Анализ рисков проекта глобальной интернетизации школ России
Анализ рисков проекта глобальной интернетизации школ России
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт инноватики и логистики
Кафедра Инновационного менеджмента
Домашнее задание №1
Риск и неопределенность в проектах
Анализ рисков проекта глобальной интернетизации школ России.
(Эксперт, "Интернет-Образование" специальный выпуск от 16 октября 2000
года)
ВЫПОЛНЕНО студенткой V курса дневного
отделения
Специальность «Маркетинг»
Большаковой Еленой Борисовной
ПРОВЕРЕНО «___» _____________ 2002 года
Быковым М.Б.
_____________________________________
ЗАЩИЩЕНО «___» _____________ 2002 г.
с оценкой
«_____________________________»
________________________________________
Москва, 2002
|Эксперт, "Интернет-Образование" специальный выпуск от 16 |ИНТЕРНЕТ И |
|октября 2000 года |ОБРАЗОВАНИЕ |
| | |
Сеть для школы
Государство и общество осознали необходимость подключения российских школ к
Интернету
Компьютер и Интернет наконец осознаны как необходимые предметы школьной
обстановки. В программе стратегического развития России на 2001-2010 годы,
больше известной как программа Грефа, в разделе, посвященном образованию,
правительство обещает "обеспечить до 2005 года компьютерными классами,
подключенными к глобальной Сети, не менее 60% общеобразовательных школ".
Цифра на первый взгляд утопическая. Но сейчас уже очевидно, что затягивание
с технологической реформой образования грозит России все усиливающимся
отставанием от развитых стран. Ведь образование - один из базовых
параметров, обеспечивающих развитие экономики и общества в целом.
Аналитики считают, что информация в следующем веке будет главным
богатством стран. На Западе политики, стоящие у власти, видят в именно
ускоренном развитии информационных технологий, а не в мощи пушек и в
богатстве недр, ту основу, которая обеспечит их странам конкурентное
преимущество и стабильное развитие в будущем. Поэтому и приняла в компаниях
колоссальный размах "гонка за мозгами". Информационные технологии
массированно внедряются в производство, и уже в отношении любой отрасли
немыслимо говорить о грамотном специалисте, если он не умеет работать с
информацией. По всему миру люди учатся чуть не с младенческого возраста и
до самых седин. Только в США в этом году за виртуальные парты сядет в общей
сложности 1 млн. человек - от школьников начальных классов до топ-
менеджеров транснациональных компаний. В России же тех, кому доступны новые
образовательные технологии, пока на порядок меньше.
Учить по-новому
Зная нынешнее состояние дел в нашем образовании, трудно представить
себе, что российские дети, живущие в отдаленных поселках, куда дрова
завезти проблема, через пять лет без проблем будут работать на чем-нибудь
"Intel inside". У нас из 69 тысяч школ не наберется трех тысяч, которые
имели бы доступ в Интернет. Даже в Москве на один персональный компьютер
приходится 200 учеников. И вопрос компьютеризации и интернетизации школы
стоит острее, чем в какой бы то ни было другой отрасли, потому что никакой
прорыв в будущем не возможен, если у нынешних детей не будут сформированы
навыки активного воздействия на складывающуюся информационно-
технологизированную реальность. Сердцевиной реформы образования должен
стать переход к открытому образованию, позволяющему детям самостоятельно
выбирать траекторию обучения, углубленно изучать избранный предмет еще в
школе, считает один из идеологов реформы образования ректор Высшей школы
экономики Ярослав Кузьминов, интервью с которым мы публикуем в этом
выпуске. Но переход на новые образовательные технологии невозможен без
тотального переоснащения школы. Компьютер, новые мультимедийные технологии
и Интернет могут дать отдаленным школам доступ к образовательным ресурсам
единого для всей страны качества, а значит, обеспечить всем гражданам
страны равный доступ к знанию.
Бюджетные приоритеты
В текущем году при увеличении бюджетных расходов на социальную сферу в
среднем на 37% расходы на образование были увеличены на 50%. Впервые с 1992
года образование действительно получило прибавку. Однако достаточно ли этих
средств, чтобы реанимировать систему образования в целом? Министр
образования России Владимир Филиппов, принявший участие в "круглом столе",
посвященном стратегии интернетизации школы, считает, что "достаточных
средств нет, и в ближайшие пять лет не будет. Будут необходимые". В
следующем году ассигнования еще вырастут, и дополнительно к ним решением
президента из Федеральной программы развития образования выделен 1 млрд
рублей на приобретение компьютеров. Школы в регионах получат эти деньги при
условии, что к финансированию на паритетных началах подключатся местные
власти. О своей готовности участвовать в этой программе уже заявили глава
администрации Воронежской области Иван Шабанов, губернатор Самарской
области Константин Титов, губернатор Новосибирской области Виктор
Толоконский и губернатор Томской области Виктор Кресс, которых мы попросили
принять заочное участие в нашем "круглом столе".
