Безработица
Безработица
Комитет Российской Федерации по Торговле Московский
Коммерческий Университет Кафедра макроэкономики
РЕФЕРАТ
по теме : ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ
ИНФЛЯЦИЯ
В той или иной форме инфляция существовала всегда. И все же ,
несмотря на то , что об инфляции написано уже очень много , по этому
вопросу по-прежнему нет единства мнений - ни в том , что касается ее причин
, ни по поводу средств борьбы с нею.
Существует несколько определений инфляции , одни экономисты считают ,
что наиболее точным определением будет следующее -инфляция - это такая
ситуация в экономике , при которой " слишком высокий спрос сталкивается с
слишком небольшим предложением товаров " , другие считают , что можно дать
более короткое , но вместе с тем более полное , по их мнению , определение
, из которому следует , что " инфляция - это процесс длительного повышения
цен " или " инфляция - это процесс продолжительного обесценения денег ". С
определённой долей уверенности можно сказать , что все перечисленные
определения достаточно точно отражают суть этого явления.
До недавнего времени существовало два глобальных подхода , связанных с
двумя мировыми системами. Социализм предполагал прямое государственное
регулирование , а капитализм- использование рыночных рычагов и методов
косвенного регулирования.
Но было бы неправильно думать , что капитализм исключает прямое
государственное регулирование. Так , например , в 1971 году по
инициативе администрации Никсона в США впервые в послевоенные годы был
установлен централизованный контроль над ценами.
Принято считать , что президент Р.Никсон был против установления
прямого контроля над ценами и заработной платой. Однако непростое
экономическое положение в стране и давление общественного мнения вынудили
его пойти на крайние меры.
Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики ,
Никсон вынужден был пойти на замораживание цен и заработной платы.
Следует отметить , что в краткосрочном плане прямое регулирование цен
способствовало определенной стабилизации экономики США. Однако уже в
ближайшие годы выявились отрицательные последствия централизованной
модели регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало
межотраслевой перелив капиталов , тормозило инвестиционную политику ,
снижало уровень де-
ловой активности , сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 года
администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.
Прямое государственное регулирование цен осуществляется в настоящее
время лишь в высоко монополизированных отраслях , подпадающих под
юрисдикцию антитрестовского регулирования.
Нынешняя американская администрация , ограничивая прямое
государственное вмешательство , делает упор на активное использование
рыночных рычагов. Надо признать , что в целом подобный подход оказывал в
последние годы стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных
процессов.
Теоретически инфляция может быть вызвана или изменениями спроса ,
или изменениями издержек.
В первом случае , когда происходит увеличение спроса (денег) , в
начале наблюдается лишь расширение производства , а затем - по достижении
его предела - изменение уровня цен. Между двумя этими точками находится
область , где одновременно возможны изменения и первого , и второго рода.
Во втором случае толчок развитию инфляционного процесса может быть
получен со стороны издержек. Способность повышать цены независимо от
колебаний спроса основывается на обладании определённой монополией.
Например , используя свои возможности , профсоюзы могут повышать цену на
рабочую силу , промышленность - уровень прибылей (повысив цены без
увеличения заработной платы) , а правительство - налоги.
После первого толчка , полученного со стороны спроса , в результате
воздействия спроса на издержки происходит увеличение последних и они в
свою очередь дают толчок инфляции. Начинается инфляция издержек.
Однако инфляция - это процесс , на который можно воздействовать ,
используя различные инструменты экономической политики.
Полностью отказаться от инфляции нельзя , т.к. избавление от инфляции
потребовало бы отказа от краткосрочного регулирования экономики , в
частности , отказа от использования инструментов денежной политики в
целях воздействия на процентные ставки , курс акций , инвестиции и
производство , без которого не обходится ни одно современное рыночное
хозяйство. В передовых странах продолжают проводить краткосрочную денежную
политику , а следовательно остаются ее инфляционные эффекты.
Основной целью антиинфляционной политики является цель сделать
инфляцию управляемой , а ее уровень достаточно умеренным.
Проблема контроля над инфляцией сводится к использованию механизмов
, способных ослабить и в конечном итоге прекратить действие силы ,
способствующей дальнейшему развитию инфляции.
