Безработица

Безработица

Комитет Российской Федерации по Торговле Московский

Коммерческий Университет Кафедра макроэкономики

РЕФЕРАТ

по теме : ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ

ИНФЛЯЦИЯ

В той или иной форме инфляция существовала всегда. И все же ,

несмотря на то , что об инфляции написано уже очень много , по этому

вопросу по-прежнему нет единства мнений - ни в том , что касается ее причин

, ни по поводу средств борьбы с нею.

Существует несколько определений инфляции , одни экономисты считают ,

что наиболее точным определением будет следующее -инфляция - это такая

ситуация в экономике , при которой " слишком высокий спрос сталкивается с

слишком небольшим предложением товаров " , другие считают , что можно дать

более короткое , но вместе с тем более полное , по их мнению , определение

, из которому следует , что " инфляция - это процесс длительного повышения

цен " или " инфляция - это процесс продолжительного обесценения денег ". С

определённой долей уверенности можно сказать , что все перечисленные

определения достаточно точно отражают суть этого явления.

До недавнего времени существовало два глобальных подхода , связанных с

двумя мировыми системами. Социализм предполагал прямое государственное

регулирование , а капитализм- использование рыночных рычагов и методов

косвенного регулирования.

Но было бы неправильно думать , что капитализм исключает прямое

государственное регулирование. Так , например , в 1971 году по

инициативе администрации Никсона в США впервые в послевоенные годы был

установлен централизованный контроль над ценами.

Принято считать , что президент Р.Никсон был против установления

прямого контроля над ценами и заработной платой. Однако непростое

экономическое положение в стране и давление общественного мнения вынудили

его пойти на крайние меры.

Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики ,

Никсон вынужден был пойти на замораживание цен и заработной платы.

Следует отметить , что в краткосрочном плане прямое регулирование цен

способствовало определенной стабилизации экономики США. Однако уже в

ближайшие годы выявились отрицательные последствия централизованной

модели регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало

межотраслевой перелив капиталов , тормозило инвестиционную политику ,

снижало уровень де-

ловой активности , сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 года

администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.

Прямое государственное регулирование цен осуществляется в настоящее

время лишь в высоко монополизированных отраслях , подпадающих под

юрисдикцию антитрестовского регулирования.

Нынешняя американская администрация , ограничивая прямое

государственное вмешательство , делает упор на активное использование

рыночных рычагов. Надо признать , что в целом подобный подход оказывал в

последние годы стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных

процессов.

Теоретически инфляция может быть вызвана или изменениями спроса ,

или изменениями издержек.

В первом случае , когда происходит увеличение спроса (денег) , в

начале наблюдается лишь расширение производства , а затем - по достижении

его предела - изменение уровня цен. Между двумя этими точками находится

область , где одновременно возможны изменения и первого , и второго рода.

Во втором случае толчок развитию инфляционного процесса может быть

получен со стороны издержек. Способность повышать цены независимо от

колебаний спроса основывается на обладании определённой монополией.

Например , используя свои возможности , профсоюзы могут повышать цену на

рабочую силу , промышленность - уровень прибылей (повысив цены без

увеличения заработной платы) , а правительство - налоги.

После первого толчка , полученного со стороны спроса , в результате

воздействия спроса на издержки происходит увеличение последних и они в

свою очередь дают толчок инфляции. Начинается инфляция издержек.

Однако инфляция - это процесс , на который можно воздействовать ,

используя различные инструменты экономической политики.

Полностью отказаться от инфляции нельзя , т.к. избавление от инфляции

потребовало бы отказа от краткосрочного регулирования экономики , в

частности , отказа от использования инструментов денежной политики в

целях воздействия на процентные ставки , курс акций , инвестиции и

производство , без которого не обходится ни одно современное рыночное

хозяйство. В передовых странах продолжают проводить краткосрочную денежную

политику , а следовательно остаются ее инфляционные эффекты.

Основной целью антиинфляционной политики является цель сделать

инфляцию управляемой , а ее уровень достаточно умеренным.

Проблема контроля над инфляцией сводится к использованию механизмов

, способных ослабить и в конечном итоге прекратить действие силы ,

способствующей дальнейшему развитию инфляции.

