Автомобильная промышленность

Автомобильная промышленность

Российская Экономическая академия им.Плеханова

По предмету: “Размещение производственных сил ”

На тему: “Автомобильная промышленность в РФ и СНГ(частично)”

Работу выполнил

студент группы 9104

Ковалюк В.С.

Москва 2000

План

Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX -ом веке.

II. Общая характеристика автомобильной промышленности.

III. Факторы, влияющие на размещение отрасли.

IV. Современная география автомобильной про мышленности.

V. основные проблеемы и перспективы дальнейшего развития автомобильной

промышленности.

Заключение

I. Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX –ом

веке.

Автомобиль, автомобильная магистраль, автомобильный парк,

автомобильная промышленность, автомобильный транспорт, автомобильные

войска вооруженных сил и правоохранительных органов, автомобильный спорт,

автомобильный полигон, автомобильный рынок, автоводитель-профессионал и

автоводитель-любитель - вот тот небольшой перечень понятий, который

отражается во всех энциклопедиях и словарях и представляет собой

совокупность функций, предметов и действий, пронизывающих жизнь

современного индустриального общества.

Что такое автомобильная промышленность в современном постиндустриальном

государстве? Эту отрасль по своей структуре, массовости и объемам

производства в настоящее время, проведя аналогии, можно сравнить с такими

новыми постиндустриальными отраслями, как вычислительная техника и

информационные технологии: огромные национальные и международные

автомобильные и компьютерные корпорации; высокий уровень кооперации

производственного процесса; всепроникающие системы сервисного

обслуживания автотранспорта и информационных технологий; наличие и

постоянный рост, с одной стороны, огромного количества высококлассных

специалистов и, с другой, массовое использование как автомобилей, так и

компьютеров квалифицированными пользователями, обладающими необходимым

уровнем знаний, которые к настоящему времени представлены практически

всем взрослым населением страны, включая учащихся. Таким образом, и

автомобиль, и компьютер представляют собой коммуникационную среду

современного постиндустриального общества.

Как и во многих других странах, в России автомобильная

промышленность получила своё развитие в развитых машиностроительных

центрах (Ярославль, Нижний Новгород,Москва), где было налажено в

основном мелкосерийное производство автомобилей. После революции в Москве

построили завод ЗИЛ, который изначально был задуман как завод,

специализирующийся на выпуске грузовых автомобилей, так как именно они

требовались стране, в частности, для поднятия сельского хозяйства и

моторизации армии. Но один ЗИЛ не мог обеспечить всю страну грузовиками.

Поэтому для более полного обеспечения грузовиками страны под умелым

руководством Сталина и Форда в рекордные сроки возвели завод ГАЗ. Страна

более-менее выходит из кризиса, городу требуются транспортные средства,

начинается выпуск легковых автомобилей на заводе КИМ.

Основную роль в сдвиге в размещении автомобильной промышленности

сыграла Великая Отечественная война. Т.к. немцы вели бомбёжку,

принимается решение частично перенести автомобилестроительные заводы в

восточную часть России, в целях обеспечения бесперебойного производства

автомобилей, в частности ЗИЛ был перенесён часть в МИАСС (Ныне УралАЗ),

а часть в Ульяновск (УАЗ). В то время запасные части, в частности

кованые и штампованные делали и заготовки, делал Челябинский завод

кузнечно-прессового оборудования. Осуществлял производство карбюраторов,

радиаторов и других узлов систем питания, охлаждения и смазки Шадринский

автоагрегатный завод.

Автомобильная промышленность Российской Федерации на протяжении всех

послевоенных лет наращивала как объем выпуска продукции, так и свой

научно-технический потенциал, постоянно уменьшая разрыв в техническом

уровне между отечественными машинами и лучшими зарубежными аналогами.

Однако общая нестабильная экономическая и политическая обстановка,

сложившаяся в стране в последние годы, привела вначале к замедлению

темпов роста, а в 1991 - 1994 гг. - и к существенному сокращению

производства автомобильной техники, объема выполняемых научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эта проблема стала

особенно острой в научно-исследовательских институтах отрасли: они

практически полностью прекратили поисковые исследования и разработку

перспективных концептуальных машин, их узлов и систем, что, безусловно,

отразилось на техническом уровне наших автомобилей.

Главные причины такого положения –

1)это существенное сокращение государственного финансирования научных

разработок;

2)незаинтересованность предприятий вкладывать деньги в долгосрочные

проекты.3)определенная растерянность руководства научно-

исследовательских и опытно-конструкторских организаций, их неготовность

искать новые формы работ и организации своей деятельности. Правда, в

последнее время многие научно-производственные организации, институты и

заводские конструкторские подразделения вместе с вновь созданными

государственными и коммерческими структурами начали приспосабливаться к

новым, рыночным условиям. Доказательство тому - возобновление в 1993 г.

работ по созданию программ развития автомобилестроения в Российской

Федерации и ряде других государств СНГ, развитию автобусостроения и др.

II. Общая характеристика автомобильной промышленности.

Состояние дел в отечественном автомобилестроении в настоящее время

нестабильно.

Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 1992 г. вызвал

неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку оборотных средств,

сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового

положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности,

свертывание долгосрочных строительных программ. О глубоком свертывании

деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393

пусковых объектов автомобильной промышленности, финансируемых за счет

средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на

трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.Хотя в общем за эти

10 лет структура автомобильной промышленности не претерпела значительных

изменений:новых крупных производителей не появилось,концентрация

производства не уменьшилась,а конкуренция между крупными автозаводами

практически отсутствует.

В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении,

усиливаются центробежные тенденции в отношениях между традиционными

партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались

разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств.

