Анализ оптовой торговли

Анализ оптовой торговли

АНАЛИЗ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сущность оптовой торговли.

- 2-

2. Роль и функции оптовой торговли.

- 3 -

3. Анализ реализации товаров и услуг оптовыми

предприятиями.

- 6 -

4. Анализ выполнения плана и динамики оптового

товарооборота.

- 9 -

5. Особенности анализа влияния факторов на выполнение

плана и динамику товарооборота.

- 12 -

6. Оперативный анализ поставки товаров и оптового

товарооборота.

- 14 -

7. Таблица №1 «Анализ выполнения плана

Товарооборота по видам продаж».

- 16 -

8. Таблица №2 «Анализ оптового товарооборота». - 17 -

9. Таблица №3 «Анализ выполнения плана

поступления по источникам».

- 18 -

10. Таблица №4 «Динамика качественных

показателей торговой деятельности»

- 20 -

1. Сущность оптовой торговли.

Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и

розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к

потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.

Важнейшая задача оптовой торговли – планомерно регулировать товарное

предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность успешно

решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в

ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не

ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу

производства, розничную торговлю и через неё – на сферу потребления.

Оптовая торговля как никакое другое звено, связанное с реализацией

товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за

счёт накопления и перемещения товаров. Это направление работы и должно

занять определяющее место во всей её деятельности. Оптовые предприятия

призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать

централизованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время

наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются

существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров,

нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству

поставляемых товаров.

От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность

функционирования всего народнохозяйственного комплекса, сбалансированность

внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых

условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительно расширена.

Усиление роли товарно-денежных отношений связано не только с развитием

оптовой торговли предметами потребления, но и с переходов к оптовой

торговле средствами производства. Эти две формы станоятся важнейшими

каналами планомерного движения материально-технических и товарных ресурсов.

Основной показатель хозяйственной деятельногти предприятий и

организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой

продажу товаров народного потребления и производственного назначения для

последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных

потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из

сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения.

Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие

важнейшие показатели хозяйственной деятельности.

Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий –

выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота,

улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В

процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов оптового

товарооборота и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике;

выявить и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота;

изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они

имеются, и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить

стратегию и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия. Анализ

должен показать, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности

учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона,

производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков,

наличие у них товарных ресурсов, объём и структуру предполагаемого

поступления товаров из других регионов республики, ближнего и дальнего

зарубежья.

2. Роль и функции оптовой торговли.

Оптовая торговля играет существенную роль в системе экономических

связей между районами страны, отраслями производства, изготовителями

товаров и розничной торговлей. Напр., закупая у колхозов и совхозов лён и

реализуя его предприятиям текстильной промышленности, оптовая торговля

становится связующим звеном между сельским хозяйством и промышленностью.

Дальнейшее движение выработанной ткани, в частности поставки её швейникам,

также обслуживается оптовой торговлей. Тем самым она соединяет текстильную

и швейную отрасли. Наконец, продавая розничной торговле готовую одежду,

предприятия оптовой торговли поддерживают связь между лёгкой

промышленностью и торговлей.

Осуществляя хозяйственные связи с промышленностью и сельским

хозяйством, оптовая торговля выступает в качестве заказчика товаров

народного потребления, в её функции входят закупка и завоз товаров от

предприятий-изготовителей. Следует отметить, что она призвана активно

вовлекать в товарооборот местные товарные ресурсы и проводить

децентрализованные закупки товаров из различных источников. Организуя завоз

товаров, торговля контролирует, соблюдает ли промышленность договорные

обязательства по поставкам товаров соответствующего ассортимента и

качества, строго в обусловленные сроки. На складах оптовых предприятий

закупленные товары разбраковываются, уцениваются в случае их несоответствия

запросам покупателей, снижения потребительских качеств.

Оптовая торговля может и должна активно влиять на объём и

ассортимент производимой продукции, требовать замены выпуска товаров, не

пользующихся спросом, на товары, потребности в которых удовлетворяются не

полностью, добиваться улучшения качества и расширения ассортимента изделий.

Оптовая торговля имеет право прекращать приёмку и возвращать промышленности

товары низкого качества, что заставляетпромышленные предприятия улучшать их

потребительские свойства.

Чтобы целеноправлено воздействовать на изменение торговой

конъюнктуры, оптовая торговля должна обладать данными о состоянии и

перспективных изменениях ситуаций на отраслевых и региональных рынках,

исследовать и прогнозировать спрос населения, иметь представление о

возможностях поставщиков.