Существует два возможных пути : использование жесткой политики или

проведение определённой политики в области доходов. Если избран путь

жесткой политики , то нет особой разницы в том , что именно будет

предприниматься , как будут называться конкретные мероприятия :

ограничение спроса или денежный контроль. Практически это означает одно и

то же.

Одно из этих направлений политики не исключает другого : если речь

идёт о контроле над инфляцией , то нет никаких причин препятствующих их

совместному использованию.

Питер Браунинг в своей книге "ECONOMIC IMAGES" пишет : "Рациональность

жесткой политики заключается в том , что вызванная сдвигами в величине

издержек инфляция не будет развиваться слишком далеко , если политика

правительства в области спроса не будет этому попустительствовать , а

количество денег в обращении будет разумно регулироваться".

Политика в области доходов нацелена на то , чтобы объяснить

работникам (профсоюзам) , определяющим инфляционный спрос, что традиционная

линия поведения в отношении заработной платы способствует развитию

инфляции и , как следствие , негативно сказывается на их положении.

Сотрудничество профсоюзов могло бы свести трудности к минимуму. Чем

скорее профсоюзы осознают , что жесткий контроль над денежным обращением -

это "всерьёз и надолго" и что чрезмерные требования о повышении заработной

платы могут лишь вызвать безработицу , тем легче будет решить эту проблему.

Рассматривая эти направления надо заметить , что не обязательно их

раздельное использование , напротив , быть может их совместное применение

даст наибольший эффект.

Выбрав антиинфляционную политику необходимо выбрать методы , через

которые она будет реализована и ее долгосрочную и краткосрочную

перcпективу.

Антиинфляционная стратегия - соединяет цели и методы долговременного

характера , антиинфляционная тактика - на относительно небольшой период

времени.

Одним из основных факторов , влияющих на инфляционные процессы

являются инфляционные ожидания. Таким образом одной из важнейших задач

будет задача переломить инфляционные ожидания . Эта задача выполнима при

соблюдении следующих условий :

1. Укрепление механизмов рыночной системы (рациональная налоговая

политика , ослабление таможенных и иных ограничений на ввоз импортной

продукции , поощрение малого бизнеса , диверсификации производства и т. д.

)

2. Существование правительства , исповедующего твердый курс на

переход к управляемой инфляции и пользующегося поддержкой большинства

населения.

Кроме того может проводиться долгосрочная денежная политика. Она

предполагает введение жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы.

Чтобы политика была действительно антиинфляционной необходимо

удерживать эти лимиты в течении продолжительного периода времени. Даже

при временном отходе от антиинфляционного курса - происходит усиление

инфляционных ожиданий и ее эффект резко снижается.

Ещё одной задачей является сокращение бюджетного дефицита с

перспективой его полной ликвидации. Эта задача решается двумя основными

путями : увеличение доходов или сокращение расходов государства , однако

предпочтительнее второе. Дело в том , что усиление налогового пресса может

лишь усилить инфляцию , хотя и принесет сиюминутный антидефицитный

результат.

Без устранения дефицита бюджета любые попытки установить контроль

над инфляцией нереальны , поскольку , как в большинстве стран ,

сталкивающихся с проблемой инфляции , так и в нашей стране одним из

наиболее существенных факторов развития инфляции является дефицит бюджета.

Кроме того , одним из наиболее важных элементов антиинфляционной

стратегии является совершенствование налоговой системы. Так как

чрезмерный налоговый пресс не только способствует постоянному повышению

цен , но и снижает деловую активность , что влияет на сокращение

предложения и в итоге влечёт ещё больший рост цен.

Разрабатывая стратегию необходимо уделить внимание и тактике ,

позволяющей проводить регулирование в краткосрочной перспективе. К

методам краткосрочного регулирования относятся :

- регулирование учётной ставки Центрального Банка ;

- регулирование нормы федеральных резервов ;

- проведение приватизации - появление на рынке большого числа акций

отвлечёт часть инфляционного спроса , приватизация кроме того облегчит

напряжение в расходной части бюджета ;

- выпуск государственных займов и т.д.

Надо заметить , что в нашей стране инфляция усиливается некоторыми

специфичными факторами , среди которых , кроме дефицита бюджета , который

характерен практически для любой страны , высокий уровень неплатежей.

