Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество
Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество
Министерство образования Республики Беларусь
УО Гродненский государственный политехнический колледж
Реферат
на тему:
“Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество”
подготовил:
учащийся группы ПЗТ- 2.3
Мельничек Дмитрий
Гродно 2002
Содержание:
История возникновения АТЭС …………………………………………3
Состав и значение ……………………………………………………….3
Развитие АТЭС…………………………………………………………...4
Структура АТЭС ………………………………………………………...5
Заключение……………………………………………………………….6
Список используемой литературы ……………………………………..8
История возникновения АТЭС.
Региональный рынок Азиатско-тихоокеанского региона в современных условиях –
наиболее динамичный и гибкий в мире, во многом благодаря бурному
экономическому росту азиатских новых индустриальных стран. Развитие в
уровне развития и международной специализации обуславливает
взаимодополняемость экономик бассейна Тихого океана, что способствует
высокой торговой и инвестиционной активности. На протяжении всего ХХ века
Тихий океан был ареной полититической и экономической борьбы крупнейших
мировых держав. Здесь разворачивалось 70 – летнее противостояние
капиталистической и социалистической систем (в основном США и СССР), здесь
во второй половине столетия проходил экономический взлёт Японии, новых
индустриальных стран, Китая.
Переплетение противоречий и интересов стран Азиатско-Тихоокеанского
региона обусловило возникновение замысла организации, которая могла бы
регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. Идея эта вынашивалась долго
и трудно: предлагались различные варианты её осуществления, разнящиеся как
по составу участников, так и по целям. США ставили во главу угла военно-
политические интересы и предлагали создать азиатско-тихоокеанский вариант
НАТО; Япония разрабатывала идею организации на экономических основах.
Тихоокеанское объедение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество
Тихоокеанского Кольца – вот некоторые предлагавшиеся названия организации.
В 1967 году был образован Экономический совет стран Тихоокеанского
бассейна, в 1968 проведена первая Тихоокеанская конференция по торговли и
развитию, в 1980 году учреждён Тихоокеанский совет экономического
сотрудничества.
Одна ни одна из этих организаций не выполняла функции координирующей
региональной экономической структуры. В 1989 году по инициативе Австралии и
при поддержке ведущих экономических держав региона была создана качественно
новая организация, сумевшая путём синтеза разнообразных концепций
сформулировать конкретные задачи и направления работ объединения - форум
Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.
Состав и значение.
Организация была основана как форум обмена мнениями, но быстро
превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди направлений
работы – проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам
региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения
бизнеса в тихоокеанском бассейне.
При создании в АТЭС вошли 12 государств (США, Канада, Япония, Австралия,
Новая Зеландия, Республика Корея и 6 стран Восточной Азии – Бруней,
Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины), на сегодняшний день
участниками форума являются уже 21 страна и территория: в 1991 году
присоединился Гонконг, Китай, и о. Тайвань, в – 1993 году Мексика и Папуа-
Новая Гвинея, в 1994 году - Чили, в 1998 году – Вьетнам, Россия и Перу.
Столь быстрое расширение привело к объявлению организацией 10-летнего (до
2008 года) моратория на приём новых членов, несмотря на то, что Индия,
Монголия и несколько других стран Азии, а так же Латинской Америки желание
влиться в её ряды.
Такое количество государств, среди которых как главные промышленно
развитые страны, так и новые индустриальные страны, само по себе
обуславливает экономическую мощь организации, а учитывая высокие темпы
развития большинства участников форума и их огромный ресурсный потенциал,
выводит АТЭС в число влиятельнейших группировок на международной
экономической арене.
АТЭС составляет почти половину мировой экономики. К началу XXI века на
страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% миррового
товарооборота, а их совокупный валовый продукт превышал 24 трлн. Долларов,
т.е. 56% общемирового. К тому же создание организации усилило
экономические связи между странами. За 1990 – 2000 года доля экспорта стран
– членов АТЭС внутри этой организации возросла с 67,5 до 72,6 от общего
объёма экспорта этих стран, доля импорта – 65,4% до 68,1%.
Развитие АТЭС.
Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли стран
АТЭС состоялась в ноябре 1989 года в Канберре (Австралия). Были
выработаны ключевые принципы организации, важнейшими из которых являются
неполитический характер форума, его консультативный статус и равноправие
всех участников; определены задачи: создание свободной и открытой торговой
системы в регионе, содействие дальнейшему экономическому росту.
В 1993 году в США на острове Блэйк рядом с Сиэтлом состоялась первая
неформальная встреча глав государств и правительств стран АТЭС. На втором
саммите, состоявшемся в городе Богоре (Индонезия) в ноябре 1994 года, была
принята “Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС ”, в
которой официально зафиксировали главную долгосрочную цель организации; а
также сроки её осуществления: для развитых стран установление свободного и
открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г.,
для развивающихся – к 2020г.
Если Богорская декларация определила стратегию форума, то Осакская
программа действий, принятая на третьей встрече руководителей стран АТЭС
(Япония, 1995г.), определила тактику организации. В ней были названы 15
областей, в которых странам – членам АТЭС необходимо произвести
преобразования для достижения “богорских целей”: тарифы и нетарифные
ограничения, услуги, инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные
процедуры, политика в области конкуренции, правительственные заказы,
выполнение обязательств Всемирной торговой организации, посредничество в
спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации. Участникам
форума также было поручено разработать индивидуальные планы по
либерализации торговли и инвестиций.
