Анализ рисков проекта глобальной интернетизации школ России

Анализ рисков проекта глобальной интернетизации школ России

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт инноватики и логистики

Кафедра Инновационного менеджмента

Домашнее задание №1

Риск и неопределенность в проектах

Анализ рисков проекта глобальной интернетизации школ России.

(Эксперт, "Интернет-Образование" специальный выпуск от 16 октября 2000

года)

ВЫПОЛНЕНО студенткой V курса дневного

отделения

Специальность «Маркетинг»

Большаковой Еленой Борисовной

ПРОВЕРЕНО «___» _____________ 2002 года

Быковым М.Б.

_____________________________________

ЗАЩИЩЕНО «___» _____________ 2002 г.

с оценкой

«_____________________________»

________________________________________

Москва, 2002

|Эксперт, "Интернет-Образование" специальный выпуск от 16 |ИНТЕРНЕТ И |

|октября 2000 года |ОБРАЗОВАНИЕ |

| | |

Сеть для школы

Государство и общество осознали необходимость подключения российских школ к

Интернету

Компьютер и Интернет наконец осознаны как необходимые предметы школьной

обстановки. В программе стратегического развития России на 2001-2010 годы,

больше известной как программа Грефа, в разделе, посвященном образованию,

правительство обещает "обеспечить до 2005 года компьютерными классами,

подключенными к глобальной Сети, не менее 60% общеобразовательных школ".

Цифра на первый взгляд утопическая. Но сейчас уже очевидно, что затягивание

с технологической реформой образования грозит России все усиливающимся

отставанием от развитых стран. Ведь образование - один из базовых

параметров, обеспечивающих развитие экономики и общества в целом.

Аналитики считают, что информация в следующем веке будет главным

богатством стран. На Западе политики, стоящие у власти, видят в именно

ускоренном развитии информационных технологий, а не в мощи пушек и в

богатстве недр, ту основу, которая обеспечит их странам конкурентное

преимущество и стабильное развитие в будущем. Поэтому и приняла в компаниях

колоссальный размах "гонка за мозгами". Информационные технологии

массированно внедряются в производство, и уже в отношении любой отрасли

немыслимо говорить о грамотном специалисте, если он не умеет работать с

информацией. По всему миру люди учатся чуть не с младенческого возраста и

до самых седин. Только в США в этом году за виртуальные парты сядет в общей

сложности 1 млн. человек - от школьников начальных классов до топ-

менеджеров транснациональных компаний. В России же тех, кому доступны новые

образовательные технологии, пока на порядок меньше.

Учить по-новому

Зная нынешнее состояние дел в нашем образовании, трудно представить

себе, что российские дети, живущие в отдаленных поселках, куда дрова

завезти проблема, через пять лет без проблем будут работать на чем-нибудь

"Intel inside". У нас из 69 тысяч школ не наберется трех тысяч, которые

имели бы доступ в Интернет. Даже в Москве на один персональный компьютер

приходится 200 учеников. И вопрос компьютеризации и интернетизации школы

стоит острее, чем в какой бы то ни было другой отрасли, потому что никакой

прорыв в будущем не возможен, если у нынешних детей не будут сформированы

навыки активного воздействия на складывающуюся информационно-

технологизированную реальность. Сердцевиной реформы образования должен

стать переход к открытому образованию, позволяющему детям самостоятельно

выбирать траекторию обучения, углубленно изучать избранный предмет еще в

школе, считает один из идеологов реформы образования ректор Высшей школы

экономики Ярослав Кузьминов, интервью с которым мы публикуем в этом

выпуске. Но переход на новые образовательные технологии невозможен без

тотального переоснащения школы. Компьютер, новые мультимедийные технологии

и Интернет могут дать отдаленным школам доступ к образовательным ресурсам

единого для всей страны качества, а значит, обеспечить всем гражданам

страны равный доступ к знанию.

Бюджетные приоритеты

В текущем году при увеличении бюджетных расходов на социальную сферу в

среднем на 37% расходы на образование были увеличены на 50%. Впервые с 1992

года образование действительно получило прибавку. Однако достаточно ли этих

средств, чтобы реанимировать систему образования в целом? Министр

образования России Владимир Филиппов, принявший участие в "круглом столе",

посвященном стратегии интернетизации школы, считает, что "достаточных

средств нет, и в ближайшие пять лет не будет. Будут необходимые". В

следующем году ассигнования еще вырастут, и дополнительно к ним решением

президента из Федеральной программы развития образования выделен 1 млрд

рублей на приобретение компьютеров. Школы в регионах получат эти деньги при

условии, что к финансированию на паритетных началах подключатся местные

власти. О своей готовности участвовать в этой программе уже заявили глава

администрации Воронежской области Иван Шабанов, губернатор Самарской

области Константин Титов, губернатор Новосибирской области Виктор

Толоконский и губернатор Томской области Виктор Кресс, которых мы попросили

принять заочное участие в нашем "круглом столе".