Кризис неплатежей сужает предъявляемый спрос , что вынуждает

производителей замедлять рост цен на свою продукцию , однако несмотря на

это он не может являться положительным фактором , т. к. усиливает

промышленный спад , который в свою очередь создаёт дефицит и поощряет рост

цен.

Одним из методов борьбы с этим фактором может быть введение ,

развитие и совершенствование системы взаимозачёта и вексельной оплаты

платёжных обязательств , а также совершенствование банковской системы ,

введение жестких санкций по отношению к банкам , задерживающим переводы

платежей. Что касается предприятий не имеющих необходимых денежных средств

(если отсутствие таковых не является причиной неплатежей) , то в

отношении их необходимо применять меры предусмотренные законодательством.

Кроме того одним из специфических факторов является задолженность

государства перед отдельными отраслями , что напрягает бюджет и создает

неблагоприятную социальную атмосферу.

Решить эту и другие проблемы не просто , практически невозможно без

оздоровления экономики , без создания условий для нормального

функционирования рынка.

БЕЗРАБОТИЦА

В современном рыночном хозяйстве обязательно должен существовать

определенный оптимальный резерв работников , поддерживаться естественная

норма безработицы. При этом исключаются как арифметически полная

занятость , так и чрезмерно высокий уровень безработицы , имеющие

отрицательные последствия.

В первом случае экономике грозит инфляция спроса , низкая

эффективность производства , стагфляция и т.д. Во втором - явное

недоиспользование трудового фактора производства , нарушение социально-

экономических прав человека , негативное влияние на финансы государства ,

связанное с необходимостью содержания большого количества безработных ,

что в значительной мере напрягает бюджет и т.п.

Для того , чтобы верно оценить ситуацию в сфере занятости необходимо

знать не только уровень безработицы , т. е. долю официально

зарегистрированных полностью безработных в численности работоспособного

населения , но и то , сколько времени они пребывают в таком состоянии.

Поэтому и исследования проблем занятости , и разработка

соответствующей государственной политики ведутся на основе анализа уровня и

продолжительности безработицы.

Но нередки ситуации , когда текущая безработица ниже естественной

нормы или наоборот превышает естественную отметку.

Искусственно низкая безработица как правило является следствием

ошибочной политики государства , его стремления любой ценой добиться

полной занятости. Но цена эта может оказаться слишком высокой. Применяя

средства макроэкономического регулирования , государство действует вопреки

естественному ходу событий на рынке труда. Конечно в его обязанности

входит помогать каждому , кто хочет и может работать , реализовать свое

право на труд. А это совершенно не означает наделение чуть ли не любого

человека гарантированным рабочим местом. В современном рыночном хозяйстве

занятость становится по-настоящему полной и эффективной лишь тогда , когда

текущий уровень безработицы близок к естественной норме , которая никогда

не может быть равной нулю. И пытаться сделать обратное - значит нанести

экономике ущерб.

Как пример неверной политики государства можно рассмотреть

краткосрочное денежное регулирование , когда государство , не считаясь с

тяжелыми инфляционными последствиями , систематически оказывает понижающее

давление на процентные ставки , намереваясь таким образом стимулировать

расширение производства и занятости. Богата такими примерами и наша

экономика.

Можно выделить массированные государственные капиталовложения ,

дотации и субсидии , приводящие к росту дефицита бюджета , вызывающему

дополнительную денежную эмиссию (декабрьский эмиссионный выброс был

купирован январским изъятием денег из наличного обращения , но уже в

феврале объем наличной эмиссии вновь составил весьма приличную сумму - 1,6

трлн. рублей) , что провоцирует новый виток инфляции. Все эти действия

носят сугубо инфляционный характер , ведут к сохранению в сущности

излишних рабочих мест , поддержанию неестественно низкой безработицы.

Если государство поступает именно так , степень использования ресурсов

становится слишком высокой. В этом случае в соответствии с кривой Филлипса

весьма вероятна инфляция спроса.

Стремление работников сохранить свои реальные доходы приводит к

увеличению заработной платы , но это повышение носит сугубо инфляционный

характер так как становится фактором не потому , что, например ,

увеличился спрос на рабочую силу или сработали иные механизмы рынка труда ,

а потому , что произошел очередной скачёк цен. Возрастут издержки и ,

следовательно , не все рабочие смогут продолжать работу. Произойдёт рост

безработицы.