На манильском саммите было решено, что реальные шаги по процессам
либерализации станут предприниматься в 1997 г. Однако разрешившийся в 1997-
1999гг. финансово-экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии
притормозил исполнение этих планов, и главной темой нескольких последующих
ежегодных встреч было изучение причин и поиск выходов из кризиса.
Главным достижением встречи в Ванкувере было принятие Программы
ускоренной добровольной либерализации, определившей 15 секторов, в которых
к 2010г. Должны быть устранены тарифные и нетарифные ограничения. На шестом
саммите (Малайзия, 1998г.) было решено представить этот вопрос на
рассмотрение в ВТО.
Десятилетие своего существования форум встретил в новозеландском городе
Окленде, где были подведены первые итоги работы. Восьмая неформальная
встреча лидеров государств АТЭС, прошедшая в ноябре 2000 г. в Брунее, была
посвящена обсуждению влияния процесса глобализации, а также её выгод и
издержек в свете экономического развития региона.
В октябре минувшего года в Шанхае (Китай) прошел 9-й неформальный саммит
глав государств и правительств стран АТЭС. Главной темой форума была борьба
с международным терроризмом, что, впрочем, несмотря на неполитический
характер организации, вполне закономерно: большинство стран АТЭС –
экспортно-ориентированные державы, и поэтому сложившаяся после событий 11
сентября 2001 г. в США неблагоприятная конъюнктура серьёзнейшим образом
воздействует на недавно оправившийся от финансового кризиса регион. Было
продолжено обсуждение глобализационных процессов, эффективного
использования людских ресурсов (что особенно важно в свете того, что в АТЭС
входят такие густонаселённые страны, как Китай и Индонезия).
Структура АТЭС.
На ежегодных саммитах глав государств и правительств стран АТЭС принимаются
ключевые документы , определяющие дополнительную стратегию развития
организации, утверждается объем работ и финансирование.
Встречи министров иностранных дел, торговли и экономики и заседания на
уровне министров по конкретным областям сотрудничества служат форумами для
обсуждения актуальных проблем.
Главный девиз организации “АТЭС значит дело” – подтверждается
круглогодичной работой её многочисленных подразделений.
Образованный в 1993 году Секретариат (расположенный в Сингапуре)
является, как это определено в его рабочих документах, “основным механизмом
поддержки идущих в АТЭС процессах”. В его ведении находится консультативное
и материально-техническое обеспечение работы организации: он формулирует
проекты и отвечает за их оценку и финансирование, осуществляет координацию
действий, а также выполняет информационные и общественные функции от имени
АТЭС. Непосредственная работа по исполнению Осакской ведётся в
узкоспециализированных рабочих органах: комитетах, подкомитетах, и рабочих
группах. Одна из отличительных черт организации – постоянный диалог между
властными и предпринимательскими кругами стран-членов, так как форум АТЭС
изначально был учреждён для создания приятной бизнес-атмосферы в регионе.
Этот диалог поддерживается через образованный в 1995 году. Деловой
консультативный совет, в который входит не более трех представителей
бизнеса от каждой страны-члена АТЭС. На ежегодных саммитах глав государств
и правительств стран АТЭС участники совета представляют доклад,
содержащий итоги обсуждений по конкретным вопросам регионального делового
сотрудничества.
Председательствуют в АТЭС посменно разные страны-участники сроком – один
год. Страна председатель ответственна за организацию министерских встреч и
саммитов глав государств и правительств. На сегодняшний день
председательствует Мексика. В 2003 году председательство перейдёт к
Таиланду, в 2004 к Чили, в 2005 к Южной Корее.
Заключение.
Эффективность деятельности АТЭС – одна из любимых тем дискуссий у
политологов и экономистов всего мира. Многие считают, что вследствие
разброса “весовых категорий” стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе
просто невозможно создать устойчивый интеграционный блок. Однако форум АТЭС
никогда и не ставил целью своей деятельности вторых “Соединенных Штатов
Европы”. Работа АТЭС направлена на создание благоприятной атмосферы для
бизнеса как основного фактора экономического роста в регионе. Поэтому и
действует она на основах консенсуса и на её саммитах не жёсткие директивы,
а рекомендации.
Мишенью для критики служат и цели Богорской декларации. Снятие таможенных
барьеров – дёйствительно сложная задача, особенно учитывая, что участники
организации – не только постиндустриальные страны. Несколько лет назад
ряд стран-участников во главе с США постарались свести весь смысл
деятельности АТЭС к скорейшему созданию гигантской зоны свободной торговли.
Хорошо, что попытка эта не имела успеха, иначе форум бы быстро распался,
ведь ясно, что открытие неподготовленных рынков окажется губительным.
Образование свободного рынка все-таки является задачей организации, однако
важно, что на первый план выдвигается не конкуренция, а сотрудничество.
Сотрудничество – ключевое слово во всех официальных документах организации.
Но пока это сотрудничество довольно пассивно и выражается в основном в
проведении встреч на различных уровнях, в подготовке проектов и организации
семинаров. Однако задачи АТЭС таковы, что для их выполнения требуется
огромная подготовительная работа.
Список используемой литературы:
Еженедельник “География”, № 32/2002.
Международные организации. Справочник.