Вдобавок ко всему бюджет образования становится теперь

"инвестиционным", в него включен так называемый бюджет развития, то есть

средства, предназначенные исключительно на укрепление материальной части, в

том числе на закупку компьютеров и подключение школ к Интернету,

неразменные на текущие платежи.

И все же двух миллиардов рублей, которые могут быть собраны, хватит на

75-76 тысяч компьютеров. У нас 40 тысяч школ, расположенных на селе и в

малых городах, так что в большинстве из них полноценных компьютерных

классов не получится. Правые силы в Думе добиваются увеличения доли

расходов на образование в бюджете, сообщил лидер СПС Борис Немцов, и есть

надежда на принятие такого решения Госдумой, поскольку избирателям вряд ли

понравится обратное. Но власти рассчитывают, что эту программу поддержит и

бизнес.

Технология и психология

Обучение школьников компьютерному делу следует вести параллельно с

оснащением школ техникой, но до того еще следует научить работать с

компьютером и Интернетом учителей, пока не слишком еще готовых к новым

веяниям. Такую задачу ставит своей целью организатор "круглого стола"

Федерация интернет-образования, созданная нефтяной компанией "ЮКОС". В

рамках реализуемого федерацией масштабного проекта "Поколение.ru"

предполагается обучить работе с Интернетом четверть миллиона учителей в 50

регионах страны. Летом этого года курсы федерации окончили первые

выпускники.

Понимая важность обмена методологической информацией, Федерация

интернет-образования на минувшей неделе открыла специализированный портал

"Учитель.ru", где учителя могут обсудить между собой и со специалистами

возникающие сложности и где собираются данные об имеющихся методиках

обучения по различным предметам с использованием Интернета. "Посмотрите,

сколько нулей в таблице, где мы свели эти данные, - говорит директор по

развитию Федерации интернет-образования Ирен Нелсон. - Наша задача -

заполнить эти пробелы".

Задачу технического переоснащения школы решить нужно - это ни у кого

уже сомнений не вызывает, подчеркивали участники "круглого стола". Теперь

важно добиться систематизации этой работы и объединения усилий всех

заинтересованных в развитии школы сторон: реформаторов в правительстве,

здравомыслящих сенаторов и депутатов, понимающих свою ответственность перед

обществом, бизнесменов. Это позволит оптимально распорядиться появившимися

наконец у образования ресурсами, такой вывод сделали участники "круглого

стола".

1. Описание проекта

Проект глобальной интернатизации школ России, являющийся частью

программы Грефа, заключается в основном в том, что компьютер, новые

мультимедийные технологии и Интернет могут дать отдаленным школам доступ к

образовательным ресурсам единого для всей страны качества, а значит,

обеспечить всем гражданам страны равный доступ к знанию. В программе

стратегического развития России на 2001-2010 годы в разделе, посвященном

образованию, правительство обещает "обеспечить до 2005 года компьютерными

классами, подключенными к глобальной Сети, не менее 60% общеобразовательных

школ". Обучение школьников компьютерному делу следует вести параллельно с

оснащением школ техникой, но до того еще следует научить работать с

компьютером и Интернетом учителей, пока не слишком еще готовых к новым

веяниям. Такую задачу ставит своей целью организатор "круглого стола"

Федерация интернет-образования, созданная нефтяной компанией "ЮКОС". В

рамках реализуемого федерацией масштабного проекта "Поколение.ru"

предполагается обучить работе с Интернетом четверть миллиона учителей в 50

регионах страны.

2. Факторы риска, упоминаемые в статье

1. … правительство обещает "обеспечить до 2005 года компьютерными классами,

подключенными к глобальной Сети, не менее 60% общеобразовательных школ".

Цифра на первый взгляд утопическая… - несоизмеримость планируемых

действий с реальными возможностями.

2. … затягивание с технологической реформой образования грозит России все

усиливающимся отставанием от развитых стран… - утрата конкурентной

позиции на мировом рынке образования.

3. …что российские дети, живущие в отдаленных поселках, куда дрова завезти

проблема, через пять лет без проблем будут работать на чем-нибудь "Intel

inside"… - неразвитая инфраструктура в регионах.

4. … что "достаточных средств нет, и в ближайшие пять лет не будет. Будут

необходимые"… - недостаток финансирования.

5. … до того еще следует научить работать с компьютером и Интернетом

учителей, пока не слишком еще готовых к новым веяниям… - неготовность

преподавателей к новой системе образования.