Таким образом , пытаясь установить полную занятость , государство в

состоянии добиться лишь кратковременного снижения уровня безработицы , за

которым обязательно следует его рост. При этом продолжается раскрутка

инфляционных процессов.

В целом можно сказать , что в каких бы формах не выступала

государственная политика , направленная на поддержание искусственно низкой

безработицы , достижение полной занятости , она в конце концов

оканчивается стагфляцией.

Если же уровень безработицы слишком велик , то это значит , что

правительство уделяет слишком много внимания снижению темпов инфляции и

стремится к ее минимизации , что также носит отрицательный характер и

плохо сказывается на экономике.

Стандартные подходы к решению проблемы безработицы , такие как

создание или стимулирование создания рабочих мест , массовая

переподготовка кадров не теряют своей актуальности нельзя забывать также

и о социальной защите населения , иначе может последовать социальный

взрыв непредсказуемых масштабов , но вместе с тем необходимо искать

новые пути , использовать опыт , накопленный странами с развитой

экономикой. Такими путями могут быть :

Перераспределение имеющегося спроса на труд путём стимулирования

перехода предприятий на неполный рабочий день , неполную рабочую неделю и

т.п. Предприятия , сделавшие шаги такого рода , должны поощряться

налоговыми льготами : им следует снижать ставки налога на прибыль - хотя бы

в той мере , чтобы компенсировать их затраты на включение в коллектив

дополнительного числа работников.

Бюджетное субсидирование дополнительной рабочей силы на действующих

предприятиях. Оно может выглядеть как кредитование зарплаты дополнительно

нанятых рабочих. Предприятия , расширяющие занятость по отношению к ее

уровню в предшествующем году ,

могут получить льготный кредит , соразмерный зарплате , уплаченной

дополнительно занятым на производстве.

Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения

установленного законом пенсионного возраста ; этой же цели послужит и как

можно более широкое развитие государственных переподготовки и повышения

профессиональной квалификации.

Предоставление временных рабочих мест , которые не ориентированы на

получение прибыли , а связаны с работами , выполняемыми в интересах

общества , например санация бывших промышленных территорий , работы в

области охраны окружающей среды и т.д.

Кардинальное реформирование переговорного процесса по установлению

уровня заработной платы. Имеется в виду создание механизма выработки

трехсторонних соглашений (работодатели -профсоюзы - государство) ,

имеющих целью разумное ограничение роста заработной платы.

Использование зарубежного опыта ,несмотря на прокламирование

отдельными политиками и экономистами "своего пути" необходимо , при этом

анализируя и адаптируя его к безусловно специфическим российским условиям.

К примеру , упомянутое выше кредитование государством дополнительно

нанятых рабочих с первого взгляда носит расточительный характер , так

как это должно увеличить дефицит бюджета и сказаться на увеличении темпов

инфляции. Однако такая схема применялась в США в 1977 - 1978 и результаты

были положительны. Кредитовалась заработная плата не более , чем 2 %

прироста численности работников , причем абсолютная величина кредита не

могла превышать $ 100 тыс. И при этом многим корпорациям столь скромное

вспомоществование дало возможность создать до 50 новых рабочих мест.

Нельзя упускать из виду , что и сама безработица , и борьба с ней

вещи очень дорогие. В США в 1980-х годах "цена" одного процентного пункта

роста безработицы составляла , по данным комиссии Конгресса , примерно $ 75

млрд. недополученного ВНП и

$ 25 млрд. дополнительного бюджетного дефицита. Аналогичных данных по

нашей стране пока нет , зато уже примерно известно чего стоит борьба с

безработицей. По оценкам специалистов Минэкономики , возвращение одного

безработного в ряды работающих обходится в нынешней России в 1,5 млн.

рублей , а в Москве - в 2 млн.

Средств на борьбу с безработицей жалеть не следует по многим причинам.

По крайней мере потому , что , как показывает мировая практика ,

предотвратить её разрастание можно с помощью затрат гораздо меньших , чем

она потребует потом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ , ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ РЕФЕРАТА :

1. "Современные экономические теории - буржуазные концепции (ECONOMIC

IMAGES)" Питер Браунинг , Москва "Экономика" 1987

2. "США : государство и рынок" , Москва "Наука" 1991

3. Журнал "КоммерсантЪ" N 4,13,15 1994

4. "Введение в рыночную экономику" Лившиц А. Я.