таблиц Для наглядности приведу несколько таблиц:

ТАБЛИЦА 1 [pic]

В автомобилестроении (без учета производства мотоциклов и велосипедов)

в апреле 1998 года по сравнению с апрелем 1997 года произошло увеличение

объема производства продукции в штучном выражении на 6.3%. Наилучший

результат по сравнению с апрелем 1997 года зафиксирован в производстве

троллейбусов (рост производства составил 57.1%). Наихудший результат

зафиксирован в производстве автобусов (падение производства составило

17.5%).

По сравнению с предыдущим месяцем (мартом 1998 года) в апреле 1998 года

рост производства составил 3.5%. Следует отметить, что в апреле 1997 года

рост производства в автомобилестроении по сравнению с мартом 1997 года

составлял 9.6%. Таким образом, наблюдается незначительное снижение темпов

роста производства в данной подотрасли машиностроения. Наилучший результат

по сравнению с предыдущим месяцем в апреле 1998 года зафиксирован в

производстве легковых автомобилей (рост 4.2%). Наихудший – в производстве

автобусов (падение 11.3%)

Рост производства за первые 4 мес. 1998 года по сравнению с аналогичным

периодом 1997 года составил 6.8%. Наибольший рост наблюдался в производстве

троллейбусов – 26.1%. Наименьший рост – в производстве легковых автомобилей

(4.7%).

По предварительным данным Госкомстата, в мае 1998 года по сравнению с

апрелем 1998 года в автомобилестроении произошло падение

производства на 27.6%. Если эти данные подтвердятся, то можно говорить о

начале очередного спада в отечественном автомобилестроении после более чем

3-летнего роста. Последний раз падение производства в автомобилестроении в

штучном выражении продукции было зафиксировано по итогам 1994 года по

сравнению с 1993 годом. Тогда падение составило более 40%. Причиной резкого

сокращения производства в мае 1998 года может служить кризис

перепроизводства на АвтоВАЗе. Продукция АвтоВАЗа составляет более 60%

продукции отечественного автомобилестроения, что ставит в зависимость

результаты всей отрасли от состояния производства на данном заводе.

Снижение производства на АвтоВАЗе в результате оказало негативное влияние

не только на автомобилестроение, но и на все машиностроение в целом.

Производство грузовых автомобилей

Уже второй месяц подряд российским предприятиям удается перевыполнять

среднемесячный плановый показатель производства грузовых автомобилей в 1998

году. В апреле текущего года грузовых автомобилей в России было выпущено на

3.3% больше, чем в марте, и на 0.5% больше, чем за аналогичный месяц

предыдущего года. Правда, следует отметить, что в апреле 1997 года по

сравнению с мартом 1997 года рост производства был значительно большим –

14.9%. Таким образом, в производстве грузовых автомобилей, как и в целом по

автомобилестроению, наметилось снижение темпов роста.

