Анализ товарного рынка основных продуктов питания

Анализ товарного рынка основных продуктов питания

№ 2.2 Анализ уровня концентрации и степени конкурентной среды на рынке

хлебопродуктов.

Для определения уровня концентрации используется коэффициент

концентрации производства (G), который рассчитывается по формуле:

G(2) = (V1+V2)/Vт.р. *100%,

где V1 и V2 – объёмы производства двух хозяйствующих субъектов на товарном

рынке, а Vт.р. – объём товарного рынка.

Таким образом, в базисном периоде:

G(2) = 32.39 %

G(4) = 43.02 %

G(6) = 48.21 %

G(8) = 52.78 %

HHI = 756.58,

т.е. рынок не монополизирован и включает более десяти хозяйствующих

субъектов.

В отчётном периоде:

G(2) = 39,66 %

G(4) = 52,37 %

G(6) = 58,55 %

G(8) = 63,36 %

HHI = 950.84,

т.е. рынок не монополизирован и включает более десяти хозяйствующих

субъектов.

Так как коэффициент концентрации (G(4)) в отчётном периоде четырёх

хозяйствующих субъектов больше 45 % и индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

стремиться к 1000, то за анализируемый период степень конкурентной среды на

товарном рынке хлебопродуктов ослабла, а уровень монополизации увеличился.

№ 2.3 Оценка степени дефицитности данного товарного рынка

Для оценки дефицитности товарного рынка необходимо определить влияние

четырёх факторов на коньюктуру данного товарного рынка (общеэкономическая

или общехозяйственная коньюктура (ЭК), влияние спроса с учётом

платёжеспособности (С), влияние предложения (П), влияние ценовой

эластичности спроса (Ц).

Интегральный показатель степени дефицитности товарного рынка

вычисляется о формуле:

Д = ЭК+С+П+Ц.

ЭК может принимать значения от 0 до 0,4. Если показатель принимает

минимальное значение, то экономическая коньюктура способствует

затовариванию рынка. Если показатель принимает максимальное значение, то

экономическая коньюктура способствует возникновению дефицита. В нашем

случае, на примере рынка хлебопродуктов в Читинской области, ЭК примем –

0,2, т.к. предложение полностью удовлетворяет спрос на хлебопродукты, а

затоваривания не наблюдается.

С принимает значения от 0 до 0,2. Если С=0, то спрос уменьшается

более, чем на 10%. Если С=0,2, то спрос увеличивается более, чем на 10%.

Если с=0,1, то возникает равновесие, т.е. спрос не изменяется. Здесь

принимается во внимание динамика потребления хлебопродуктов (относительно

устойчива), экономическую ситуацию потребителей (среднедушевые доходы

увеличились за этот период на 357,7%), а также взаимозаменяемость с другими

товарами (см. пункт № 2.1). Таким образом, можно сделать вывод о равновесии

на рынке хлебопродуктов, т.е С=0,1.

П изменяется в пределах от 0 до 0,3. Если П=0, то предложение

увеличивается более, чем на 10 %. Если П=0,15, то предложение не

изменяется. Если же П=0,3, то предложение уменьшается более, чем на 10 %.

Здесь учитывается объём собственного производства, импорт (в наш регион

хлебопродукты не ввозятся, т.к. это экономически невыгодно) и т.д. В нашем

случае примем П=0,15, т.к. предложение не изменяется.

Ц изменяется в пределах от 0 до 0,1. Если Ц=0, то эластичность спроса

высокая. Если Ц=0,1, то продукт слабо реагирует на изменение его цены. Если

Ц=0,05, то эластичность нормальная. На нашем товарном рынка (рынок

хлебопродуктов в Читинской области) Ц =0,1, т.к. хлеб и хлебопродукты слабо

реагируют на изменение их цены, потому что относятся к товарам первой

необходимости.

Таким образом интегральный показатель степени дефицитности равен:

Д=0,2+0,1+0,15+0,1=0,55

Это свидетельствует об относительно устойчивом состоянии товарного

рынка хлебопродуктов в Читинской области.