Роль оптовой торговли предусматривает её активное участие в

обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия оптовой

торговли контролируют полноту ассортимента в магазинах обслуживаемой зоны,

добиваясь постоянного наличия в продаже товаров, имеющихся на складах,

участвуют совместно с промышленностью в рекламных мероприятиях, организуют

перепродажу излишне закупленных магазинами товаров в другие районы, где на

них имеется спрос.

На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыночные функции:

. интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнёрами-

производителями, продавцами и покупателями – по нахождению оптимальных

каналов сбыта продукции;

. оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда

через ценообразование;

. организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и

гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов,

стимулирующих структурные изменения.

Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на

микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовых торговых

предприятий, среди них можно назвать следующие:

~ функция экономической интеграции территорий и преодоление

пространственного разрыва;

~ функция преобразования производственного ассортимента в торговый

ассортимент товаров;

~ функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на

товары;

~ функция сглаживания цен;

~ функция хранения;

~ функция доработки, доведения товаров до требуемого качества, фасовки и

упаковки;

~ функция кредитования своих клиентов, особенно мелких розничных

предприятий;

~ функция маркетинговых исследований рынка и рекламы.

Развитие рыночных отношений способствует возникновению новых

элементов в деятельности оптовых предприятий, напр., предоставление

разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам.

Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида:

1) традиционные – главным образом организационно-технические (организация

оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование

ассортимента товаров, их транспортировка);

2) новые, возникающие под влиянием развития рынка.

Организация оптовой купли-продажи явл. одной из важнейших функций

оптовой торговли с тех пор, как в процессе общественного разделения труда

она обособилась в самостоятельную подотрасль торговли. При контакте с

производителями продукции оптовые посредники выступают в роли

представителей спроса, а предлагая товар покупателям, они действуют от лица

производителей.

Оптовые предприятия организуют завоз товаров в различные районы

страны, благодоря чему совершенствуется территориальное разделение труда.

Осуществление транспортной функции проявляется при достаке товаров со

складов предприятия в розничную сеть или внерыночным потребителям своего

региона.

3. Анализ реализации товаров и услуг

оптовыми предприятиями.

Целью анализа товарооборота явл. оценка положения оптового

предприятия на рынке и объёма данного вида деятельности с позиции получения

необходимой прибыли. Высшей, основной целью деятельности любого предприятия

в условиях рыночной экономики явл. максимизация прибыли. Однако

предприниматели, менеджеры и владельцы предприятий на определённом этапе

ставят задачу достичь промежуточной цели, обеспечить безубыточную работу,

сократить или завоевать большую долю на рынке, обеспечить максимальный рост

показателей и т.п. Каждая из этих промежуточных целей всегда выступает

средством для достижения основной (главной) цели. Такой подход явл.

типичным во многих сферах торговли, в том числе и в оптовом звене.

В процессе анализа оптового товарооборота предприятия решают целый

ряд задач и оценивают их с позиции достижения поставленных целей. Множество

таких задач целесообразно разделить на две группы:

задачи, связанные с реализацией, и задачи, связанные с закупками товаров и

услуг.

В условиях рыночных отношений, во-первых, необходимо исследовать

процесс реализации в разрезе покупателей (промышленных и розничных

предприятий, частных торговцев и т.д.), степень удовлетворения их

потребностей и оценить уровень конкуренции и какое место занимает оптовое

предприятие на товарных рынках, какие планы оно имеет в предстоящем периоде

и т.д. Для этого предприятию необходимо использовать различные методы

маркетингового исследования всех сторон товарных рынков.

Во-вторых, необходимо выполнить анализ источников закупок (провести

маркетинговые исследования закупок), правил отбора по определённым

критериям поставщиков товаров, выработке мер по активизации закупок

(использование инструментов маркетинга закупок), условий разовых и

постоянных закупок, концентрации и распыления заказов, изучить политику

цен, осуществлять контроль за поступлением товаров.

Из приведённых положений видно, что главным для предприятия явл.

определение потребностей оптовых покупателей, установление постоянных

связей и нахождение источников приобретения товаров в целях полного

удовлетворения указанных потребностей. Деление задач на две группы

позволяет более глубоко исследовать оптовую реализацию товаров и услуг.

В процессе анализа товарооборота оптовые предприятия изучают

следующие показатели:

- динамику общего объёма по видам и товарным группам оптового товарооборота

в действующих и сопоставимых ценах;

- долю оптового товарооборота в разрезе товарных групп и по общему объёму

на товарных рынках региона;

- долю розничных и других покупателей в общем товарообороте и по основным

товарным группам, и оценивают возможность работы с ними в перспективе;

- заявки покупателей и структуру оптового товарооборота;

- отношение оптово-складского товарооборота к розничному и коэффициент

звенности товародвижения, исчисляемый как отношение валового

товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному в

динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по

региону в целом).