Существует два возможных пути : использование жесткой политики или
проведение определённой политики в области доходов. Если избран путь
жесткой политики , то нет особой разницы в том , что именно будет
предприниматься , как будут называться конкретные мероприятия :
ограничение спроса или денежный контроль. Практически это означает одно и
то же.
Одно из этих направлений политики не исключает другого : если речь
идёт о контроле над инфляцией , то нет никаких причин препятствующих их
совместному использованию.
Питер Браунинг в своей книге "ECONOMIC IMAGES" пишет : "Рациональность
жесткой политики заключается в том , что вызванная сдвигами в величине
издержек инфляция не будет развиваться слишком далеко , если политика
правительства в области спроса не будет этому попустительствовать , а
количество денег в обращении будет разумно регулироваться".
Политика в области доходов нацелена на то , чтобы объяснить
работникам (профсоюзам) , определяющим инфляционный спрос, что традиционная
линия поведения в отношении заработной платы способствует развитию
инфляции и , как следствие , негативно сказывается на их положении.
Сотрудничество профсоюзов могло бы свести трудности к минимуму. Чем
скорее профсоюзы осознают , что жесткий контроль над денежным обращением -
это "всерьёз и надолго" и что чрезмерные требования о повышении заработной
платы могут лишь вызвать безработицу , тем легче будет решить эту проблему.
Рассматривая эти направления надо заметить , что не обязательно их
раздельное использование , напротив , быть может их совместное применение
даст наибольший эффект.
Выбрав антиинфляционную политику необходимо выбрать методы , через
которые она будет реализована и ее долгосрочную и краткосрочную
перcпективу.
Антиинфляционная стратегия - соединяет цели и методы долговременного
характера , антиинфляционная тактика - на относительно небольшой период
времени.
Одним из основных факторов , влияющих на инфляционные процессы
являются инфляционные ожидания. Таким образом одной из важнейших задач
будет задача переломить инфляционные ожидания . Эта задача выполнима при
соблюдении следующих условий :
1. Укрепление механизмов рыночной системы (рациональная налоговая
политика , ослабление таможенных и иных ограничений на ввоз импортной
продукции , поощрение малого бизнеса , диверсификации производства и т. д.
)
2. Существование правительства , исповедующего твердый курс на
переход к управляемой инфляции и пользующегося поддержкой большинства
населения.
Кроме того может проводиться долгосрочная денежная политика. Она
предполагает введение жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы.
Чтобы политика была действительно антиинфляционной необходимо
удерживать эти лимиты в течении продолжительного периода времени. Даже
при временном отходе от антиинфляционного курса - происходит усиление
инфляционных ожиданий и ее эффект резко снижается.
Ещё одной задачей является сокращение бюджетного дефицита с
перспективой его полной ликвидации. Эта задача решается двумя основными
путями : увеличение доходов или сокращение расходов государства , однако
предпочтительнее второе. Дело в том , что усиление налогового пресса может
лишь усилить инфляцию , хотя и принесет сиюминутный антидефицитный
результат.
Без устранения дефицита бюджета любые попытки установить контроль
над инфляцией нереальны , поскольку , как в большинстве стран ,
сталкивающихся с проблемой инфляции , так и в нашей стране одним из
наиболее существенных факторов развития инфляции является дефицит бюджета.
Кроме того , одним из наиболее важных элементов антиинфляционной
стратегии является совершенствование налоговой системы. Так как
чрезмерный налоговый пресс не только способствует постоянному повышению
цен , но и снижает деловую активность , что влияет на сокращение
предложения и в итоге влечёт ещё больший рост цен.
Разрабатывая стратегию необходимо уделить внимание и тактике ,
позволяющей проводить регулирование в краткосрочной перспективе. К
методам краткосрочного регулирования относятся :
- регулирование учётной ставки Центрального Банка ;
- регулирование нормы федеральных резервов ;
- проведение приватизации - появление на рынке большого числа акций
отвлечёт часть инфляционного спроса , приватизация кроме того облегчит
напряжение в расходной части бюджета ;
- выпуск государственных займов и т.д.
Надо заметить , что в нашей стране инфляция усиливается некоторыми
специфичными факторами , среди которых , кроме дефицита бюджета , который
характерен практически для любой страны , высокий уровень неплатежей.
