Авторитаризм

Авторитаризм

Доклад

студента 205 группы

Прянишникова Валентина В.

на тему:

“АВТОРИТАРИЗМ”

Copyleft Прянишников Валентин В. декабрь 1996г.

Отдельные черты авторитаризма.

Одним из наиболее распрастранённых в истории типов политических систем

является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы

промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С

тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами

характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых

государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни,

сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной

политической системе присущи следующие черты:

Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут

быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта,

олигархическая группа и т.д.)

Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть

может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.

Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не

прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких

слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае

необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к

повиновению.

Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и

конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное

однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия

со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к

созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к

этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических

государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа

партий, профсоюзов и других организаций, но при условии их подконтрольности

властям.

Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или

ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в

экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной

безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она

может влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активную

социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного

саморегулирования.

Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не

конкурентной электоральной борьбы.

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как

неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих

политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во

внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются

лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в

остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с

уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в

условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных

гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные

партии и т.д.)

Способы легитимизации власти.

Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии,

деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы

правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания не

только силой, с помощью массового истребления но и более гуманными

средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на

традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях

легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство

авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё

существование необходимостью национального освобождения и возрождения.

В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто

используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п.

— для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и

собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например,

неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или

полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее, Казахстане,

России и многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов

является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты

угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость

властями их официальных итогов. При этом у властей существует много

способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой

информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов,

прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.

В период после второй мировой войны и, особенно, в последние

десятилетия авторитарный политический строй чаще всего носит переходный

характер и ориентируется, хотя бы формально на переход к демократии.

Сильные и слабые стороны авторитаризма.

В конце 80 — начале 90-х гг. значительно возрос научный и политический

интерес к авторитаризму в связи с крахом преимущественно тоталитарных

политических систем в большинстве коммунистических государств мира. Попытки

многих из них, в том числе и России, быстро, в духе большевистских

“кавалерийских атак” ввести демократию без наличия необходимых для неё

общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой

многочисленные разрушительные последствия.

В то же время целый ряд авторитарных государств (Южная Корея, Чили,

Китай, Вьетнам и др.) практически продемонстрировали свою экономическую и

социальную эффективность, доказали способность сочетать экономическое

процветание с политической стабильностью, сильную власть — со свободной

экономикой, личной безопасностью и сравнительно развитым социальным

плюрализмом.

Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным

плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным,

религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на

общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу

слабых относится полная зависимость политики от позиции главы государства

или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей

предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность

институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.

В то же время авторитарная политическая система имеет и свои

достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях.

Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать

политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать

общественные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать

сопротивление политических противников. Всё это делает её достаточно

эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

Нечто вроде заключения.

В современных условиях постсоциалистических стран “чистый”

авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые

демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного

реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский

режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм.

Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти

и её подконтрольность гражданам — важнейшая практическая задача на пути

конструктивного реформирования общества.

Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их

реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип

политической системы — демократия.

Резюме

Авторитаризм — государственный строй, при котором неограниченная власть

находится у одного лица или группы лиц, не допускающих политическую

оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических

сферах.

Авторитаризм может быть представлен: монархией, деспотическим диктаторским

режимом, военной хунтой и другими системами правления.

Для авторитаризма характерно:

. Автократизм.

. Неограниченность власти.

. Опора на силу.

. Монополизация власти и политики.

. Отказ от тотального контроля.

. Рекрутирование политической элиты

Авторитаризм нуждается в легитимации власти.(!!!)

Авторитаризм имеет сильные и слабые стороны.

К сильным относят:

. сравнительно высокая способность обеспечивать политическую стабильность и

общественный порядок,

. мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач,

. преодолевать сопротивление политических противников.

Т.е. авторитаризм — эффективное средство проведения радикальных

общественных реформ.

К слабым относят:

. полную зависимость политики от позиции главы государства или группы

высших руководителей,

. отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или

произвола,

. ограниченность институтов артикуляции, политического выражения

общественных интересов.