|Основную массу грузовых автомобилей в настоящий момент производят 3 |

|предприятия, которые заняли 92% рынка. Наиболее динамично развиваются |

|те заводы, которые еще год назад были в затруднительном положении – |

|Ижмаш и ЗИЛ. Ульяновскому автозаводу пока удается превосходить |

|прошлогодние результаты, но по сравнению с предыдущими месяцами |

|текущего года у него заметно снижение объемов производства, что можно |

|объяснить частыми остановками конвейеров на ремонт и переналадку. |

| |

|Таблица 1.1 |

|Производство грузовых автомобилей предприятиями России|

|в январе – апреле 1998 года |

|Предприя|Апрель|К |К марту|Январь |К январю –|

|тие |1998 |апрелю |1998 |– |апрелю |

| |года |1997 |года, %|апрель |1997 года,|

| | |года, %| |1998 |% |

| | | | |года | |

|ЗИЛ |2250 |151.1 |102.7 |7925 |165.4 |

|ГАЗ |8285 |103.4 |102.8 |32506 |114.1 |

|КамАЗ |115 |5.9 |1642.9 |123 |4.6 |

|УралАЗ |322 |70.0 |91.7 |1293 |98.5 |

|АвтоУАЗ |2414 |130.3 |87.1 |8955 |167.2 |

|ОЗТП-Сар|4 |80.0 |25.0 |20 |222.2 |

|мат | | | | | |

|Уральски| | | | | |

|й |62 |72.1 |66.0 |389 |111.1 |

|автомото| | | | | |

|рный | | | | | |

|завод | | | | | |

|Ижмаш |688 |340.6 |338.9 |1177 |151.3 |

|Брянский| | | | | |

|автозаво|- |- |- |3 |75.0 |

|д | | | | | |

|Всего |14140 |100.5 |103.3 |52391 |119.7 |

|Производство легковых автомобилей. |

|В производстве легковых автомобилей, так же как и в производстве грузовых|

|автомобилей, второй месяц подряд происходит перевыполнение |

|среднемесячного плана. Суммарный результат апреля приблизился к |

|среднемесячному результату 1990 года. Рост производства в апреле 1998 |

|года по сравнению с аналогичным месяцем 1997 года составил 8.4%. Это |

|второй показатель после производства троллейбусов, что особенно |

|примечательно, так как легковые автомобили – это 80% всего российского |

|автомобилестроения (в штучном выражении продукции без учета производства |

|мотоциклов и велосипедов). Рост произошел несмотря на сокращение |

|производства почти всеми заводами и был в основном обеспечен крупнейшим |

|российским производителем легковых автомобилей – АвтоВАЗом. Наибольшие |

|темпы роста по сравнению с прошлым годом показывает постепенно выходящий |

|из кризиса Москвич. Второе по объему выпускаемых легковых автомобилей |

|предприятие – ГАЗ – в апреле несколько снизило производительность по |

|сравнению с апрелем прошлого года. По сравнению с мартом 1998 года рост |

|производства был не столь значительным – 4.1%. По данному соотношению |

|увеличение объемов выпущенной продукции показали почти все предприятия, |

|за исключением КамАЗа и СеАЗа, имеющие долю на данном секторе |

|автомобильного рынка всего 2.5%. Важным фактом является наметившийся рост|

|производства легковых автомобилей после нескольких месяцев спада на |

|Горьковском автозаводе. В несколько раз нарастил производство по |

|сравнению с предыдущим месяцем Ижмаш. Однако уровня прошлого года |

|удмуртское предприятие до сих пор достигнуть не может. |

|Производство автобусов. |

|Текущая динамика производства данного вида продукции пока демонстрирует |

|наихудшие результаты в автомобилестроении и отстает от запланированных |

|среднемесячных показателей, что в основном связано с сокращением объема |

|производства автобусов, наблюдаемым у лидера на этом сегменте |

|автомобильного рынка – АвтоУАЗа, который изготавливает более 40% |

|производимых в России автобусов. Два других крупнейших производителя |

|автобусов – ГАЗ и ПАЗ – наращивают производство очень незначительными |

|темпами. |

|Тем не менее за первые 4 мес. 1998 года производство автобусов |

|превосходит результат аналогичного периода 1997 года на 13.4% |

|На результат мая в большей степени окажет влияние тот факт, что, по |

|предварительным данным, общий объем производства на АвтоУАЗе в мае 1998 |

|года сократился по сравнению с апрелем на 8%, а за первые 5 мес. 1998 |

|года увеличился на 29.9% по сравнение с аналогичным периодом 1997 года. |

|По словам госкомстата, в 1999 г было произведено всего 1 млн 180 тыс |

|автомобилей, в том числе 955 тыс легковых машин. Говоря о ситуации в |

|текущем году, в январе объем производство автомобильной промышленности |

|России вырос на 5,1 проц по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. |

