторного анализа налогообложения важно определить и оценить влияние различных факторов на обязательные платежи в бюджет, и рассчитать влияние налогов на результаты хозяйственной деятельности предприятия.
С учётом специфики предприятий отрасли следует подробнее проанализировать динамику налогов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров.
По ООО "Гиппо" в 2006 году сумма анализируемой группы налогов (в соответствии с таблицей 1) составила 3684232 тыс. руб., что на 2518605 тыс. руб. (на 216,б 1%) больше 2004 года и на 1598209 тыс. руб (на 76, 6%) больше 2005 года. При этом увеличение суммы налогов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров, произошло в основном за счёт роста сумм налога с продаж и НДС, а именно сумма налога с продаж в 2006 году составила 1783846 тыс. руб., что на 1708731 тыс. руб. (на 1374, 8%) больше 2004 года и на 1248994 тыс. руб. больше 2005 года. Сумма НДС за 2006 год составила 1498248 тыс. руб., что на 663358 тыс. руб. (на 79,5%) больше 2004 года и на 286864 тыс. руб. (на 23,75) больше 2005 года.
Сумма акцизов в 2006 году состав. 45 тыс. руб., что на 18 тыс. руб. (на 66,7%) больше 2004 года, но на 919 тыс. руб. (на 99,9%) меньше 2005 года. По другим налогам, уплачиваемым из выручки от реализации товаров, сумма в 2006 году составила 402093 тыс. руб., что на 146498 тыс. руб. (на 57,3%) больше 2006 года и на 63252 тыс. руб. (на 18, 7 %) больше 2005 года.
Как видно из таблицы 1, сумма валовых налоговых отчислений составила 5575732, что на 3297683 тыс. руб. больше 2004 года и на 1937631 тыс. руб. больше 2005 года. Причём, 66,1% - это налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, 29,1% - налоги и отчисления, включавшиеся в издержки обращения, 4,2% налоговых платежей уплачено из прибыли (дохода) и 0,6% налогов и сборов начислено за счёт других источников.
Следовательно, рост суммы налогов обязательных платежей в бюджет позволяет положительно охарактеризовать работу предприятия, так как рост налогов этой группы обусловлен ростом выручки от реализации товаров. Кроме того, при незначительном росте издержек обращения предприятие получит больше прибыли, что также является положительным моментом его работы.
Сумма налогов и др. обязательных платежей рассматривается как функция зависимости величины налоговой базы, величины льготы по налоговой базе, ставки обязательного платежа, льгот по ставке и по сумме обязательного платежа. Такая зависимость выражается формулой:
Н = (НБ - Лнб) ? (НС - Лнс) - Ли,
где
Н - сумма налогов и других обязательных платежей; НБ - величина налоговой базы; Лнб - льгота по налоговой базе; НС - ставка налогов и др платежей; Лнс - льгота по ставке обязательного платежа; Лн - льгота по сумме налогов и сборов.
Влияние величины налоговой базы, ставки налога, налоговых льгот на налоги и сборы можно определить при помощи приёма цепных подстановок. Далее необходимо изучить влияние на изменение суммы обязательных платежей в бюджет в разрезе отдельных групп налогов следующих факторов: величины налоговой базы, ставки налога.