Для более обоснованного исследования дел в оптовой торговле

предприятию следует выполнить анализ рынка закупок, оценить его влияние на

развитие торговой деятельности.

На данном этапе важно разобрать какие структуры выступают в

качестве поставщиков (на основе разовых или постоянно действующих

контрактов), какова их роль в объёме поставок товаров, условия и порядок

расчётов за товары, установить момент перехода риска за товар (в момент

погрузки или пересечения границы предприятия, в момент поступления товаров

на предприятие оптовой торговли), условия транспортировки и т.п.

Для оптовых предприятий необходимо иметь большое количество

надёжных источников поставок, что позволит лучше формировать предложение и

наращивать объёмы торговой деятельности.

Информация для анализа рынка закупок может получена от внутренних

источников (о поставщиках, с которыми ведётся или велась работа) и внешних

(данные о статистике товарооборота и розничных или оптовых ценах,

путеводители по закупкам, ярмаркам, каталоги и проспекты по продажам и

т.п.). Работа по указанному направлению должна вестись непрерывно. Каждое

предприятие должно делать выбор таких поставщиков, которые позволят ему

лучшим образом достичь своих целей – обеспечить получение прибыли,

увеличить объём продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных рынках,

решить имеющиеся экономико-финансовые проблемы и т.п.

Для оптового предприятия очень важно глубоко изучать вопросы

поставок товаров. Нужно не только оценить долю каждого поставщика в общем

объёме поставок, но и постоянно иметь информацию об объёмах и сроках

поставок, о количестве товаров, учитывать политику и стратегию промышленных

предприятий и других поставщиков в ценообразовании и использовать её в

своих интересах.

В каждом отчётном периоде оптовые предприятия должны изучать в

динамике и в сравнении с другими предприятиями в той же зоне деятельности

показатели, по которым можно оценивать качество поставок товаров.

Так, важно исчислять и анализировать коэффициент выполнения каждого

контракта. Он исчисляется как отношение фактически поставленного количества

товара к объёму поставок, предусмотренному на этот период в контракте. Этот

же показатель может исчисляться и в стоимостном выражении как отношение

фактического объёма поставок к её величине по контракту.

При анализе необходимо установить и абсолютное отклонение

фактического количества поставленных товаров от объёма их поставок по

контракту. В случаях изменения цен рассчитывается влияние этого изменения

на стоимостную величину поставок.

Оптовые предприятия изучают и ритмичность поставок:

V = b * 100 : П, где

V – коэффициент вариации;

b – среднее квадратическое отклонение фактического объёма

поставок от среднго уровня поставок, исчисленное по формуле:

bn = ? (Пi - П)2 / n, где

Пi – поставка за первый период;

П – средний уровень поставки, рассчитанный как П = ? П / n;

n – число поставок.

При оценке исчисленного показателя нужно иметь в виду, что чем

ближе его величина к нулю, тем ритмичнее поставка, и наоборот, чем больше

этот показатель, тем ритмичнее поставка товваров.

Оптовое предприятие при анализе поставок и оценке их влияния на

товарооборот должно учитывать целый ряд факторов, связанных с

ценообразованием. Каждое предприятие должно учитывать:

1) в какой степени действующие цены могут обеспечить реализацию товаров и

услуг;

2) какой объём реализации товаров возможен при сложившихся ценах;

3) каковы средние затраты, которые соответствуют этим объёмам реализации;

4) каков уровень рентабельности.

Такая политика в области цен может быть признана успешной в том

случае, если она позволит восстановить или улучшить позицию предприятия на

конкурентных рынках товаров и услуг и увеличить чистую прибыль предприятия.

В процессе анализа товарооборота и закупок товаров и услуг нужно

разобраться в маркетинговой стратегии предприятия и установить имело ли

место проникновение товаров на новый рынок; как происходило развитие рынка

товаров, которыми торгует оптовая база; какие сегменты рынка товаров

сложились в данном регионе. Особо следует проанализировать как повлияло на

развитие товарооборота и обеспечение прибыльной работы использование

активных мер в области ценообразования.

На практике предприятие имеет возможность выбирать одно из трёх

типовых ценовых стратегий:

1) установление цен на отдельные товары выше, чем у конкурентов;

2) установление цен на уровне конкурентов;

3) установление цен несколько ниже, чем у конкурентов.

В процессе анализа предприятие должно привести доказательства

обоснованности ценовой стратегии и провести расчёт её влияния на конечные

результаты оптового предприятия – объёмы товарооборота и прибыли.