|Всего в текущем году планируется произвести 180 тыс грузовых автомобилей,|

|что на 6 проц превышает прошлогодний показатель, 54 тыс автобусов, что |

|составит 4 проц роста к прошлому году. |

|Касается производства легковых автомобилей, то в ближайшем будущем |

|основными российскими автомобилями станут "Ока", "ВАЗ-1119" и семейство |

|автомобилей "ВАЗ-2110". Парк автомобилей может составить около 25 млн |

|машин против 19 млн в 1998 г. По-моему,надо сказать пару слов о самих |

|таблицах:они содержат наиболее полную информацию до 1999 года.Более новые|

|данные пока труднодоступны и неточны.например в ТАБЛИЦЕ 1 данные по |

|странам СНГ за 1998,99 года отсутствуют.И сказать что положение не |

|изменилось было бы в корне не верно.За это время образовалось несколько |

|совместных предприятий по производству легковых(FORD-ESCORT, FORD-TRANSIT|

|– в Беларуси, ЗАЗ-CRYSLER- на Украине и т.д) , грузовых и |

|автобусов(MAZ-MAN,MAZ-NEOPLAN,предприятия по сборке автобусов IKARUS и |

|MERSEDES) |

|III. Факторы, влияющие на размещение отрасли. |

|Факторами размещения принято считать совокупность различных |

|пространственных неравнозначных условий и ресурсов , при использовании |

|которых достигаются лучшие результаты с точки зрения избранных критериев |

|и поставленной цели размещаемых производственных объектов. |

|Различают следующие группы факторов: природные - количественные запасы и |

|качественный состав природных ресурсов , горно-геологические и другие |

|условия их добычи и использования, климатические, гидрогеологические, |

|орографические условия и т.д.; экологические - охранные и конструктивные |

|мероприятия по бережливому использованию природных ресурсов и обеспечению|

|здоровых жизненных и трудовых условий для населения; технические - |

|достигнутый и возможный уровень техники и технологии; социально – |

|демографические – обеспеченность трудовыми ресурсами , состояние |

|социальной инфраструктуры; экономические – экономико-географическое и |

|транспортное положение , стоимость, капитальных и текущих затрат, сроки |

|строительства, эффективность производства, назначение и качество |

|продукции, территориальные экономические связи и т.д. |

|На размещение автомобильной промышленности не влияют сырьевые и |

|топливно-энергетические ресурсы, слабо влияют районы потребления готовой |

|продукции, решающее влияние оказывают трудовые ресурсы. |

|IV. Современная география автомобильной промышленности. |

|Основные районы и центры специализации автомобильной отрасли |

|промышленности. |

|В автомобилестроении Российской Федерации сложилась четкая специализация |

|предприятий на выпуск отдельных типов машин . Только "старые" заводы в |

|Москве (ЗИЛ) и Нижнем Новгороде (ГАЗ) выпускают одновременно грузовые и |

|легковые машины. Все остальные специализируются на выпуске отдельных |

|видов и типов машин: грузовых машин среднего тоннажа в Центральном районе|

|(Москва, Брянск), в Волго-Вятском районе (Нижний Новгород), Уральском |

|районе (Миасс), грузовых машин небольшого тоннажа - в Поволжском районе |

|(Ульяновск). Автобусы разной вместительности производят в Центральном |

|районе (Ликино), в Волго-Вятском районе (Павлово), Уральском (Курган). |

|Легковые автомобили высшего класса выпускает Москва, среднего - |

|Волго-Вятский район (Нижний Новгород), малолитражные машины - Поволжский |

|(Тольятти), Центральный район (Москва), Уральский (Ижевск), а |

|микролитражные - Юго-Западный (Луцк) районы. |

|Возникнув в силу особенностей своего размещения в центральных районах |

|европейской части бывшего СССР (заводы Москвы, Горького, Ярославля), где |

|имелись наиболее благоприятные условия для организации внутри- и |

|межотраслевой кооперации , автомобилестроение в годы войны и послевоенные|

|годы стало развиваться в новых районах (Уральский, Поволжский). К этому |

|времени в этих районах также сложились необходимые условия для массового |

|производства сложной продукции автомобильной промышленности. Помимо |

|Центрального района в важный район автомобильной промышленности |

|превратился Поволжский, где к действующим заводам Тольятти и Ульяновске в|

|1976 г. прибавился Камский завод тяжелых грузовиков в г. Набережные |

|Челны. |

|Каждый из этих районов имеет свою специализацию (Центральныйглавным |

|образом на производстве грузовых машин, а Поволжский - преимущественно |

|легковых). Районы автомобильной промышленности формируются на Урале |

|(Ижевск, Миасс, Курган). В восточных зауральских районах страны |

|автомобилестроение только начинает складываться (Чита). Роль зауральских |

|заводов в производстве автомашин ещене велика. В этих районах только |

|формируются те предпосылки , которые обусловили создание районов |

|автомобильной промышленности в европейской части страны. |

|Автомобильная промышленность включает в свой состав помимо выпуска машин |

|также производство моторов , электрооборудования, подшипников, прицепов и|

|т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях. |

|Автомобильные моторы делают не только сами автозаводы, но и ряд |

|специализированных заводов (Ярославский – для грузовиков, Заволжский – |

|для автозавода в Нижнем Новгороде, Омский, Тюменский, Уфимский - для |

|"Москвичей"). |

|Большинство этих заводов разместилось вне центров автомобилестроения . |

|Они поставляют свою продукцию в порядке кооперации сразу нескольким |

|автозаводам (например, Ярославский - Минскому, Кременчугскому и др., |

|Омский, Тюменский и Уфимский – Московскому и Ижевскому автозаводам). |

|Как видим в бывшем Советском Союзе производство автотранспортных средств |

|располагалось неравномерно (большая часть автозаводов и заводов по |

|выпуску комплектующих изделий находится в России). Тем не менее почти |

|каждая бывшая республика СССР имела (и сохранила) монопольное |

|производство какого-либо изделия. Так, Украина – единственный |

|производитель средних городских, всех видов туристских и междугородных |

|автобусов, большегрузных лесовозов, трубовозов и многоцелевых |

|автомобилей, автопогрузчиков грузоподъемностью 5 т и выше, а также |

|легковых малолитражных автомобилей первой группы (типа "Таврия"). В |

|республике Беларусь сосредоточено производство тяжелых и сверхтяжелых |

|карьерных самосвалов грузоподъемностью 3О - 18О т и выше, большегрузных |

|магистральных автопоездов типа МАЗ, внедорожных и тяжелых самосвалов |

|МоАЗ. В Молдавии было создано уникальное производство большегрузных (11,5|

|и 22т) полуприцепов-рефрижераторов, в Грузии – специальных |

|сельскохозяйственных автопоездов с дизелями, в Армении – автопогрузчиков |

|грузоподъемностью 1 - 2 т и городских автофургонов грузоподъёмностью 1 т,|

|в Азербайджане – малых развозных рефрижераторов, в Киргизстане – |

|сельскохозяйственных самосвалов с предварительным подъемом кузова, в |

|Латвии - особо малых автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи, |