Факторная модель:
i = HEi ? HCi /100
Тогда уровень влияния факторов первого порядка можно будет рассчитать, используя приём абсолютных разниц:
?Нi = ?НБi ? НСi0 /100 ?Нi = ?НБi1 ? ?НСi / 100
Влияние факторов второго и последующих порядков определяется формулой:
?Н (хi) = ?НБi(хi) ? ?НСi0 /100
Вместе с тем можно выделить внутренние факторы, влияющие на отдельные налоги:
1) переоценка долгосрочных активов;
2) использование нелинейных методов начисления амортизации и специальных коэффициентов;
Налоги и другие обязательные платежи |
Фактически за |
Отклонение (+; -) |
Темпы изменения |
|||||||||||||
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2006 год от 2004 года |
2006 год от 2005 |
2005 год от 2004 года |
2006 год к 2004 |
2006 год к 2005 |
2005 год 2004 |
||||||||
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
В сумме, тыс. руб. |
По удельному весу, % |
В сумме, тыс. руб. |
По удельному весу, % |
В сумме, тыс. руб. |
По удельному весу, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
|
1. Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость товаров, в том числе: |
936603 |
41,1 |
1440597 |
39,6 |
1623405 |
29,1 |
+686802 |
-12,0 |
+182802 |
-10,5 |
+503994 |
-1,5 |
173,3 |
112,7 |
153,8 |
|
1.1. Социальные налоги и отчисления. |
932096 |
40,9 |
1426293 |
39,2 |
1596504 |
28,6 |
+664408 |
-12,3 |
+170211 |
-10,6 |
+494197 |
=1,7 |
171,3 |
111,9 |
153,0 |
|
1.2. Ресурсные налоги и отчисления. |
4507 |
0,2 |
14304 |
0,4 |
26901 |
0,5 |
+22394 |
+0,3 |
+12597 |
+0,1 |
+9797 |
+0,2 |
596,9 |
188,1 |
317,4 |
|
2. Налоги из выручки от реализации товаров, в том числе: |
1165627 |
51,2 |
2086023 |
57,3 |
3684232 |
66,1 |
+2518605 |
+14,9 |
+1598209 |
+8,8 |
+920396 |
+6,1 |
316,1 |
176,6 |
179,0 |
|
2.1. Налог с продаж |
75115 |
3,3 |
534852 |
14,7 |
1783846 |
32,0 |
+1708731 |
+28,7 |
+1248994 |
+17,3 |
+459737 |
+11,4 |
2374,8 |
333,5 |
712,0 |
|
2.2. НДС |
834890 |
36,6 |
1211384 |
33,3 |
1498248 |
26,9 |
+663358 |
-9,7 |
+286864 |
-6,4 |
+376494 |
-3,3 |
179,5 |
123,7 |
145,1 |
|
2.3. Акцизы |
27 |
0,1 |
946 |
0,01 |
45 |
0 |
+18 |
-901 |
-0,01 |
+919 |
-0,09 |
166,7 |
4,8 |
350 |
3,7 |
|
2.4. Другие обязательные налоги и платежи. |
255595 |
11,2 |
338841 |
9,3 |
402093 |
7,2 |
+146498 |
-4 |
+63252 |
-2,1 |
+83246 |
-1,9 |
157,3 |
118,7 |
132,6 |
|
3. Налоги, уплачиваемые из прибыли, в том числе: |
155302 |
6,8 |
109065 |
3,0 |
232226 |
4,2 |
+76924 |
-2,6 |
+123161 |
+1,2 |
-46237 |
-3,8 |
149,5 |
212,9 |
70,2 |
|
3.1. Налоги на прибыль. |
115308 |
5,1 |
20058 |
0,6 |
150769 |
2,7 |
+35461 |
-2,4 |
+130711 |
+2,1 |
-95250 |
-4,5 |
130,8 |
751,7 |
17,4 |
|
3.2. Имущественные налоги. |
39994 |
1,7 |
89007 |
2,4 |
81457 |
1,5 |
+41463 |
-0,2 |
-7550 |
-0,9 |
+49013 |
+0,7 |
203,7 |
91,5 |
222,6 |
|
4. Прочие налоги, сборы и отчисления |
20517 |
0,9 |
2416 |
0,1 |
35869 |
0,6 |
+15352 |
-0,3 |
+33453 |
+0,5 |
-18101 |
-0,8 |
174,8 |
1484,6 |
11,8 |
|
Всего |
2278049 |
100 |
3638101 |
100 |
5575732 |
100 |
+3297683 |
- |
+1937631 |
- |
+1360052 |
- |
244,8 |
153,3 |
159,7 |
Таблица 1. Информация о динамике состава и структуры налогов и других обязательных платежей
по ООО «Гиппо
3) выбор порядка списания расходов будущих периодов;
Наименование показателя |
Формула расчёта |
Условные обозначения |
Экономическая сущность |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. Коэффициент налогоёмкости выручки от реализации товаров |
Кв = Нв / вр |
Нв - налоги уплачиваемые из выручки от реализации товаров |
Характеризует, какую долю занимают налоги из выручки в этом показателе. |
|
2. Коэффициент налогоёмкости издержек обращения |
Ки = Ни / Ио |
Ни - налоги, включающие в себя издержки обращения; Ио - сумма издержек обращения. |
Характеризует, какую долю составляют социальные и ресурсные платежи. |
|
3. Коэффициент налогообложения прибыли |
Кп = Нп / П |
Нп - налог на прибыль; П - прибыль.. |
Показывает, какую долю занимает налог на прибыль в прибыли предприятия. |
|
4. Коэффициент налогообложения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия |
Ко = Но / По |
Но - налоги, уплачиваемые за счёт прибыли остающейся на предприятии; По - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. |
Показывает, какую долю занимают налоги, уплачиваемые за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. |
4) создания резервов.