Заключительным этапом анализа товарооборота оптового предприятия

явл.:

( расчёт влияния на изменение складского товарооборота изменений поставок

товаров и товарных запасов (путём использования балансовой увязки

показателей товарооборота: З1 + П = Р + З2);

( изучение показателей эффективности, исчисленных как отношение оптового

товарооборота к совокупным или отдельным ресурсам (затратам);

(разработка мер по использованию резервов увеличение товарооборота и

прибыли на данном этапе развития и в предстоящем периоде.

4. Анализ выполнения плана и динамики

оптового товарооборота.

Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется прежде

всего степенью выполнения планов и динамики оптового товарооборота. Многие

оптовые предприятия наряду с оптовой торговлей занимаются розничной

реализацией товаров. В связи с этим возникает необходимость определения и

анализа общего (валового) товарооборота, включающего оптовую и розничную

реализацию товаров. В состав последнего не включают, а выделяют отдельно

внутренний отпуск товаров своим розничным торговым и промышленным

предприятиям.

По составу оптовый товарооборот подразделяется на реализацию

товаров со складов и транзитом с участием и без участия в расчётах.

Состав оптового товарооборота характеризуется абсолютными и относительными

показателями (суммой и удельным весом отдельных видов оптовой реализации

товаров в общем объёме товарооборота). Соотношение складского и транзитного

оборота зависит от конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов

поставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на складские и транзитные

услуги, степени специализации промышленного производства и предприятий

розничной торговли, условий их снабжения и расчётов, ассортимента

поставляемых товаров, состояния материально-технической базы оптовой

торговли и прежде всего от наличия складских помещений, а главное от

величины прибыльности производимых оптовых операций. Наиболее экономичной

явл. транзитная реализация товаров и особенно транзитная без участия

оптового предприятия в расчётах. Транзит обеспечивает оптовым предприятиям

минимальные издержки обращения, значительно сокращает звенность

товародвижения, ускоряет время обращения товаров, способствует сохранению

их качества и т.п. Однако транзитную форму реализации не всегда возможно

применять, особенно по товарам сложного ассортимента, которые требуют

подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый,

что вызывает необходимость их предварительного завоза на склады оптовых

предприятий. Расширению транзита способствуют укрупнение и специализация

розничных торговых предприятий, развитие контейнерных перевозок,

централизованной доставки товаров в торговую сеть и другим покупателям. В

условиях рыночной экономики при выборе складской или транзитной формы

поставки товаров оптовое предприятие обязательно учитывает получаемые

доходы, прибыль и рентабельность. Целесообразность складской и транзитной

поставки товаров изучают по каждому покупателю в отдельности (в разрезе

партий товаров и товарных групп).

Оптовый товарооборот изучают также по направлениям реализации

товаров (по рыночному и внерыночному фондам).

Поставка товаров по рыночному фонду включает их отпуск предприятиям

розничной торговли для продажи населению и предприятиям общественного

питания – для производства пищи и реализации покупных товаров. Рыночный

фонд товаров занимает основное место в товарообороте большинства оптовых

предприятий республики.

К внерыночному фонду относится поставка товаров предприятий лёгкой и

пищевой промышленности для производственных нужд (ткани, нитки, сахар,

мука, соль и т.д.), отпуск спецодежды и спецобуви, фонд госбюджетных

организаций и учреждений.

Поставка товаров промышленным предприятиям для производственных нужд

включает фонд промышленной переработки и фонд промышленного потребления. В

фонд промышленной переработки входит отпуск товаров в качестве основного

сырья (материалов) для производства определённой продукции (напр., отпуск

тканей для пошива одежды). В фонд промышленного потребления включается

поставка товаров промышленным предприятиям для использования их в качестве

вспомогательных материалов (напр., нитки для пошива одежды).

Анализ выполнения плана и динамики проводится по каждому

направлению оптовой реализации товаров (с детализацией по их видам). Прежде

всего проверяют выполнение плана по отдельным направлениям реализации и

изучают причины выявленных отклонений. Причинами недопоставки могут быть

нарушения поставщиками договоров поставки товаров по общему объёму,

ассортименту, качеству и срокам их поступления, а также транспортные

затруднения, недостатки в организации оптовой торговли, в складском

хозяйстве, другой маркетинговой деятельности. Важным показателем,

характеризующим поставку товаров оптовыми предприятиями, явл. удельный вес

рыночного фонда в общем объёме товарооборота. Рост доли рыночного фонда

товаров в оптовом товарообороте обычно положительно характеризует торговую

деятельность оптового предприятия.

