Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество

Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество

Министерство образования Республики Беларусь

УО Гродненский государственный политехнический колледж

Реферат

на тему:

“Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество”

подготовил:

учащийся группы ПЗТ- 2.3

Мельничек Дмитрий

Гродно 2002

Содержание:

История возникновения АТЭС …………………………………………3

Состав и значение ……………………………………………………….3

Развитие АТЭС…………………………………………………………...4

Структура АТЭС ………………………………………………………...5

Заключение……………………………………………………………….6

Список используемой литературы ……………………………………..8

История возникновения АТЭС.

Региональный рынок Азиатско-тихоокеанского региона в современных условиях –

наиболее динамичный и гибкий в мире, во многом благодаря бурному

экономическому росту азиатских новых индустриальных стран. Развитие в

уровне развития и международной специализации обуславливает

взаимодополняемость экономик бассейна Тихого океана, что способствует

высокой торговой и инвестиционной активности. На протяжении всего ХХ века

Тихий океан был ареной полититической и экономической борьбы крупнейших

мировых держав. Здесь разворачивалось 70 – летнее противостояние

капиталистической и социалистической систем (в основном США и СССР), здесь

во второй половине столетия проходил экономический взлёт Японии, новых

индустриальных стран, Китая.

Переплетение противоречий и интересов стран Азиатско-Тихоокеанского

региона обусловило возникновение замысла организации, которая могла бы

регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. Идея эта вынашивалась долго

и трудно: предлагались различные варианты её осуществления, разнящиеся как

по составу участников, так и по целям. США ставили во главу угла военно-

политические интересы и предлагали создать азиатско-тихоокеанский вариант

НАТО; Япония разрабатывала идею организации на экономических основах.

Тихоокеанское объедение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество

Тихоокеанского Кольца – вот некоторые предлагавшиеся названия организации.

В 1967 году был образован Экономический совет стран Тихоокеанского

бассейна, в 1968 проведена первая Тихоокеанская конференция по торговли и

развитию, в 1980 году учреждён Тихоокеанский совет экономического

сотрудничества.

Одна ни одна из этих организаций не выполняла функции координирующей

региональной экономической структуры. В 1989 году по инициативе Австралии и

при поддержке ведущих экономических держав региона была создана качественно

новая организация, сумевшая путём синтеза разнообразных концепций

сформулировать конкретные задачи и направления работ объединения - форум

Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.

Состав и значение.

Организация была основана как форум обмена мнениями, но быстро

превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди направлений

работы – проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам

региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения

бизнеса в тихоокеанском бассейне.

При создании в АТЭС вошли 12 государств (США, Канада, Япония, Австралия,

Новая Зеландия, Республика Корея и 6 стран Восточной Азии – Бруней,

Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины), на сегодняшний день

участниками форума являются уже 21 страна и территория: в 1991 году

присоединился Гонконг, Китай, и о. Тайвань, в – 1993 году Мексика и Папуа-

Новая Гвинея, в 1994 году - Чили, в 1998 году – Вьетнам, Россия и Перу.

Столь быстрое расширение привело к объявлению организацией 10-летнего (до

2008 года) моратория на приём новых членов, несмотря на то, что Индия,

Монголия и несколько других стран Азии, а так же Латинской Америки желание

влиться в её ряды.

Такое количество государств, среди которых как главные промышленно

развитые страны, так и новые индустриальные страны, само по себе

обуславливает экономическую мощь организации, а учитывая высокие темпы

развития большинства участников форума и их огромный ресурсный потенциал,

выводит АТЭС в число влиятельнейших группировок на международной

экономической арене.

АТЭС составляет почти половину мировой экономики. К началу XXI века на

страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% миррового

товарооборота, а их совокупный валовый продукт превышал 24 трлн. Долларов,

т.е. 56% общемирового. К тому же создание организации усилило

экономические связи между странами. За 1990 – 2000 года доля экспорта стран

– членов АТЭС внутри этой организации возросла с 67,5 до 72,6 от общего

объёма экспорта этих стран, доля импорта – 65,4% до 68,1%.

Развитие АТЭС.

Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли стран

АТЭС состоялась в ноябре 1989 года в Канберре (Австралия). Были

выработаны ключевые принципы организации, важнейшими из которых являются

неполитический характер форума, его консультативный статус и равноправие

всех участников; определены задачи: создание свободной и открытой торговой

системы в регионе, содействие дальнейшему экономическому росту.

В 1993 году в США на острове Блэйк рядом с Сиэтлом состоялась первая

неформальная встреча глав государств и правительств стран АТЭС. На втором

саммите, состоявшемся в городе Богоре (Индонезия) в ноябре 1994 года, была

принята “Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС ”, в

которой официально зафиксировали главную долгосрочную цель организации; а

также сроки её осуществления: для развитых стран установление свободного и

открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г.,

для развивающихся – к 2020г.

Если Богорская декларация определила стратегию форума, то Осакская

программа действий, принятая на третьей встрече руководителей стран АТЭС

(Япония, 1995г.), определила тактику организации. В ней были названы 15

областей, в которых странам – членам АТЭС необходимо произвести

преобразования для достижения “богорских целей”: тарифы и нетарифные

ограничения, услуги, инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные

процедуры, политика в области конкуренции, правительственные заказы,

выполнение обязательств Всемирной торговой организации, посредничество в

спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации. Участникам

форума также было поручено разработать индивидуальные планы по

либерализации торговли и инвестиций.