Возникает необходимость изучения налоговой нагрузки (в соответствии с таблицей 2).
Таблица 2. Показатели для анализа налоговой нагрузки.
Источником для изучения относительной налоговой нагрузки предприятия могут служить: справка о платежах в бюджет и внебюджетные фонды, форма 2 "Отчёт о прибылях и убытках", налоговые расчёты.
Для проведения анализа относительной налоговой нагрузки рассчитываются следующие показатели:
1) общие аналитические коэффициенты относительной налоговой нагрузки:
a) коэффициент налогоёмкости выручки от реализации товаров;
b) коэффициент налогоёмкости издержек обращения;
c) коэффициент налогообложения прибыли;
d) общая величина относительной налоговой нагрузки с учётом косвенных налогов и без их учета;
e) интегральный показатель относительной налоговой нагрузки;
2) частные аналитические коэффициенты с учётом отраслевой специфики торговых предприятий:
a) доля налогов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров в товарообороте в действующих и сопоставимых ценах;
b) доля налогов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров в добавленной стоимости.
Для расчета общей величины относительной налоговой нагрузки используется формула:
НН = ? Нн / ДС ? 100,
где
Нн - сумма начисленных налогов и сборов; ДС - добавленная стоимость.
Так на основании расчётов приведенных в таблице, в динамике наблюдается рост коэффициентов налогоёмкости выручки от реализации товаров. Коэффициент налогоёмкости издержек обращения и коэффициентов налогообложения прибыли в 2006 году возрос по сравнению с 2004 годом, но снизился по сравнению с 2005 годом. Коэффициент налогообложения прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, в 2006 году остался на уровне 2004 года, но по сравнению с 2005 годом он вырос почти вдвое.
По ООО «Гиппо» (в соответствии с таблицей 3) общий уровень налоговой нагрузки (с учётом косвенных налогов) в 2006 году составил 62,4 %, что на 21,2% больше уровня 2004 года и на 14,7 % больше уровня 2005 года.
Показатели |
Фактически за |
Отклонение (+; -) |
Темп изменения, % |
|||||||
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2006 год от 2004 |
2006 год от 2005 |
2005 год от 2004 |
2006 год к 2004 |
2006 год к 2005 |
2005 год к 2004. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1. Коэффициент налогоёмкости выраженный от реализации товаров, %. |
4,6 |
6,1 |
9,3 |
+4,7 |
+3,2 |
+1,5 |
202,2 |
152,5 |
132,6 |
|
2. Коэффициент налогоёмкости издержек обращения, %. |
4,7 |
5,3 |
5,1 |
+0,4 |
-0,2 |
+0,6 |
108,5 |
96,2 |
112,8 |
|
3. Коэффициент налогообложения прибыли, %. |
27,4 |
66,9 |
33,3 |
+5,9 |
-33,6 |
+39,5 |
121,5 |
49,8 |
244,2 |
|
4. Коэффициент налогообложения прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, %. |
8,2 |
4,9 |
8,2 |
- |
+3,3 |
-3,3 |
100,0 |
167,3 |
59,8 |
|
5. Налоговая нагрузка |
||||||||||
- с учётом косвенных налогов; |
41,2 |
47,7 |
62,4 |
+21,2 |
+14,7 |
+6,5 |
151,5 |
130,8 |
115,8 |
|
- без учёта косвенных налогов. |
20,1 |
20,3 |
21,2 |
+1,1 |
+0,9 |
+0,2 |
105,5 |
104,4 |
101,0 |
|
6. Средняя интегральная налоговая нагрузка, %. |
11,2 |
20,8 |
14,0 |
+2,8 |
-6,8 |
+9,6 |
125,0 |
67,3 |
185,7 |
|
7. Коэффициент изъятия по отношению к полученным денежным средствам, разы. |
6,3 |
12,3 |
14,9 |
+8,6 |
+2,6 |
+6,0 |
236,5 |
121,1 |
195,2 |
|