Анализ оптового товарооборота должен проводится по отдельным

покупателям. Оптовое предприятие с каждым покупателем заключает договоры

поставки товаров. При анализе проверяют выполнение договоров поставки по

общему объёму, количеству, ассортименту и качеству товаров, срокам их

отгрузки, условиям транспортировки, расчётам за поставленные товары и

разрабатывают меры по полному и качественному выполнению договорных

обязательств. Для оценки выполнения оптовыми предприятиями договоров

поставки по объёму, количеству, ассортименту и срокам отгрузки применяют

показатель «оптовый товарооборот с учётом выполнения договоров поставки

товаров», который корректируется на недопоставку товаров отдельным

покупателям. Анализ поставки и оптовой реализации товаров необходимо

проводить по способам их оплаты отдельными покупателями. В частности,

выявляют пути, возможности и резервы развития оптовой продажи товаров с

предварительной оплатой, оптомизации расчётов с покупателями по мере

отгрузки товаров и минимизации их отпуска в кредит (с рассрочкой платежа).

Результаты анализа отгрузки товаров и оптового товарооборота в разрезе

покупателей оформляются специальными таблицами.

Равномерность отгрузки и реализации товаров в оптовой торговле

имеет не меньшее значение, чем в розничной. Своевременная и равномерная

поставка товаров магазинам и предприятиям общественного питания

обеспечивает успешное выполнение плана розничного товарооборота, высокие

темпы его роста в динамике и качественное обслуживание покупателей

(потребителей). В случаях, когда неритмичная поставка товаров произошла по

вине поставщиков (промышленных предприятий и др.), следует предусмотреть

создание на складах оптового предприятия резервных товарных запасов и

принять соответствующие меры воздействия к поставщикам, нарушающих договоры

поставки. Товары должны отгружаться, в первую очередь, наиболее дальным

покупателям т.к. до конца месяца не всегда возможно поступление денежных

средств на счета в банке за отгруженные во второй половине месяца товары.

5. Особенности анализа влияния факторов

на выполнение плана и динамику

оптового товарооборота.

Выполнения плана и динамики оптового товарооборота, как и

розничного, зависят от трёх групп факторов:

1) от обеспеченности и использования товарных ресурсов;

2) от обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности

труда;

3) от состояния, развития и использования материально-технической базы

оптовой торговли.

Анализ товарных ресурсов обычно начинают с составления товарного

баланса и изучения его показателей (в целом по оптовому предприятию и в

разрезе товарных групп и товаров). В проходную часть товарного баланса

включают не только запасы товаров на складах оптового предприятия и в пути

на начало года, но и начальные остатки товаров отгруженных, если моментом

оптовой реализации явл. поступление платежей за поставленные покупателям

товары. В расходную часть товарного баланса входит помимо оптового

товарооборота внутренний отпуск товаров розничным торговым и промышленным

предприятиям, прочее выбытие товаров и конечные остатки товаров на складах,

в пути и товаров отгруженных.

Проводя изучение товарных ресурсов, особое внимание уделяют анализу

поступления товаров. При этом необходимо не только дать объективную оценку

выполнения плана и динамики поступления товаров, но и выявить пути,

возможности и резервы увеличения их завоза от местных поставщиков, особенно

закупаемых на льготных условиях, улучшения товароснабжения. Изучение

источников поступления товаров проводят по всем товарным группам и товарам

и в ассортиментном разрезе.

Важным вопросом анализа явл. изучение качества поступивших товаров.

Предупреждение завоза товаров низкого качества – одна из основных задач

оптовой торговли. Используя данные отчётов по контрольной проверке качества

поступивших товаров и текущего учёта, следует выяснить, как осуществляется

проверка качества поступивших товаров (по отдельным поставщикам и в

ассортиментном разрезе). В частности, устанавливают, сколько товаров

проверено в абсолютном размере и в процентах ко всем поступившим товарам,

сколько из них переведено в пониженные сорта, в брак, возвращено

поставщикам и сколько предъявлено претензий за нарушение качества товаров.

Анализ текущих товарных запасов на оптовом предприятии проводится

примерно так же, как и в розничной торговле. Товарные запасы в днях в

оптовой торговле рассчитывают только по отношению к складской реализации

товаров. Если же отдельно изучают товары, находящиеся в пути, и товары

отгруженные, то при расчёте их в днях оборота относят сумму товарных

запасов ко всему оптовому товарообороту с участием в расчётах. По товарам,

находящимся в пути, выясняют, не превышены ли установленные сроки

документооборота. Для оценки фактических текущих товарных запасов могут

определяться удельные товарные запасы (отношением их абсолютной величины на

конец года или квартала к объёму складской реализации товаров за изучаемый

период).