|выполняемых на их базе , в Литве – компрессоров для двигателей КамАЗ и |

|ЯМЗ и всех приводных цепей для бензиновых двигателей, мотоциклов и |

|велосипедов, в Эстонии - ремней безопасности. Аналогичные монополисты |

|имеются и в других бывших республиках. |

|После распада СССР хозяйственные связи нарушились, что привело к |

|сокращению выпуска и поставок необходимых изделий, у каждого суверенного |

|государства появилось желание организовать собственное производство |

|отдельных наиболее важных для него машин. Однако от желания до его |

|реализации - дистанция огромного размера. Организация собственного |

|производства автомобилей или их компонентов требует длительного времени и|

|больших затрат, которые, как показали первые проработки, оказываются не |

|по силам ряду суверенных государств. Кроме того, производство, |

|рассчитанное на удовлетворение собственных нужд, для большинства из них |

|оказалось бы малорентабельным или даже убыточным. |

|Расчеты доказали: с точки зрения как создания производства, так и |

|потребления его продукта необходимо самое тесное сотрудничество |

|государств. Подтверждает их и зарубежный опыт: автомобилестроение |

|мирового сообщества развивается по пути широкой интеграции научного и |

|промышленного потенциала всех стран, а катализаторами инте+ |

|грации выступают буквально несколько крупнейших фирм-производителей |

| |

|V. Основные проблемы,возможные пути их решения и перспективы развития |

|автомобильной промышленности. |

|О перспективах развития автомобилестроения в России. |

| |

|В преддверии ожидаемого экономического подъема Правительство РФ оказывает|

|приоритетную поддержку отечественному автомобилестроению, которое, по его|

|мнению, даст мощный импульс развитию ряда других отраслей экономики, |

|таких как металлургическая и химическая промышленность, отмечают СМИ |

|Запада. "Когда среднегодовая зарплата в стране приближается к стоимости |

|самой дешевой машины, начинается автомобильный бум, и Россия находится на|

|пороге такого бума.Его надо встретить не засильем импортных автомобилей, |

|а развитием собственного автомобилестроения. В то же время государство |

|будет поддерживать лишь небольшое число автомобильных заводов: как |

|свидетельствует мировая практика, 5-6 заводов смогут полностью насытить |

|автомобильный рынок России. |

|Обозреватели отмечают ярко выраженную ориентацию ведущих мировых |

|автомобилестроительных фирм на создание совместных предприятий в РФ с |

|целью выпуска популярных иномарок. Участие иностранных компаний в |

|развитии автомобильной промышленности РФ в конечном итоге будет |

|содействовать появлению конкурентоспособных российских автомобилей и |

|повышению занятости населения; |

|Американская корпорация "Форд" планирует инвестировать 150 млн. долларов |

|в создание СП с государственным предприятием "Русский дизель" в |

|Санкт-Петербурге, пишет "Файнэншл таймс". Согласно "Радио Свобода", на |

|первом этапе российско-американское СП предполагает производить 25 тыс. |

|автомобилей "Форд" на одном из заводов "Русского дизеля" в городе |

|Всеволжске. В отличие от заводов "Форд", построенных в последние годы в |

|Польше и Белоруссии, российско-американский проект предусматривает |

|создание предприятия с полным циклом сборки автомобилей, включающим |

|кузовные и покрасочные работы, указывают обозреватели. "Форд" хотел бы |

|открыть также свои предприятия в ряде других регионов РФ, в частности в |

|Удмуртии, передает Рейтер. |

|Зарубежные СМИ сообщают также о планах АО "АвтоВАЗ" и западногерманского |

|концерна "Адам Опель", являющегося филиалом компании "Дженерал моторс", |

|создать в Тольятти СП по выпуску 35-50 тыс. автомобилей в год. Как |

|отмечают специалисты "Дженерал моторс", бизнесплан СП будет готов уже в |

|ближайшие 4-5 месяцев. Первоначально "Дженерал моторс" и "АвтоВАЗ" |

|планировали построить сборочный завод совместно с финскими партнерами, |

|указывает Рейтер, замечая, что переговоры с финской государственной |

|компанией "Валмет" еще не завершены. |

|Производство автобусов "Вольво" начнется в мае текущего года в Омске, |

|сообщает "Радио Свобода". Ежегодно на Омском автомобильном заводе будут |

|собираться 250 машин, указывает "Файнэншл таймс", замечая, что уже |

|получен заказ на 107 автобусов от Сибирско-скандинавской автобусной |

|компании. Как заявили в интервью "Радио Швеция" представители концерна |

|"Вольво", первоначально в Омске будет производиться сборка машин из |

|комплектующих, доставленных из Швеции, а с августа - из деталей, |

|произведенных на омском заводе. |

|АО "КамАЗ" достигло предварительного соглашения с ЕБРР о реструктуризации|

|своей задолженности. Недавно руководство "КамАЗа" провело переговоры с |

|представителями ЕБРР в Лондоне и достигло принципиальной договоренности |

|об обмене долговых обязательств на акции, указывают зарубежные СМИ. В |

|1997 году из-за недостатка финансовых средств "КамАЗ" дважды останавливал|

|свое производство, в результате чего объем продукции составил лишь 12750 |

|грузовиков при плановом показателе 23500 грузовиков, в то время как в |

|1996 году завод произвел 20737 автомобилей, отмечают специалисты. |

|Также РОССИЯ ИМЕЕТ ШАНСЫ СТАТЬ |

|МИРОВЫМ ЛИДЕРОМ В ПРОИЗВОДСТВЕ |

|ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ |

|Тенденция развития мирового автомобильного рынка такова, что уже к 2025 |

|году половина транспорта планеты будет бегать на электричестве. У России |

|есть серьезный шанс выбиться в лидеры по производству именно |

|электромобилей. Уникальные конверсионные технологии позволяют получать |

|электричество напрямую из бензина, керосина, природного газа, метанола, |

|водорода или этилового спирта. КПД такой установки достигает 75% - в два |

|раза выше, чем у бензинового мотора. В Миннауки закончена работа над |

|концепцией развития российского электромобиля XXI века. По мнению ученых,|

|некоторые отечественные разработки на 3-4 года опережают зарубежные. Но |

|надо спешить. Если упустить момент, то конкуренты, как и в других |

|областях, уйдут вперед. А догонять - значит проигрывать. |

|ПРОБЛЕМЫ,ПУТИ ИХ РЕШЕНИЙ. |

|Автомобилестроение: проблемы промышленно-экономического восстановления |

|Назревшие к концу 80-х годов социально-экономические проблемы, |