8. Доля налогов, уплаченных из выручки от реализации товаров в товарообороте: |
||||||||||
- в действующих ценах, %; |
3,9 |
5,0 |
7,4 |
+3,9 |
+2,4 |
+1,1 |
189,7 |
148,0 |
128,2 |
|
- в сопоставимых ценах, %. |
- |
6,9 |
9,3 |
- |
+2,4 |
- |
- |
134,8 |
- |
|
9. Доля налогов, уплаченных из выручки от реализации товаров в добавленной стоимости, %. |
21,0 |
27,3 |
41,2 |
20,2 |
+13,9 |
+6,3 |
196,2 |
150,9 |
130,0 |
Таблица 3. Информация о показателях анализа и оценки налоговой нагрузки по ООО «Гиппо»
.Уровень налоговой нагрузки без учёта косвенных налогов составляет 20,1%, что на 1,1% больше 2004 года и на 0,9% больше 2005 года. Следовательно, влияние косвенных налогов по ООО «Гиппо» составляет 41,2%.
Интегральный показатель относительной налоговой нагрузки:
НН = ? Ннi / к,
где
Ннi - налоговая нагрузка на отдельные показатели; к - количество изучаемых показателей.
Интегральный показатель оценки налоговой нагрузки по ООО «Гиппо» в отчётном году составил 14,0%, что на 2,8% больше 2004 года, но на 6,8% меньше 2005 года.
При изучении путей оптимизации налогообложения переходят к изучению налоговых стимулов. На данном этапе необходимо изучить и дать оценку общей величины налоговых стимулов, а также отдельных видов налогового стимулирования. Использование показателей на практике позволит наиболее полно оценить влияние налоговых стимулов на:
1) отдельные группы налогов;
2) налоговую нагрузку предприятия;
3) результат хозяйственной деятельности.
Оценивая влияние налоговых стимулов на перечисленные выше показатели необходимо исходить из сущности налоговых льгот, отсроченных налогов и государственных средств, не имеющих возвратный характер с точки зрения бухгалтерского учёта.
Налоговые льготы представляют собой средства предприятия. При их предоставлении сумма налогов подлежащих уплате в бюджет уменьшается, что положительно влияет на конечный результаты деятельности субъекта хозяйствования.
Отсроченные налоговые платежи для субъекта хозяйствования являются заёмными средствами. В связи с этим при предоставлении этого вида налоговых стимулов у предприятий сумма начисленных налогов остаётся прежней, уменьшается лишь сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет. Это приводит к временному высвобождению денежных средств. Но в следующих периодах предприятию потребуется больше денежных средств, так как необходимо будет уплатить налоги текущего месяца и отсроченные налоги.
Считается целесообразным резервировать денежные средства. Это позволит своевременно рассчитаться с бюджетом по текущим и отсроченным налогам. На налоговую нагрузку и результаты хозяйственной деятельности отсроченные налоги не оказывают влияние, а только на сумму уплачиваемых впоследствии налогов.
За последние годы фирмам системы Министерства торговли налоговые льготы, отсрочка, рассрочка налоговых платежей не предоставлялись.
Следующим этапом анализа является анализ задолженности по обязательным платежам в бюджет (в соответствии с таблицей 4). Задолженность изучается в динамике по предприятию в целом, по видам обязательных платежей в бюджет и видам задолженности.
Для оценки задолженности перед бюджетом необходимо определить её удельный вес добавленной стоимости (реализованных торгов, надбавках, в сумме краткосрочных обязательств) в общей сумме кредиторской задолженности предприятия.