Методика анализа товарооборачиваемости на оптовых предприятиях

примерно такая же как и в розничной торговле. В частности, определяют, на

сколько ускорилась или замедлилась оборачиваемость товаров в днях и в

количестве оборотов, сколько высвобождено или дополнительно вложено средств

за счёт изменения товарооборачиваемости, а главное, какие имеются

возможности и резервы ускорения времени обращения товаров, оптимизация

товарных запасов.

Оптовые предприятия создают сезонные запасы товаров. Проводя их

анализ, прежде всего изучают выполнения планов по накоплению сезонных

товаров, своевременность и полноту их кредитования (сезонные товарные

запасы нередко кредитуются на льготных условиях). Далее устанавливают

своевременность вовлечения сезонных товарных запасов в товарооборот.

Анализ обеспеченности и использования трудовых ресурсов и

материально-технической базы оптового предприятия проводят в увязке с

изучением выполнения плана и динамики складской реализации товаров.

Методика их анализа в основном такая же, как и в розничной торговле.

Завершается анализ обобщением выявленных возможностей и резервов

(особенно прогнозных) роста оптового товарооборота, оптимизации

товародвижения, улучшения использования товарных, трудовых и финансовых

ресурсов, материально-технической базы торговли, повышения качества

обслуживания покупателей.

6. Оперативный анализ поставки товаров

и оптового товарооборота.

Одно из основных условий успешного выполнения плана и высоких

темпов роста оптового товарооборота – правильная организация оперативного

анализа его развития. На оптовых предприятиях ведётся оперативный контроль

как за отгрузкой, так и за реализацией товаров. Каждому складу

устанавливаются планы и графики поставки товаров отдельным покупателям на

месяц, по декадам, а нередко и отдельным дням. На основании данных товарно-

транспортных накладных и других документов в специальных таблицах

определяют фактические объёмы отгрузки товаров за день (пятидневку, неделю

или декаду) и нарастающим итогом с начала месяца. По этим данным можно

установить отклонения от плана по поставке товаров за день (пятидневку,

декаду) и с начала месяца отдельным получателям (в ассортиментном разрезе и

по общему объёму поставки) и принять оперативные меры по улучшению

товароснабжения. На каждом складе, кроме того, осуществляют оперативный

контроль за движением товаров и состоянием товарных запасов в развёрнутом

ассортименте, данные которого используются в повседневной торгово-

коммерческой работе с покупателями.

На основании данных выписок из счетов в банке и приложенных к ним

документов оптовое предприятие оперативно контролирует ход поступления

денежных средств за реализованные товары, выполнение плана и динамику

товарооборота. Эта информация используется при оперативном анализе издержек

обращения, финансовых результатов, платёжеспособности оптового предприятия

и разработке мер по улучшению его хозяйственной и другой деятельности.

Применение ЭВМ позволяет автоматизировать оперативный анализ

отгрузки товаров, оптового товарооборота, товародвижения. При помощи ЭВМ и

других современных технических средств можно, в частности, оперативно

контролировать, сколько и на какие суммы выписано товарных и расчётных

документов за отгруженные товары, кому и сколько их поставлено и как

своевременно оплачиваются реализованные товары.

Таблица №1.

«Анализ выполнения плана

nоварооборота по видам продаж».

|виды продаж |факт |текущий год | |в % к |уд. вес. | |

| |прошлого | | |прошлом| | |

| |года | | |у | | |

| |(тыс.р.) | | | | | |

| | |план(тыс|факт(тыс|% вып.| |прошл.|тек.го|

| | |.р.) |.р.) | | |год |д |

|Розничная |80 |80 |63.6 |79.50 |75.90 |20 |10,71 |

|сеть | | | | | | | |

|Оптовая сеть |320 |470 |530 |112.77|165.63 |80 |89.29 |

|в т.ч. |70 |100 |212 |212 |302.86 |17.50 |35.71 |

|экспорт | | | | | | | |

|ИТОГО |400 |550 |593.60 |107.93|148.40 |100 |100 |

Решение:

% вып. = факт/план * 100%

Текущий год:

% вып. Розничная сеть = 63,6/80*100 = 79,50%

Оптовая сеть = 530/470*100 = 112,77%

экспорт = 212/100*100 = 212%

ИТОГО = 593,60/550*100 = 107,93%

В % к прошл. = факт тек.г./факт прошл.г.*100%

В % к прошлому: Розничная сеть = 63,60/80*100 = 79,50%

Оптовая сеть = 530/320*100 = 165,63%

экспорт = 212/70*100 = 302,86%

ИТОГО = 593,60/400*100 = 148,40%

Уд.вес = часть/целое*100%

Уд.вес прошл.г. = факт прошл.г./итого факт прошл.г.*100%

Розничная сеть = 80/400*100 = 20%

Оптовая сеть = 320/400*100 = 80%

экспорт = 70/400*100 = 17,50%

Уд.вес тек.г. = факт тек.г./итого факт тек.г.*100%

Розничная сеть = 63,60/593,60*100 = 10,71%

Оптовая сеть = 530/593,60*100 = 89,29%

экспорт = 212/593,60*100 = 35,71%

Анализ:

В целом по предприятию % вып. (всего) за текущий год составил

107,93 %, перевыполнение - 7,93 %, в рублях это составит

43,60 тыс.руб., поскольку удельный вес текущего года в оптовой сети

составил 89,29 %. По сравнению с прошлым годом план оптовой сети также,

как и розничной значительно перевыполнен, в целом по сравнению с прошлым

годом Троста составил 148,40 %, Тприроста – 48,40 %. В оптовой сети Троста

составил 165,63 %, Тприроста – 65,63 %. Что касается экспорта товаров,

т.е. вывоза наших отечественных товаров в зарубежные страны, то можно

сказать, что в текущем году по сравнению с прошлым предприятию поступило

большое количество предложений от иностранных клиентов и в текущем году

удалось реализовать товара за границу на 212 тыс.руб., тогда как в прошлом

году было всего реализовано товаров на сумму 70 тыс.руб. Удельный вес в

текущем году составил 35,70 %, а в прошлом был 17,50 % от общего объёма

реализации.

Таблица №2.

«Анализ оптового товарооборота».

|виды продаж |факт |текущий год |

| |прошл.го| |

| |да | |

| |(тыс.р.)| |

| | |план |факт |% вып.|

| | |(тыс.р.)|(тыс.р.) | |

|Розничная сеть |80 |80 |63.60 |79,50 |

|Оптовая сеть |320 |470 |530 |112.77|

|ИТОГО |400 |550 |593.60 |107.93|

|в т.ч. продажа |300 |385 |413.40 |107.38|

| | | | | |

|1) Московская | | | | |

|обл. | | | | |

|2) переброска |80 |155 |169.60 |109,42|

|3) прочее |20 |10 |10,60 |106 |

Решение:

% вып. = факт/план*100%

Текущий год:

% вып. Розничная сеть = 63,60/80*100 = 79,50%

Оптовая сеть = 530/470*100 = 112,77%

ИТОГО = 593,60/550*100 = 107,93%

а) Московская область = 413,40/385*100 = 107,38%

б) переброска = 169,60/155*100 = 109,42%

в) прочее = 10,60/10*100 = 106%

Анализ:

Всего % вып. за текущий год составил 107,93 % (перевыполнение –

7,93 %), в рублях это отклонение составит 43,60 тыс.руб. Перевыполнение

достигнуто в большей степени за счёт оптовой сети. По сравнению с прошлым

годом факт текущего года увеличился, тем самым отклонение в рублях

составило 193,60 тыс.руб., а Троста 48,40 %, это достигнуто за счёт

переброски, т.к. фактически за текущий год она возросла в два раза и в

текущем году составила 169,60 %. Всё это объясняется повышенным спросом на

продукцию данного предприятия, что говорит об успехе на рынке.

Таблица №3.

«Анализ выполнения плана

поступления по источникам».

|источники |факт |текущий год |в % к |уд.вес |

|поступления |прошл.г| |прошл.| |

| |. | | | |

| |(тыс.р.| | | |

| |) | | | |

| | |план(ты|факт(ты|% вып.| |прошл.|текущ.|

| | |с.р.) |с.р.) | | |г. |г. |

|Московск.изд-|280 |385 |486.75 |126.43|173.84|70 |82 |

|ва | | | | | | | |

|Другие |80 |155 |89.04 |57.45 |111.30|20 |15 |

|Покупка у |40 |10 |17.81 |178.10|44.53 |10 |3 |

|насел. | | | | | | | |

|ИТОГО |400 |550 |593.60 |107.93|148.40|100 |100 |

Решение:

Факт прошл.г. = итого факт прошл.г.*Уд.вес (часть) прошл.г.

Московские изд-ва = 400*70% = 280 тыс.руб.

Другие = 400*20% = 80 тыс.руб.

Покупка у насел. = 400*10% = 40 тыс.руб.

Факт тек.г. = итого факт тек.г.*Уд.вес (часть) тек.г.

Московские изд-ва = 593,60*82% = 486,75 тыс.руб.

Другие = 593,60*15% = 89,04 тыс.руб.

Покупка у насел. = 593,60*3% = 17,81 тыс.руб.