|последующие кардинальные преобразования в стране с их драматическими |

|результатами привели общество к глубокому системному кризису, преодоление|

|которого требует выработки производственных программ, профессиональных |

|практических действий и создания среди широких слоев населения |

|психологической уверенности в эффективности последующих хозяйственных |

|решений. |

| |

|Обострившийся спектр проблем, связанных с национальной безопасностью |

|также определяется необходимостью восстановления отечественной |

|промышленности и стабилизацией на этой основе социально-экономической |

|обстановки. |

| |

|В этой связи рассмотрим вопросы возрождения автомобилестроения и смежных |

|с ним отраслей, автомобилестроение - это, пожалуй, единственная |

|промышленная система, представленная в мире массовым шоу-бизнесом, |

|сформировавшимся в целую индустрию, которая обеспечивает стимулирование |

|развития широкого спектра научно-технических и финансово-экономических |

|исследований, а также формирование массового экономического сознания. К |

|сожалению, внимание большинства экономических структур в стране |

|сосредоточено преимущественно на вопросах иностранной финансовой помощи. |

|С учетом изложенного более подробно рассмотрим совокупность этих проблем.|

| |

|Происходящая деградация отечественной промышленности, разрушение |

|производительных отраслей народного хозяйства именно таким образом |

|превращают страну в сырьевой придаток других более развитых государств. |

|Все эти обстоятельства радикально меняют социально-экономическое |

|положение в стране, определяя ее изменяющееся место в мире, включая |

|военное и политическое, а также направленность и характер социального и |

|культурного развития. |

|Необходимость и возможность понимания того, что происходит в |

|действительности, определяются состоянием экономической науки и массового|

|общественного сознания. В этой связи отметим, что мир экономики слишком |

|многообразен, внутренне сложен и противоречив, чтобы укладываться в рамки|

|преимущественно здравого смысла, а поэтому только научный анализ |

|происходящего, опирающийся на позитивные практические действия по |

|преодолению системного кризиса, может привести к стабилизации |

|отечественного производства. |

|В усложняющейся ситуации наиболее важным вопросом является необходимость |

|обеспечения способности к росту эффективности принимаемых экономических |

|решений на всех уровнях производственной деятельности - от массовых |

|хозяйственных до глобальных концептуальных решений экономической политики|

|государства. |

| |

| |

|К сожалению, в ближайшие годы восстановление, а затем и рост объемов |

|производства будут идти не за счет инновационных усилий и других |

|радикальных, но капиталоемких мер, необходимость которых бесспорна, а |

|главным образом за счет возможностей самой отрасли. Появляются и надежды |

|на то, что правительство все-таки сделает шаги, направленные не на |

|окончательное удушение, а на возрождение и развитие промышленности, |

|прежде всего ее основы - машиностроения. В пользу этого говорит многое: и|

|общественный настрой, и отрезвление ведущих экономистов, постепенно |

|становящихся на позиции здравомыслия, да и хотя бы то, что "дальше ехать |

|некуда". Если же этого не будет, машиностроение, в том числе такая его |

|высокотехничная отрасль, как автомобильная, обладающая, несмотря ни на |

|что, все еще достаточно мощным потенциалом, зачахнет вместе со всеми |

|своими многоотраслевыми кооперантами. |

|Основная часть предприятий уже проанализировала свои возможности и пути |

|восстановления прежних объемов выпуска продукции, сохранения рабочих мест|

|в новых, исключительно неблагоприятных условиях. Причем сделала это |

|квалифицированно. Гарантия тому - опыт и знания руководства, накопленные |

|десятилетиями работы в сложнейших условиях, без поблажек и льгот по |

|финансированию, материально-техническому обеспечению, уровню |

|вознаграждения и т.п. |

|Ведь нельзя не признать, что заводы еще функционируют именно благодаря |

|директорскому корпусу, действующему вопреки мрачным прогнозам |

|корифеев-экономистов, которые четвертый год грозят массовой безработицей |

|и, вероятно, не отдают себе отчета в социальных последствиях этой опасной|

|для обнищавшего общества пропагандистской кампании. |

|Однако нельзя не видеть и того, что уже начались изменения в составе |

|руководства автозаводов, далекие от позитивных и снижающие уровень его |

|компетентности. По данным некоторых источников, директорский корпус, если|

|брать его в целом, пока еще вполне в состоянии поднять нагрузки, в числе |

|которых важнейшая: восстановить трудовые навыки, утерянные коллективами |

|за годы шатаний. |

|Тем не менее даже самым опытным руководителям придется (и нужно) |

|пересмотреть многие из привычных своих представлений. В частности, |

|отказаться от такого: высокая серийность есть сугубо положительный |

|организационно-производственный фактор, ибо она позволяет оснащать |

|производство автоматизированным узкоспециализированным оборудованием, |

|обеспечивать высокие унификацию изделий и их конструктивную |

|долговечность. Теперь нужен другой взгляд: такое оборудование |

|технологически консервативно, не дает возможности учитывать динамику |

|развития конкурентов, что в условиях рынка смертельно опасно.Большинству |

|предприятий именно самим предстоит наработать идеи и методы, изыскать |

|ресурсы для восстановления и увеличения объемов производства, создания |

|предпосылок освоения требуемых рынком изделий. |

|Направления приложения усилий могут быть следующие. Во-первых, частичная |

|модернизация изделий. Она, в принципе,требует сравнительно небольших |

|глубины изменений и затрат. Однако характер изменений должен быть |

|достаточным, чтобы обеспечить устойчивый сбыт изделия, и в целом |

|экономически целесообразным. |

|В этом случае у производителя и поставщиков сохраняется неизменными |

|большая часть основных фондов, сокращаются сроки и объемы подготовки |

|производства, остается клиентура, привыкшая к изделию, и т.п. |

|Модернизация требует высокой квалификации в первую очередь дизайнеров, |

|ибо, если ограничиться только улучшением технических характеристик при |

|малоощутимых изменениях дизайна и декора, то в итоге можно получить при |