Вдобавок ко всему бюджет образования становится теперь
"инвестиционным", в него включен так называемый бюджет развития, то есть
средства, предназначенные исключительно на укрепление материальной части, в
том числе на закупку компьютеров и подключение школ к Интернету,
неразменные на текущие платежи.
И все же двух миллиардов рублей, которые могут быть собраны, хватит на
75-76 тысяч компьютеров. У нас 40 тысяч школ, расположенных на селе и в
малых городах, так что в большинстве из них полноценных компьютерных
классов не получится. Правые силы в Думе добиваются увеличения доли
расходов на образование в бюджете, сообщил лидер СПС Борис Немцов, и есть
надежда на принятие такого решения Госдумой, поскольку избирателям вряд ли
понравится обратное. Но власти рассчитывают, что эту программу поддержит и
бизнес.
Технология и психология
Обучение школьников компьютерному делу следует вести параллельно с
оснащением школ техникой, но до того еще следует научить работать с
компьютером и Интернетом учителей, пока не слишком еще готовых к новым
веяниям. Такую задачу ставит своей целью организатор "круглого стола"
Федерация интернет-образования, созданная нефтяной компанией "ЮКОС". В
рамках реализуемого федерацией масштабного проекта "Поколение.ru"
предполагается обучить работе с Интернетом четверть миллиона учителей в 50
регионах страны. Летом этого года курсы федерации окончили первые
выпускники.
Понимая важность обмена методологической информацией, Федерация
интернет-образования на минувшей неделе открыла специализированный портал
"Учитель.ru", где учителя могут обсудить между собой и со специалистами
возникающие сложности и где собираются данные об имеющихся методиках
обучения по различным предметам с использованием Интернета. "Посмотрите,
сколько нулей в таблице, где мы свели эти данные, - говорит директор по
развитию Федерации интернет-образования Ирен Нелсон. - Наша задача -
заполнить эти пробелы".
Задачу технического переоснащения школы решить нужно - это ни у кого
уже сомнений не вызывает, подчеркивали участники "круглого стола". Теперь
важно добиться систематизации этой работы и объединения усилий всех
заинтересованных в развитии школы сторон: реформаторов в правительстве,
здравомыслящих сенаторов и депутатов, понимающих свою ответственность перед
обществом, бизнесменов. Это позволит оптимально распорядиться появившимися
наконец у образования ресурсами, такой вывод сделали участники "круглого
стола".
1. Описание проекта
Проект глобальной интернатизации школ России, являющийся частью
программы Грефа, заключается в основном в том, что компьютер, новые
мультимедийные технологии и Интернет могут дать отдаленным школам доступ к
образовательным ресурсам единого для всей страны качества, а значит,
обеспечить всем гражданам страны равный доступ к знанию. В программе
стратегического развития России на 2001-2010 годы в разделе, посвященном
образованию, правительство обещает "обеспечить до 2005 года компьютерными
классами, подключенными к глобальной Сети, не менее 60% общеобразовательных
школ". Обучение школьников компьютерному делу следует вести параллельно с
оснащением школ техникой, но до того еще следует научить работать с
компьютером и Интернетом учителей, пока не слишком еще готовых к новым
веяниям. Такую задачу ставит своей целью организатор "круглого стола"
Федерация интернет-образования, созданная нефтяной компанией "ЮКОС". В
рамках реализуемого федерацией масштабного проекта "Поколение.ru"
предполагается обучить работе с Интернетом четверть миллиона учителей в 50
регионах страны.
2. Факторы риска, упоминаемые в статье
1. … правительство обещает "обеспечить до 2005 года компьютерными классами,
подключенными к глобальной Сети, не менее 60% общеобразовательных школ".
Цифра на первый взгляд утопическая… - несоизмеримость планируемых
действий с реальными возможностями.
2. … затягивание с технологической реформой образования грозит России все
усиливающимся отставанием от развитых стран… - утрата конкурентной
позиции на мировом рынке образования.
3. …что российские дети, живущие в отдаленных поселках, куда дрова завезти
проблема, через пять лет без проблем будут работать на чем-нибудь "Intel
inside"… - неразвитая инфраструктура в регионах.
4. … что "достаточных средств нет, и в ближайшие пять лет не будет. Будут
необходимые"… - недостаток финансирования.
5. … до того еще следует научить работать с компьютером и Интернетом
учителей, пока не слишком еще готовых к новым веяниям… - неготовность
преподавателей к новой системе образования.