На основании таблицы 4 по ООО «Гиппо» наблюдается тенденция роста задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет за анализируемый период с 77460 тыс. руб. в 2004г. до 282828 тыс. руб. в 2006 г. Предприятию необходимо выяснить, что явилось причиной образования и роста налоговой задолженности.
Налоги и другие обязательные платежи |
Причитается по расчёту за |
Перечислено в бюджет |
Задолженность перед бюджетом на конец года |
|||||||
2004 год |
2005 год |
2006 год |
В 2004 году |
В 2005 году |
В 2006 году |
2004 год (5 - 2) |
2005 год (6 - 3) |
2006 год (7 - 4) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1. Налоги, отчисления, относимые на издержки обращения, всего. |
936603 |
1440597 |
1623405 |
799319 |
1246060 |
1446484 |
-137284 |
-194537 |
-176921 |
|
1.1. Соцналоги. |
932096 |
1426293 |
1596504 |
794801 |
1231267 |
1420329 |
-137295 |
-195026 |
-176175 |
|
1.2. Ресурсные налоги. |
4507 |
14304 |
26901 |
4518 |
14793 |
26155 |
+11 |
+489 |
-746 |
|
2. Налоги из выручки от реализации товаров, всего. |
1165627 |
2086023 |
3684232 |
1223200 |
2117908 |
3645042 |
+57573 |
+31885 |
-39190 |
|
2.1. Налог на продажу |
75115 |
534852 |
1783846 |
76226 |
488964 |
1889627 |
+1111 |
_45888 |
+105781 |
|
2.2. НДС. |
834890 |
1211384 |
1498248 |
916356 |
1282585 |
1368489 |
+81466 |
+71201 |
-129759 |
|
2.3. Акцизы. |
27 |
946 |
45 |
402 |
945 |
51 |
+375 |
-1 |
+6 |
|
2.4. Другие |
255595 |
338841 |
402093 |
230216 |
345414 |
386875 |
-25379 |
+6573 |
-15218 |
|
3. Налоги, уплачиваемые из прибыли, всего. |
155302 |
109065 |
232226 |
157689 |
139369 |
175679 |
+2387 |
+30304 |
-56547 |
|
3.1. Налог на прибыль (доходы) |
115308 |
20058 |
150769 |
118648 |
50339 |
94182 |
+3340 |
+30281 |
-56587 |
|
3.2. Имущественные налоги |
39994 |
89007 |
81457 |
39041 |
89030 |
81497 |
-953 |
+23 |
+40 |
|
4. Прочие налоги и сборы. |
20517 |
2416 |
35869 |
20381 |
2473 |
25699 |
-136 |
+57 |
-10170 |
|
Всего |
2278049 |
3638101 |
5575732 |
2200589 |
3505810 |
5292904 |
-77460 |
-132291 |
-282828 |
Таблица 4. Информация о динамике задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет ООО «Гиппо»
Далее следует перейти к комплексной оценке налогообложения предприятия с точки зрения оптимальности.
Суть её состоит в улучшении темпов налогов и сборов и темпов развития основных показателей хозяйственной деятельности, оценке соотношения прямых и косвенных налогов, исполнения обязательств перед бюджетом, оценке стабильности финансового состояния с точки зрения налогообложения.
По ООО «Гиппо» доля косвенных налогов (в соответствии с таблицей 5) в общей сумме обязательных платежей в 2006 году составила 66,1%, что на 14,9% больше показателя 2004 года и на 8,8% больше 2005 года. Доля прямых налогов в общей сумме налогов и сборов соответственно имела тенденцию снижения. Для комплексной оценки по налогам, сборам и другим обязательным платежам рассчитывается коэффициент исполнения обязательств перед бюджетом.