|старых внешних формах новую высокую цену. Сигналом к переходу на |

|модернизированное изделие могут служить выявившиеся дефекты, а также |

|статистика рынка. Примером модернизации изделия может служить модель ВАЗа|

|ВАЗ 21099 как частично модернизированная ВАЗ 21115. |

|Во-вторых, коренная модернизация изделий и проектирование новых моделей |

|на базе уже существующих с целью наименьших затрат на научно – |

|исследовательские рабтоты (по существу, их обновление). Здесь |

|используются технологические возможности производителя и |

|поставщиков-кооперантов, но, как правило, требуется значительное |

|дооснащение производства. При этом изготовление новых узлов (чаще всего в|

|меньшей серийности) целесообразно организовывать при помощи уже |

|имеющегося агрегатного или специального оборудования, обрабатывающих |

|центров и т.п. Но, естественно, с использованием новой оснастки. |

|Серьезным резервом восстановления и увеличения объемов выпускаемой |

|продукции на ряде заводов, в-третьих, являются так называемые |

|спецпроизводства, достаточно мощные по оснащенности, площадям и |

|численности работников. Но при использовании такого уникального |

|интеллектульно-производственного потенциала нужно, чтобы новое изделие |

|имело определенную идеологическую и технологическую преемственность с |

|ранее выпускаемым. Значит, нужны и меры по совершенстваванию последнего в|

|соответствии с новыми тактико-техническими требованиями, а также |

|специально организованная система "проталкивания" нового объекта |

|производства на внешние рынки. Создание такого рода "специзделий", |

|которые при определенном объеме переделок могут стать машинами и |

|гражданского назначения как для внешнего, так и внутреннего рынков, для |

|отдельных предприятий будет самым правильным выходом из положения. Почему|

|– понятно: конкурентоспособность Российской колесной спецтехники и |

|отдельных разработок (некоторые, возможно, требуют завершения) сомнений |

|не вызывает. |

|Конечно, свобода выбора объекта и в спецпроизводстве должна быть полной, |

|поскольку прежний принцип (закрепление видов техники за отраслями) в |

|условиях рынка противопоказан. |

|Вместе с тем нельзя исключать и перепрофилирование многих спецпроизводств|

|отрасли одновременно с цехами инженерной подготовки и обеспечения. Оно |

|может исключить или хотя бы свести к минимуму импорт многих видов |

|дорожно-строительной техники, некрупного квалифицированного нефтяного |

|оборудования, специальных машин и шасси, комплекса аэродромного |

|обслуживания и т.п., т.е. окажется выгодным для всего народного хозяйства|

|страны. И не придется, как это рекомендуют многие горячие головы, |

|открывать все наши двери настежь, чтобы ввозить из-за рубежа даже то, что|

|в избытке и не хуже может быть сделано дома. (Те, кто дает такие |

|рекомендации, забывают, что Западная Европа пришла к объединению после |

|десятилетий выравнивания и притирки национальных экономик, в том числе |

|через свободу перемещения трудовых ресурсов и капиталов.) |

|В-четвёртых для производителей грузовиков выходом из положения может |

|стать выпуск специализированных шасси, а также выполнение спец. заказов, |

|в том числе и индивидуальных. Выполнение индивидуальных заказов повысит |

|рейтинг продукции среди частных грузоперевозчиков, что повлияет на спос |

|на продукцию данного предприятия. Так же дело обстоит и с |

|автобусостроением. |

|Для производителей легковых автомобилейей для поддержания спроса можно |

|расширить список устанавливаемого стандартного оборудования. |

|Серьезной возможностью оживления производственно-коммерческой |

|деятельности для производителей автомототехники могут быть, в-пятых, |

|кооперационные связи с родственными зарубежными фирмами или их |

|кооперантами, осуществляемые на коммерческих началах. При этом речь |

|должна идти в первую очередь о повышении своего экспортного потенциала, |

|т.е. главной задачей машиностроения России. Причем здесь не только не |

|исключается, а наоборот, даже нужно взаимодействие и в форме совместных |

|предприятий. Хотя, как показал опыт, расчет на иностранные инвестиции, |

|которые "хлынут" к нам, обеспечивая изобилие качественных товаров, |

|оказался явно несостоятельным (вместо ожидавшегося, противоестественного |

|для Запада, но исторически характерного для нас чисто русского альтруизма|

|мы натолкнулись на прагматизм, настороженность, а иногда и враждебность).|

| |

|Целесообразен и лизинг, однако нельзя забывать, что он - удовольствие |

|недешевое. Особенно, если речь идет не о дооснащении отдельных операций, |

|а о создании комплектных мощностей, что требует, как известно, особо |

|высокой организационной четкости. |

|Вероятно, получат обычное развитие мелкие отечественные производственные |

|подразделения, отпочковавшиеся от основного предприятия в самостоятельные|

|(производство мелких серий, некоторых комплектующих, товаров народного |

|потребления и т.д.). Причем обязательным условием их самостоятельности и |

|долговечного успеха может быть только соблюдение этических норм (проще |

|говоря, работа на чистоплотных началах). |

|Естественно, организация выпуска новой техники требует нового оснащения, |

|материалов, подготовленных кадров и многого другого. Все вроде понимают |

|это, но и здесь зачастую срабатывает стереотип (выработавшийся не за 70, |

|как принято утверждать, а за последние10 - 15 лет): новое изделие |

|обязательно ассоциируется с новыми же заводскими корпусами; высоким |

|уровнем автоматизации, обеспечиваемой за счет оборудования, |

|приобретаемого по импорту; "валютными" материалами (при наличии своих: |

|вспомним те же бамперы из поликарбоната) и т.п. Однако при таком подходе |

|потребность в валюте и в рублях становится астрономической. Удовлетворить|

|ее в нынешних условиях, естественно, невозможно. Оборудование стареет |

|всегда и везде, например, в США старение парка оборудования приостановили|

|(не остановили, а приостановили!) только в конце 1970-х годов. И там не |

|спешили с внедрением новейшего оборудования, комплексных технологических |

|линий, особенно дорогостоящих гибких. Мы же все это закупали в 1980 - |

|1990-е годы чуть ли не в массовом порядке. А преимущества, скажем, тех же|

|ГПЛ остались лишь в отчетах и реляциях. Тысячи изготовленных и |

|приобретенных за валюту обрабатывающих центров, целые комплексные |