3. Анализ интересов участников проекта

Данный проект является областью пересечения интересов 4 сторон:

Министерства Экономики, Министерства Образования, Администраций Регионов и

Федерации Интернет-Образования.

Герман Греф, представляющий интересы Министерства Экономики в данном

проекте - фактический инициатор программы стратегического развития России,

частью этой программы и является глобальная интернетизация российских школ

с целью доступа к общероссийским ресурсам и возможностью получения единого

образования.

Владимир Филиппов, министр образования, придерживается обычной для

страны позиции урезания бюджета на самые главные сферы жизни страны. В

данном случае своими словами он выражает свое несогласие с позицией Грефа,

не желая обеспечивать столь необходимую для страны программу и видимо не

понимая, что с каждым месяцем и годом Россия всё больше утрачивает свою

позицию страны с лучшим в мире образованием.

Главы Администраций Регионов (глава администрации Воронежской области

Иван Шабанов, губернатор Самарской области Константин Титов, губернатор

Новосибирской области Виктор Толоконский и губернатор Томской области

Виктор Кресс) поддерживают идею интернатизации и выражают свою согласие,

предлагают поддержку.

Федерация Интернет-Образования, созданная нефтяной компанией «ЮКОС»,

ставит задачу обучения школьников компьютерному делу, которое следует вести

параллельно с оснащением школ техникой, но до того еще следует научить

работать с компьютером и Интернетом учителей, пока не слишком еще готовых к

новым веяниям.

В целом государство делает бюджет образования "инвестиционным", в него

включен так называемый бюджет развития, то есть средства, предназначенные

исключительно на укрепление материальной части, в том числе на закупку

компьютеров и подключение школ к Интернету, неразменные на текущие платежи.

И все же двух миллиардов рублей, которые могут быть собраны, хватит на 75-

76 тысяч компьютеров, то есть в большинстве школ полноценных компьютерных

классов не получится. Власти рассчитывают, что эту программу поддержит и

бизнес.

4. Анализ факторов риска проекта

1. несоизмеримость планируемых действий с реальными возможностями:

. спекулятивный риск, т.е. для точного планирования и заявлений о

сроках реализации проекта необходимо учитывать финансовый фактор,

затраты должны быть тщательно просчитаны, в результате правильных

подсчетов такой риск отпадёт;

. скорее относится к систематическим рискам, т.к. тенденция «обещаний»

распространяется на все сферы, особенно, на социальные;

. относится к внутренним рискам на государственном уровне, т.к.

существует внутри государства и к внешним, рассматривая

межведомственную ситуацию, существует не только на стадии разработки,

но и на стадии реализации.

2. утрата конкурентной позиции на мировом рынке образования:

. является результатом неопределенности сроков реализации проекта

(фактических сроков, а не планируемых) и непонимания важности позиции

России на мировом рынке образования;

. риск является спекулятивным, т.к. Россия – не первая страна (а, даже

скорее, последняя), реализующая данный проект;

. относится к внутренним рискам на стадии роста при разработке

внутреннего графика реализации проекта, логистическим риском при

реализации проекта и стратегическим при принятии решений;

. риск снижается при осознании роли образования и, следовательно, при

достаточном финансировании этой сферы.

3. неразвитая инфраструктура в регионах:

. является спекулятивным риском, однако государству гораздо удобнее

причислять этот риск к чистым;

. риск систематический, т.к. в отдаленных районах инфрастуктура не

развита вообще (речь идёт не просто о какой-то недооснастке какой-

либо техникой, а о неразвитости в целом, особенно, в деревнях);

. является больше внутренним риском, т.к. действует применительно к

каждому отдельно взятому населенному пункту или учебному учреждению,

однако, учитывая сложившуюся в стране ситуацию, риск запросто может

быть причислен к внешним;

4. недостаток финансирования:

. приводит к неопределенности финансово-экономических показателей

реализации проекта (особенно, когда неизвестно точно, какая всё-таки

сумма будет перечислена на образование);

. риск является спекулятивным, т.к. на него возможно повлиять

(привлечь, например, иностранные инвестиции на развитие этой

программы);

. относится к внутренним операционным рискам;

. относится также к неэффективности управления вследствие

криминализации финансовых сфер.

5. неготовность преподавателей к новой системе образования:

. относится к спекулятивным рискам (в проекте предусматривается

подготовка преподавателей для новой программы);

. относится к систематическим рискам, т.к. на данном этапе проекта этап

подготовки преподавательского состава по регионам реализован не был;

. является риском внутренним, т.к. касается непосредственно системы

образования;

. относится к рискам персонала (его неподготовленности).