Показатели |
Фактически за |
Отклонение (+; -) |
Темп изменения, % |
|||||||
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2006 год от 2004 |
2006 год от 2005 |
2005 год от 2004 |
2006 год к 2004 |
2006 год к 2005 |
2005 год к 2004 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1. Доля косвенных налогов в общей сумме обязательных платежей, %. |
51,2 |
57,3 |
66,1 |
+14,9 |
+8,8 |
+6,1 |
129,1 |
115,4 |
111,9 |
|
2. Доля прямых налогов, %. |
48,8 |
42,7 |
33,9 |
-14,9 |
-8,8 |
-6,1 |
69,5 |
79,4 |
87,5 |
|
Коэффициент исполнения обязательств по обязательным платежам |
96,6 |
96,4 |
94,9 |
-1,7 |
-1,5 |
-0,2 |
98,2 |
98,4 |
99,8 |
Таблица 5. Информация о показателях комплексной оценки налогообложения.
Кио = ? (Ну / нн) ? 100,
где
Ну - сумма уплачиваемых обязательных платежей; нн - сумма начисленных налогов.
По ООО «Гиппо» самое низкое значение этого показателя - 94,9%. Это свидетельствует о том, что предприятие испытывает недостаток денежных средств. Следует направить усилия на улучшение расчётно-платёжной дисциплины (увеличить объём реализации товаров, снизить издержки обращения, оптимизировать валовые налоговые отчисления, зарезервировать денежные средства на уплату текущих и отсроченных платежей).
Для учёта издержек фирмы по соблюдению налогового законодательства и оценки их влияния на финансовое состояние используется коэффициент стабильности финансового состояния с учетом налогового фактора.
К = Рп / Рд,
где
Рп - финансовый результат предприятия после внесения изменений в налоговое законодательство, Рд - финансовый результат предприятия до внесения изменений в налоговое законодательство.
Этот коэффициент характеризуется относительно улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия в связи с изменением налогового законодательства.
Если коэффициент финансового состояния с учетом налогового фактора больше единицы, то изменение налогового порядка не оказывает воздействия на финансовое состояние предприятия, так как оно улучшается.
Если коэффициент равен единице, изменение налогового порядка не отражается на состоянии предприятия.
Если коэффициент менее единицы, то из-за влияния изменений законодательства ухудшается финансовое состояние предприятия.
В завершение анализа налогообложения следует изучить и обобщить резервы оптимизации налогообложения. От размеров налоговых ставок и сумм уплачиваемых налогов зависит размер чистой прибыли предприятия.
Для выявления и подсчёта резервов оптимизации налогов необходимо изучить влияние отдельных групп налогов на формирование финансового результата предприятия.
Существует насколько групп обязательных платежей в бюджет.
1. Налоги, находящиеся «внутри» издержек обращения (земельный и экологический налог). Изменение таких налогов приводит к снижению издержек обращения. Эффект от минимизации таких налогов есть, но при этом увеличивается налог на прибыль.
2. Налоги, находящиеся «над» издержками обращения (НДС, акцизы, налог с розничных продаж).
3. Налоги, находящиеся «вне» издержек обращения (налог на прибыль). Возможно увеличение налогов «внутри» издержек обращения, но эффект от минимизации есть.
4. Налоги, уплачиваемые из чистой прибыли. Для этих налогов следует устремиться к уменьшению ставки налогооблагаемой базы.
Алгоритм расчёта финансового эффекта от минимизации налогов.
Финансовый результат торгового предприятия:
ФР = В - ПС - ИО - Ндр - Нп - Нпр
где В - выручка за вычетом НДС; ПС - покупная стоимость реализованных товаров; ИО - издержки обращения, кроме налогов; Ндр - налоги, относимые на издержки обращения; Нп - налог на прибыль; Н пр - прочие налоги.
Пусть ставка налога на прибыль в процентах - Сп, тогда сумма налога на прибыль будет равна:
Нп = Сп ? (В - ПС - ИО - Ндр),
а финансовый результат:
Фр = В - ПС - ИО - СП ? (В - ПС - ИО - Ндр) - Ндр - Нпр.
Финансовый результат предприятия до минимизации налогов будет равен:
Фр1 = В1 - ПС1 - ИО1 - СП1 ? (В1 - ПС1 - ИО1 - Ндр1) - Ндр1 - Нпр1.
Финансовый результат предприятия после минимизации налогов будет равен:
Фр2 = В2 - ПС2 - ИО2 - СП2 ? (В2 - ПС2 - ИО2 - Ндр2) - Ндр2 - Нпр2.