|производства, по сути, заводы, так и не заработали. И как-то странно |

|слышать, что мы, располагая всем этим богатством, не имеем перспективы в |

|реиндустриализации отрасли без масштабной финансовой помощи Запада. |

|С такой точкой зрения согласиться нельзя. Автозаводы России располагают |

|вполне дееспособным парком оборудования, в том числе вполне современного |

|и еще не устаревшего, эффективно действующей системой его обслуживания и |

|ремонта, мощными службами подготовки и обеспечения производства, наконец,|

|значительным парком демонтированного специального и агрегатного |

|оборудования и собственными станкостроительными цехами. Кроме того, |

|практически все предприятия имеют опыт технологической модернизации. То |

|есть у них есть все, чтобы полагаться в основном на самое надежное - |

|собственные силы. Поэтому попытки "залповых" заказов оборудования за |

|рубежом с помощью средств госбюджета – это не что иное, как все та же |

|безответственность, порождаемая безнаказанностью. Хотя вот тут бы и надо |

|вспомнить о зарубежном опыте, на который сейчас так модно ссылаться: |

|головокружительные цены и риск часто вынуждают крупнейшиейшие фирмы |

|поступаться престижными соображениями приобретать "старые"проверенные |

|модели оборудования. |

|Необходимо вспомнить в этом смысле и о понятии "внутренние |

|производственные резервы", о том, что использование резервов, связанных с|

|использованием оборудования, есть важнейшее направление приложения усилий|

|предприятий в нынешних условиях. |

|Небезынтересна, в-шестых, практика составления зарубежными фирмами, в том|

|числе крупными, программ развития на год, три, пять, реже - до десяти |

|лет. Причем в планирование они вовлекают весь персонал (без конкретизации|

|технических характеристик перспективных объектов, разумеется). |

|Рассматривается это как активная форма воспитания чувства сопричастности |

|к делам фирмы. Такие программы должны быть обеспечены всем необходимым . |

|В официальном докладе Совета по конкурентоспособности США утверждается, |

|что руководство частных фирм, прекрасно ориентируясь в финансовых |

|вопросах, достаточно некомпетентно в технологических. Поэтому Совет |

|официально рекомендует всем частным фирмам создавать службы технической |

|экспертизы. Наши руководители, наоборот, компетентны в вопросах |

|технологических. Но отсутствие конкуренции, нынешняя свобода в решениях, |

|в какой-то мере система приватизации породили кое у кого чувство излишней|

|самоуверенности именно в финансовых делах, чреватое осложнениями. Освоить|

|неосвоенное в этой области - еще одно направление приложения усилий. |

|За рубежом значительную роль играют также консультационные фирмы. Ведь |

|необходимые заводам конкретные разработки-рекомендации в состоянии дать |

|только профессионалы с опытом и знаниями. Поэтому в 1950-е годы в США на |

|таких фирмах только промышленного направления работали около 4 тыс. |

|инженеров и научных сотрудников. Причем 65 % затрат на их содержание |

|финансировалось федеральным правительством. У нас же эта форма услуг |

|практически отсутствует. Ее организация - седьмое из перечисленных |

|направлений. |

|Рассмотренные выше меры, разумеется, не исчерпывают всех возможны0х. Но |

|они, безусловно, входят в число тех, которые позволят поднять объемы |

|производства, загрузить персонал, создать определенные предпосылки для |

|последующего роста. Однако требуемых темпов автомобилизации страны они не|

|обеспечат. Для этого нужны инновационные, притом масштабные меры. Они |

|неизбежны, если мы хотим занять достойное место в ряду развитых стран. На|

|этом этапе развития потребуется освоить технику новых поколений в |

|капиталоемком массовом и серийном производстве, характерном для |

|автомобилестроения. Причем тогда, когда оно лишено или располагает |

|ограниченными инновационными возможностями. И вот тут-то без масштабной |

|помощи извне эту задачу действительно решить будет сложно. Но главное - |

|без активной государственной политики. Чтобы пребываищим у кормила власти|

|убедиться в этом, достаточно хатя бы ознакомиться с докладом КМТ |

|(Комплексные многопрофильные технологии) о состоянии научно-технического |

|потенциала США. Там подчеркивается необходимость именно активной |

|государственной политики, необходимость государственного вмешательства в |

|проблемы экономики, требующие оперативной реакции. |

|Заключение. |

|Получение и систематизация информации, необходимой для проведения |

|глубокого анализа тенденций развития автомобилестроения в настоящее время|

|затруднены. |

|Представленный в данном реферате краткий обзор состояния дел в |

|автомобилестроении позволяет сделать главный вывод, что следует |

|активизировать работу по преодолению тенденции снижения деловой |

|активности и падения объемов производства. Тем более что традиционные |

|связи предприятий автомобилестроительного комплекса и их смежников из |

|других отраслей становится все труднее. |

|В совокупности с проведением разумной ценовой политики, политики |

|формирования доходов, финансирования и кредитования, а также льготной |

|налоговой политики в отношении средств, направляемых на развитие |

|производства, это является залогом стабилизации производства |

|автотранспортных средств, обеспечения занятости. |

|Задачи, стоящие перед автомобильной промышленностью Российской Федерации |

|сложны, требуют усилий под стать военным. Другого пути, кроме как |

|работать сначала над сохранением, а потом и над развитием отрасли, у |

|России нет. |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Экономическая география России, учебное пособие, части I, II-III, Москва |

|1996 |

|Автомобильная промышленность, № 7, 1993 |

|Автомобильная промышленность, № 10, 1994 |

|4.За рулём, №2 (165), 2000 |

|5.Авто-РЕВЮ, № 1 (164), 1999 |

|6. “ЭКОНОМИКА И ПРОИЗВОДСТВО” |

|7. |

|http://www2.zr.ru/statist/autocaroem/mainautocaroem.asp?backhttp=http://w|

|ww2.zr.ru/zr-online/txt/otvias/kopilka.htm |

|8. Сайт в сети "Интернет" информационного агентства AK&M |

|зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, |

|телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. |

|Www.akm.ru |

|9.Рынок ценных бумаг ( 10(169)2000-Автомобильная пром-ть РФ:на пути к |

|рынку |

| |

| |

| |

| |