% вып. = факт/план*100%

Текущий год:

Московские изд-ва = 486,75/385*100 = 126,43 %

Другие = 89,04/155*100 = 57,45 %

Покупка у насел. = 17,81/10*100 = 178,10 %

ИТОГО = 593060/550*100 = 107,93 %

В % к прошл.г. = факт тек.г./факт прошл.г.*100%

Московские изд-ва = 486,75/280*100 = 173,84 %

Другие = 89,04/80*100 = 111,30 %

Покупка у насел. = 17,81/40*100 = 44,53 %

ИТОГО = 593,60/400*100 = 148,40 %

Анализ:

В целом по предприятию в текущем году поступление товаров было

перевыполнено незначительно, планировалось товара на 550

тыс.руб., а фактически составило 593,60 тыс.руб., тем самым возросло на

7,93 %. По сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился на 193,60

тыс.руб. В текущем году, как и в прошлом наибольшее поступление товаров

было от Московских издательств, которые играют немаловажную роль в нашей

стране, поддерживая тем самым российского писателя. Кроме того, по

Московским издательствам в текущем году поступило товаров на 486,75

тыс.руб., хотя было запланировано 385 тыс.руб., по сравнению с прошлым

годом этот показатель почти в два раза вырос, т.к. поступлений в прошлом

году от Московских издательств было на 280 тыс.руб. Удельный вес в текущем

году составил 82 %, а в прошлом – 70 % от общего объёма поступления

товаров.

Таблица №4.

«Динамика качественных

показателей торговой деятельности».

|показатели |единицы |факт |изменен. |в % к |

| |измерен.| |в |прошл.г.|

| | | |динамике | |

| | |прошл.го|отчётн.г| | |

| | |д |од | | |

|Ритмичность | | | | | |

|выполнения плана | | | | | |

|поставки товаров | | | | | |

|розничной торговле:| | | | | |

|по декадам |% к |77,4 |79 |1,6 |102,1 |

| |общему | | | | |

| |объёму | | | | |

| |поставки| | | | |

|по месяцам |% к |100 |100 |- |100 |

| |общему | | | | |

| |объёму | | | | |

| |поставки| | | | |

|Ритмичность |% к |95,8 |96,9 |1,1 |101,1 |

|выполнения складами|общему | | | | |

|месячных планов |числу | | | | |

|реализации товаров |месяцев | | | | |

| |складов | | | | |

|Коэффициент |% к |24,6 |25 |0,4 |101,6 |

|контрольной прверки|общему | | | | |

|качества |объёму | | | | |

|поступивших товаров|поступвш| | | | |

| |их | | | | |

| |товаров | | | | |

|Коэффициент охвата |% к |75,3 |78,8 |3,5 |104,6 |

|централизованной |общему | | | | |

|доставкой отпуска |объёму | | | | |

|товаров со складов |складско| | | | |

|оптового |й | | | | |

|предприятия |поставки| | | | |

| |товаров | | | | |

Решение:

В % к прошл.г. = факт отчётн.г./факт прошл.г.*100%

По декадам = 79/77,4*100 = 102,1 %

По месяцам = 100/100*100 = 100 %

Ритмичность выполнения = 96,9/95,8*100 = 101,1 %

Коэффициент

контрольн. проверки = 25/24,6*100 = 101,6 %

Коэффициент охвата = 78,8/75,3*100 = 104,6 %

Изменение в динамике = факт отчётн.г. – факт прошл.г.

По декадам = 79 – 77,4 = 1,6

Ритмичность выполнения = 96,9 – 95,8 = 1,1

Коэффициент

контрольн. проверки = 25 – 24,6 = 0,4

Коэффициент охвата = 78,8 – 75,3 = 3,5

Анализ:

По сравнению с прошлым годом на предприятии улучшилась ритмичность

поставки товаров и увеличилась проверка качества поступивших товаров. Это

говорит о надёжности предприятия, о повышенном спросе на его товары, о

квалификации сотрудников и их добросовестном отношении к работе. Возросла

доля централизованной доставки в общем объёме складской реализации товаров.

Для того, чтобы крепко стоять на ногах оптовое предприятие должно и далее

обеспечивать ритмичную поставку товаров по декадам и отдельным дням,

развивать и совершенствовать их централизованную поставку.

Используемая литература:

1. Раицкий К.А. «Экономика предприятия», Москва 1999 г.

2. Гребнев А.И. «Экономика торгового предприятия», Москва 1996г.

3. Брагина Л.А. Данько Г.П. «Торговое дело: экономика и организа-

ция», Москва 1997 г.

4. Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле», Минск

2000 г.

5. Баканов М.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле»

Москва 1996 г.