На манильском саммите было решено, что реальные шаги по процессам

либерализации станут предприниматься в 1997 г. Однако разрешившийся в 1997-

1999гг. финансово-экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии

притормозил исполнение этих планов, и главной темой нескольких последующих

ежегодных встреч было изучение причин и поиск выходов из кризиса.

Главным достижением встречи в Ванкувере было принятие Программы

ускоренной добровольной либерализации, определившей 15 секторов, в которых

к 2010г. Должны быть устранены тарифные и нетарифные ограничения. На шестом

саммите (Малайзия, 1998г.) было решено представить этот вопрос на

рассмотрение в ВТО.

Десятилетие своего существования форум встретил в новозеландском городе

Окленде, где были подведены первые итоги работы. Восьмая неформальная

встреча лидеров государств АТЭС, прошедшая в ноябре 2000 г. в Брунее, была

посвящена обсуждению влияния процесса глобализации, а также её выгод и

издержек в свете экономического развития региона.

В октябре минувшего года в Шанхае (Китай) прошел 9-й неформальный саммит

глав государств и правительств стран АТЭС. Главной темой форума была борьба

с международным терроризмом, что, впрочем, несмотря на неполитический

характер организации, вполне закономерно: большинство стран АТЭС –

экспортно-ориентированные державы, и поэтому сложившаяся после событий 11

сентября 2001 г. в США неблагоприятная конъюнктура серьёзнейшим образом

воздействует на недавно оправившийся от финансового кризиса регион. Было

продолжено обсуждение глобализационных процессов, эффективного

использования людских ресурсов (что особенно важно в свете того, что в АТЭС

входят такие густонаселённые страны, как Китай и Индонезия).

Структура АТЭС.

На ежегодных саммитах глав государств и правительств стран АТЭС принимаются

ключевые документы , определяющие дополнительную стратегию развития

организации, утверждается объем работ и финансирование.

Встречи министров иностранных дел, торговли и экономики и заседания на

уровне министров по конкретным областям сотрудничества служат форумами для

обсуждения актуальных проблем.

Главный девиз организации “АТЭС значит дело” – подтверждается

круглогодичной работой её многочисленных подразделений.

Образованный в 1993 году Секретариат (расположенный в Сингапуре)

является, как это определено в его рабочих документах, “основным механизмом

поддержки идущих в АТЭС процессах”. В его ведении находится консультативное

и материально-техническое обеспечение работы организации: он формулирует

проекты и отвечает за их оценку и финансирование, осуществляет координацию

действий, а также выполняет информационные и общественные функции от имени

АТЭС. Непосредственная работа по исполнению Осакской ведётся в

узкоспециализированных рабочих органах: комитетах, подкомитетах, и рабочих

группах. Одна из отличительных черт организации – постоянный диалог между

властными и предпринимательскими кругами стран-членов, так как форум АТЭС

изначально был учреждён для создания приятной бизнес-атмосферы в регионе.

Этот диалог поддерживается через образованный в 1995 году. Деловой

консультативный совет, в который входит не более трех представителей

бизнеса от каждой страны-члена АТЭС. На ежегодных саммитах глав государств

и правительств стран АТЭС участники совета представляют доклад,

содержащий итоги обсуждений по конкретным вопросам регионального делового

сотрудничества.

Председательствуют в АТЭС посменно разные страны-участники сроком – один

год. Страна председатель ответственна за организацию министерских встреч и

саммитов глав государств и правительств. На сегодняшний день

председательствует Мексика. В 2003 году председательство перейдёт к

Таиланду, в 2004 к Чили, в 2005 к Южной Корее.

Заключение.

Эффективность деятельности АТЭС – одна из любимых тем дискуссий у

политологов и экономистов всего мира. Многие считают, что вследствие

разброса “весовых категорий” стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе

просто невозможно создать устойчивый интеграционный блок. Однако форум АТЭС

никогда и не ставил целью своей деятельности вторых “Соединенных Штатов

Европы”. Работа АТЭС направлена на создание благоприятной атмосферы для

бизнеса как основного фактора экономического роста в регионе. Поэтому и

действует она на основах консенсуса и на её саммитах не жёсткие директивы,

а рекомендации.

Мишенью для критики служат и цели Богорской декларации. Снятие таможенных

барьеров – дёйствительно сложная задача, особенно учитывая, что участники

организации – не только постиндустриальные страны. Несколько лет назад

ряд стран-участников во главе с США постарались свести весь смысл

деятельности АТЭС к скорейшему созданию гигантской зоны свободной торговли.

Хорошо, что попытка эта не имела успеха, иначе форум бы быстро распался,

ведь ясно, что открытие неподготовленных рынков окажется губительным.

Образование свободного рынка все-таки является задачей организации, однако

важно, что на первый план выдвигается не конкуренция, а сотрудничество.

Сотрудничество – ключевое слово во всех официальных документах организации.

Но пока это сотрудничество довольно пассивно и выражается в основном в

проведении встреч на различных уровнях, в подготовке проектов и организации

семинаров. Однако задачи АТЭС таковы, что для их выполнения требуется

огромная подготовительная работа.

Список используемой литературы:

Еженедельник “География”, № 32/2002.

Международные организации. Справочник.