Тогда экономия от минимизации налогов составит:
Э = ФР2 - ФР1
Т.е. В2 - В1 - ПС2 + ПС1 - ИО2 + ИО1 - Нп2 ? (В2 - В1 - ПС2 + ПС1 - ИО2 + ИО1 - Ндр2 + Ндр1) - Ндр2 + Ндр1 - Нпр2 + Нпр1.
Так как В2 = В1, то
Э = ПС2 + ПС1 - ИО2 + ИО1 - Нп2 ? (+ ПС1 - ИО2 + ИО1 - Ндр2 + Ндр1) - Ндр2 + Ндр1 - Нпр2 + Нпр1.
Комплекс мер по налоговой оптимизации должен быть направлен на максимальное увеличение доходов, остающихся в распоряжении предприятия, а не на поиск способов уклонения от налоговых обязательств.
3. Совершенствование методики анализа налогообложения. Пути её оптимизации.
В качестве совершенствования путей оптимизации налогообложения можно рассматривать прогнозный анализ и разработку тактических и стратегических решений по оптимизации налогообложения.
Важным этапом системы управления экономикой является прогнозирование, так как любое управленческое решение по своей сути является реализацией результата прогноза. Прогнозирование - это предвидение, предсказание, основанное на определённых данных.
Одним из элементов методики прогнозирования хозяйственной деятельности предприятия, является прогнозирование валовых налоговых отчислений. Прогнозирование налогов способно стать заключением в предварительном расчёте обязательных платежей по результатам всей хозяйственной деятельности и по конкретным операциям с последующей оптимизацией.
Минимизация налоговых платежей не всегда отвечает стратегическим потребностям предприятия.
Прогнозирование - это интеграционный процесс рационализации хозяйственной деятельности с позиции соответствия действующему налоговому законодательству и стратегии развития предприятия.
Объектом прогнозирования является интегрированная в единую совокупность условно-постоянная величина налоговых баз предприятия.
К числу наиболее важных задач оптимального прогнозирования можно отнести:
1) мониторинг и практическую оценку влияния на показатели деятельности субъекта хозяйствования действующей системы налогов и сборов, а также порядка их взимания;
2) мониторинг и практическую оценку влияния на величину налоговой нагрузки конструктивно-методических материалов по отнесению затрат на издержки обращения и прибыль;
3) анализ фактического и ожидаемого изменения цен и тарифов;
4) состояние разработки и прохождения в законотворческих органах соответствующих законов и подзаконных актов, оценка возможности и сроков их введения в практику, т.е. оценка влияния изменений в налоговом законодательстве на финансовое состояние предприятия.
В этих целях могут быть использованы три основных метода прогнозирования:
1) детализированное моделирование;
2) применение фактической налоговой ставки;
3) определение эластичности налогов (способности налоговых отчислений реагировать на рост доходов).
Стремительное распространение современных информационных технологий позволяет сделать доступным и наглядным современные методы и подходы стратегического прогнозирования
Множество значений налоговых платежей представляет собой упорядоченные последовательности - временные ряды. При их прогнозе используются два подхода. При первом изучается прошлое поведение ряда и в предположение , что система не меняется во времени (не меняется законодательство, не меняется курс белорусского рубля), экстраполируется ряд на будущее без детального изучения самой системы.
Суть второго заключается в построении имитационной модели с изменениями параметров системы, выбирая из них оптимальные. Результатом реализации поставленной задачи должно быть создание имитационной модели для:
1) среднесрочного и долгосрочного прогноза налоговых платежей;
2) имитация ситуации изменения налогового законодательства.
Обычно временные ряды состоят из элементов:
1) тренда;
2) сезонных колебаний;
3) цикличных колебаний;
4) случайных колебаний.
Тренд - это общая направленность изменений определённых значений, взятых на протяжённом отрезке времени
Сезонные колебания - это колебания вокруг тренда, который возник на регулярной основе.
Циклические колебания возникают в период до одного года. Они часто присутствуют в финансовых данных в соответствии со стандартным циклом деловой активности, состоящего из резкого спада, роста, бурного роста.