Кризис неплатежей сужает предъявляемый спрос , что вынуждает
производителей замедлять рост цен на свою продукцию , однако несмотря на
это он не может являться положительным фактором , т. к. усиливает
промышленный спад , который в свою очередь создаёт дефицит и поощряет рост
цен.
Одним из методов борьбы с этим фактором может быть введение ,
развитие и совершенствование системы взаимозачёта и вексельной оплаты
платёжных обязательств , а также совершенствование банковской системы ,
введение жестких санкций по отношению к банкам , задерживающим переводы
платежей. Что касается предприятий не имеющих необходимых денежных средств
(если отсутствие таковых не является причиной неплатежей) , то в
отношении их необходимо применять меры предусмотренные законодательством.
Кроме того одним из специфических факторов является задолженность
государства перед отдельными отраслями , что напрягает бюджет и создает
неблагоприятную социальную атмосферу.
Решить эту и другие проблемы не просто , практически невозможно без
оздоровления экономики , без создания условий для нормального
функционирования рынка.
БЕЗРАБОТИЦА
В современном рыночном хозяйстве обязательно должен существовать
определенный оптимальный резерв работников , поддерживаться естественная
норма безработицы. При этом исключаются как арифметически полная
занятость , так и чрезмерно высокий уровень безработицы , имеющие
отрицательные последствия.
В первом случае экономике грозит инфляция спроса , низкая
эффективность производства , стагфляция и т.д. Во втором - явное
недоиспользование трудового фактора производства , нарушение социально-
экономических прав человека , негативное влияние на финансы государства ,
связанное с необходимостью содержания большого количества безработных ,
что в значительной мере напрягает бюджет и т.п.
Для того , чтобы верно оценить ситуацию в сфере занятости необходимо
знать не только уровень безработицы , т. е. долю официально
зарегистрированных полностью безработных в численности работоспособного
населения , но и то , сколько времени они пребывают в таком состоянии.
Поэтому и исследования проблем занятости , и разработка
соответствующей государственной политики ведутся на основе анализа уровня и
продолжительности безработицы.
Но нередки ситуации , когда текущая безработица ниже естественной
нормы или наоборот превышает естественную отметку.
Искусственно низкая безработица как правило является следствием
ошибочной политики государства , его стремления любой ценой добиться
полной занятости. Но цена эта может оказаться слишком высокой. Применяя
средства макроэкономического регулирования , государство действует вопреки
естественному ходу событий на рынке труда. Конечно в его обязанности
входит помогать каждому , кто хочет и может работать , реализовать свое
право на труд. А это совершенно не означает наделение чуть ли не любого
человека гарантированным рабочим местом. В современном рыночном хозяйстве
занятость становится по-настоящему полной и эффективной лишь тогда , когда
текущий уровень безработицы близок к естественной норме , которая никогда
не может быть равной нулю. И пытаться сделать обратное - значит нанести
экономике ущерб.
Как пример неверной политики государства можно рассмотреть
краткосрочное денежное регулирование , когда государство , не считаясь с
тяжелыми инфляционными последствиями , систематически оказывает понижающее
давление на процентные ставки , намереваясь таким образом стимулировать
расширение производства и занятости. Богата такими примерами и наша
экономика.
Можно выделить массированные государственные капиталовложения ,
дотации и субсидии , приводящие к росту дефицита бюджета , вызывающему
дополнительную денежную эмиссию (декабрьский эмиссионный выброс был
купирован январским изъятием денег из наличного обращения , но уже в
феврале объем наличной эмиссии вновь составил весьма приличную сумму - 1,6
трлн. рублей) , что провоцирует новый виток инфляции. Все эти действия
носят сугубо инфляционный характер , ведут к сохранению в сущности
излишних рабочих мест , поддержанию неестественно низкой безработицы.
Если государство поступает именно так , степень использования ресурсов
становится слишком высокой. В этом случае в соответствии с кривой Филлипса
весьма вероятна инфляция спроса.
Стремление работников сохранить свои реальные доходы приводит к
увеличению заработной платы , но это повышение носит сугубо инфляционный
характер так как становится фактором не потому , что, например ,
увеличился спрос на рабочую силу или сработали иные механизмы рынка труда ,
а потому , что произошел очередной скачёк цен. Возрастут издержки и ,
следовательно , не все рабочие смогут продолжать работу. Произойдёт рост
безработицы.
