Билеты на государственный аттестационный экзамен по специальности Информационные Системы

Билеты на государственный аттестационный экзамен по специальности Информационные Системы

1 Кибернетический подход к информационной системе как системе управления.

Понятие кибернетической системы связано с процессами управления и

переработки данных. Процесс управления рассматривается как процесс

взаимодействия двух систем – управляющей и управляемой, в которой X –

входные параметры о состоянии объектов управления, Y – выходные параметры,

по которым судится о том, достигнута ли цель управления. Обратная связь –

обеспечивает передачу данных в управляющую систему, по которым судят о

рассогласовании цели и получаемых результатов.

Управляющие или управленческие воздействия (( - среда. Процесс управления

содержит следующие этапы:

1) Сбор информации об объекте управления.

2) Выработка решения в соответствии с критериями эффективности

управления.

3) Формирование и выдача управляющих воздействий (реализуется в

управляющей системе).

4) Реализация решения.

5) Изменение состояния объекта (реализуется в управляемой

системе). Управление – это целенаправленное информационное

воздействие одной системы на другую, стремящейся изменить

состояние последней в соответствии с выбранными критериями

эффективности функционирования. (пример ИС – управление

предприятием). 2. Основные направления совершенствования

систем управления:

1) Совершенствование организационных отношений, т.е.

формирование рациональной структуры системы управления

(состав и структура АУП), распределение прав и должностных

обязанностей. Основное правило – чем меньше уровней

управления, тем меньше звеньев управленческого аппарата, тем

проще система управления предприятием, но сложнее и

интеллектуальнее задача, решаемая каждой подсистемой

управления.

2) Совершенствование экономических отношений – формирование

управленческих воздействий в соответствии с объективными

экономическими закономерностями общественного развития.

3) Совершенствование техники и технологии управления.

Обязательным элементом любой системы управления является информационная

система – это коммуникационная система сбора, передачи, переработки

данных об объекте управления. Данная система снабжает работников

различного уровня информацией для реализации функций управления.

Информационные системы могут быть – прочными, автоматизированными и

автоматическими. Данная классификация учитывает пропорции ведения данных

между человеком и вычислительным устройством.

2) Информационно-справочные системы

ВУ – вычислительное устройство

3) Информационно-управляющие системы

Если в системе есть человек, то система называется автоматизированной. ИС

сама по определению является тоже системой управления. Определение ИС

включает:

. Структуру системы, как множество элементов и взаимоотношения

. Состав

. Описание функций

. Описание входов и выходов, как для системы в целом, так и для каждого

элемента

. Цели, ограничения и критерии

. Архитектура системы

|

2 Трехзвенная архитектура информационных систем.

Трехуровневая (распределенная) архитектура включает в себя сервер,

приложения-клиенты, сервер приложений.

Сервер приложений является промежуточным уровнем, обеспечивающим

организацию взаимодействия клиентов и сервера, например выполнение

соединения с сервером, разграничение доступа к данным и реализацию бизнес-

правил. Сервер приложений реализует работу с клиентами, расположенными на

различных платформах, т.е. функционирующими на компьютерах различных

типов и под управлением различных ОС. Основные достоинства 3-х звенной

архитектуры клиент-сервер:

- Снижение нагрузки на сервер;

- Упрощение клиентских приложений;

- Единое поведение всех клиентов;

- Упрощение настройки клиентов;

- Независимость от платформы.

Технологии программной реализации трехзвенной ИС в Delphi. Поскольку в

трехзвенной архитектуре клиент и сервер приложений в общем случае

располагается на разных машинах, связь клиента с сервером приложений

реализуется с помощью той или иной технологии удаленного доступа:

Модель DCOM позволяет использовать объекты, расположенные на другом

компьютере. ОС Windows NT Server или Windows 2000 Server

Сервер MTS (сервер транзакций Microsoft)- дополнения к технологии COM, и

предназначенная для управления транзакциями.

По сравнению с DCOM, MTS обеспечивает следующие дополнительные

возможности:

- Управление системными ресурсами, включая процессы, потоки и соединения с

БД;

- Управление транзакциями, в том числе старт, подтверждение или откат

транзакции;

- Управление доступом к набору данных, основанное на закреплении за НД той

или иной роли; пользователь получит доступ к данным только в том случае,

когда его роль совпадает с ролью НД.

Модель СОМ+ (усовершенствованная объектная модель компонентов) фирмы

Microsoft введена в Windows2000 и интегрирует технологии MTS в

стандартные службы COM.

Сокеты TCP/IP (транспортный протокол/ протокол Интернета) используется

для соединения компьютеров в различных сетях, в том числе в Интернете.

CORBA (общедоступная архитектура с брокером- (сервер приложений) при

запросе объекта) позволяет организовать взаимодействие между объектами,

расположенными на различных платформах.

SOAP ( простой протокол доступа к объектам) служит универсальным

средством обеспечения взаимодействия с клиентами и серверами Web-служб на

основе кодирования XML и передачи данных по протоколу HTTP.

Главные особенности трехуровнего приложения связаны с созданием сервера

приложений и клиентского приложения, а также с организацией

взаимодействия между ними.

Для разработки многоуровневых приложений в Delphi используются удаленные

модули данных и компоненты, размещенные на странице DataSnap палитры

компонентов.

|

3 База данных как независимое хранилище данных и бизнес-правил.

БД – это совокупность данных и описаний свойств этих данных,

предназначенных для машинной обработки, которая служит для удовлетворения

нужд многих пользователей.

Проектирование БД – это процесс разработки структуры БД в соответствии с

требованиями пользователя.

Бизнес-процесс – это формализованное описание заданного набора

управленческих процедур, включающее как выполняемые этим набором функции,

так и используемые им данные и взаимоотношение, затрагиваемых им

организационных подразделений и единиц.

Бизнес-правила – это набор существующих правил, необходимых для организации

бизнеса.

Предметная область (ПО) – это часть реального мира, подлежащая

автоматизации. (институт, завод и т. п.).

Система управления базами данных (СУБД) – это обобщенный инструмент для

манипулирования данными.

База данных – это триединая концепция, которая включает:

1) совместно используемый механизм, предоставляющий общее хранилище

взаимосвязанных и управляемых данных.

2) инструментальные средства поиска, анализа отображения данных.

3) обширная модель для представления состояния бизнеса, как в

кратковременном, так и долговременном аспекте.

Три этих аспекта – суть базы данных. Помимо основных концепций БД включает

в себя определенную технологию (хранение, поиск, отображение данных). В БД

существуют независимо друг от друга данные и бизнес-правила.

Концептуальная стадия – первая в проекте: обзор требований и разработка

общего проекта. В слое документов рассматриваются обширные потоки работ от

офиса к офису, от службы к службе, от сотрудника к сотруднику. На уровне

процессов выявляются термины, описывающие бизнес-правила, алгоритмы.

Рассматривается высокоуровневая интегрированная основа модели предприятия,

подразделения.

Логическая стадия. Принимаем во внимание детальные правила бизнеса:

разработка последовательности детализированных форм, необходимых для

реализации задач;

детализация процессов взаимодействия объектов. Разработка диаграмм "Запрос

- действие".

Разрабатывается высокоуровневая модель "сущность-связь", которая показывает

потенциальную схему БД. В ней учитываются основные вопросы согласованности

и содержательности БД.

Физическая стадия. Проектируются формы, бизнес-правила описываются в виде

программных кодов, БД нормализованы, упорядочены.

При проектировании и реализации БД необходимо учитывать потенциальные

требования пользователей, что актуально с первого этапа работы

| |