Случайные колебания - это непредсказуемые колебания. Их анализ можно использовать для вычисления вероятности ошибок и оценки надёжности применяемых моделей прогнозирования.
Годы |
Условные обозначения |
Прирост налогов и других платежей в бюджет в % к предыдущему году |
|
1 |
2 |
3 |
|
2004 |
Н1 |
Х1 |
|
2005 |
Н2 |
Х2 |
|
2006 |
Н3 |
Х3 |
|
2007 |
Н4 |
Х4 |
|
2008 |
Н5 |
Х5 |
Таблица 6. Исходные данные для отражения прироста налогов и других
обязательных платежей.
В соответствии с таблицей 6,
Н1 = (Н1 + Н2 +Н3) / 3 = (Х1 + Х2 + Х3) / 3
Н2 = (Н2 + Н3 +Н4) / 3 = (Х2 + Х3 + Х4) / 3
Н3 = (Н3 + Н4 +Н5) / 3 = (Х3 + Х4 + Х5) / 3
Определим среднегодовое изменение прироста налогов и других обязательных платежей:
?Н = (Нn - Н1) / (n - 1),
где
Нn - последний показатель в ряду выровненных средних, %; Н1 - первый показатель в ряду выровненных средних.
Средний темп роста налогов и сборов будет равен:
Тр = n-1v(Нn / Но) ? 100
где
n - число членов ряда; Нn - начисленные налоги и сборы за последний год периода; Но - начисленные обязательные платежи за первый год периода. Такой метод прогнозирования платежей не всегда можно применить на практике. Это связано с тем, что в республике одним из основных направлений налоговой политики является снижение налоговой нагрузки. При таких условиях показатели темпа роста налогов будут несколько искажены.
Заключение.
Оптимизация налогообложения - главная задача финансового менеджмента, это выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия. Оптимизация налогообложения - процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта. Существует распространенное мнение, что оптимизация проводится только с целью максимального законного снижения налогов. В этом случае ее часто называют налоговой минимизацией. Оптимизация налогообложения - это более крупная задача, стоящая перед финансовым менеджментом (финансовым управлением предприятием) чем минимизация налогов. Оптимизация налогообложения намного шире: помимо минимизации, ее инструментами являются отсрочка уплаты налогов, уменьшение суммы выплачиваемых в бюджет «живых» средств и другие. Все они выгодны с точки зрения финансового менеджмента: денежные средства остаются в распоряжении предприятия и дают прибыль, не уменьшается сумма оборотных средств (а это особенно актуально, когда их не хватает), что также содействует увеличению прибыли, и т. п.
Литература.
1. Балабанов И.Т. Финансовый анализ планирования хозяйственного субъекта. - М.: финансы и статистика, 2002.
2. Бугаев А.В. Налоговое планирование деятельности субъектив хозяйствования или Как минимизировать налогообложение в Республике Беларусь. - Мн.: Регистр, 2006. - 156 с.
3. Бусыгин Ю.Н. Финансовый анализ и диагностика экономического потенциала предприятия. - Мн.: Издательство МИУ, 2004. - 70 с.
4. Гюрджан В.А., Масинкевич Н.А., Шевцова В.В. Налоги в Республике Беларусь. - Мн.: ПЧУП, Светоч, 2002. - 256 с.
5. Ковалёв В.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 2001.
6. Кочетков А.И. Анализ налоговых ошибок. - М.: Дело и сервис, 2000.
7. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: Новое знание, 2004.
8. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. - М.: ДИС, 1997.
9. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: Юнити-Дана, 2001.
10. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. - М.: Финансы и статистика, 2004.
11. Пищик Т.В. Методики и организация учёта и анализа налогов и других обязательных платежей на торговых предприятиях: проблемы и перспективы развития. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 21 с.
12. Савицкая Г.В. Анализ эффективности деятельности предприятия. - М.: Новое знание, 2004.
13. Сушкевич А.Н. Учётная политика организации. Налоговый и бухгалтерский учёт. - Мн.: Промышленно-торговое право, 2006. - 246 с.
14. Теория анализа хозяйственной деятельности под общей редакцией Кравченко Л.И. - Мн.: Новое знание, 2004.