Таким образом , пытаясь установить полную занятость , государство в
состоянии добиться лишь кратковременного снижения уровня безработицы , за
которым обязательно следует его рост. При этом продолжается раскрутка
инфляционных процессов.
В целом можно сказать , что в каких бы формах не выступала
государственная политика , направленная на поддержание искусственно низкой
безработицы , достижение полной занятости , она в конце концов
оканчивается стагфляцией.
Если же уровень безработицы слишком велик , то это значит , что
правительство уделяет слишком много внимания снижению темпов инфляции и
стремится к ее минимизации , что также носит отрицательный характер и
плохо сказывается на экономике.
Стандартные подходы к решению проблемы безработицы , такие как
создание или стимулирование создания рабочих мест , массовая
переподготовка кадров не теряют своей актуальности нельзя забывать также
и о социальной защите населения , иначе может последовать социальный
взрыв непредсказуемых масштабов , но вместе с тем необходимо искать
новые пути , использовать опыт , накопленный странами с развитой
экономикой. Такими путями могут быть :
Перераспределение имеющегося спроса на труд путём стимулирования
перехода предприятий на неполный рабочий день , неполную рабочую неделю и
т.п. Предприятия , сделавшие шаги такого рода , должны поощряться
налоговыми льготами : им следует снижать ставки налога на прибыль - хотя бы
в той мере , чтобы компенсировать их затраты на включение в коллектив
дополнительного числа работников.
Бюджетное субсидирование дополнительной рабочей силы на действующих
предприятиях. Оно может выглядеть как кредитование зарплаты дополнительно
нанятых рабочих. Предприятия , расширяющие занятость по отношению к ее
уровню в предшествующем году ,
могут получить льготный кредит , соразмерный зарплате , уплаченной
дополнительно занятым на производстве.
Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения
установленного законом пенсионного возраста ; этой же цели послужит и как
можно более широкое развитие государственных переподготовки и повышения
профессиональной квалификации.
Предоставление временных рабочих мест , которые не ориентированы на
получение прибыли , а связаны с работами , выполняемыми в интересах
общества , например санация бывших промышленных территорий , работы в
области охраны окружающей среды и т.д.
Кардинальное реформирование переговорного процесса по установлению
уровня заработной платы. Имеется в виду создание механизма выработки
трехсторонних соглашений (работодатели -профсоюзы - государство) ,
имеющих целью разумное ограничение роста заработной платы.
Использование зарубежного опыта ,несмотря на прокламирование
отдельными политиками и экономистами "своего пути" необходимо , при этом
анализируя и адаптируя его к безусловно специфическим российским условиям.
К примеру , упомянутое выше кредитование государством дополнительно
нанятых рабочих с первого взгляда носит расточительный характер , так
как это должно увеличить дефицит бюджета и сказаться на увеличении темпов
инфляции. Однако такая схема применялась в США в 1977 - 1978 и результаты
были положительны. Кредитовалась заработная плата не более , чем 2 %
прироста численности работников , причем абсолютная величина кредита не
могла превышать $ 100 тыс. И при этом многим корпорациям столь скромное
вспомоществование дало возможность создать до 50 новых рабочих мест.
Нельзя упускать из виду , что и сама безработица , и борьба с ней
вещи очень дорогие. В США в 1980-х годах "цена" одного процентного пункта
роста безработицы составляла , по данным комиссии Конгресса , примерно $ 75
млрд. недополученного ВНП и
$ 25 млрд. дополнительного бюджетного дефицита. Аналогичных данных по
нашей стране пока нет , зато уже примерно известно чего стоит борьба с
безработицей. По оценкам специалистов Минэкономики , возвращение одного
безработного в ряды работающих обходится в нынешней России в 1,5 млн.
рублей , а в Москве - в 2 млн.
Средств на борьбу с безработицей жалеть не следует по многим причинам.
По крайней мере потому , что , как показывает мировая практика ,
предотвратить её разрастание можно с помощью затрат гораздо меньших , чем
она потребует потом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ , ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ РЕФЕРАТА :
1. "Современные экономические теории - буржуазные концепции (ECONOMIC
IMAGES)" Питер Браунинг , Москва "Экономика" 1987
2. "США : государство и рынок" , Москва "Наука" 1991
3. Журнал "КоммерсантЪ" N 4,13,15 1994
4. "Введение в рыночную экономику" Лившиц А. Я.