3. Анализ интересов участников проекта
Данный проект является областью пересечения интересов 4 сторон:
Министерства Экономики, Министерства Образования, Администраций Регионов и
Федерации Интернет-Образования.
Герман Греф, представляющий интересы Министерства Экономики в данном
проекте - фактический инициатор программы стратегического развития России,
частью этой программы и является глобальная интернетизация российских школ
с целью доступа к общероссийским ресурсам и возможностью получения единого
образования.
Владимир Филиппов, министр образования, придерживается обычной для
страны позиции урезания бюджета на самые главные сферы жизни страны. В
данном случае своими словами он выражает свое несогласие с позицией Грефа,
не желая обеспечивать столь необходимую для страны программу и видимо не
понимая, что с каждым месяцем и годом Россия всё больше утрачивает свою
позицию страны с лучшим в мире образованием.
Главы Администраций Регионов (глава администрации Воронежской области
Иван Шабанов, губернатор Самарской области Константин Титов, губернатор
Новосибирской области Виктор Толоконский и губернатор Томской области
Виктор Кресс) поддерживают идею интернатизации и выражают свою согласие,
предлагают поддержку.
Федерация Интернет-Образования, созданная нефтяной компанией «ЮКОС»,
ставит задачу обучения школьников компьютерному делу, которое следует вести
параллельно с оснащением школ техникой, но до того еще следует научить
работать с компьютером и Интернетом учителей, пока не слишком еще готовых к
новым веяниям.
В целом государство делает бюджет образования "инвестиционным", в него
включен так называемый бюджет развития, то есть средства, предназначенные
исключительно на укрепление материальной части, в том числе на закупку
компьютеров и подключение школ к Интернету, неразменные на текущие платежи.
И все же двух миллиардов рублей, которые могут быть собраны, хватит на 75-
76 тысяч компьютеров, то есть в большинстве школ полноценных компьютерных
классов не получится. Власти рассчитывают, что эту программу поддержит и
бизнес.
4. Анализ факторов риска проекта
1. несоизмеримость планируемых действий с реальными возможностями:
. спекулятивный риск, т.е. для точного планирования и заявлений о
сроках реализации проекта необходимо учитывать финансовый фактор,
затраты должны быть тщательно просчитаны, в результате правильных
подсчетов такой риск отпадёт;
. скорее относится к систематическим рискам, т.к. тенденция «обещаний»
распространяется на все сферы, особенно, на социальные;
. относится к внутренним рискам на государственном уровне, т.к.
существует внутри государства и к внешним, рассматривая
межведомственную ситуацию, существует не только на стадии разработки,
но и на стадии реализации.
2. утрата конкурентной позиции на мировом рынке образования:
. является результатом неопределенности сроков реализации проекта
(фактических сроков, а не планируемых) и непонимания важности позиции
России на мировом рынке образования;
. риск является спекулятивным, т.к. Россия – не первая страна (а, даже
скорее, последняя), реализующая данный проект;
. относится к внутренним рискам на стадии роста при разработке
внутреннего графика реализации проекта, логистическим риском при
реализации проекта и стратегическим при принятии решений;
. риск снижается при осознании роли образования и, следовательно, при
достаточном финансировании этой сферы.
3. неразвитая инфраструктура в регионах:
. является спекулятивным риском, однако государству гораздо удобнее
причислять этот риск к чистым;
. риск систематический, т.к. в отдаленных районах инфрастуктура не
развита вообще (речь идёт не просто о какой-то недооснастке какой-
либо техникой, а о неразвитости в целом, особенно, в деревнях);
. является больше внутренним риском, т.к. действует применительно к
каждому отдельно взятому населенному пункту или учебному учреждению,
однако, учитывая сложившуюся в стране ситуацию, риск запросто может
быть причислен к внешним;
4. недостаток финансирования:
. приводит к неопределенности финансово-экономических показателей
реализации проекта (особенно, когда неизвестно точно, какая всё-таки
сумма будет перечислена на образование);
. риск является спекулятивным, т.к. на него возможно повлиять
(привлечь, например, иностранные инвестиции на развитие этой
программы);
. относится к внутренним операционным рискам;
. относится также к неэффективности управления вследствие
криминализации финансовых сфер.
5. неготовность преподавателей к новой системе образования:
. относится к спекулятивным рискам (в проекте предусматривается
подготовка преподавателей для новой программы);
. относится к систематическим рискам, т.к. на данном этапе проекта этап
подготовки преподавательского состава по регионам реализован не был;
. является риском внутренним, т.к. касается непосредственно системы
образования;
. относится к рискам персонала (его неподготовленности).